Мавзолеи восточных районов Золотой Орды

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования: рассмотреть формирование культовой архитектуры в восточных районах Золотой Орды на примере памятников мемориального зодчества. Проследить региональные различия и влияние различных архитектурных школ и строительных традиций на возникновение и развитие форм мавзолеев.

Материалы исследования: мавзолеи, которые являются наиболее многочисленными объектами монументальной архитектуры, исследованными на всей территории Золотой Орды. В работе рассматриваются как археологические памятники, так и различные изображения мавзолеев: рисунки XVIII–XIX вв. и фотографии начала XX в.

Результаты и научная новизна: в работе собраны и рассмотрены все мавзолеи восточных районов Золотой Орды. Обзор показывает, что среди всех построек на основании строительной техники можно выделить два направления зодчества – строительство из камня и строительство из кирпича (обожженного и сырцового). Анализ типов планировки, строительных приемов, архитектурных деталей мавзолеев и строительных материалов приводит к выводу, что в сложении мемориального зодчества прослеживается несколько направлений. Каменные мавзолеи Приуралья по своей архитектонике тесно связаны с архитектурой Волжской Булгарии, которая, в свою очередь, возникла под сильным влиянием сельджукской Малой Азией и отчасти Закавказья.

Большая часть мавзолеев построена из обожженного и сырцового кирпича. Среди них выделяется группа кубических мавзолеев с шатровым куполом на барабане и массивным порталом. Эти здания находят прямые аналогии среди памятников Средней Азии, прежде всего, Хорезма. Группа башенных или пирамидальных мавзолеев представляет собой постройки архаического облика, которые повторяют поминальные памятники тюрок. Также в восточных районах строились двухкамерные мавзолеи, состоявшие из комнаты для проведения обрядов (зиярат-ханэ) и усыпальницы (гур-ханэ). Мавзолеи такой планировки не имеют прямых аналогий за пределами Золотой Орды и являются творческой переработкой уже известных схем.

Полный текст

Введение

В городах Золотой Орды существовала довольно развитая архитектура культовых и гражданских построек [18; 19]. К первым относятся мечети с минаретами, медресе, ханака, мавзолеи и христианские храмы. Гражданские здания представлены общественными банями, базарами и караван-сараями. Также известно некоторое количество крупных усадебных и дворцовых зданий. Большая часть построек сохранилась в виде археологических остатков на уровне нижней части стен, и не всегда можно достоверно реконструировать их внешний облик. Но в отдельных регионах, таких как Крым, Среднее Поволжье, Хорезм некоторые памятники дошли до нас в почти не разрушенном состоянии. Эти сохранившиеся постройки, а также различные изображения (рисунки, гравюры литографии, фотографии) золотоордынских зданий, выполненные в XVIII – начале XX вв. позволяют провести реконструкцию и проанализировать их архитектурные особенности.

Особое место среди археологических памятников Золотой Орды принадлежит мавзолеям. Прежде всего, – это самая многочисленная категория монументальных зданий, известная и изученная на территории Улуса Джучи. Кроме того, именно мавзолеи, вероятно ввиду их компактности, дольше всего сохранялись в неразрушенном виде. Поэтому их архитектурные формы лучше всего поддаются анализу и именно на примере мавзолеев можно понять, под влиянием традиций каких стран и народов складывалась архитектура Золотой Орды.

В данной работе будут рассмотрены мемориальные памятники восточных районов Золотой Орды, таких как Приуралье, Западный и Центральный Казахстан. Эта территория в средние века представляла собой полупустынные и степные районы, население которых занималось, в основном, скотоводством. Здесь не было зон сплошной оседлости, а города и поселки, возникшие в золотоордынский период, были весьма немногочисленны. Тем не менее, в этом регионе сохранилось довольно много мемориальных построек, которые были связаны с населенными пунктами или поставлены прямо в степи.

Мавзолеи восточных районов

Три каменных мавзолея расположены на Южном Урале, недалеко от станции Чишмы, примерно в 50 км от Уфы. Два мавзолея имеют хорошую сохранность, поэтому с XVIII в. вплоть до наших дней исследователи посещали их и оставили многочисленные описания [10; 29; 42; 22; 21; 37 и др.]. Полная история исследования этих памятников приводится в недавно вышедшей книге Г.Н. Гарустовича и А.И. Нечвалоды, в которой максимально подробно рассматриваются всевозможные исторические, археологические, палеоантропологические и исламоведческие аспекты изучения этих мавзолеев [16]. Такой комплексный подход позволил авторам получить новые знания об эпохе Золотой Орды на Южном Урале. Задачи данной работы гораздо скромнее, и каменные мавзолеи Башкортостана будут рассмотрены с точки зрения изучения их архитектуры и места в мемориальном зодчестве Золотой Орды.

Мавзолей, известный под названием «Кэшэнэ Тура-хана» или «Дом суда», сохранился практически полностью. Нижняя часть его – квадратная в плане размерами 6,6 х 6,6 м (рис. 1). Нижний кубический ярус переходит к восьмиграннику при помощи внешних треугольных скосов, которые начинаются на высоте 1,8 м от земли. Венчает здание крыша в виде восьмигранной пирамиды. Внутри помещения переход к перекрытию в виде полусферического купола, осуществляется за счет пирамидальных тромпов. Помещение имеет высоту 5,4 м. Изначально высота здания была около 9,9 м, после разрушения верхушки шатра стала составлять 6,4 м. Стены здания, сложенные из рваных и подтесанных камней, достигают толщины 1,5 м. Кладка купола, а также обрамления дверей, окон и арки портала выполнены из известкового туфа. Здание имеет портал в виде айвана, со сводчатым перекрытием полукруглого абриса, который пристроен к южной стене. Высота портала около 4,0 м, ширина, 4,16 м, длина его пилонов 2,4 м. Внутреннее пространство (айвана) имеет размеры 2,4 х 2,0 м и высоту 3,0 м. По сведениям В.С. Юматова, вдоль стен в айване были сделаны каменные скамьи [42]. Входной проем в мавзолей повторял по форме портальную нишу и имел размеры 2,25 х 1,5 м. Он был закрыт дубовой дверью. Внутреннее пространство освещалось окнами, расположенными в трех остальных стенах.

 

Рис. 1. Мавзолей Тура-хана: 1 – фасад; 2 – вид сбоку; 3 – план; 4 – разрез барабана; 5 – продольный разрез (3-5 по [21]); 6 – восточный фасад; 7 – западный фасад; 8 – южный фасад; 9 – продольный разрез (6-9 по [14])

Fig. 1. Mausoleum of Tura Khan: 1 – facade; 2 – side view; 3 – plan; 4 – section of the drum; 5 – longitudinal section (3-5 by [21]); 6 – eastern facade; 7 – western facade; 8 – southern facade; 9 – longitudinal section (6-9 by [14])

 

Мавзолей «Малый кэшэнэ» находился примерно в 300 м к юго-западу от мавзолея Тура-хана [22, c. 18]. Данные о его планировке получены в результате археологических раскопок, так как в настоящее время он полностью разрушен [13, c. 172–173; 15, c. 173–185]. Здание имеет форму квадрата со стороной 6 м. Оно ориентировано по сторонам света (2.1). Стены толщиной 58–62 см. сложены из необработанных камней. Археологические раскопки выявили внутри мавзолея 4 погребения. В древности мавзолеи, расположенные на соседних холмах, образовывали единый архитектурный комплекс. Датируются мавзолеи XIV веком.

