Особенности правового статуса молодого ученого в Российской Федерации
- Авторы: Асадов А.Г.1
-
Учреждения:
- МГУ имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 48, № 2 (2024)
- Страницы: 47-61
- Раздел: Информация. Государство. Права человека
- URL: https://ogarev-online.ru/2225-3475/article/view/279218
- DOI: https://doi.org/10.17323/tis.2024.21712
- ID: 279218
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Внимание государства к молодым ученым как категории граждан, осуществляющих исследования по ключевым направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, характеризируется, с одной стороны, большим количеством инструментов государственной поддержки, а с другой — терминологической неопределенностью в отношении самого понятия.
В отсутствие четкого закрепления в федеральном законодательстве появилось множество подходов в подзаконных актах к определению молодых ученых, которые подчас друг другу противоречат. В условиях подготовки к введению изменений в законодательство о науке в части определения понятия данной категории лиц автор предпринял попытку обобщения имеющегося материала по теме и сформулировал ряд собственных предложений.
Ключевым в подходе автора является рассмотрение особенностей правового статуса молодого ученого в Российской Федерации с точки зрения конституционных прав человека. Дополнительно рассматриваются социологические, исторические и административные аспекты проблематики. Автор в контексте комплексной природы понятия «молодой ученый» учел особенности развития публично-правового регулирования, с одной стороны, молодежной политики, а с другой — научно-образовательной.
Данная статья может быть использована в качестве справочного и методологического материала для исследователей-правоведов, представителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти, занимающихся указанной проблематикой. Она может быть интересна широкому кругу читателей, интересующихся молодежной и научно-образовательной политикой в Российской Федерации.
Полный текст
Интерес к унификации подходов к терминологическому вопросу юности в науке сформировался в 2021 г., который в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2020 г. № 812 был объявлен Годом науки и технологий. Так, в феврале 2021 г. состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с министром науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальковым, на которой министр выступил с инициативой закрепления правового статуса молодого ученого в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [1], «как совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности» (В.Н. Фальков, письмо от 20 февраля 2021 г. № МН-15/ВФ-374).
Президент Российской Федерации предложение поддержал резолюцией «Согласен», которая в соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 28 марта 2011 г. № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» была зарегистрирована Администрацией Президента Российской Федерации в качестве указания Президента Российской Федерации от 23 февраля 2021 г. № Пр-299. Первоначальный срок представления доклада — до 23 мая 2021 г., к настоящему моменту он продлевался несколько раз.
Таким образом, с момента, когда Президент Российской Федерации дал указание, прошло более двух лет, Год науки и технологий постепенно перетек в Десятилетие науки и технологий, но исполнение по нему все еще продолжается. Пытливый читатель, вероятно, задастся вопросом: в чем сложность исполнения поручения, ведь в административно-политическом плане «зеленый свет» горит на самом высоком уровне? Разберем вопрос поэтапно.
С точки зрения социологии как науки молодежь представляет собой «социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей» [2]. При этом социологический подход к определению возрастных рамок понятия, как правило, устанавливает верхний предел 30 лет [3, 4, 5].
Однако и сами социологи соглашаются с тем, что возрастной критерий не является универсальной основой для выделения молодежи как особой социальной группы и имеет достаточно условный характер: «так, сельская молодежь, по оценкам специалистов, имеет возрастные границы от 12–14 до 24–26 лет» [6].
В этой связи справедливо поставить вопрос, а с какой особенностью статуса молодого исследователя связаны особый режим правового регулирования, отдельные меры поддержки для данной категории и на какую цель направлены все эти действия со стороны государства?
Общепризнанный критерий возрастных границ в отношении понятия «молодой ученый» требует глубокого осмысления. Какими доводами руководствуются авторы подзаконных актов, в которых устанавливают ту или иную возрастную планку в 35, 39 или 40 лет?
Существует заслуживающая внимания гипотеза, что установление общей рамки в 35 лет и дополнительной рамки в 40 лет для докторов наук связано с «периодом профессиональной ротации в… социальной группе» [4, с. 9]. Другими словами, в связи с тем, что период получения докторской степени связан с необходимость прохождения всех этапов академического пути, «молодость» в среде докторов наук обоснованно определить периодом с 35 до 40 лет. Но тогда можно продолжить мысль дальше и предложить ввести категорию «молодых академиков» в возрасте до 70 лет и «молодых членов-корреспондентов» в возрасте до 60 лет, благо постепенно средний возраст в Российской академии наук постепенно «молодеет» [7]. Но очевидно, что данный подход, кроме декларирования отношения разницы одной возрастной группы к другой внутри той или иной категории лиц, иного функционального смысла не несет.
