АНАЛИЗ ОПРОСА УЧАСТНИКОВ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ: НА ПУТИ К УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕБНОГО, КЛИНИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТА-МЕДИКА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
- Авторы: Торшина И.Е.1, Донцова А.А.1, Волынец Л.И.1,2, Чернова Д.Л.1, Фадеева Е.В.2, Аверина С.И.1,3, Бусько Т.М.1, Лалит П.1
-
Учреждения:
- Смоленский государственный медицинский университет
- Смоленская областная клиническая больница
- Сафоновская ЦРБ
- Выпуск: Том 24, № 2 (2025)
- Страницы: 274-278
- Раздел: Разное
- URL: https://ogarev-online.ru/2225-6016/article/view/354369
- DOI: https://doi.org/10.37903/vsgma.2025.2.%25u
- EDN: https://elibrary.ru/WFLINH
- ID: 354369
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полный текст
Введение Тематические студенческие олимпиады в медицинском ВУЗе направлены на углубленное изучение учебной дисциплины, возможность реализовать свой творческий потенциал, получить опыт и знания путем взаимодействия всех участников конкурса: студентов и преподавателей [1-3]. Основной целью для организаторов тематических клинических олимпиад является стимулирование обучающихся к самостоятельному изучению учебной дисциплины в аспекте самоподготовки, умения работать в команде, что чрезвычайно важно для будущей профессиональной деятельности каждого врача [2-4]. Организация студенческой олимпиады на систематической основе и усовершенствование её проведения включает оценку обратной связи от всех участников соревнования: студентов, организаторов и членов жюри олимпиады [3, 5-7]. Цель работы - изучение мнения участников (студентов-медиков, преподавателей и организаторов здравоохранения) тематической студенческой олимпиады по дерматовенерологии, организованной 10.01.2025 г. профессорско-преподавательским составом (ППС) кафедры дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования (ДПО) Смоленского государственного медицинского университета (СГМУ), для оценки уровня её реализации в аспекте содержательной части, практической значимости, истории медицины и клинической практической ориентированности. Методика Во время подготовки к проведению второй ежегодной студенческой олимпиады ППС кафедры дерматовенерологии, косметологии и ДПО СГМУ были разработаны две анкеты: 1) для непосредственных участников олимпиады по дерматовенерологии - студентов, принимавших участие в конкурсе и 2) преподавателей - руководителей студенческих команд медицинских ВУЗов (Смоленск, Витебск, Гродно и Гомель), членов жюри из числа ППС и руководства лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) г. Смоленска и Смоленской области. Анкетирование проведено сразу после финала второй студенческой олимпиады по дерматовенерологии на добровольных началах непосредственно в день конкурса - 10 января 2025 г. путем анонимного опроса. Все стороны соревновательного мероприятия приняли участие в анкетировании, чем проявили свою заинтересованность. Т.о. нами были получены данные сплошной выборки всех участников олимпиады: 33 студентов из 11 команд (каждая студенческая команда включала по три участника); 6 членов жюри и трех научных руководителей студенческих команд из республики Беларусь (суммарно 9 респондентов из числа ППС медицинских ВУЗов и организаторов ЛПУ г. Смоленска и Смоленской области). Полученные нами результаты были обработаны посредством описательной методики сравнительного анализа данных. Результаты исследования и их обсуждение Половозрастная характеристика студенческой молодёжи, принявшей участие в олимпиаде: юноши- 6 (18%), девушки - 27 (82%); возраст - от 20 до 28 лет (среднее значение - 21,9 лет, мода - 22 года). Преобладающее большинство студентов обучается на лечебном факультете - 31 (94%), меньшинство из них, на педиатрическом факультете - 2 (6%); курс обучения 4-й - 7 (21,2%) студентов, 5-й - 22 (66,7%) и 6-й - 4 человека (12,1%). Информацию об организации олимпиады студенты узнали из следующих источников: от своих друзей и одногруппников - 9 (27,3%), из социальных сетей, в том числе, в группе студенческого научного кружка кафедры организатора олимпиады - 16 (48,5%); во время обучения на профильной кафедре 1 (3%); от преподавателей - 5 (15,2%), из объявления на сайте университета - 2 (6%). Таким образом, уже на этапе информирования прослеживается прямая связь заинтересованности в участии в конкурсе тех студентов, которые уже занимаются в студенческом научном обществе профильной кафедры. Мотивацией для участия в олимпиаде по дерматовенерологии для студентов послужили следующие причины (выбор их количества в анкете был не ограничен): интерес к дисциплине - 13 (39,4%), получение новых знаний и соревновательного опыта - 12 (36,4%), проверка своих знаний - 6 (18,2%). Доводами для принятия участия в соревновании в равных долях (по 2 респондента из числа всех студентов) стали возможности для: интересного времяпровождения, реализации своего творческого потенциала, а также желание стать хорошим врачом и посетить Смоленск (путешествие); по одному участнику - проверить свой уровень клинического мышления, повторить опыт участия в предыдущей первой олимпиаде, интерес к олимпийскому движению, а