Еще один известный мемориальный памятник, мавзолей Хусейн-бека, также находится в Чишминском районе (рис. 2.2-4). Начиная с середины XIX века, его неоднократно обследовали. П. Павловский, В.С. Юматов и В.В. Вельяминов-Зернов [29, c. 235; 42, c. 3; 10, c. 258–260] составили подробные описания постройки, бывшей в то время в хорошей сохранности. Именно эти данные использовались в более позднее время другими исследователями [22, c. 5–6; 37, c. 89–90]. Во второй половине XIX вв. от здания сохранилась только нижняя часть, которая имела в плане форму квадрата со стороной 8,4 м. Стены постройки из неотесанных камней, сложенные на известковом растворе, были оштукатурены с внутренней стороны. Стены имели толщину 1,57 м. Переход к восьмиграннику внутри осуществлялся при помощи пирамидальных тромпов. Над ним, вероятно, был сделан купол с пирамидальной крышей. В XIX в. высота постройки без перекрытия и купола составляла 4,2 м. Дверь размерами 2,5 х 1,0 м была сделана с южной стороны. Здание имело портал, от которого в XIX в. сохранились только пилоны. Свет поступал в помещение через три сводчатые окна размерами 1,0 х 0,7 м. На надгробии, которое имелось внутри мавзолея, была сделана надпись, из которой следовало, что здесь похоронен «Хаджи Хусейн-бек, сын великого эмира Омар-бека» [10, c. 259]. На камне была высечена дата – 1339 г.1 [43, c. 116]. В 1911 г. мусульманской общиной были собраны средства, на которые была проведена реставрация здания, которая полностью изменила его облик [22, c. 5, 6]. В настоящее время оно представляет собой квадратную в плане постройку с невысоким куполом полусферического очертания, лишенную портала. Общая высота ее 5,28 м. В результате проведенных в мавзолее раскопок внутри было найдено 9 погребений [13; 15, с. 201–222].

 

Рис. 2. Каменные мавзолеи: 1 – Малый кэшэнэ; 2 – мавзолей Хуссейн-бека, общий вид; 3 – план; 4 – разрез (2-3 по [14])

Fig. 2. Stone mausoleums: 1 – Small keshene; 2 – Husein-bek mausoleum, general view; 3 – plan; 4 – section (2-3 by [14])

 

Мавзолей Кесене, который известен также, как «Башня Тамерлана» [36, c. 144–146], «Варнинский» (по названию близлежащего поселка Варна) [17, c. 196–206], Кисене [25] и мавзолей на берегу оз. Кисяне [37, c. 92], находится на юге Челябинской области. Первыми исследователями его были П. Рычков и П.С. Паллас [35, c. 195; 30, c. 388]. Э.Ю. Петри провел раскопки в мавзолее, обнаружил погребение богатой женщины и оставил описание постройки [31, c. 55]. И.А. Кастанье приводит тщательные рисунки мавзолея в нескольких видах [24, c. 49–50; 25, c. 62–63, рис. 72]. Здание построено из обожженных кирпичей квадратной формы. Приблизительное описание его дополняют рисунки из трудов П.С. Палласа и И.А. Кастанье (рис. 3), а также план (рис. 4.1), полученный в результате археологических исследований [6, c. 162–165]. Все эти данные дают довольно четкое представление о планировке и внешнем облике постройки. Здание было прямоугольным в плане, вытянутым вдоль меридиональной оси. Размеры его основания 9 х 12 м. В северной части находилась усыпальница (гур-ханэ), в южной – портал (пештак). В нижней трети основная часть здания была квадратной в плане (9 х 9 м), далее происходит переход к двенадцатигранному барабану, который венчает пирамидальная крыша с таким же количеством граней. Высота мавзолея составляла 16 м. Внутреннее помещение размерами 6 х 6 м было перекрыто сферическим куполом, переход к которому осуществлялся при помощи тромпов со сталактитами. Широкий, тщательно проработанный портал находился с южной стороны здания. Высота портала превышала высоту нижней части здания, а ширина была больше, чем ее ширина. Вход оформляла стрельчатая арка, архивольт которой был выделен кирпичным бордюром. По сторонам от арки находились слегка выступающие пилястры, которые расчленяли плоскость портала. В щековых стенах портала были сделаны ниши прямоугольного сечения. Освещалось помещение усыпальницы через небольшие квадратные окна, сделанные в восточной и западной стенах. При раскопках 1960 г. были найдены изразцы, некогда украшавшие мавзолей [38, c. 26; 6, c. 162–165]. Постройка датируется второй половиной XIV в. [36, c. 94], в настоящее время мавзолей полностью восстановлен (рис. 4.3).

 

Рис. 3. Мавзолей Кесене: 1 – литография (N. Thomas Dirac) из сочинений П.С. Палласа 1789–1793 гг.; 2 – литография (F.Lardy Dirac) из сочинений П.С. Палласа 1795 г.; 3 – фото инженера Подъяконова 1908 г. (по [23])

Fig. 3. Kesene Mausoleum: 1 – lithograph (N. Thomas Dirac) from collected works of P.S. Pallas, 1789–1793; 2 – lithograph (F. Lardy Dirac) from collected works of P.S. Pallas, 1795; 3 – photograph by engineer Pod’iakonov, 1908 (by [23])

 

Рис. 4. Мавзолей Кесене: 1 – план [по 6]; 2 – фотография 1924 г.; 3 – современный вид

Fig. 4. Kesene Mausoleum: 1 – plan [after 6]; 2 – photograph 1924; 3 – modern look

 

К.В. Сальников частично исследовал мавзолей в Троицком районе Челябинской области [7, c. 151–154]. Раскопки велись траншеями, поэтому планировка здания изучена весьма приблизительно. Прямоугольная постройка имела ширину около 9 м и неизвестную длину. Кирпичные стены, возведенные без фундамента, имели толщину 1,75 м. Ширина южного помещения составляла 5,35 м. Пол его был вымощен кирпичом, а вдоль восточной и западной стен, на расстоянии 1,75 м от них, были сложены узкие сырцовые стенки. Вероятнее всего, здесь находились суфы. Еще одно помещение, скорее всего, усыпальница, находилось с северной стороны. По мнению П.И. Рычкова, который в XVIII в. видел мавзолей у Троицка в еще не разрушенном состоянии, он был схож по архитектуре с мавзолеем у с. Варна [7, c. 148–150].

Крайне скудны и сведения о мавзолее «Башня Болгасын» в Тургайской области, приведенные И.А. Кастанье [23, c. 221–222; 25, c. 52]. И.А. Кастанье посетил памятник в 1907 г. и уже не застал руин мавзолея, поэтому описание его он приводит со слов г-на Матова. Прямоугольное в плане здание размерами 13 на 20 шагов было построено из красного обожженного кирпича и было ориентировано по сторонам света. Приблизительная высота здания составляла 21 м. Мавзолей, скорее всего, состоял из усыпальницы и обширного айвана. Кубическое основание основной части здания переходило в цилиндрический барабан с гофрированной поверхностью, который был перекрыт полусферическим куполом (рис. 5). Гофрированная поверхность купола была выложена изразцами бирюзового цвета. Вход в мавзолей находился с южной стороны, в остальных стенах были сделаны небольшие окна. Стены помещения внутри были оштукатурены. Основываясь на трудах И.А. Кастанье, «Башню Болгасын» опубликовал А.П. Смирнов. Исследователь отмечал, что сплошная облицовка купола изразцами и появление гофрировки на его поверхности характерна для памятников Средней Азии середины XIV – начала XV вв. [37, c. 96]. Мне кажется более вероятной, датировка здания тимуридским временем, так как гофрированные купола, облицованные изразцами, ранее не встречаются.