Уделим некоторое внимание экскурсу в историю теоретических и правовых основ государственной молодежной политики в целом. Здесь трудно не упомянуть работу, проведенную И.М. Ильинским, одним из ведущих отечественных исследователей публично-правовых аспектов молодежной проблематики советского периода. Совместно с коллективом правоведов, социологов, философов и других специалистов в период 1986–1991 гг. И.М. Ильинский разработал теоретические и правовые основы концепции государственной молодежной политики СССР, которые легли в основу Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики СССР» от 16 апреля 1991 г. № 2114-1 [8]. Несмотря на то что указанный акт утратил силу вместе с распадом СССР в декабре 1991 г., его влияние на окончательное оформление государственной молодежной политики в самостоятельную отрасль публично-правового регулирования в России и странах СНГ трудно переоценить.
В современной России, несмотря на тщательную теоретическую и правовую проработку вопроса, нормативный правовой акт по теме государственной молодежной политики практически три десятилетия ждал своего часа, не находя поддержки в лице глав государства. Так, в 1999 г. Б.Н. Ельцин наложил вето на законопроект «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». Через 10 лет, в 2009 г., не усмотрел целесообразности в подобном законе и Д.А. Медведев: «Набор принципов, которыми будет руководствоваться государство в этой сфере, нам не нужен на законодательном уровне — у нас есть стратегия. Это другой документ» [9].
В итоге спустя еще одно десятилетие, в декабре 2020 г., был принят Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 № 489-ФЗ, занявший место своего советского предшественника, которым было установлено, что «молодежь, молодые граждане — социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации». При этом в ч. 3 ст. 6 упоминается, что при определении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан может быть установлен иной максимальный возраст, но не менее 35 лет.
Стоит упомянуть, что период публично-правовых дискуссий на тему государственной молодежной политики в три десятка лет между двумя «молодежными» законами на региональном уровне ознаменовался довольно активным законотворчеством [10, 11, 12, 13]. Как справедливо отметил В.В. Егоров: «Сложилась своеобразная, нелогичная правовая ситуация, когда субъекты федерации опередили в законодательстве федеральный центр» [14].
В части второго составного элемента рассматриваемого понятия любопытно отметить, что «лексема “ученый” может выступать как существительным, так и прилагательным» [15]. В Российской империи понятие «ученый» появилось во второй половине XIX в. [16]. В 1862 г. в соответствии с высочайше утвержденным мнением Государственного совета к ученым возможно было отнести: лицо, обладающее ученой степенью доктора, магистра или кандидата, либо действительного студента университета Российской империи; лицо, окончившее курс в педагогическом институте; лицо, приобретшее известность своими трудами [17]. Н.Н. Зипунникова справедливо отметила, что правовой статус ученых в Российской империи наряду с исследовательской (преподавательской) компонентой складывался и из отношения к государевой службе (включение в систему классных чинов) [17, с. 36]. Отдельного упоминания именно «молодых ученых» в этот период найти не удалось.
В СССР первые доступные в правовых системах упоминания «молодых ученых» датируются 1929 г. в Постановлении Совета народных комиссаров (СНК СССР) от 31 декабря 1929 г. «О стипендиях при Комитете по химизации народного хозяйства Союза ССР для молодых ученых-химиков», в котором, как следует из наименования, им устанавливалась отдельная стипендия [18]. Также словосочетание «молодые ученые» встречается в Уставе Академии наук СССР: «Академия наук ведет систематическую работу по повышению квалификации научных кадров Союза ССР путем организации соответствующих циклов лекций и докладов и предоставления молодым ученым мест в своих учреждениях для практических занятий и усовершенствования знаний» [19].
Вместе с тем уже в 1962 году в Постановлении ЦК КПСС встречается понятие «молодые научные работники»: «…признать необходимым сосредоточить основное внимание молодых научных работников и аспирантов на выполнении научных исследований» [20], а также в иных актах того периода [21].
В дальнейшем в Постановлении Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 257 «Об учреждении медалей с премиями для студентов высших учебных заведений и молодых ученых за лучшие научные работы» снова вернулись к предыдущему понятию. Первым абзацем II раздела Положения о советах молодых ученых (специалистов) научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организаций, научных подразделений вузов, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по науке и технике (ГКНТ СССР), Минвуза СССР, ЦК ВЛКСМ от 16.04.1973 № 118-323а-66/2, было установлено, что работа советов молодых ученых ведется среди ученых или дипломированных специалистов в возрасте до 33 лет [22]. Вместе с тем спустя некоторое время в п. 1 Положения о советах молодых ученых и специалистов, утвержденного Постановлением Секретариата ЦК ВЛКСМ, ГКНТ СССР, Президиума АН СССР, Гособразования СССР от 21 июня 1988 г. № 45/13а-195-114-158, было указано, что советы молодых ученых и специалистов организуют содержательную работу, координируют деятельность с молодыми учеными и специалистами, имеющими высшее и среднее специальное образование, в возрасте до 35 лет [23].
