Юридико-коммуникативная компетентность в современных отечественных и зарубежных научных исследованиях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цель исследования. В рамках исследования поставлена задача изучить и проанализировать отечественные и зарубежные научные исследования, посвященные коммуникативной компетентности юриста с целью выявления особенностей и элементов данной категории, а также определения способов ее формирования и развития.

Выводы исследования. В целом под юридико-коммуникативной компетентностью большинство исследователей понимают системное образование, характеризующееся наличием необходимых в юридической практике коммуникативных знаний, умений и навыков. Юридико-коммуникативная компетентность включает глубокие знания юридической профессии и владение терминологией профессиональной сферы; умение воспринимать, анализировать и использовать правовую информацию применительно к конкретной ситуации; знание правил этикета и умение использовать их в профессиональном общении; владение вербальными и невербальными средствами общения; владения коммуникативной гибкостью; владение речью, которая охватывает профессиональные юридические понятия и категории, содержащей речевые обороты, выражения и конструкции, отвечающие требованиям и правилам речевого этикета и юридической техники, и влияющей на формирование эффективного взаимодействия в профессиональной юридической деятельности; умелое профессиональное использование стилей и жанров языка; умение правильно организовывать диалог в различных ситуациях профессиональной деятельности юриста и др. Отмечается, что современные средства формирования коммуникативной компетентности должны быть ориентированы на все структурные элементы, поскольку их взаимосвязь с коммуникативным опытом представляет собой личностно-коммуникативное образование способствующее достижению социальных запросов.

Об авторах

Елена Фанильевна Усманова

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: usmanowa_ef@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-3723-3804

кандидат юридических наук, доцент; заведующий, кафедра государственного и административного права

Россия, г. Саранск

Татьяна Викторовна Худойкина

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва

Email: thudoykina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9876-1438

доктор юридических наук, профессор; заведующий, кафедра юридических технологий и правоведения

Россия, г. Саранск

Ольга Викторовна Адаева

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва

Email: adaeva.mgu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8336-2549

старший преподаватель, кафедра юридических технологий и правоведения

Россия, г. Саранск

Список литературы

  1. Анисимова Т.В. Роль юридической риторики в процессе формирования коммуникативной компетенции будущего юриста // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Серия: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 04 (21). URL: https://scipress.ru/fam/articles/rol-yuridicheskoj-ritoriki-v-protsesse-formirovaniya-kommunikativnoj-kompetentsii-budushhego-yurista.html
  2. Дворникова Д.О. Необходимость формирования коммуникативной компетентности студентов-юристов // Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе: сб. науч. ст. IV-й Всерос. науч.-практ. конф. Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2022. С. 73–76
  3. Михайлова Т.Н., Киселева И.Н. Организация научно-исследовательской работы как фактор формирования коммуникативной компетентности студента // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 368–373.
  4. Пашенцева К.Д., Ануфриева Д.А. Коммуникативная компетентность сотрудников полиции как фактор их успешности в профессиональной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 259–262.
  5. Притскер E., Капустина В. Коммуникативная компетентность сотрудников органов принудительного исполнения и особенности ее формирования // Российский журнал образования и психологии. 2022. № 13 (4). С. 44–57.
  6. Солдатова Г.В. Понятие коммуникативной компетентности и коммуникативных дефицитов в отечественной психологии // Методология современной психологии. 2021. № 13. С. 380–388.
  7. Стульба С.А. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2023. № 2 (46). С. 202–206.
  8. Сухорукова О.А. Коммуникативная компетентность судьи и иных участников процесса как условие эффективного судопроизводства // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 1 (48). С. 329–336.
  9. Тонтоева Т.В. Диагностика уровня развития коммуникативной компетентности будущих юристов // Исследование и преподавание языков: анализ, опыт, технологии: сб. науч. ст. Улан-Удэ: Бурятский гос. ун-т, 2022. С. 125–135.
  10. Adila M.F. The ways of motivation of effectiveness of verbal and non-verbal communication // International Journal of Innovative Technologies in Social Science. 2022. Vol. 4 (36). Pp. 1–6.
  11. Gorlova L. Components of professional and communicative competence of future lawyers. InterConf, 2023. Рp. 315–322.
  12. Gorlova L. Formation of professional-communicative competence of future lawyers in the process of professional training // The sources of Pedagogical Skills. 2021. No. 3. Pp. 32–36.
  13. Hymes D.H. On communicative competence. In: Sociolinguistics. J.B. Pride, J. Holmes (eds.). Selected Readings. Harmondsworth: Penguin, 1972. Pp. 269–293. URL: https://wwwhomes.uni-bielefeld.de/sgramley/Hymes-2.pdf
  14. Jurik V., Gröschner A., Seidel T. Predicting students’ cognitive learning activity and intrinsic learning motivation: How powerful are teacher statements, student profiles, and gender? // Learning and Individual Differences. 2014. Vol. 32. Pp. 132–139.
  15. Kiessling C., Fabry G. What is communicative competence and how can it be acquired? // GMS Journal for Medical Education. 2021. No. 38.
  16. Rubin R.B., Palmgreen P., Sypher H.E. Communication research measures. NY: Routledge, 2020. 416 р.
  17. Spitzberg B. Communication competence: Measures of perceived effectiveness. In: Tardy Ch.H. A handbook for the study of human communication: Methods and instruments for observing, measuring, and assessing communication processes. NY, 2018.
  18. Vaganova O., Tsyganova, L., Chelnokova, E. et al. Technology “debate” as a tool for communicative competence development // Revista Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. Pp. 367–375.
  19. Vorwerg C. Communicative competence: Linguistic aspects. In: International Encyclopedia of the social & behavioral sciences. 2015. doi: 10.1016/B978-0-08-097086-8.53042-6
  20. Wiemann J. M., Backlund P. Current theory and research in communicative competence // Review of Educational Research. 1980. No. 50 (1). Pp. 185–199. doi: 10.2307/1170034
  21. Zhang J. Reconceptualizing communicative competence based on pragmatic rationality. 2023. doi: 10.13140/RG.2.2.25014.68163

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Юр-ВАК, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».