 

Рис. 5. Мавзолей «Башня Болгасын» (по [22])

Fig. 5. Bolgasyn Tower Mausoleum (by [22])

 

Мавзолей под названием «Бэндэбикэ» у с. Максютово в Кургачинском районе Башкортостана был исследован в 1968–1969 гг. Н.А. Мажитовым [27]. Стены постройки, сложенной из обожженного кирпича на глиняном растворе, сохранились только в нижней части. Основные стены имели толщину 1,2 м, на углах постройки находились небольшие утолщения. Прямоугольное в плане здание (8,5–8,7 х 6,9 м) было ориентировано строго по сторонам света, длинной стороной по оси С-Ю (рис. 6.1). Массивный портал находился с южной стороны. Размеры его пилонов равнялись 2,25 х 1,8 м, а ниша между ними имела ширину 2,4 м и глубину 1,8 м. Проход шириной 85 см вел из портальной ниши в основное помещение размерами 4,45 х 4,45 м. Стены помещения были оштукатурены, внутри его были найдены остатки полусферического купола. Единственное погребение в мавзолее принадлежало женщине. На основании тщательного анализа планировки мавзолея и остатков рухнувших конструкций авторы раскопок сделали реконструкцию памятника, которая не вызывает возражений (рис. 6.2). Мавзолей, скорее всего, относится к портальным постройкам с полусферическим куполом, и шатровым покрытием на многогранном барабане. Исследователи связывают его с кругом Северо-Туркестанских памятников [27, c. 186].

 

Рис. 6. Мавзолей Бэндэбикэ: 1 – план; 2 – реконструкция (по [26])

Fig. 6. Bendebike Mausoleum: 1 – plan; 2 – reconstruction (by [26])

 

В Оренбургской области также было исследовано несколько мавзолеев. Три из них находились возле поселка Тептяри и были найдены при раскопках курганной группы С.А. Поповым [32, c. 141–143]. Мавзолей № 1 был самым крупным и относительно хорошо сохранившимся. Прямоугольное в плане здание было ориентировано длинной осью по линии север-юг с небольшим отклонением к востоку (рис. 7.1). Размеры его 12,3 х 7 м. Его стены сложены из сырцового и обожженного кирпича размерами 25–27 х 25–27 х 5 см. Внешние стены имели толщину 1 м (4 ряда). В южной стене был сделан вход, и она была сложена в 6-6,5 кирпичей (1,75 м). Проход шириной 1,85 м находился по центру фасадной стены и вел в прямоугольное в плане помещение размерами 5 х 3,2 м. Стена в 4 ряда кладки отделяла его от северного помещения усыпальницы. Квадратное в плане (5 х 5 м) помещение гур-ханы имело выложенные обожженным кирпичом полы. В усыпальнице находилось 5 захоронений, еще 2 погребения было сделано в южном помещении.

 

Рис. 7. Мавзолеи у пос. Тептяри; 1 – № 1; 2 – № 2; 3 – № 3 (по [31])

Fig. 7. Mausoleums near the village of Teptiari; 1 – no. 1; 2 – no. 2; 3 – no. 3 (by [31])

 

Стены мавзолея № 2 были почти полностью разобраны, поэтому контур здания восстанавливается приблизительно. (рис. 188.2). Здание ориентировано по оси ЮЗЗ-СВВ, размеры его 9,0 х 5,4 м. Стены были сложенные из обожженного кирпича (25 х 25 х 5 см) плохого качества. Толщина внешних стен 75 см, они сложены в 2,5 кирпича. Вход в здание находился с юго-восточной стороны. Он вел в помещение, в котором сохранился кирпичный пол, поэтому размеры его вычисляются довольно точно. Оно было прямоугольным в плане размерами 4,15 х 2,4 м. За ним находилась квадратная в плане усыпальница, размеры которой приблизительно 4,2 х 4,2 м. В погребальном помещении было обнаружено три погребения, причем в одной могиле находился кирпичный склеп. При раскопках мавзолеев №1 и 2 были найдены декоративные элементы в виде изразцовых кирпичей с голубой и синей поливой.

Мавзолей № 3 также был сильно разрушен (рис. 7.3). Здание имело размеры7,3 х 6 м и было ориентировано по оси ЮЗ-СВ. Стены были сложены из целых кирпичей размера 27 х 27 х 5 см, а также половинок и обломков. Мавзолей состоял из двух частей: узкого прямоугольного помещения размерами 3,2 х 0,9 м в юго-западной части и квадратной (3,2 х 3,2 м) усыпальницы. В погребальном помещении найдены остатки двух разрушенных погребений. Таким образом, все три мавзолея возле пос. Тептяри имеют сходное строение. Они представляют собой прямоугольные в плане здания, которые состояли из двух помещений зиярат-ханы и гур-ханы. Мавзолея № 1 отличается наличием утолщенной южной стены, поэтому можно предположить, что у него мог быть высокий портал с большой нишей. Мавзолеи №№ 2 и 3, вероятно, были фасадными.

Мавзолей восьмигранной формы был обнаружен при раскопках курганов в Оренбургской области у с. Изобильное Соль-Илецкого района [15, c. 153–160]. Так как в процессе раскопок большая часть его была разрушена, планировку можно реконструировать приблизительно (рис. 8). Здание имело форму восьмигранника с длиной стороны около 3,6 м. Углы мавзолея ориентированы по сторонам света и по направлению на СЗ, ЮЗ, СВ и ЮЗ. Расстояние между внешними углами равнялось 9,2 м. Стены толщиной 2,2 м сложенные из обожженного и сырцового кирпича. Высота стен около 10 слоев кирпича, то есть до 1 м. С внешней стороны у стен наблюдался небольшой наклон кверху, поэтому можно предположить, что постройка была либо башенной, либо пирамидальной. Вход в круглое в плане помещение диаметром 4,2 м предположительно находился с южной стороны. В усыпальнице пол был вымощен обожженым кирпичом. В северо-восточной части помещения располагалось ступенчатое надгробие (мастаба). К югу от него была найдена могильная яма, в которой в деревянных гробах лежали два костяка, женский и мужской. В погребении мужчины инвентаря не было, при женском костяке находились остатки шелковой ткани, зеркало и мелкие украшения. Мавзолей датируется XIV веком.

 

Рис. 8. Мавзолей у с. Изобильное: 1 – план; 2 – реконструкция плана (по [13])

Fig. 8. Mausoleum near the village of Izobilnoe: 1 – plan; 2 – reconstruction of plan (by [13])

 

На р. Урал, в Западном Казахстане, в XIV в. существовал золотоордынский город Жайык. Исследования, проведенные на городище Жайык, среди других монументальных построек выявили два мавзолея из обожженного кирпича [3, c. 92–111].

