Автоматизация измерения стыковых зазоров рельсового пути магнитным методом
- Авторы: Марков А.А.1, Антипов А.Г.1, Максимова Е.А.1
-
Учреждения:
- АО «Радиоавионика»
- Выпуск: Том 83, № 2 (2024)
- Страницы: 149-160
- Раздел: АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
- URL: https://ogarev-online.ru/2223-9731/article/view/288311
- EDN: https://elibrary.ru/nqbdla
- ID: 288311
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Способы автоматического измерения стыковых зазоров рельсового пути обладают недостаточной точностью измерений или предусматривают использование дорогостоящей аппаратуры и датчиков. В силу этого мониторинг стыковых зазоров до сих пор во многих случаях производится вручную. Цель работы — экспериментально исследовать новый способ автоматического измерения зазоров в болтовых стыках рельсов с помощью магнитного (MFL) метода дефектоскопии.
Материалы и методы. В работе использованы результаты контроля реальных путей, выполненного вагоном- дефектоскопом на одной из железных дорог ОАО «РЖД». Специально разработанная программа по сигналам магнитного канала выделила места болтовых стыков рельсов и определила величину стыковых зазоров. Дополнительно проведено ручное измерение стыковых зазоров по видеоизображениям болтовых стыков, полученным с бортовой системы видеорегистрации рельсов.
Результаты. Получены выражения для расчета величины стыкового зазора по характеристикам сигналов магнитных датчиков. Малые зазоры (до 8 мм) оцениваются по амплитудному параметру, средние и большие зазоры (более 9 мм) — по пространственному параметру сигналов от стыковых зазоров. Проведен сравнительный анализ результатов измерений зазоров двумя указанными (визуальным и магнитным) методами.
Обсуждение и заключение. Подтверждено, что автоматическое выделение болтовых стыков и определение величины стыковых зазоров по сигналам магнитного метода дефектоскопии рельсов можно производить с достаточной для практики достоверностью. Сравнительный анализ полученных значений по данным видеоконтроля и по сигналам магнитного метода показал высокую точность измерения стыковых зазоров при использовании последнего. Отмечена высокая стабильность и повторяемость сигналов магнитного метода.
Об авторах
Анатолий Аркадиевич Марков
АО «Радиоавионика»
Автор, ответственный за переписку.
Email: anarmarkov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9090-3232
д-р техн. наук, доцент, заместитель генерального конструктора по развитию методов и средств неразрушающего контроля
Россия, Санкт-ПетербургАндрей Геннадьевич Антипов
АО «Радиоавионика»
Email: anarmarkov@gmail.com
канд. физ.-мат наук, старший научный сотрудник, научно- исследовательская лаборатория неразрушающего контроля
Россия, Санкт-ПетербургЕкатерина Алексеевна Максимова
АО «Радиоавионика»
Email: anarmarkov@gmail.com
начальник лаборатории, научно-исследовательская лаборатория неразрушающего контроля
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Вериго М. Ф. Новые методы в установлении норм устройства и содержания бесстыкового пути. М.: Интекст, 2000. 184 с. Verigo M. F. New methods in the establishment of standards for the device and maintenance of a seamless trac. Moscow: Intext Publ.; 2000. 184 p. (In Russ).
- Карпущенко Н. И., Ардышев И. К. Новые проблемы содержания бесстыкового пути на особогрузонапряженных участках // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2023. № 1 (64). С. 5-14. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_64_5. Karpuschenko N. I., Ardyshev I. K. New problems of continuously welded rail track maintenance in high traffic areas. The Siberian Transport University Bulletin. 2023;(1):5-14. (In Russ.). https://doi. org/10.52170/1815-9265_2023_64_5.
- Антипов А. Г., Марков А. А., Максимова Е. А. Использование магнитного метода контроля для оценки зазоров в болтовых стыках рельсового пути // Дефектоскопия. 2023. № 6. С. 11-25. https://doi. org/10.52170/1815-9265_2023_64_5. Antipov A. G., Markov A. A., Maksimova E. A. Using a magnetic flux leakage method to estimate railway track bolted joint gaps. Defektoskopiya. 2023;(6):11-25. (In Russ.). https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_64_5.