По своему конституционно-правовому смыслу правовой статус молодого исследователя является частным проявлением прав человека. В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания». Таким образом, научная деятельность является частной разновидностью творчества. Также в соответствии со ст. 71 Основного закона установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного научно-технологического развития Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации. Полномочия по обеспечению проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области науки в соответствии с подп. «в», «в.1» п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации закреплены за Правительством Российской Федерации, в том числе обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала. Полномочия в установленной сфере деятельности в структуре Правительства Российской Федерации осуществляет Минобрнауки России [24].
Остановимся подробнее на понятии правового статуса молодого ученого. Под правовым статусом в целом С.С. Алексеев понимает «фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством» [25]. При этом при рассмотрении понятия правового статуса молодого ученого необходимо оговориться, что он является частью более общего понятия — правового статуса ученого, а тот, в свою очередь, еще более общего понятия — правового статуса личности.
Говоря о последнем, отмечу, что в настоящее время в науке сложилось несколько подходов к определению правового статуса личности. Первый из них — узкий подход — рассматривает правовой статус личности как совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством [26]. Данный подход нашел свое отражение в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части правового статуса научного работника [27]. Второй подход — более расширительный — к упомянутым элементам прикладывает дополнительные элементы правового статуса: правоспособность, гарантии, законные интересы и прочее [28]. Данный подход нашел свое отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в части правового статуса педагогических работников [29]. Некоторые авторы расширительное толкование правового статуса отождествляют с понятием правового положения [30].
По мнению автора этой статьи, для определения правового статуса молодого ученого необходимо использовать именно расширительный подход в связи с тем, что в многочисленных подзаконных актах по теме можно выделить закономерности, позволяющие определить элементы правового статуса помимо прав и обязанностей, пролить свет на структуру и состояние правового регулирования. Кроме того, в упомянутом выше письме министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фалькова от 20 февраля 2021 г. № МН-15/ВФ-374, которое поддержал президент Российской Федерации, предлагается закрепить понятие правового статуса молодого ученого именно «как совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности», что свидетельствует о том, что руководитель профильного федерального органа исполнительной власти также разделяет расширительный подход.
Сам правовой статус в теории права подразделяется на общий, специальный и индивидуальный [31]. Согласимся с точкой зрения, согласно которой с понятием «ученый» ввиду наличия кроме базовых прав и обязанностей дополнительных элементов (например, привилегий в виде грантов) ассоцииируется специальный правовой статус, компонентами которого являются права, обязанности, законные интересы, ограничения, запреты, ответственность и правовые преимущества [15, с. 25]. Другим примером специального правового статуса (без проведения иных параллелей) могут служить женщины-осужденные [32]. Государство обеспечивает специальный правовой статус молодых ученых путем предоставления им социальных и правовых преимуществ, создания режима благоприятствования при занятии исследовательской деятельностью.
Говоря о правах и обязанностях молодых ученых, наверное, справедливо будет признать, что между правовым статусом личности в целом и правовым статусом ученых (то есть научных работников в понимании Закона о науке) необходимо выделить дополнительное звено — назовем его условно «исследователи». Это лица, которые, реализуя свои конституционно-правовые гарантии на свободу творчества, занимаются наукой, но не обязательно являются при этом научными работниками. Это более общая категория, внутри которой можно выделить научных работников, права и обязанности которых закреплены Законом о науке.
Таким образом, так называемая матрешка понятий от общего к специальному будет выглядеть следующим образом: правовой статус личности — правой статус исследователя — правовой статус ученого — правовой статус молодого ученого. При этом режим благоприятствования со стороны государства увеличивается с нарастанием специализации в указанных категориях, что вполне объяснимо.
Среди общей массы граждан исследователи являются группой лиц, занимающихся социально полезным трудом, потенциально представляющим интерес со стороны государства. При этом, несмотря на конституционно-правовые гарантии, исследователи без «прописки» в научных или образовательных организациях незаслуженно обделены вниманием в части мер поддержки и иных гарантий. Хотя примеры исследователей-любителей, которые сделали вклад в науку, не будучи профессиональными учеными, известны и не единичны: русский и советский виолончелист, а по совместительству астроном-любитель Андрей Борисяк, в 1901 г. открывший в созвездии Персея первую Новую звезду XX в. [33]; Марджори Райс, домохозяйка из американского штата Флорида, известная своими открытиями четырех ранее неизвестных классов пятиугольных мозаик в 1976-1977 гг. [34]; Леонид Сикорук, советский и российский режиссер, в 1973 г. организовавший Клуб любителей телескопостроения имени Д.Д. Максутова и ставший инициатором начала промышленного производства телескопов ТАЛ на Новосибирском приборостроительном заводе [35] и многие другие.