Малый мавзолей (№ 1) прямоугольный, вытянутый вдоль оси СВ-ЮЗ (рис. 9.1). Размеры его 9,0 х 12,0 м. Стены постройки, сложенные без фундамента из обожженных кирпичей размеров 25–26 х 25–26 х 5 см и половинного формата, имели толщину 1,75 м. Юго-западная стена была 2,25 м толщиной. Это обстоятельство позволяет предположить, что она служила основанием портала [3, c. 92]. Мавзолей был двухкамерным. Прямоугольное в плане помещение 1 размерами 5,5 х 3,5 м, находилось с юго-западной стороны. Пол его был выложен квадратными обожженными кирпичами на известковом растворе. На полу вдоль меридиональных стен были поставлены суфы шириной 1,25 м и высотой 40 см. С северо-восточной стороны находилось квадратное в плане (5,5 х 5,5 м) помещение усыпальницы (№2), которая соединялась с помещением 1 проходом. Пол усыпальницы был также выложен жжеными кирпичами, положенными в два слоя. Верхний слой был образован вымосткой из шестиугольных кирпичных плит в обрамлении из квадратных кирпичей. Он был положен на нижний слой из квадратных кирпичей. Единственное погребение с кирпичным склепом находилось в северной части. Авторы раскопок совершенно верно интерпретируют эту постройку как фасадный, продольно-осевой двухкамерный мавзолей [3, c. 95]. Они считают, что он был перекрыт двумя куполами разной величины [3, c. 92]. Однако, с этим утверждением трудно согласиться. Вне всякого сомнения, куполом была перекрыта квадратная в плане усыпальница, а южное помещение прямоугольной формы, имело сводчатое перекрытие.

 

Рис. 9. Мавзолеи Жайыка: 1 – Малый; 2 – Большой; 3 – вариант реконструкции Большого мавзолея (по [3])

Fig. 9. Mausoleums of Zhaiyk: 1 – Lesser Mausoleum; 2 – Great Mausoleum; 3 – reconstruction option for the Great Mausoleum (by [3])

 

Рядом находился Большой мавзолей (№ 2). Стены его толщиной до 2,5 м были сложены панцирной кладкой из большеформатного (40 х 25 х 8–9 см, 30 х 25 х 8 см) сырцового кирпича. По краям были положены два ряда кирпичей, а середина была забутована обломками сырцовых и обожженных кирпичей. Здание было прямоугольным в плане, вытянутым вдоль оси С-Ю (рис. 9.2). Размеры его 12,85 х 19,5 м. Южная стена имела два выступа длиной 2 м с восточной и западной сторон плоскости меридиональных стен. Эти выступы могли служили основанием башен, которые оформляли портал здания с боков. Портал находился с южной стороны. Длина его пилонов составляла 4 м, ширина айвана, образованного пилонами, была 6,7 м. Портал имел облицовку из глазурованных майоликовых плиток с подглазурной росписью белым, голубым и бирюзовым цветами, которые образовывали растительные и геометрические орнаменты. К северу от портала находилось помещение зиярат-ханэ, прямоугольное в плане. Его размеры 8,8 х 4,4 м. Вдоль западной и восточной стен были сделаны суфы шириной 2,2 м и высотой 45–50 см. В середине комнаты находилось возвышение, стенки которого были сложены из обожженного кирпича, а середина забутована землей и строительным мусором. Его размеры 2,75 х 2,2 м, высота 5 слоев кладки (34 см). С двух сторон он этого подиума пол помещения был выложен голубыми поливными плитками шестиугольной формы.

В северной части располагалась квадратная в плане гур-ханэ размерами 8,8 х 8,8 м. На ее полу были прослежены следы разобранной вымостки. Внутри, в 1 м от дверного проема, была обнаружена тумба размерами 65 х65 х 50 см, сложенная из обожженного кирпича на известковом растворе. Более всего эта тумба напоминает базу колонны, но в купольном помещении колонн быть не должно. Стены гур-ханэ были оштукатурены и расписаны полихромной росписью по белому фону. Также их украшали панно из поливных изразцов синего и бирюзового цветов с надглазурной росписью и позолотой. Два основных захоронения были совершены в центральной части гур-ханэ под надгробием в виде мастабы. В мавзолее было 11 погребений, причем с восточной стороны находились взрослые погребения, а с западной – детские. Состав захоронений позволил авторам раскопок высказать предположение, что этот мавзолей являлся фамильной усыпальницей представителей какого-то знатного рода [3, c. 103–104].

По мнению авторов раскопок, эта постройка являлась «фасадным двухкамерным мавзолеем» [3, c. 102, 104, 111]. Однако, в южной части здания присутствуют мощные, выступающие пилоны, поэтому мавзолей является, скорее, портальным (рис. 9.3). Также зиярат-ханэ, вероятно, была перекрыта не куполом [3, c. 98, 103], а сводом.

На Жайыке исследован еще один погребальный комплекс [20]. Круглое в плане сооружение, расположенное в его центре, имело диаметр 9,0 м (рис. 10.1). Его стены были сложены по краям из сырцового и обожженного кирпича, средняя часть была забутована шлаком и обожженный кирпичом. Помещение внутри постройки имело круглую форму диаметром 5,1 м. В нем находились разрушенные погребения. Ко входу с южной стороны вел пандус.

 

Рис. 10. Культовый комплекс на городище Жайык: 1 – план; 2 – реконструкция (по [3])

Fig. 10. Cult complex at the Zhaiyk site: 1 – plan; 2 – reconstruction (by [3])

 

С двух сторон от основного здания находились два полностью разрушенных небольших сооружения из сырца или пахсы. С южной стороны от фасада основного сооружения, в материке найдены пять круглых ям, расположенных цепочкой. Со всех сторон комплекс огораживала глинобитная стена, толщиной 30-40 см.

Таким образом, в центре погребального комплекса находился башенный или пирамидальный мавзолей диаметром 9,0 м. Толщина его стен позволяет предположить, что что здание имело большую высоту (10 м и более). Для сравнения можно указать, что известная башня Сараман Коса на Нижней Сырдарье имеет нижний диаметр 12 м, а высоту 15 м. К сожалению, невозможно определить форму небольших сооружений, расположенных с востока и запада от мавзолея. Судя по всему, они не имели большой высоты, так как от них остались очень небольшие развалы. Захоронений в них не было, следовательно, они функция их была чисто декоративной. Возможно, это были небольшие сплошные башенки также с купольным завершением. Ямы перед входом в мавзолей, расположенные цепочкой, могли остаться от вкопанных здесь каменных стел типа купылтасов (рис. 10.2). Купылтасы являются самостоятельными формами погребально-культовой архитектуры, но, как доказал С.Е. Ажигали, они могут входить в состав единого композитного памятника [1, c. 319]. Установленные вокруг мавзолея, они образуют с ним единый комплекс [1, c. 364]. В Западном Казахстане Купылтасы возникают в XVIII в., то есть достаточно поздно. При этом их могли ставить рядом с мавзолеем более раннего времени. Например, на некрополе Абат Байтак мавзолей XIV в. окружен мавзолеями и купылтасами XVIII–XX вв. [2].