- Стоянович Г. М., Пупатенко В. В. Температурные деформации в зоне уравнительных пролетов беcстыкового пути // Путь и путевое хозяйство. 2019. № 6. С. 34-37. EDN: https://www.elibrary.ru/ ncpqla. Stoyanovich G. M., Pupatenko V.V. Temperature deformations in the balance rails zone of the continuously welded rails. Railway Track and Facilities. 2019;(6):34-37. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/ncpqla.
- Шилов М. Н., Алексеев Д. В., Третьяков А. А. Средства и технологии автоматизированной системы видеоконтроля объектов инфраструктуры // Путь и путевое хозяйство. 2021. № 9. С. 11-12. EDN: https://www.elibrary.ru/gmhxoc. Shilov M. N., Alekseev D. V., Tretyakov A. A. Tools and technologies of the automated system of video control of infrastructure facilities. Railway Track and Facilities. 2021 ;(9):11-12. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/gmhxoc.
- Xiong L., Jing G., Wang J., Liu X., Zhang Y. Detection of Rail Defects Using NDT Methods. Sensors. 2023;23(10):4627. https://doi. org/10.3390/s23104627.
- Yilmazer M., Karakose M., Aydin I. Detection and Measurement of Railway Expansion Gap with Image Processing. In: Proceedings of 2021 International Conference on Data Analytics for Business and Industry. Conference Paper, 25-26 October 2021, Sakheer. Sakheer: IEEE; 2021. p. 515-519. https://doi.org/10.1109/ICDABI53623.2021.9655906.
- Gibert X., Patel V. M., Chellappa R. Robust Fastener Detection for Autonomous Visual Railway Track Inspection. In: Proceedings of 2015 IEEE Winter Conference on Applications of Computer Vision. Conference Paper, 5-9 January 2015, Hawaii. Hawaii: IEEE; 2015. p. 694-701. https://doi.org/10.1109/WACV.2015.98.
- James A., Jie W., Xulei Y., Ye C., Ngan N. B., Yuxin L., et al. TrackNet - A Deep Learning Based Fault Detection for Railway Track Inspection. In: Proceedings of 2018 International Conference on Intelligent Rail Transportation (ICIRT), 12-14December2018, Singapore. Singapore: IEEE; 2018. p. 1-5. https://doi.org/10.1109/ICIRT.2018.8641608.
- Wang T., Yang F., Tsui K-L. Real-Time Detection of Railway Track Component via One-Stage Deep Learning Networks. Sensors. 2020;20(15):4325. https://doi.org/10.3390/s20154325.
- Автоматический поиск рельсовых стыков с использованием методов обработки / Ю. А. Сухобок [и др.] // Актуальные теоретико- методологические и прикладные проблемы виртуальной реальности и искусственного интеллекта: материалы Междунар. науч. конф., Хабаровск, 27-28 мая 2021 г. Хабаровск: Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения, 2021. С. 56-63. EDN: https://elibrary.ru/aekrdh. Sukhobok Yu. A., Ten E. E., Ponomarchuk Yu. V., Shoberg K. A. Railway gap detection based on image processing and deep learning techniques. In: Actual theoretical, methodological and applied problems of virtual reality and artificial intelligence, 27-28 May 2021, Khabarovsk. Khabarovsk: Far Eastern State Transport University; 2021. p. 56-63 (In Russ). EDN: https://elibrary.ru/aekrdh.
- Гуров Е. А. Расшифровка данных видеоконтроля пути на Забайкальской дороге // Путь и путевое хозяйство. 2021. № 8. С. 36-37. https://elibrary.ru/zivybk. Gurov E. A. Zabaykalskaya track video monitoring data decoding. Railway Track and Facilities. 2021;(8):36-37. (In Russ.). https://elibrary.ru/ zivybk.
