Современные модели женского образования в России и Казахстане

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность работы обусловлена необходимостью реализации прав женщин в получении высшего и послевузовского образования и самореализации в профессиональной сфере, а также сохранения доступа женщин к качественному высшему и послевузовскому образованию на основе единого образовательного пространства России и Казахстана. Цель: выявление преимуществ и недостатков моделей женского образования в Казахстане и России. Предпринята попытка частично восполнить историографический пробел на основе сопоставительного анализа моделей образования для женщин в России и Казахстане. Результаты. На основе анализа статистических данных выявлены доли мужчин и женщин, имеющих вузовское и послевузовское образование, в России и Казахстане. Предлагается рассматривать модели женского образования в России и Казахстане как системы, включающие в себя пять основных элементов – вход в систему высшего образования, финансовые возможности для обучения, возможность послевузовского образования, уровень интеграции обучения и производства, спектр возможностей последующего трудоустройства женщин с высшим и послевузовским образованием. Определен ряд препятствий неюридического, неформального характера для получения женщинами высшего образования в Республике Казахстан. Установлено, что около половины занятых казахстанских женщин, имеющих высшее образование, проходили обучение в российских вузах. Рассмотрены возможности трудоустройства, профессиональной самореализации и научной карьеры в отношении женщин, имеющих высшее образование. Основные выводы: главным препятствием для развития модели женского образования в Казахстане являются социальные стереотипы о гендерных ролях, проблемы трудоустройства с карьерный ростом для женщин с высшим образованием, конкуренция российских вузов по качеству высшего образования. Практическая значимость: предлагается концепция сопоставительного анализа моделей образования разных стран. Материалы могут служить основой для формирования стратегии и политики управления в сфере образования женщин.

Об авторах

Любовь Вячеславовна Горина

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

ORCID iD: 0000-0003-1041-4701
ул. Астраханская, д. 83

Мария Тасеменова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

ул. Астраханская, д. 83

Список литературы

  1. Конституция Республики Казахстан. URL: https:// www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution (дата обращения: 01.02.2023).
  2. UNESCO. Global education monitoring report. Gender Report. 2019 Building bridges for gender equality. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000368753 (дата обращения: 01.02.2023).
  3. Countrymeters. Население Казахстана. URL: https:// countrymeters.info/ru/Kazakhstan (дата обращения: 01.02.2023).
  4. Росстат. Образование. Статистика 2022 г. URL: https://rosstat.go v.ru/statistics/education (дата обращения: 01.02.2023). 5. UNESCO. Global Education Monitoring Report 2020. URL: https://gem-report-2020.unesco.org/ (дата обращения: 01.02.2023).
  5. UNESCO. Global Education Monitoring Report 2021. URL: https://en.unesco.org/gem-report/ta xonomy/ term/238 (дата обращения: 01.02.2023).
  6. UNESCO. Gender Transformative Education. https:// www.unicef.org/media/113166/file/Gender%20 Transformative%20Education.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
  7. Воденко К. В., Дегтярев А. К. Гендерные стереотипы в сфере высшего образования: академическое лидерство как способ нейтрализации социальных рисков // Женщина в российском обществе. 2021. № 3. С. 72‒85. https://doi.org/10.21064/WinRS.2021.3.6
  8. Жилбаев Ж. О. Кризис образования или «Ищите женщину! ‒ Cherchez la femme!» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5. С. 4‒10. EDN: TVPDUV
  9. Калабихина И. Е. Рецессия гендерного развития на постсоветском пространстве // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2009. № 3. С. 125‒141.
  10. Лукинская Л. А., Чупина В. А. Преодоление гендерных противоречий в системе высшего профессионального образования // Образование и наука. 2012. № 1. С. 106‒114. https://doi.org/10.17853/1994-5639- 2012-1-106-114
  11. Bailey L. E. Gender and education // Review of Research in Education. 2016. Vol. 40, iss. 1. P. 68 2‒722. https:// doi.org/10.3102/0091732X16680193
  12. Carrington M., Tymms P., Merrell C. Role models, school improvement and the ʼgender gapʼ ‒ do men bring out the best in boys and women the best in girls? // British Educational Research Journal. 2018. Vol. 34, iss. 3. P. 315‒327. https://doi.org/10.1080/01411920701532202
  13. Cao C., Duan H., NG L. L. The impact of gender inequality in higher education on female employment // Journal of Education, Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 8. P. 2355‒2361. https://doi.org/ 10.54097/ ehss.v8i.4718
  14. Winner J. Gender equality in education and learning // International Humanitarian Bulletin. 2023. Vol. 4. P. 202‒234.
  15. Yang W. Gender perspective on education process quality // Proceedings of the 3rd International Conference on Education, Culture and Social Development (ICECSD). 2019. Guilin ; Guangxi (China), 2019. P. 358‒370. https://doi.org/10.2991/icecsd-19.2019.46
  16. Варавва М. Ю. Оренбургский Николаевский женский институт во второй половине XIX ‒ начале XX в. // Вопросы образования. 2020. Вып. 4. С. 250‒272. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020- 4-250-272
  17. Косетченкова Е. А. История становления женского профессионального образования в России во второй половине XIX ‒ начале ХХ в. // Известия Алтайского государственного университета. 2018. 2008, № 4-3 (60). С. 129‒136. EDN: KXMQUD
  18. Косетченкова Е. А. Становление системы женского образования в России // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 3. С. 17‒26. EDN: JTYBNX
  19. Лубков А. В., Литвинова И. В., Гончаров М. А. К методологии изучения истории московских высших женских курсов // Наука и Школа. 2022. № 3. С. 57‒70. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-3-57-70
  20. Матросов В. Л. Классическое и педагогическое университетское образование: истоки и традиции взаимодействия // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2009. № 2. С. 52‒55. https://doi.org/10.51314/2073-2635- 2009-2-52-55
  21. Шевченко Л. Я., Назарова С. В. Эволюция системы образования Республики Казахстан в условиях глобализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 1. С. 41‒48. EDN: OYFZLF
  22. Садырова М. С. Ценностные предпочтения и стратегии адаптации выпускников вузов России и Казахстана к современному рынку труда // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. 2‒7. https://doi.org/10.24158/spp.2022.9
  23. Симонова А. А., Швецова А. В. Международные женские проекты как фактор формирования гендерной культуры университета // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2019. № 2. С. 157‒162.
  24. Тогайбаева Л. И., Вечкинзова Е. А., Байкенова Д. Х. Современные тенденции гендерного равенства занятости и бедности в Казахстане // Экономика труда. 2020. Т. 7, № 12. С. 1202‒1216.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».