В Хобдинском районе Актюбинской области находится сохранившийся почти полностью мавзолей Абат Байтак, (рис. 11). Самое раннее упоминание о нем встречается в «Топографии Оренбургской губернии» П.И. Рычкова [35], впоследствии его зарисовал и описал И.А.Кастанье [25, c. 61–62, рис. 68]. В советское время памятник изучал М.М. Мендикулов, который продатировал его XIII в. [28, c. 9–10]. На основании имеющихся данных мавзолей считался фасадным, но в 1979–80 гг. были проведены его комплексные исследования, в том числе и раскопки, которые обнаружили остатки портала [1, c. 174–175; 20]. Благодаря проведенным архитектурным обмерам можно сделать точное и подробное его описание. Подквадратная в основании (9,52 х 9,8 м) со слегка наклонными стенами призма основного объема венчалась высоким одиннадцатигранным барабаном, перекрытым коническим куполом. На гранях барабана были сделаны ниши с треугольным ступенчатым завершением, в которых находятся ложные оконные проемы такого же абриса. Здание имело высоту 16 м. Квадратное в плане внутреннее помещение помощи стрельчатого очертания тромпов переходит в восьмигранник и затем – в шестнадцатигранник, который перекрывает сфероконический купол. Оконные проемы стрельчатого абриса были сделаны в западной и восточной стенах. С южной стороны находился вход со стрельчатым завершением. Меридиональные стены постройки продолжались к югу на 2,98 м. Айван иежду ними имел ширину 5,4 м. Стены мавзолея сложены из обожженного кирпича размерами 24 х 24 х 6 см, во внешней облицовке стен использовались кирпичи с поливой зеленовато-бурого цвета плохого качества. Мавзолей датируется концом XIV – началом XV в. по архитектурно-стилевым признакам и отчасти по легенде [1, c. 174; 2, c. 22]. После проведения раскопок мавзолей был восстановлен (рис. 11.5).

 

Рис. 11. Мавзолей Абат Байтак: 1 – рисунок начала XX в. [23]; 2 – фото до реставрации; 3 – графическая реконструкция; 4 – план [2]; 5 – современный вид

Fig. 11. Mausoleum Abat Baytak: 1 – drawing from the beginning of the 20th century [23]; 2 – photo before restoration; 3 – graphic reconstruction; 4 – plan [2]; 5 – modern look

 

В Актюбинской области возле пос. Саралжин Уилского района исследован мавзолей, стены которого сложены из сырцового и обожженного кирпича [12]. Постройка была почти квадратной в плане, она ориентирована углами по сторонам света, (рис. 12.1). Юго-восточная стена ее имела длину 7 м, остальные три были 6,3 м длиной. Стены шириной 1,25 м сохранились на высоту 0,75-1, м. Основной массив их был из сырца, но четыре нижних слоя кладки снаружи были выложены из обожженных кирпичей в один ряд. Вход в мавзолей находился с юго-западной стороны и не имел портала. Ширина его 1,0 м. Пол помещения был вымощен кирпичом, внутри усыпальницы найдены два захоронения, перекрытые сверху кирпичными надгробиями (мастаба). Погребенные были положены без вещей в деревянных гробах.

 

Рис. 12. Мавзолеи Центрального и Южного Казахстана: 1 – у пос. Саралжин [11]; 2 – Атчергат; 3 – Домолакер [7]; Кердери 2 [5]

Fig. 12. Mausoleums of Central and Southern Kazakhstan: 1 – near the village of Saraljin [11]; 2 – Atchergat; 3 – Domolaker [7]; Kerderi 2 [5]

 

Несколько мавзолеев на территории Центрального Казахстана было обследовано С.Г. Боталовым [7]. Мавзолей Атчергат в Кустанайской области [7, c. 148–150] был ориентирован длинной осью по линии ССВ-ЮЮЗ и имел размеры 7,25 х 5,0 м (рис. 12.2). Стены постройки сложены из сырцового кирпича размерами 45 х 25 х 8 см на известковом растворе. Кладка стен имела высоту 3–4-х слоев. С южной стороны находился вход, который вел в айван шириной 3,1 м и глубиной 2,75 м. Толщина стен айвана 1 м, они являлись продолжением меридиональных стен. Усыпальница имела размеры 3,1 х 3,1 м. Пол ее был вымощен обожженным кирпичом, а на стенах была штукатурка белого и желтого цветов. Внутри гур-ханы находились два погребения.

В Тургайской области Казахстана раскопан мавзолей Домолакер [7, c. 150–151]. Прямоугольное в плане здание размерами 7,5 х 6,4 м, ориентировано по оси ССЗ-ЮЮВ (рис. 12.3). Стены сложены из обожженных кирпичей размерами 28–29 х 28–29 х 5–6 см. Вход в виде портала с массивными пилонами находился с южной стороны. Пилоны имели длину 1,1 м и ширину 2,2 м. Между ними находилась портальная ниша глубиной 1,3 м и шириной 2 м. Снаружи портал украшали плитки с резьбой по ганчу в виде растительного орнамента. Усыпальница имела форму квадрата со стороной 4,5 м. Полы портала и гур-ханэ были выложены кирпичом, а стены покрыты штукатуркой.

В связи со значительной регрессией Аральского моря в последние десятилетия на его обнажившемся дне появились поселения и некрополи. В Кызылординской области недалеко от пос. Каратеген было обнаружено поселение Арал-Асар XIV в. Рядом с ним располагался мавзолей Кердери 2 [4, c. 238–247; 5, c. 215–216]. Прямоугольное в плане здание мавзолея было ориентировано длинной стороной по оси СВ-ЮЗ (рис. 12.4). Стены мавзолея имели фундамент глубиной 1–1,2 м, который состоял из шести слоев кладки из массивных каменных глыб. Наличие глубокого фундамента объясняется тем, что мавзолей стоит на рыхлых осадочных породах морского дна. Стены были кирпичными, они сложены из квадратных (25 х 25 х 4 см) обожженных кирпичей. Толщина стен более 1 м, в высоту они сохранились до 6 слоев кладки. С юго-западной стороны был сделан вход в здание. Его обрамлял мощный портал, пилоны которого являлись продолжением меридиональных стен здания. Пилоны имели толщину 3 м, ниша портала была 3 м шириной и примерно такой же глубины. Портал был украшен майоликовыми плитками с растительным, геометрическим и эпиграфическим орнаментом. Фрагменты декоративных лекальных кирпичей, найденные при раскопках, говорят о том, что архивольт арки портала опирался на трехчетвертные колонны. Остатки рухнувшей арки портала позволяют реконструировать ее высоту – 2,6 м.

Усыпальница была квадратной в плане размерами 5,5 х 5,5 м. Она имела крестообразную планировку, та как в ее стенах были сделаны четыре ниши глубиной около 1 м. Вымостка пола в помещении была сделана из прямоугольных кирпичных плит размерами 44 х 27 х 6,5 см. В мавзолее находилось 7 захоронений, причем северо-западная часть гур-ханэ была занята мужскими погребениями, а юго-восточная – женскими и детскими. По непонятным причинам авторы раскопок считают данное сооружение фасадным мавзолеем, хотя и не отрицают наличие у него портала [4, c. 241]. Мавзолей Кердери 2, несомненно, относится к портальным усыпальницам, так как имеет ярко выраженный портал.