Отдельное внимание со стороны руководства страны в отношении граждан, не являющихся профессиональными исследователями, но увлеченных наукой, можно зафиксировать в развитии «научного волонтерства» (явления, известного также как «гражданская наука», или «citizen science»). Так, в 2022 г. Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации совместно с Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, Ассоциацией волонтерских центров и Общероссийской общественно-государственной просветительской организацией «Российское общество “Знание”» утвердить и реализовать комплекс мер, направленных на содействие развитию научного волонтерства, в том числе на привлечение детей и молодежи к участию в сборе и анализе научных данных [36]. Также научное волонтерство стало одной из инициатив Плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2022 г. № 2036-р. В соответствии с п. 3 этого плана к 2025 г. в Российской Федерации количество научно-исследовательских проектов, реализуемых с привлечением волонтеров, увеличится до 120, а общее количество научных волонтеров достигнет отметки 120 тыс. человек [37].
Вместе с тем указанные примеры внимания к молодым ученым-волонтерам вряд ли можно считать достаточными. Сам по себе феномен научного волонтерства, по мнению автора, направлен, с одной стороны, на раннюю профориентацию молодежи и вовлечение в науку, а с другой — на осуществление помощи профессиональным ученым в проведении исследований. А категория ученых-любителей, осуществляющих свои проекты в рамках данной инициативы, субъектности не приобретает.
Как указывают А.А. Васильев и Ю.В. Печатнова, понятие «ученый» носит доктринальный характер. Они ссылаются в обоснование своих доводов на модельный закон СНГ «О статусе ученого и научного работника» [38]. Оговорюсь, что автор данной статьи с учетом предложенной ранее методологии рассматривает понятия «ученый» и «научный работник» как тождественные. Правовой статус, а равно с ним права и обязанности ученых (научных работников) закрепляет прежде всего Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В нем законодательно выделяется общее понятие субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, и сфера регулирования указанного закона связывается с отношениями между указанными субъектами, органами государственной власти, потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности.
Глава II Закона именуется «Субъекты научной и(или) научно-технической деятельности». В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанная деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами, если подобное предусмотрено учредительными документами. В ч. 2 указанной статьи закреплены гарантии, права и свободы субъектов научной и(или) научно-технической деятельности: свобода творчества, включая право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок; защита от недобросовестной конкуренции; право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности; свобода доступа к научной и научно-технической информации (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны); гарантия подготовки кадров для научных организаций и финансирования проектов, выполняемых по государственным заказам (последнее больше относится к юридическим лицам). Обоснованно предположить, что, за исключением последних двух пунктов, остальные являются элементами правового статуса физического лица как субъекта научной и(или) научно-технической деятельности.
Далее законодатель конкретизирует понятие упомянутого физического лица как субъекта научной и(или) научно-технической деятельности. В соответствии со ст. 4 «научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью». Отмечу, что в контексте рассматриваемой работы (ввиду предложенной выше методологии) отождествление научных работников и исследователей в Законе автор считает методически не вполне целесообразным.
В соответствии с указанной статьей Закона о науке ученые имеют право: на научную номенклатуру (2-й абз. п. 1 ст. 4); на соискание ученой степени и публичную защиту (п. 2 ст. 4); на присвоение ученых званий (там же); на подтверждающий документ (диплом, аттестат), а также на его перевод на иностранный язык (там же). Также выделяются категории «специалист научной организации (инженерно-технический работник)» и «работник сферы научного обслуживания», которые законодатель, очевидно, относит к физическим лицам — субъектам научной и(или) научно-технической деятельности. Все они также по смыслу их описания связаны трудовыми отношениями с научной или приравненной к ней организацией. Кроме того, в ст. 6 перечислены иные права научных работников: право на признание автором научных результатов и подачу заявок на результат интеллектуальной деятельности (РИД); право на получение доходов от реализации указанных результатов; право на объективную оценку деятельности и получение соответствующих вознаграждений; право на осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники; право на подачу заявок на участие в научных мероприятиях; право на участие в конкурсах на финансирование научных исследований; право на подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве; право на доступ к информации о научных и научно-технических результатах (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны); право на публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов; право на мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду; право на дополнительное профессиональное образование. Также в п. 8 ст. 4 закреплено право научных работников на заключение договоров о совместной научной и (или) научно-технической деятельности, а в п. 9 ст. 4 — право научных работников на создание на добровольной основе общественных объединений (в том числе научных, научно-технических и научно-просветительских обществ, общественных академий наук).
Вместе с тем ряд исследователей отмечают, что не все права ученых закреплены в указанном законе. В частности, отсутствуют нормы, закрепляющие право на материальное вознаграждение за создание научного продукта в рамках грантового проекта [39].
Дополнительные права для ученых можно найти в Трудовом кодексе Российской Федерации. В частности, ст. 173.1 ТК РФ предусматривает право на предоставление дополнительного отпуска по месту работы продолжительностью три и шесть месяцев с сохранением среднего заработка для работников, допущенных к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук соответственно. Вместе с тем стоит отметить, что порядок получения указанного отпуска, предусмотренный Правилами предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, делает его крайне труднореализуемым в связи с необходимостью уведомления о намерении реализовать свое право на предоставление отпуска в письменной форме не позднее чем за один год до предполагаемой даты начала отпуска [40].