- Тарабрин В. Ф., Юрченко Е. В., Лохач А. В. ЕК АСУИ СДМИ — цифровая платформа для предиктивного анализа и управления состоянием железнодорожной инфраструктуры // Путь и путевое хозяйство. 2022. № 6. С. 25-28. https://elibrary.ru/oiflcu. Tarabrin V. F., Yurchenko E. V., Lokhach A. V. EC ASUI SDMI — digital platform for predictive analysis and management of the state of railway infrastructure. Railway Track and Facilities. 2022;(6):25-28. (In Russ.). https://elibrary.ru/oiflcu.
- Шур Е. А. Энциклопедия знаний о дефектах рельсов: рецензия на книгу К.-О Эделя., Г. Будницкого, Т. Шнитцера «Дефекты рельсов. Напряжения и повреждения». Том 1 // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2021. Т. 80, № 3. С. 182-185. https:// doi. org/10.21780/2223-9731-2021-80-3-182-185. Shur E. A. Best practices about rail defects: a review of the book "Defects of rails. Stresses and Damages", Vol. 1 by K.-O. Edel, G. Bud- nitskiy, T. Schnitzer. Russian Railway Science Journal. 2021 ;80(3):182-185 (In Russ.). https://doi. org/10.21780/2223-9731-2021-80-3-182-185.
- Неразрушающий контроль рельсов при их эксплуатации и ремонте / А. К. Гурвич [и др.]. М.: Транспорт, 1983. 318 с. Gurvich A. K., Dovnar B. P., Kozlov V. B., Krug G. A., Kuzmina L. I., Matveev A. N. Non-destructive testing of rails during their operation and repair. Moscow: Transport Publ.; 1983. 318 p. (In Russ.).
- Комплексный анализ состояния рельсового пути с помощью нового вагона-дефектоскопа АВИК0Н-03 / А. А. Марков [и др.] // В мире неразрушающего контроля. 2013. № 3 (61). С. 74-79. https:// elibrary.ru/rtemhp. Markov A. A., Politay P. G., Makhovikov S. P, Alekseev D. V., Kuznetsova E. A. The complex analysis of rail track condition with new AVIK0N-03M flaw detector car. NDT World Review. 2013;(3):74-79. (In Russ.). https://elibrary.ru/rtemhp.
- Antipov A. G., Markov A. A. 3D simulation and experiment on high speed rail MFL inspection. NDT & E International. 2018;(98):177-185. https://doi.org/10.1016/j.ndteint.2018.04.011.
- Марков А. А., Антипов А. Г., Карелин М. В. Оценка достоверности автоматического распознавания сигналов от конструктивных элементов рельсового пути // Контроль. Диагностика. 2018. № 3. С. 16-27. https://doi.org/10.14489/td.2018.03.pp.016-027. Markov A. A., Antipov A. G., Karelin M. V. Reliability of automated recognition of mfl signals from rail track structure elements. Kontrol'. Diagnostika. 2018;(3):16-27. (In Russ.). https://doi.org/10.14489/ td.2018.03.pp.016-027.
- Марков А. А., Антипов А. Г. Магнитная дефектоскопия рельсов. Новые возможности. [Б. м.]: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. 112 с. Markov A. A., Antipov A. G. Magnet rail flaw detection. New Opportunities. [S. l.]: LAP Lambert Academic Publishing; 2018. 112 p. (In Russ.).
- Магнитный метод для оценки состояния бесстыкового пути / А. А. Марков [и др.] // Путь и путевое хозяйство. 2024. № 2. С. 4-7. EDN: https://elibrary.ru/abfsfr. Markov A. A., Antipov A. G., Karelin M. V., Maksimova E. A. Magnetic method to assess the condition of a jointless railway track. Railway Track and Facilities. 2024;(2):4-7. (In Russ.). EDN: https:// elibrary.ru/abfsfr.
Дополнительные файлы