В Кызылординской области, недалеко от городища Джан-кала расположен мавзолей Сарлытам Жанадарьинский [39, c. 291–294]. Стены здания возведены из обожженного кирпича размерами 24 х 24 х 5 см. Прямоугольная в плане постройка имеет размеры 10 х 15 м. Она ориентирована длинной осью по линии север-юг. Здание состоит из квадратной в плане усыпальницы с массивным порталом с южной стороны, который имеет такую же ширину, что и основной объем (рис. 13). Пилоны портала поддерживают высокую арку стрельчатого очертания, которая сложена из чередующихся шлифованных кирпичей и кирпичей с бирюзовой поливой. Поверхность пилонов также была облицована декоративными кирпичами клиновидной формы и украшена полосой из майоликовых плиток. Пространство между пилонами перекрывает полусферический свод на ячеистых тромпах. Основной объем перекрыт двойным куполом. Внутри помещения куб переходит к восьмиграннику, а затем куполу с помощью тромпов стрельчатого абриса на углах и неглубоких стрельчатых ниш в плоскости стен. Снаружи на кубическое основание поставлен шестигранный барабан с окнами в гранях. На нем покоится верхний купол. Мавзолей Сарлытам Жанадарьинский датируется XIV–XV в. [39, c. 291].

 

Рис. 13. Мавзолей Сарлытам Жаныдарьинский: 1 – план; 2 – фасад; 3 – разрез [38]; 4 – фотография М.А. Орлова 1946 г.; 5 – современный вид

Fig. 13. Sarlytam Zhanydarya Mausoleum: 1 – plan; 2 – facade; 3 – section [38]; 4 – photograph by M.A. Orlov, 1946; 5 – modern look

 

Рис. 14. Каменные мавзолеи с квадратным в плане цоколем: 1 – Восточный в Болгаре; 2 – Бей Юде-султан в Азизе; 3 – Мелик Гази в Акшехире; 4 – Дёнер Кюмбет в Кайсери; 5 – Гюлистан у с. Джуга; 6 – схема трансформации малоазийского башенного мавзолея в болгарский; 7 – караван-сарай Каратай-хана

Fig. 14. Stone mausoleums with a square base in plan: 1 – Eastern in Bolgar; 2 – Bey Yude Sultan in Aziz; 3 – Melik Gazi in Aksehir; 4 – Doner Kumbet in Kayseri; 5 – Gulistan near the Juga village; 6 – diagram of the transformation of the Asia Minor tower mausoleum into the Bulgarian one; 7 – caravanserai of Karatai Khan

 

Рис. 15. Кирпичные шатровые мавзолеи: 1 – Маджар, рис. К. Гайслера; 2 – Маджар, рис. М.М. Иванова; 3 – султана Текеша в Куня-Ургенче; 4 – Манаса в Киргизии; 5 – Бабаджа-хатун в Таразе; 6 – Фахраддина Рази в Куня-Ургенче

Fig. 15. Brick tented mausoleums: 1 – Majar, fig. by K. Geisler; 2 – Majar, fig. by M.M. Ivanov; 3 – Sultan Tekesh in Kunya-Urgench; 4 – Manas in Kyrgyzstan; 5 – Babaja-khatun in Taraz; 6 – Fakhraddin Razi in Kunya-Urgench

 

Рис. 16. Пирамидальные погребальные и поминальные постройки: 1 – в Маджаре; 2 – Дынгек в Семиречье; 3 – Козу Корпеч в Семиречье (2-3 по [23]); 4 – Сараман-коса; 5 – Бегим-ана; 6 –Узынтам (4-6 в низовьях Сырдарьи); 7-9 – в некрополях Центрального, Южного и Западного Казахстана

Fig. 16. Pyramid burial and memorial buildings: 1 – in Majar; 2 – Dyngek in Semirechye; 3 – Kozu Korpech in Semirechye (2-3 by [23]); 4 – Saraman-kosa; 5 – Begim-ana; 6 – Uzyntam (4-6 in the Lower Syrdarya); 7-9 – in the necropolises of Central, Southern and Western Kazakhstan

 

Анализ планировки и архитектурных традиций

Таким образом даже краткий обзор мемориальных построек восточных регионов Золотой Орды показывает, что для них характерно значительное многообразие планировочных решений. Очень важно также, что многие постройки можно оценивать не только по планиграфии, но и в полном объеме. Классификацией золотоордынских мавзолеев занимались различные исследователи. Занимаясь изучением типов погребальных обрядов на некрополях Золотой Орды, Л.Т. Яблонский, в качестве одной из групп надмогильных сооружений рассматривал мавзолеи [44, с. 76]. В его классификацию вошло 35 памятников, которые он разделил на четыре группы по планировке, учитывая такие признаки как форма постройки, количество помещений и наличие или отсутствие портала. Г.А. Федоров-Давыдов предложил свой вариант типологии. Он также выделил четыре группы по тем же признакам, но рассмотрел форму портала, а также добавил некоторые новые типы, например, многогранные мавзолеи [41, с. 70–72]. Следующая классификация на основании изучения 48 построек была создана Д.В. Васильевым [9, с. 22–24, пр.7]. Он разделил их на две группы – однокамерные и многокамерные. Однокамерные здания, в свою очередь, разделяются на квадратные в плане и многоугольные. Среди двухкамерных мавзолеев он выделяет прямоугольные и «с расположением помещений вдоль фасада». В этой части нарушен принцип выделения таксонов, так как в одном случае речь идет о форме здания, а в другом – о расположении помещений. Д.В. Васильев подробно рассматривает форму портала, выделяя четыре его вида. Все перечисленные варианты типологии золотоордынских мавзолеев имеют свои достоинства, но они рассматривают только планиграфию зданий и не учитывают никаких объемных их характеристик.

Можно рассмотреть к каким типам относятся мавзолеи восточных районов, основываясь на недавно созданной классификации [18, с. 146–168]. Она основана на анализе более чем 100 золотоордынских мавзолеев и включает в себя не только планиграфию зданий, но и все возможные элементы их пространственной структуры.

Прежде всего, все постройки можно разделить на две большие группы – однокамерные (I) и многокамерные (II) мавзолеи. Однокамерные мавзолеи по форме основного помещения делятся на три отдела: А) башнеобразные, Б) пирамидальные, В) кубические (призматические). Отдел башнеобразных мавзолеев состоит из двух подотделов, отличающихся формой плана: 1) круглые и 2) многоугольные. Пирамидальные мавзолеи также могут быть круглыми (1) и многоугольными (2) в плане, а в основе кубических зданий лежит квадрат или прямоугольник близкий по пропорциям к квадрату (3). Каждый отдел может быть разделен на два типа: а) фасадные, б) портальные. Фасадными являются мавзолеи без явно выраженного портала, но с выделенной стороной, в которой находится вход. К портальным относятся здания с явно выделившимся объемом входного портала. Учитывая первоначальную планировку Черной палаты, в отдел кубических мавзолеев следует добавить третий тип центрических зданий (в). Порталы бывают двух видов: либо они образованы выступающими из фасадной стены здания пилонами, и в этом случае портал значительно уже самого здания, либо он вписан в общий контур плана. В некоторых случаях портал может выходить за пределы контура постройки. По форме портала здания можно разделить на подтипы: б*) выступающий вперед портал, б**) портал, вписанный в объем здания и опирающийся на массивные пилоны, толщина которых превышает толщину стен (пештак). И, наконец, каждый подтип зданий делится на два вида по форме покрытия: Q) купольное, S) шатровое. Покрытие в археологических памятниках сохраняется редко, поэтому чаще всего определить вид его сложно, зато он хорошо определяется по рисункам. Башенные и кубические мавзолеи могут иметь крышу обоих видов, все пирамидальные мавзолеи по определению являются шатровыми.