также мечта стать дерматовенерологом. Как показали полученные при анкетировании данные, нами не установлен факт, свидетельствующий о подавляющем большинстве связи конкурсантов между выбором дальнейшей врачебной деятельности непосредственно с дерматовенерологией, однако, понимание обучающимися необходимости специальных знаний для будущей клинической практики чрезвычайно важно. Для организаторов олимпиады всегда следует опираться на данные «обратной связи» с участниками конкурса в плане оценки сложности заданий. Как оказалось, студенты указали, что наиболее сложными для них были вопросы, представленные в клинических случаях - 18 (54,5%), соревновательном этапе «Дерматовенерология в искусстве» - 14 (42,4%) и для 11 (33,3%) участников - конкурсные задания «Дерматология в лицах» и «Черный ящик». Именно эти олимпиадные вопросы включали комплексные задания по уровню знаний клинических проявлений заболеваний дерматовенерологического профиля, истории дерматовенерологии и проблематику дерматовенерологии в литературе и искусстве. Подтверждением этому были получены данные опроса о необходимости более углубленного самостоятельного изучения дерматовенерологии в точки зрения её истории, эволюции, связи с литературой и искусством, а также эпонимики - на что указали 20 (60,6%) опрошенных студентов. Наиболее лёгкими показались участникам заданий «Визитка» (представление своей команды) - для 26 (78,8%) студентов и «Блиц» (оценка базовых знаний дерматовенерологии) - 12 (36,4%) человек. Самооценка своих знаний и навыков в ходе олимпиады студентами установила, что 16 (48,5%) из них были подготовлены недостаточно для победы в соревновании, а 13 (39,4%) студентов указали, что для участия в олимпиаде было вполне достаточно знаний, полученных во время изучения дисциплины «Дерматовенерология» в медицинском университете. Вопросы анкеты для участников олимпиады включали изучение данных по источникам информации, которые были использованы студентами в процессе их подготовки к олимпиаде. Так, преобладающее большинство из них указало на несколько источников, а именно: поисковые интернет-системы (яндекс, гугл) - 16 (48,5%), нейросети - 1 (3%), информационные сайты (studmedlib.ru, pubmed и др.) - 3 (9,1%), учебная литература и атласы - 7 (21,2%), лекции (в том числе, видеоматериалы) и методические пособия - 9 (27,3%); клинические рекомендации - 5 (15,2%), научные публикации - 4 (12,1%); 3 студента воздержались от ответа на этот вопрос анкеты (9,1%). Преобладающее большинство участников олимпиады оценили на «хорошо» и «отлично» доброжелательность оргкомитета и справедливость оценивания результатов жюри: соответственно, 31 (93,9%) и 29 (87,9%) студентов. Все участники соревнования отметили высокий уровень его организации, ответственное проведение олимпиады, а также высказали пожелания для дальнейшего развития конкурсного движения: 1) проведение предварительной подготовки студентов с ППС кафедры, 2) более тщательный контроль технических возможностей студентов для использования интернет-ресурсов непосредственно во время самого соревнования, 3) предоставление информации заранее о необходимых предметах (или специальных инструментах), которые следует брать с собой на олимпиаду, если в этом есть необходимость. Анализ результатов анкетирования ППС и членов жюри олимпиады показал важность участия студентов в олимпийском движении для проверки своих знаний и навыков, определить «слабые» места в процессе преподавания/изучения дисциплины, развивать межпредметные связи, что в итоге позволяет формировать высокообразованную личность - врача будущего! Представители ЛПУ и ППС в составе жюри олимпиады единогласно отметили, что любой предметный конкурс является местом для отбора наиболее целеустремленных и влюбленных в свою будущую профессию выпускников. Именно во время олимпиады потенциальный работодатель качестве независимого эксперта от представительства практического здравоохранения может подобрать для своего медицинского учреждения талантливую и одаренную молодежь из участников олимпиады. Принимая на работу креативных, конкурентоспособных, талантливых, ответственных выпускников, работодатель будет уверен в их профессионализме. Пожеланиями для оптимизации проведения тематических олимпиад в будущем были предложения от ППС и членов жюри в виде включения в этапы конкурса демонстрации практических навыков на муляжах, использование специального медицинского дерматологического инструментария; индивидуализация этапа «Клинический случай» в качестве заранее подготовленного кейса (вариант домашнего задания) от каждой команды участников друг другу. Все члены жюри были единогласны во мнении о высоком уровне организация олимпиады, прозрачности, независимости и адекватности оценок конкурсных заданий. Заключение Результаты анонимного анкетирования всех участников второй тематической олимпиады по дерматовенерологии показали её целесообразность и необходимость в качестве: 1) независимого инструмента развития навыков командной работы и лидерских качеств будущих врачей; 2) проверки быстрой адаптации студенческой молодёжи к будущему в постоянно меняющихся условиях медицинской практики; 3) умение оставаться эффективными в условиях давления и неопределенности; 4) стимулирование наиболее заинтересованных студентов медиков к дальнейшему формированию у них общекультурных и профессиональных навыков, профессиональному и личностному развитию; 5) важной составляющей образовательного и воспитательного процесса в медицинском вузе, когда преподаватель, студент и организатор здравоохранения могут активно взаимодействовать в аспекте клинической и прикладной медицинской практики (фото). Фото. Участники второй тематической олимпиады по дерматовенерологии 10 января 2025 г., СмоленскОб авторах
