ИСТОРИЯ И БУДУЩЕЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
- Авторы: Шашмурина В.Р.1, Мишутина О.Л.1, Васильцова О.А.1
-
Учреждения:
- Смоленский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 22, № 3 (2023)
- Страницы: 268-271
- Раздел: Материалы съездов и конференций
- URL: https://ogarev-online.ru/2225-6016/article/view/354661
- DOI: https://doi.org/10.37903/vsgma.2023.3.36
- EDN: https://elibrary.ru/RBWXEF
- ID: 354661
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полный текст
Дополнительное профессиональное образование медицинских работников имеет отличительные особенности: практико-ориентированность, постоянная актуализация программ в соответствии с быстро внедряющимися новыми технологиями, особая система допуска работников к медицинской деятельности [1, 2, 6, 7]. Повышение качества медицинской помощи обуславливают возросшие требования к подготовке медицинских кадров, обеспечивающих действенность и результативность всей сферы здравоохранения. В инновационном опыте высшей школы находят применение такие современные формы, методы и приемы обучения, как: «перевернутое обучение», мозговой штурм, мини-исследования, кейсы, игровые, проектные формы и методы, самостоятельная работа в малых группах, синергия учебного и внеучебного пространства [4]. Основным направлением является развитие системы непрерывного медицинского образования с применением дистанционных образовательных технологий и широких возможностей электронного обучения, общее направление развития которых с использованием телемедицинских технологий было дано в Приказе Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук №344/76 от 27.08.2001 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации» [3, 5]. В приказе отмечается, что Web-серверы учреждений, занимающихся вопросами повышения квалификации, должны содержать научно-методическую литературу и тестирующие программы, обеспечивающие подготовку врачей. Дистанционное образование в дополнительном профессиональном образовании включает: повышение квалификации и переподготовку врачей/медицинских сестер; теленаставничество (непосредственная помощь учителя своему ученику, например, бывшему ординатору, аспиранту) или преподавателя слушателю; работу с аспирантами и докторантами; научно-практические семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной в настоящее время только специализированным учреждениям здравоохранения; тренинг пользователей при освоении новых медицинских методов и информационных технологий [5]. Организация учебного процесса строится в соответствии с моделями профессиональной деятельности, опираясь на профессиональный опыт, групповую учебную деятельность, с учетом психофизиологических характеристик. Все эти факторы должны определять выбор, разработку и пути адаптации технологий процессу в системе дополнительного профессионального образования [9]. В 1858 году при Петербургской военной академии был организован факультет усовершенствования врачей, с 1884 года в академию ежегодно принимали 56 военных врачей. Первый в мире Клинический институт для усовершенствования врачей был открыт в Петербурге в 1885 году. В 1907 году были организованы курсы усовершенствования врачей при губернских больницах. Значительная роль принадлежала организованному при клиническом институте Обществу содействия совершенствования врачей. Государственная система усовершенствования врачей в России (СССР) была создана после революции [9]. Правовые основы системы усовершенствования врачей были сформулированы в 1927 году Постановлением СНК РСФСР «О научных командировках врачей» и подтверждены рядом законодательных актов. В соответствии с решением Правительства РСФСР 1 декабря 1930 года был открыт Центральный институт усовершенствования и специализации врачей и организаторов здравоохранения. В 1931 году Наркомздравом РСФСР закреплена его головная роль в государственной системе усовершенствования врачей. Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг. предусмотрено осуществить меры, направленные на повышение качества специализированной медицинской помощи и уровня подготовки медицинского персонала. В 1971 г. Минздравом СССР издаётся приказ N810«Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения». В этот период была налажено эффективное взаимодействие между ВУЗами, открыто 70 новых кафедр, значительно укрепилась и расширилась методическая и материально-техническая база институтов усовершенствования врачей. В 1975 году повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров проводилось в 13 институтах усовершенствования врачей и на 23-х факультетах усовершенствования при медицинских факультетах. В 1994 году на базе ЦОЛИУВ была создана Российская медицинская академия последипломного образования (РМАПО), ныне Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования РМАНПО. В 80-х