Группа многокамерных мавзолеев разделена на три отдела: Г) призматические продольноосевые, Д) призматические поперечноосевые, Е) многокамерные сложного строения. В плане мавзолеи отделов Г и Д – прямоугольные и чаще всего двухкамерные. Планы многокамерных зданий сложного плана могут иметь варианты, так как они зависят от количества помещений и их взаимного расположения. Мавзолеи отдела Е могут быть в плане квадратными (3), прямоугольными (4), Т-образными (5) и в виде сложных ступенчатых многоугольников (6). В подотдел 6 входят здания-конгломераты нерегулярной планировки. Деление на типы, подтипы и виды в группе многокамерных построек основано на тех же принципах, но оно применимо преимущественно к зданиям отделов Г и Д. Постройки сложного плана (Е), особенно здания-конгломераты, состоят из различных частей, которые могут отличаться оформлением входа и формой перекрытия.

Так как архитектура Золотой Орды, впрочем, как и вся ее культура, была многокомпонентной и складывалась под влиянием различных стран и народов, необходимо также рассмотреть, какие строительные и архитектурные традиции прослеживаются в формах мавзолеев восточных районов государства. Для изучения этого вопроса большое значение имеет анализ не только архитектоники зданий, но и строительной техники, в которой они возведены, в частности использование тех или иных материалов.

Среди рассматриваемых памятников выделяются три каменных мавзолея возле поселка Чишмы в Башкирии. Стены их сложены из рваных и слегка подтесанных камней, а купола и обрамления проемов из известкового туфа. Мавзолеи Тура-хана и Хусейн-бека в его первоначальном виде относятся к типу однокамерных, с кубическим основанием, выступающим порталом и шатровым покрытием (IВб*S). Характерным строительным приемом является наружный переход от кубического основания к восьмигранному барабану при помощи треугольного скоса, который в литературе называется «турецким треугольником» [34, c. 145]. Для сельджукской архитектуры типичны также треугольные тромпы, служащие для перехода к куполу внутри помещения. Все эти элементы присутствуют и в мавзолеях Болгара, прежде всего, Северном и Восточном. На сходство болгарских и чишминских каменных мавзолеев указывал еще А.П. Смирнов [37, c. 90–92]. Г.Н. Гарустович также не мог не заметить сходство архитектурных форм чишминских каменных мавзолеев с мавзолеями Болгара, в связи с чем посвящает целый раздел своей книги их подробному описанию [15, c. 123–137]. Г.Н. Гарустович сравнивает архитектонику болгарских и уральских мавзолеев с портальными постройками с шатровым покрытием Средней Азии и приходит к выводу «о несомненном единстве исламского культового зодчества Средней Азии и Урало-Поволжья» [15, c. 159]. В то же время он совершенно верно отмечает, что треугольные внешние скосы (автор называет их «тромпами», что неправильно) не характерны для Средней Азии.

Исследователь рассматривает архитектурные особенности болгарских и ура?

×

Об авторах

Эмма Давидовна Зиливинская

Институт этнологии и антропологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: eziliv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3485-0359
ResearcherId: G-4161-2018

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник

Россия, Москва

Список литературы

  1. Ажигали С.Е. Архитектура кочевников. Феномен истории и культуры Евразии (памятники Арало-Каспийского региона). Алматы: НИЦ «Ғылым», 2002. 652 с.
  2. Ажигали С.Е., Турганбаева Л.Р. Абат Байтак – жемчужина Казахской степи. Алматы, 2004. 32 с.
  3. Байпаков К.М., Смағұлов Е.А., Ахатов Ғ.А. Ортағасалық Жайық қала жұрты. Средневековое городище Жайык. The Medieval Jaiyk Site. Алматы: «Credo», 2005. 221 с.
  4. Байпаков К.М., Воякин Д.А., Айдосов А.Х., Нургазаринов А., Баштанник С., Сорокин Д. Археологические исследования памятников на дне Аральского моря // Археологиялық зерттеулер жайлы есеп. Отчет об археологических исследованиях. Алматы, 2008.
  5. Байпаков К.М., Воякин Д.А., Долгушев А.С., Фофонов К.А., Кудабаев Ч.А., Амиров Е.Ш., Сорокин Д.В. Краткий отчет о полевых работах ЮККАЭ в 2008 г. на поселении Арал-Асар, в мавзолее Кердери 2 // Археологиялық зерттеулер жайлы есеп. Отчет об археологических исследованиях. Алматы, 2009.
  6. Боталов С.Г., Маламуд Г.Я. Погребальный комплекс Кесене // Уфимский археологический вестник. Уфа, 2001. № 3. С. 162–168.
  7. Боталов С.Г., Гарустович Г.Н., Яминов А.Ф. Новые материалы по мавзолеям Зауралья и Центрального Казахстана // Наследие веков. Охрана и изучение памятников археологии Башкортостана. Вып. 1. Уфа: НПЦ ОПИК, 1995. С. 148–165.
  8. Бретаницкий Л.С. Зодчество Азербайджана XII–XV вв. и его место в архитектуре Переднего востока. М.: Искусство, 1966. 785 с.
  9. Васильев Д.В. Исламизация и погребальные обряды в Золотой Орде. Археолого-статистическое исследование. Астрахань: Изд. Дом «Астраханский университет», 2009. 178 с.
  10. Вельяминов-Зернов В.В. Памятник с арабско-татарской надписью в Башкирии // ЗРАО, Т. XIII. СПб., 1859.
  11. Всеобщая история архитектуры / ред. А.М.Прибыткова. Т. 8. М.: Стройиздат, 1969. 510 с.
  12. Гарустович Г.Н. Могильник Саралжин I (к вопросу об исламизации Джучиева Улуса) // Новое в средневековой археологии Евразии. Самара, 1993. С. 86–90.
  13. Гарустович Г.Н. Погребения в каменных мавзолеях Башкирского Приуралья // Наследие веков. Вып. 1. Уфа, 1995.
  14. Гарустович Г.Н., Турецкий М.А. Новый тип мусульманских мавзолеев золотоордынского времени на Южном Урале // Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве. Материалы V Международной конференции, посвященной памяти Г.А. Федорова-Давыдова. 2–6 октября 2011 г. Казань, Астрахань, 2011. С. 153–160.
  15. Гарустович Г.Н., Нечвалода А.И. Средневековые каменные мавзолеи Башкортостана (история, археология, биоантропология). Уфа: Китаб, 2020. 400 с.
  16. Егоров В.Л. Мавзолеи Водянского городища // Советская археология, 1980. № 1. С. 74–89.
  17. Загребин С.И. Мавзолей Кесене // Рифей. Челябинск, 1989.
  18. Зиливинская Э. Архитектура Золотой Орды. Часть I. Культовое зодчество. Москва-Казань: «Отечество», 2014. 448 с.
  19. Зиливинская Э. Архитектура Золотой Орды. Часть II. Гражданское зодчество. М.-Казань, 2014. 354 с.
  20. Зиливинская Э.Д., Калменов М.Д., Сдыков М.Н. Культовый комплекс XIV в. на городище Жайык в Западном Казахстане // Золотоордынская цивилизация. 2016. № 9. С. 271–279.
  21. Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? (Взгляд археолога на древнюю историю Южного Урала). СПб.: ТОО «Грань – УНЦ РАН, 1994. 124 c.
  22. Калимуллин Б.Г. Архитектурные памятники Башкирии, вып. 1. Уфа., 1956.
  23. Кастанье И.А. Развалины Болгасын и Челкарская степь // Труды ОУАК, вып. XIX. Оренбург, 1907.С. 253–256.
  24. Кастанье И.А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края // Труды ОУАК. Вып. XXII. Оренбург, 1910. 332 с.
  25. Кастанье И.А. Надгробные сооружения Киргизских степей // Труды ОУАК. Вып. XXVI. Оренбург, 1911. 130 с.
  26. Кожа М. Монументальные древнетюркские сооружения Казахстана // Арало-Каспийский регион в истории и культуре Евразии. Алматы-Актобе, 2011. С. 259–264.
  27. Мажитов Н.А., Яминов А.Ф. Раннемусульманские надгробные памятники-мавзолеи Башкирии золотоордынского времени // Башкирский край и его народы. Уфа, 1990.С. 184–185.
  28. Мендикулов М. Некоторые данные об истории архитектуры Казахстана // Известия АН Каз. СССР, № 80. Вып. 2. Алма-Ата, 1950. С 10–28.
  29. Павловский П. Мечеть Хуссейн-бека // Москвитянин. № 3, ч. II. М., 1843.
  30. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи в 1768–1769 гг. Ч. 1. СПб., 1908. 272 с.
  31. Петри Э.Ю. Раскопки в Оренбургской губернии в Тургайской области // Труды ОАК за 1889. СПб., 1892.
  32. Попов С.А. Тайны пятимаров: очерки по древней и средневековой истории Оренбургских степей. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1971. 191с.
  33. Пугаченкова Г.А. К проблеме возникновения шатровых мавзолеев Хорасана // Труды ЮТАКЭ. Вып. 1 (ред.М.Е.Массон). Ашхабад, 1949. С. 57–77.
  34. Райс Т.Т. Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии. М.: Центрполиграф, 2004. 238 с.
  35. Рычков П. Топография оренбургская. Ч. II. Оренбург, 1762. 262 с.
  36. Сальников К.В. Древние памятники Урала. Свердловск: Свердловское обл. гос. изд-во, 1952. 160 с.
  37. Смирнов А.П. Железный век Башкирии // МИА. № 58. М.-Л., 1957. С. 5–113.
  38. Стоколос В.С. Археологические исследования Челябинского областного музея // Вопросы археологии Урала. Вып. 2. Свердловск, 1962. С. 21–27.
  39. Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. Москва: Изд-во вост. лит., 1962. 324 с.
  40. Уссейнов М.А., Бретаницкий Л.С., Саламзаде А. История архитектуры Азербайджана. М.: Гос. Изд. По строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963. 396 с.
  41. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М.: Изд-во Московского университета, 1994. 230 с.
  42. Юматов В.С. Древние памятники на земле башкирцев Чубилинской волости // Оренбургские губернские ведомости. № 5. 1848.
  43. Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 165 с.
  44. Яблонский Л.Т. Типы погребального обряда на мусульманских городских некрополях Золотой Орды // Вестник МГУ. Серия IX история. 1975. № 2. С. 75–84.
  45. Hillenbrand R. Islamic Architecture. New-York: Columbia University Press, 1994. 645 р.
  46. Stierlin H. Turkey from the Selçuks to the Ottomans. Köln: Tashen, 1998. 238 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Мавзолей Тура-хана: 1 – фасад; 2 – вид сбоку; 3 – план; 4 – разрез барабана; 5 – продольный разрез (3-5 по [21]); 6 – восточный фасад; 7 – западный фасад; 8 – южный фасад; 9 – продольный разрез (6-9 по [14])