По мнению автора, перечисленные выше права могут быть сгруппированы следующим образом:
Обязанности научных работников закреплены в п.7 ст. 4 и представляют собой: соблюдение прав и свобод человека при осуществлении научной, научно-технической деятельности и (или) экспериментальных разработок; объективное осуществление экспертизы представленных им научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
Дополнительно следует выделить категорию научно-педагогических работников, трудоустроенных в образовательных организациях высшего образования и организациях, реализующих дополнительные профессиональные программы. В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» научно-педагогические работники являются специальным видом научных работников, на которых помимо прав и обязанностей, установленных перечисленными выше нормами Закона о науке, распространяются дополнительные права и обязанности, связанные в основном с особенностями взаимодействия с образовательной организацией [29, ст. 50].
Состояние правового регулирования именно для молодых ученых характеризуется тем, что фактически осуществляется на уровне подзаконных актов. В самих подзаконных актах права молодых ученых могут быть поделены на две категории — отдельно поименованные элементы правового статуса и те, которые выводятся из толкования текста положений подзаконных актов.
Начнем с государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Предоставление молодым ученым социальных выплат на приобретение (строительство) жилья является одним из способов эффективного решения задач государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в жилищной и жилищно-коммунальной сфере [41]. Приложением № 2 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее — Приложение № 2), устанавливается порядок предоставления ГЖС молодым ученым.
В п. 1(1) Приложения № 2 дан вариант понятия «молодой ученый», используемый для целей рассматриваемого документа. Им может быть гражданин Российской Федерации, имеющий ученую степень и в совокупности не менее пяти лет работающий: 1) в должности научного работника в научной организации (учредитель которой — Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти); 2) в должности научно-педагогического работника в образовательной организации высшего образования (учредитель которой — Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти). При этом устанавливается предельный возраст 35 лет для кандидатов наук и 40 лет для докторов наук.
Дополнительно п. 7 Приложения № 2 устанавливает ряд критериев отнесения к категории молодого ученого, претендующего на получение ГЖС: а) признание организацией-работодателем лица нуждающимся в получении социальной выплаты; б) однократность реализации права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты.
Таким образом, в рамках данной меры поддержки в качестве обязательного критерия отнесения к категории молодого ученого выделяется наличие ученой степени.
Одновременно с этим обратимся к распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В нем к понятию «молодой ученый» помимо названных выше категорий отнесены аспиранты в возрасте до 30 лет. Следовательно судьба аспирантов в части отнесения к понятию «молодой ученый» трактуется в различных подзаконных актах по-разному.
Следующим элементом правового статуса молодых ученых следует выделить создание условий для преодоления так называемых административных барьеров. В этом ключе стоит рассматривать проводимую с 2019 г. Минобрнауки России программу по созданию «молодежных лабораторий» в рамках национального проекта «Наука и университеты». С 2019 г. было создано более 700 молодежных лабораторий в научных организациях и вузах. К 2024 г. их планируют создать 900 [42]. Основное условие — руководитель лаборатории и две трети ее состава должны быть не старше 39 лет.
Внимательный читатель может задаться вопросом: «А почему 39 лет? Чаще всего фигурирует 35 лет, а отдельных случаях 40 лет…». Причины, по которым выбран указанный возрастной предел, в данном случае кажутся вполне объяснимыми. Дело в том, что в паспорте национального проекта «Наука и университеты» одним из показателей эффективности самого национального проекта является показатель «Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей». В этой связи и мера поддержки, реализуемая в рамках нацпроекта, логично направлена на улучшение данного показателя.
А вот почему в паспорте национального проекта сформулирован именно такой показатель — вопрос более интересный. Вероятнее всего, причина банальная. Основными требованиями к показателям эффективности национальных проектов являются их безусловная счетность, регулярная обновляемость и понятность источника информации. А по счастливому стечению обстоятельств Росстат считает с 2010 г. «численность исследователей по возрастным группам по Российской Федерации» в диапазонах: до 29 лет (включительно), с 30 до 39 лет, с 40 до 49 лет и так далее [43]. В этой связи впору выделять в качестве одной из причин терминологического плюрализма в подходах к понятию «молодой ученый» в России особенности методологического осуществления сбора статистических данных в Российской Федерации.
Некоторые исследователи отдельно в качестве характеристики статуса выделяют такой критерий, как отношение к военной службе [44]. Прежде всего речь идет об отсрочке от призыва на срочную военную службу, предусмотренной положениями п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Вместе с тем в условиях ведения специальной военной операции и объявленной 21 сентября 2022 г. частичной мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 закономерно поставить вопрос о правовом статусе молодых ученых применительно к призыву на военную службу по мобилизации.
