Воспитательная среда ведомственного вуза как средство формирования личности курсанта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается важность воспитания личностных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), отвечающих общечеловеческим и профессиональным моральным нормам, и обозначается роль ведомственного вуза в воспитании личности курсанта. Аргументируется, что воспитательная среда ведомственного вуза является одним из центральных средств формирования и становления личности курсанта – будущего сотрудника УИС как человека и профессионала. Осуществляется анализ понятия «среда» в контексте различных уровней образования (школа, вуз). Обобщаются научные представления о воспитательной среде ведомственного вуза, представляющей совокупность обстоятельств, условий, специфичных для ведомственного вуза, которые влияют на курсанта, способствуя формированию его личности как будущего специалиста. Дополняется перечень организационно-педагогических условий развития воспитательной среды ведомственного вуза применительно к воспитательной среде вузов ФСИН России – наполнение воспитательной среды ценностями, которые, проникая в ценностную сферу сознания курсантов и становясь ее неотъемлемой частью, создают ценностную преграду, которую не могут преодолеть антиценности криминального мира. Обозначаются подходы к формированию, развитию, становлению воспитательной среды ведомственного вуза: молекулярный, факторный, синергетический, компетентностный, культурологический, аксиологический, этнопедагогический, индивидуально-творческий, диалогический, которые дополняются средовым подходом. Обосновывается значение средового подхода в организации воспитательной среды ведомственного вуза. Раскрывается содержание основных понятий средового подхода: ниша; стихия; образ жизни; личность как объект и субъект воспитания; средообразовательное действие. Раскрывается специфика реализации средового подхода к организации воспитательной среды ведомственного вуза ФСИН России.

Об авторах

Рустам Булатович Жалмурзин

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: rustam.zhalmurzin@mail.ru

командир взвода учебно-строевого подразделения

Россия

Список литературы

  1. Булгаков В.В. Реформирование ведомственных вузов: критический анализ // Высшее образование в России. 2019. № 8–9. С. 100–109.
  2. Жиряков Е.А. Особенности подготовки курсантов юридического высшего учебного заведения // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: мат-лы междунар. науч.-практ. межведо. конф., Самара, 16–17 июня 2016 года / под общ. ред. А.А. Вотинова. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. С. 233–234.
  3. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14, № 4. С. 21–27.
  4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  5. Ясвин В.А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, № 1. С. 80–90.
  6. Ясвин В.А. Историко-педагогический анализ потенциала формирования продуктивности личности в образовательных средах // Народное образование. 2019. № 4 (1475). С. 124–134.
  7. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. М.; Нижний Новгород: Волго-Вятская академия государственной службы, 2002. 157 с.
  8. Мануйлов Ю.С. Среда в вопросах и ответах // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 12–18.
  9. Вознюк О.И. Воспитательная среда вуза как фактор развития человека культуры // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. 2016. Т. 1, № 1 (9). С. 210–214.
  10. Захарова Т.П. Воспитательная среда в формировании профессионально компетентного выпускника вуза // Совет ректоров. 2014. № 4. С. 39–46.
  11. Митин А.А. Воспитательная среда вуза как фактор гражданского воспитания студентов // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 5–2. С. 70–73.
  12. Трусова Е.Е., Лаптева И.Л. Воспитательная среда вуза как психолого-педагогическое условие личностно-профессионального развития современного специалиста // Человеческий капитал. 2012. № 5 (41). С. 66–67.
  13. Брежнев Н.Н., Бастраков С.И., Ткачев В.А. Организационно-педагогические условия развития воспитательной среды военного вуза // Мир образования – образование в мире. 2019. № 4 (76). С. 135–140.
  14. Дудкина Е.И. Воспитательная среда образовательной организации МВД России как фактор профессионального развития курсантов и слушателей // Вестник современных исследований. 2018. № 11.5 (26). С. 89–91.
  15. Жигадло А.П., Бастраков С.И. Проверка условий развития воспитательной среды современного военного вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1 (39). С. 62–66.
  16. Ицкович М.М. Ценностно-смысловые детерминанты поведения сотрудников УИС. Екатеринбург: Ажур, 2016. 116 с.
  17. Кудрявцев Ю.М., Казакова У.А., Совин В.А. Воспитательная среда военного вуза как образовательный ресурс педагогической подготовки курсантов к разрешению конфликтных ситуаций в воинской части // Гуманизация образования. 2018. № 4. С. 70–77.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Жалмурзин Р.Б., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».