Скачать (584KB)
3. Рис. 2. Каменные мавзолеи: 1 – Малый кэшэнэ; 2 – мавзолей Хуссейн-бека, общий вид; 3 – план; 4 – разрез (2-3 по [14])

Скачать (492KB)
4. Рис. 3. Мавзолей Кесене: 1 – литография (N. Thomas Dirac) из сочинений П.С. Палласа 1789–1793 гг.; 2 – литография (F.Lardy Dirac) из сочинений П.С. Палласа 1795 г.; 3 – фото инженера Подъяконова 1908 г. (по [23])

Скачать (788KB)
5. Рис. 4. Мавзолей Кесене: 1 – план [по 6]; 2 – фотография 1924 г.; 3 – современный вид

Скачать (317KB)
6. Рис. 5. Мавзолей «Башня Болгасын» (по [22])

Скачать (182KB)
7. Рис. 6. Мавзолей Бэндэбикэ: 1 – план; 2 – реконструкция (по [26])

Скачать (137KB)
8. Рис. 7. Мавзолеи у пос. Тептяри; 1 – № 1; 2 – № 2; 3 – № 3 (по [31])

Скачать (180KB)
9. Рис. 8. Мавзолей у с. Изобильное: 1 – план; 2 – реконструкция плана (по [13])

Скачать (246KB)
10. Рис. 9. Мавзолеи Жайыка: 1 – Малый; 2 – Большой; 3 – вариант реконструкции Большого мавзолея (по [3])

Скачать (284KB)
11. Рис. 10. Культовый комплекс на городище Жайык: 1 – план; 2 – реконструкция (по [3])

Скачать (393KB)
12. Рис. 11. Мавзолей Абат Байтак: 1 – рисунок начала XX в. [23]; 2 – фото до реставрации; 3 – графическая реконструкция; 4 – план [2]; 5 – современный вид

Скачать (591KB)
13. Рис. 12. Мавзолеи Центрального и Южного Казахстана: 1 – у пос. Саралжин [11]; 2 – Атчергат; 3 – Домолакер [7]; Кердери 2 [5]

Скачать (369KB)
14. Рис. 13. Мавзолей Сарлытам Жаныдарьинский: 1 – план; 2 – фасад; 3 – разрез [38]; 4 – фотография М.А. Орлова 1946 г.; 5 – современный вид

Скачать (553KB)
15. Рис. 14. Каменные мавзолеи с квадратным в плане цоколем: 1 – Восточный в Болгаре; 2 – Бей Юде-султан в Азизе; 3 – Мелик Гази в Акшехире; 4 – Дёнер Кюмбет в Кайсери; 5 – Гюлистан у с. Джуга; 6 – схема трансформации малоазийского башенного мавзолея в болгарский; 7 – караван-сарай Каратай-хана

Скачать (478KB)
16. Рис. 15. Кирпичные шатровые мавзолеи: 1 – Маджар, рис. К. Гайслера; 2 – Маджар, рис. М.М. Иванова; 3 – султана Текеша в Куня-Ургенче; 4 – Манаса в Киргизии; 5 – Бабаджа-хатун в Таразе; 6 – Фахраддина Рази в Куня-Ургенче

Скачать (414KB)
17. Рис. 16. Пирамидальные погребальные и поминальные постройки: 1 – в Маджаре; 2 – Дынгек в Семиречье; 3 – Козу Корпеч в Семиречье (2-3 по [23]); 4 – Сараман-коса; 5 – Бегим-ана; 6 –Узынтам (4-6 в низовьях Сырдарьи); 7-9 – в некрополях Центрального, Южного и Западного Казахстана

Скачать (533KB)


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».