годах прошлого столетия возникла необходимость в увеличении количества факультетов усовершенствования врачей в медицинских ВУЗах. В Смоленском государственном медицинском институте (ректор - Козлов Николай Борисович) факультет усовершенствования врачей (ФУВ) открыт на основании приказа Минздрава РСФСР (№115 от 11.03.84). Первые врачи были приняты на учёбу в сентябре 1984 года. Усовершенствование врачей проводилось на кафедрах, проводящих обучение студентов. Однако, согласно действующему законодательству, факультеты усовершенствования врачей «должны были иметь самостоятельные кафедры и доцентские курсы». Не допускалось проведение занятий со слушателями и студентами силами одних и тех же преподавателей, а также одновременное преподавание слушателям и студентам. Для повышения эффективности преподавания в 1985 году по приказу Минздрава РСФСР №458от 06.06.85 «Об организации и реорганизации кафедр и курсов на факультетах усовершенствования врачей в медицинских и фармацевтических учебных заведениях МЗ РСФСР» в Смоленском государственном медицинском институте организованы кафедры терапии, стоматологии, педиатрии, неврологии и психиатрии, а также курс хирургии, в обязанности которых входило повышение квалификации медицинских работников. Деканом факультета усовершенствования врачей на протяжении семнадцати лет стал фронтовик, кандидат медицинских наук, доцент Николай Васильевич Спиридонов. В 1997 году Минздравом РФ издаётся важнейший организационный документ: Приказ №148 «Об утверждении Типового положения о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов». В связи с этим в 1997 году приказом ректора Смоленской государственной медицинской академии Владимира Григорьевича Плешкова (№55 от 29.08.97) структурное подразделение академии «факультет усовершенствования врачей» переименован в «факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов». С 2001 по 2008 гг. руководство факультетом было возложено на Анатолия Васильевича Овсянкина (кандидат медицинских наук, доцент). Важный вклад А.В. Овсянкин внес в развитие внебюджетной деятельности факультета и увеличении количества организуемых выездных сертификационных курсов повышения квалификации в регионах. За это время ежегодное количество слушателей, прошедших обучение на факультете, увеличилось в 1,5 раза. В настоящее время в состав факультета входят кафедры: терапии, ультразвуковой и функциональной диагностики (и.о. зав. кафедрой - профессор В.М. Царева); кафедра педиатрии (зав. кафедрой - профессор А.А. Яйленко); кафедра стоматологии с курсом организации медицинской помощи (зав. кафедрой - профессор В.Р. Шашмурина); кафедра неврологии, физиотерапии и рефлексотерапии (зав. кафедрой - профессор Н.П. Грибова); психиатрии, наркологии и психотерапии (зав. кафедрой - профессор С.В. Ваулин); кафедра акушерства и гинекологии (зав. кафедрой - профессор Т.А. Густоварова); курс хирургии в составе кафедры общей хирургии лечебного факультета (зав. кафедрой - профессор В.Г. Плешков). Непосредственное руководство работой осуществляет доктор медицинских наук, проректор по дополнительному профессиональному образованию и развитию регионального здравоохранения Наталья Николаевна Дехнич, и декан факультета ДПО, доктор медицинских наук, профессор Виктория Рудольфовна Шашмурина. Факультет ДПО как структурное подразделение университета находится в административном подчинении, определённом Уставом СГМУ. Принятие решений о деятельности факультета ДПО осуществляет выборный представительный орган - совет факультета ДПО. В реализации обучения по дополнительным профессиональным программам принимают участие другие подразделения СГМУ: кафедры (лечебного, педиатрического, психолого-социального, стоматологического факультетов, факультета медико-биологического и гуманитарного образования), научно-исследовательский институт антимикробной химиотерапии, проблемная научно-исследовательская лаборатория «Диагностические исследования и малоинвазивные технологии», методический отдел. Вклад данных структурных подразделений составляет ежегодно около 20 - 30% от общего количества слушателей по программам ДПО. Направлениями деятельности факультета ДПО являются: обучение медицинских работников по программам дополнительного профессионального образования; методическое обеспечение и контроль качества образовательного процесса; совместная работа с Департаментами (Министерствами) здравоохранение регионов; научная и инновационная деятельность; проведение сертификационного экзамена и экзамена для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ. Факультет на протяжении многих лет сохраняет традиции и внедряет современные образовательные технологии, проводит повышение квалификации и профессиональную переподготовку медицинских и фармацевтических работников по 68-и специальностям. Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательными программами, разработанными и утвержденными СГМУ с учетом типовых образовательных программ, профессиональных стандартов, квалификационных требований, современных достижений медицинской науки; потребностей лица (организации), по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование. Современные тенденции дополнительного профессионального образования подразумевают деятельность в рамках национальной системы квалификаций (профессиональных стандартов, квалификационный требований), модульное обучение, выбор индивидуальной траектории профессионального развития специалиста, интерактивное взаимодействие специалиста с образовательной организацией, практическую ориентированность и соответствие программ клиническим рекомендациям. В соответствии с пожеланиями обучающихся и работодателей в дополнительные профессиональные программы включаются стажировка и симуляционное обучение. Созданы условия для дистанционного обучения и применения электронных образовательных технологий с использованием порталов smolgmu.ru и sdo.smolgmu.ru. В 2013 г. стартовал пилотный проект: непрерывное медицинское образование (НМО), медицинский университет одним из первых образовательных учреждений принял участие в реализации проекта НМО. На портале edu.rosminzdrav.ru создан личный кабинет СГМУ, размещены около 120 дополнительных профессиональных программ с модулями электронного обучения, возможностью их реализации с применением образовательного сертификата и формирования портфолио для аккредитации специалиста [6-8]. Важным разделом работы является внедрение в практическое здравоохранение новых методов диагностики, лечения, профилактики заболеваний; анализ эффективности лечебно-диагностических мероприятий. Ежегодно факультет ДПО проводит международные, межобластные, областные конференции, симпозиумы и семинары. Миссия факультета ДПО неизменна: оказание образовательных услуг на высоком уровне, преумножение опыта медицинской науки и практики, преемственность обучения, реализация государственной политики в обеспечении здоровья нации, прогрессивное развитие, интеграция в межвузовское образовательное и медицинское сообщество.Об авторах
Виктория Рудольфовна Шашмурина
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой стоматологии факультета ДПО с курсом организации медицинской помощи факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Ольга Леонидовна Мишутина
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии факультета ДПО с курсом организации медицинской помощи факультета дополнительного профессионального образования «Смоленский государственный медицинский университет» Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Ольга Анатольевна Васильцова
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
ассистент кафедры стоматологии факультета ДПО с курсом организации медицинской помощи факультета дополнительного профессионального образования Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Список литературы
Ахмадуллина Г.Х. Управление эффективностью обучения медицинских работников в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27418. Владимирцев В.А. Перспективы развития дополнительного профессионального образования врачей в негосударственных образовательных учреждениях // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. - 2015. - №10(54).URL: http://www.sisp.mkras.ru. Глыбочко П.В. Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образования // Медицинское образование и вузовская наука. - 2013. - № 1. - С. 4-8. Ибрагимов В.И., Ибрагимова Е.М. Проблемно-ориентированное обучение в современном высшем образовании / Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития Материалы 12-ой Международной научно-практической конференции (г. Казань, 17 мая 2018 года). С.7-14. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук №344/76 от 27.08.2001 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации». Шашмурина В.Р., Волченкова Г.В., Мишутина О.Л., Девликанова Л.И. Особенности преподавания на кафедре стоматологии ФДПО у курсантов старших возрастных групп // Медицинский альманах. - 2018. - С.16-24. Шашмурина В.Р., Волченкова Г.В., Мишутина О.Л., Загороднова В.П., Ковалева Н.С., Девликанова Л.И. Реализация принципов непрерывного профессионального образования в стоматологии // Смоленский медицинский альманах. - 2017. - № 2. - С.124-128. Шашмурина В.Р., Мишутина О.Л., Ковалева Н.С. Компетентностный подход в непрерывном медицинском образовании врачей-стоматологов // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования. - Витебск, ВГМИ. - 2017. - С.45-48. Шестак Н.В. Дополнительное образование медицинских кадров в России: история, развитие, перспективы//Проблемы педагогики и психологии. -2010. -№1. -С. 167-173. URL: http://www.zpujournal.ru/zpu/contents/2010/1/Shestak/25_2010_1.pdf
Дополнительные файлы