Основания для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации установлены Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Вместе с тем есть и иные источники. Так, в тексте самого Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 подобный правовой иммунитет был предоставлен гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, на период работы в этих организациях (п. 9) [45]. Через несколько дней вышел Указ Президента Российской Федерации, посвященный вопросам предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации [46]. В нем постановляется, что отсрочка предоставляется гражданам, получающим образование соответствующего уровня впервые, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения в образовательных и научных организациях по программам среднего профессионального, высшего образования, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Дополнительно были упомянуты организации, расположенные на территориях инновационных научно-технологических центров, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Также на официальном сайте Минобороны России была опубликована информация о том, что принято решение о непривлечении на военную службу в рамках частичной мобилизации граждан с высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, работающих в сферах IT-технологий, организации связи, средств массовой информации и финансов [47]. Отличительной особенностью данного решения является то, что никаким актом Минобороны России оно не закреплено и нигде, кроме новости на официальном сайте ведомства, не зафиксировано. Вместе с тем на основании данного заявления начинают появляться акты иных ведомств, позволяющие конкретизировать те или иные положения данного заявления [48].
Таким образом, «молодые ученые» как категория в итоге не фигурировали ни в одном из вышеупомянутых сюжетов, несмотря на активность законодателей в данном направлении [49, 50]. Все потому, что указанная активность не была вознаграждена результатом. Позиция профильного комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне по всем законопроектам по теме заключалась в том, что «наличие у гражданина ученой степени не тождественно его непосредственному участию в научных исследованиях, техническом проектировании, в развитии науки, техники, в организации и обеспечении образовательного процесса».
Сложившаяся ситуация с отсутствием у молодых ученых отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, по мнению автора, требует повторного рассмотрения со стороны государства по следующим причинам:
- молодые ученые — наиболее мобильная категория граждан, для которых в подавляющем количестве стран действуют упрощенные правила въезда, получения вида на жительство и грантового финансирования;
- молодые ученые, как правило, не имеют боевого опыта и должной подготовки;
- для того чтобы Российская Федерации воспитала кандидата наук, требуется минимум 9-10 лет, при этом порог входа в категорию «IT-специалисты», на которых распространяется отсрочка от призыва в рамках частичной мобилизации, составляет всего 1-2 года).
Также представляется обоснованным довод, указанный в пояснительной записке к законопроекту № 259823-8, о том, что лиц мужского пола в возрасте до 60 лет, обладающих учеными степенями, в России около 135 тыс. человек, что при мобилизационном резерве в 30 млн не оказывает существенного влияния на обороноспособность страны.
Вместе с тем в отрицательных заключениях комитетов на эти законопроекты, как упоминалось выше, используется довод, что отсрочка предоставляется среди прочих оснований лицам, занимающимся определенным видом деятельности. А среди лиц, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук, большое количество тех, кто не занимается профессионально научной или педагогической деятельностью.
Если не уходить в рассуждения о том, что обладатель ученой степени уже сам по себе является ценным для страны кадром вне зависимости от того, занимается ли он в настоящий момент наукой или нет, то можно просто выделить из общего количества обладателей ученых степеней тех, кто подходил бы под вышеназванные критерии.
В тексте приведенной выше пояснительной записки нет ссылки на источник информации, но методом подбора, основанным на данных Росстата, находящихся в открытом доступе, можно сделать вывод, что авторы законопроекта используют информацию Всероссийской переписи населения 2020 г. [51]. Потому что при сложении данных из табл. 2 тома 3 — «Население, имеющее ученые степени, по возрастным группам и полу» (столбцы D, E; строки 19–22) по возрастным группам 20–29 лет, 30–39 лет, 40–49 лет, 50–59 лет получается 115 158 человек (4486 + 37 314 + 44 121 + 29 237 человек соответственно) и 19 690 человек (804 + 4270 + 6879 + 7737 человек соответственно), что в сумме образует 134 848 человек (в пояснительной записке к законопроекту № 259823-8 говорится о значении «порядка 135 тыс. человек»). При этом отметим, что соотношение женщин к мужчинам в этом же диапазоне практически соизмеримое: кандидатов и докторов наук среди женщин в возрасте до 60 лет — 139 702, а «остепененных» мужчин — 134 848 (соотношение 51% к 49%). Нам это понадобится ниже по тексту.
Вместе с тем Всероссийская перепись населения — это не единственный источник информации о научных кадрах в арсенале Федеральной государственной службы статистики. Если обратиться к разделу «Официальная статистика» в категории «Наука, инновации и технологии», то мы найдем множество различной информации по теме [43].
При этом, перед тем как обратиться к статистическим данным, необходимо предварительно ознакомиться с документом «Понятия и определения (Наука)». Из него мы выясняем, что Росстат оперирует термином «исследователи», понимая под ним «работников, профессионально занимающихся исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющих создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют законченное высшее образование». Тут стоит оговориться, что в рамках данной статьи происходит терминологическое совпадение понятий «исследователь»: первое, которое предложено автором статьи, и второе, которое используется Росстатом. В этой связи, для избежания путаницы у читателя, исследователи в понимании Росстата в тексте выделены курсивом.