Ирина Евгеньевна Торшина
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Аделина Александровна Донцова
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
клинический ординатор кафедры дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Лариса Исаковна Волынец
Смоленский государственный медицинский университет; Смоленская областная клиническая больница
Email: email@example.com
кандидат медицинских наук, главный врач ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», доцент кафедры факультетской хирургии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28; Россия, 214018, Смоленск, проспект Гагарина, 27, 27а
Дарья Леонидовна Чернова
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
студентка лечебного факультета ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Екатерина Васильевна Фадеева
Смоленская областная клиническая больница
Email: email@example.com
врач дерматовенеролог ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» Россия, 214018, Смоленск, проспект Гагарина, 27, 27а
Светлана Ивановна Аверина
Смоленский государственный медицинский университет; Сафоновская ЦРБ
Email: email@example.com
заведующий дерматовенерологическим отделением ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ», ассистент кафедры дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28; Россия, 215505, Смоленская область, Сафоново, ул. Октябрьская, 66
Тамара Михайловна Бусько
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
ассистент кафедры дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Панвар Лалит
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
студент факультета иностранных учащихся ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Список литературы
Андрусенко С.Ф. Олимпиада как способ мотивации к углубленному изучению предметов // Вестник Северо-Казанского университета. - 2019. - №3(72). - С. 125-131. @@ Andrusenko S.F. Vestnik Severo-Kazanskogo universiteta. Bulletin of the North Kazan University. - 2019. - N3(72). - P. 125-131. (in Russian) Астанина С.Ю., Бернс С.А., Гиляревский С.Р. и др. Методические особенности проведения олимпиады врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей) и интернистов как вида неформального образования // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2024. - Т.23(2S). - С. 4151. @@ Astanina S.Ju., Berns S.A., Giljarevskij S.R. i dr. Kardiovaskuljarnaja terapija i profilaktika. Cardiovascular therapy and prevention. - 2024. - V.23(2S). - P. 4151. (in Russian) Привалова Г.Ф., Ткаченко Л.А., Ткаченко А.В. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов вуза культуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - Т.28, №3. - С. 160-165. @@ Privalova G.F., Tkachenko L.A., Tkachenko A.V. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. Professional education in Russia and abroad. - 2020. - V.28, N3. - P. 160-165. (in Russian) Тютюков В.Г., Тютюков К.М., Небураковский А.А. и др. Олимпиадное движение в содержании образовательной подготовки студентов высшей школы // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №12(190). - С. 273-282. @@ Tjutjukov V.G., Tjutjukov K.M., Neburakovskij A.A. i dr. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. Scientific notes of P.F. Lesgaft University. - 2020. - N12(190). - P. 273-282. (in Russian) Федина Н.В., Дмитриев А.В., Белых Н.А. и др. Опыт педиатрического олимпиадного движения в РязГМУ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2024. - Т.12, №3(46). - С. 207-216. @@ Fedina N.V., Dmitriev A.V., Belyh N.A. i dr. Lichnost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie. Personality in a changing world: health, adaptation, development. - 2024. - T.12, N3(46). - P. 207-216. (in Russian) Юдаева Ю.А., Понятова Е.А., Снасапова Д.М., Юльметова И.Г., Соловых О.В., Аксарова Л.Д. Из опыта проведения олимпиады по практической подготовке в Оренбургском государственном медицинском университете // Современные проблемы науки и образования. - 2019. @@ Judaeva Ju.A., Ponjatova E.A., Snasapova D.M., Jul'metova I.G., Solovyh O.V., Aksarova L.D. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. Modern problems of science and education. - 2019. (in Russian) Яворская С.Д., Горбачева Т.И., Дмитриенко К.В. и др. Роль олимпиад по специальности в образовательном процессе медицинского вуза: взгляд преподавателей и студентов // Проблемы современного образования. - 2023. - №6. - С. 224-233. @@ Javorskaja S.D., Gorbacheva T.I., Dmitrienko K.V. i dr. Problemy sovremennogo obrazovanija. Problems of modern education. - 2023. - N6. - P. 224-233. (in Russian)
Дополнительные файлы


