Когнитивное превосходство в контексте современных угроз

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цель исследования – выявление структурно-функциональных особенностей информационно-психологического воздействия в рамках новой парадигмы когнитивных войн, обусловленной технологическими и геополитическими сдвигами, для ее достижения применены: междисциплинарный теоретический анализ в виде синтеза концепций политологии, психологии, социологии и кибернетики; систематизация доктринальных документов и изучение стратегий США, ЕС, НАТО и других государств в области гибридных войн и стратегических коммуникаций; в рамках компаративного анализа сопоставлены исторические и современные формы информационно-психологического воздействия (пропаганда, психологические операции, «мягкая сила», когнитивная война). Кейс-стади – исследование технологий «цветных революций», краудсорсинга и deepfake. Результаты исследования. Исторический анализ выявил три доминирующие парадигмы: пропаганда (античность – 1940-е гг.) – монологическое воздействие через СМИ; психологическая война (1940–1950-е гг.) – целевое влияние на военные и гражданские аудитории; психологические операции (1960-е гг. – начало XXI в.) – интеграция информационных и военных инструментов. С 2000-х гг. формируется четвертая парадигма, характеризующаяся гибридизацией и совмещение кибератак, санкций, протестных движений. Также происходит глобализация аудитории и переход от воздействия на вражеские войска к манипуляции массовым сознанием, в том числе технологизация и использование Big Data для микротаргетинга и искусственного интеллекта для создания симулякров, а также технологий когнитивной войны.

Об авторах

Руслан Насимович Шангараев

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел России

Автор, ответственный за переписку.
Email: r.shangaraev@dipacademy.ru
ORCID iD: 0000-0001-6557-4388
SPIN-код: 2180-0229

доктор политических наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор, кафедра стратегических коммуникаций и государственного управления

Россия, Москва

Список литературы

  1. Анненков В.И., Моисеев А.В., Шангараев Р.Н. Гибридная война как превентивная оборона США в современных условиях // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. № 1. С. 13–20.
  2. Баранов Е.Г. Информационно-психологическое воздействие: сущность и психологическое содержание // Национальный психологический журнал. 2017. № 1 (25). С. 25–31.
  3. Баранов С. Тринадцатый знак. Мемы в информационной войне против русского народа. Авторский экспертный доклад // Изборский клуб. Русские стратегии. 2018. № 4 (60). С. 50–59.
  4. Инхеев А.Б., Шангараев Р.Н. Роль институциональных и когнитивных факторов в принятии политических решений на современном этапе // Вопросы политологии. 2023. Т. 13. № 11-1 (99). С. 5682–5692.
  5. Карпович О.Г., Шангараев Р.Н. Основные приоритеты стратегии национальной обороны США – 2022 // Обозреватель. 2021. № 11 (382). С. 26–39.
  6. Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Цыганков С.В. Использование краудсорсинговых технологий в информационно-психологическом противоборстве в социальных сетях // Военный академический журнал. 2018. № 1 (17). С. 75–82.
  7. Караяни А.Г. Психологические операции в современной войне: сущность, содержание, пути противодействия. Самара: Военный университет, 1997. 44 с.
  8. Карпович О.Г., Шангараев Р.Н. Стратегические коммуникации в международных отношениях (информационно-психологический аспект): монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сам полиграфист, 2023. 132 с.
  9. Карпович О.Г., Шангараев Р.Н. Когнитивные войны в контексте стратегических коммуникации. монография. М., 2024.
  10. Комлева Н.А. Глобальная консциентальная война: основные тренды // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2015. № 2. С. 1–17.
  11. Костюк А.В., Примакин А.И. Информационно-психологическая безопасность личности: проблемы и подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 227–230.
  12. Пашенцев Е.Н. Стратегическая коммуникация США: особенности и противоречия в условиях международной напряженности // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. № 12-2. С. 163–167.
  13. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.; Киев: Рефл-бук; Ваклер, 2000. 576 с.
  14. Ситнова И.В., Поляков А.А. Информационно-психологическое воздействие как практика ведения войн четвертого поколения // Власть. 2018. Т. 26. № 7. С. 70–75.
  15. Шангараев Р.Н. Дезориентирование в контексте когнитивных войн // Вестник ученых-международников. 2023. № 2 (24). С. 79–88.
  16. Шангараев Р.Н. Когнитивная война как современная форма межгосударственного противоборства // Вестник ученых-международников. 2023. № 3 (25). С. 103–110.
  17. Шангараев Р.Н. Социальные сети в контексте информационной безопасности государства // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10. № 5 (62). С. 1210–1216.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Юр-ВАК, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».