Также необходимо оговориться, что Росстат не приводит данные по субъектам малого предпринимательства, а затрагивает только юридические лица, имеющие ОКВЭД2 Ок 029-2014 (КДЕС Ред. 2) научные исследования и разработки (код 72) (основной или дополнительный); образование высшее (код 85.22); подготовка кадров высшей квалификации (код 85.23), что дает некоторую погрешность к нашим итоговым выводам, но ввиду того, что даже указанным методом затрагивается подавляющее большинство исследователей, автор считает что погрешность находится в допустимых пределах.
Итак, открываем форму «Численность исследователей (по областям науки; по возрастным группам; по ученым степеням; по субъектам Российской Федерации) (с 2010 г.)» и находим раздел «Численность исследователей по возрастным группам по Российской Федерации». Берем значения за 2021 г., складываем необходимые графы (столбцы X, Y, строки 9–12) и получаем 6976 докторов наук в возрасте до 60 лет (14 + 516 + 2474 + 3972 человек соответственно) и 50 787 кандидатов наук в возрасте до 60 лет (1462 + 19683 + 18113 + 11 529 человек соответственно), что в сумме образует 57 763 человека. Вместе с тем в данной форме отсутствует деление по полу, поэтому достоверно из нее понять, сколько из 57 763 исследователей, обладающих ученой степенью в возрасте до 60 лет, — мужчины, не представляется возможным. Однако выше из данных Всероссийской переписи населения за 2020 г. мы установили, что в этом возрастном диапазоне соотношение женщин и мужчин 51% к 49% соответственно. Поэтому считаем обоснованным экстраполировать это соотношение на данную выборку, поскольку все признаки сходны, кроме занятости в сфере исследований и разработок к моменту проведения исследования. Итого получим 28 304 мужчин — кандидатов и докторов наук в возрасте до 60 лет, занятых в сфере исследований и разработок.
Данная методика исчисления вполне соотносится с позицией, используемой профильным комитетом Госдумы Российской Федерации по обороне, о том, что помимо ученой степени необходим элемент связи лиц с определенным видом деятельности, из чего можно сделать вывод, что указанная категория лиц вполне может быть освобождена от призыва на военную службу по частичной мобилизации путем внесения изменений в Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
В этой связи в целях полноценного оформления правового статуса молодого ученого как совокупности прав, обязанностей и гарантий его деятельности автор статьи считает целесообразным внести изменения в Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в части освобождения от призыва на военную службу по частичной мобилизации исследователей мужского пола, обладающих ученой степенью, в возрасте до 60 лет.
Об авторах
Али Габибович Асадов
МГУ имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: asadov04@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-3779-0295
аспирант Высшей школы государственного аудита
Россия, МоскваСписок литературы
- Встреча с министром науки и высшего образования Валерием Фальковым // Официальный сайт Президента России. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/65110 (дата обращения: 25.07.2023).
- Чупров В.И. Молодежь // Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, уч. секр. О.Е. Чернощек. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2010.
- Филиппов Ф.Р. Молодежь // Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
- Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь в России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН, 2020.
- Осипова Н.Г., Елишев С.О. Молодежь в системе социально-гуманитарных наук. М.: Перспектива, 2022.
- Плугарь О.А., Плугарь О.А., Кононова Т.М., Горева О.М. Молодежь как социальная группа: определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22074 (дата обращения: 01.07.2023).
- Объявлены результаты выборов новых членов РАН. Академия должна немного помолодеть // Российская газета. — URL: https://rg.ru/2022/06/02/obiavleny-rezultaty-vyborov-ran.html (дата обращения: 02.07.2023).
- Ильинский И.М. Еще раз об истории разработки теоретических и правовых основ государственной молодежной политики в СССР, подготовке и принятии Закона о молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-ob-istorii-razrabotki-teoreticheskih-i-pravovyh-osnov-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-v-sssr-podgotovke-i-prinyatii-zakona (дата обращения: 12.07.2023).
- Заключительное слово на заседании Государственного совета о молодежной политике в Российской Федерации // Официальный сайт Президента России. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/4833 (дата обращения: 13.07.2023).
- Закон о молодежи Республики Коми: принят ГС РК 27 февраля 1997 г. // Республика. 1997. № 66 (8 апреля).
- Закон о молодежи Рязанской области: принят Рязанской областной думой 27 мая 1998 г. // Рязанские ведомости. 1998. № 138 (2 июля).
- Закон о молодежи Челябинской области: принят Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 24 августа 2006 г. № 234 // Южноуральская панорама. 2006. № 185 (19 сентября).
- Закон о молодежи г. Москвы: принят 30 сентября 2009 г. № 39 // Ведомости Московской городской думы. 2009. № 11 (29 декабря);
- Егоров В.В. Эволюция отечественного законодательства о молодежи // Вестник РУК (Российского университета кооперации). 2021. № 2 (44). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-otechestvennogo-zakonodatelstva-o-molodezhi (дата обращения: 13.07.2023).
- Баранова М.В., Репьев А. Г., Репьева А.М. Правовой статус ученого в Российской Федерации: юридико-лингвистический аспект // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 4 (60). С. 22–27.
- Соболева Е.В. Организация науки в пореформенной России. Л.: Наука, ленинградское отделение, 1983.
- Зипунникова Н.Н. Правовой статус ученого в Российской империи (особенности формирования ключевых компонентов) // Ученые записки: Электронный научный журнал Курского госуда. ун-та. 2010. № 2 (14). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-uchenogo-v-rossiyskoy-imperii-osobennosti-formirovaniya-klyuchevyh-komponentov (дата обращения: 03.07.2023).
- Постановление СНК СССР от 31.12.1929 «О стипендиях при Комитете по химизации народного хозяйства Союза ССР для молодых ученых-химиков» // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление СНК СССР от 23.11.1935 «Устав Академии Наук Союза Советских Социалистических Республик», п. 7 // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.05.1962 № 441 (ред. от 10.08.1990) «О мерах по дальнейшему улучшению подбора и подготовки научных кадров», п. 7 // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 26.07.1963 № 840 «О мерах по улучшению деятельности Министерства сельского хозяйства СССР и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина», п. 12 // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление ГКНТ СССР, Минвуза СССР, ЦК ВЛКСМ от 16.04.1973 № 118-323а-66/2 «Об утверждении положений о советах молодых специалистов» // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ, ГКНТ СССР, Президиума АН СССР, Гособразования СССР от 21.06.1988 № 45/13а-195-114-158 «Об утверждении Положения о советах молодых ученых и специалистов».
- Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 (ред. от 26.01.2023) «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
- Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1998.
- Права человека: уч. / отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2009.
- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
- Общая теория прав человека / отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1996.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.
- Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.
- Репьев А.Г., Репьева А.М. Правовые преимущества как элемент специального правового статуса женщины-осужденной // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 4. С. 24–29.
- Андрей Алексеевич Борисяк // Википедия. Свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Борисяк,_Андрей_Алексеевич (дата обращения: 03.07.2023).
- Марджори Райс // Википедия. Свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Райс,_Марджори (дата обращения: 03.07.2023).
- Леонид Леонидович Сикорук // Википедия. Свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сикорук,_Леонид_Леонидович (дата обращения: 03.07.2023).
- Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию № Пр-290 от 10 февраля 2022 г. // Официальный сайт Президента России. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/67752 (дата обращения: 03.07.2023).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июля 2022 г. № 2036-р об утверждении Плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий.
- Васильев А.А., Печатнова Ю.В. Правовое положение ученого в России и за рубежом // Управление наукой и наукометрия. 2021. № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-uchenogo-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 25.07.2023).
- Пучкова М.В. // Статус ученых как субъектов грантовых правоотношений в Российской Федерации. Понятие, структура, проблемы правового регулирования // Закон и право. 2019. № 8. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/status-uchenyh-kak-subektov-grantovyh-pravootnosheniy-v-rossiyskoy-federatsii-ponyatie-struktura-problemy-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 25.07.2023).
- Постановление Правительства РФ от 5 мая 2014 г. № 409 «Об утверждении Правил предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук».
- Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710.
- Национальные проекты России. — URL: https://национальныепроекты.рф/opportunities/zanyatsya-issledovaniyami-v-molodezhnoy-laboratorii (дата обращения: 25.07.2023).
- Наука, инновации и технологии // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения: 25.07.2023).
- Гутников О.В. // Правовой статус молодых ученых и научных работников, вышедших на пенсию // Журнал российского права. 2007. № 7 (127). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-molodyh-uchenyh-i-nauchnyh-rabotnikov-vyshedshih-na-pensiyu (дата обращения: 06.07.2023).
- Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» от 21 сентября 2022 г. № 647.
- Указ Президента Российской Федерации «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» от 24 сентября 2022 г. № 664.
- Для обеспечения работы отдельных высокотехнологических отраслей, а также финансовой системы Российской Федерации принято решение о непривлечении на военную службу в рамках частичной мобилизации граждан с высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки // Официальный сайт Минобороны России. — URL: https:// function.mil.ru/news_page/country/more. htm?id= 12439143@egNews (дата обращения: 25.07.2023).
- Приказ Минцифры России от 26 сентября 2022 г. «О рекомендованном перечне приоритетных специальностей и направлений подготовки высшего образования для обеспечения основных потребностей аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и операторов связи в квалифицированных кадрах».
- Законопроект № 259823-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в части освобождения граждан от призыва на военную службу по частичной мобилизации и предоставлении отсрочек от призыва на военную службу». — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/259823-8 (дата обращения: 25.07.2023).
- Законопроект № 220935-8 «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” (в части освобождения от мобилизации граждан, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук)». — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/220935-8 (дата обращения: 25.07.2023).
- Всероссийская перепись населения 2020 г. Т. 3 «Образование», табл. 2. Население, имеющее ученые степени, по возрастным группам и полу // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 25.07.2023).
Дополнительные файлы
