Метод «Шесть шляп мышления» как средство формирования функциональной грамотности
- Авторы: Протопопова И.Н.1, Сытина Н.А.1
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный университет
- Выпуск: Том 17, № 1 (2025)
- Страницы: 106-123
- Раздел: Языкознание и литературоведение
- Статья опубликована: 31.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2077-1770/article/view/305506
- DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2025-17-1-500
- EDN: https://elibrary.ru/UHIEOM
- ID: 305506
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В данной статье авторами представлено применение метода «Шесть шляп мышления» на занятиях по иностранному языку как способа развития функциональной грамотности и средства формирования универсальных учебных действий, которые способствую достижению метапредметных и личностных образовательных результатов. Рассматриваются основные характеристики навыков образования ХХI в. и анализируются различные подходы к пониманию понятий «метод» и «прием» обучения. В статье выделены группы методов поиска идей, определена разновидность метода «Шесть шляп мышления», обоснованы цели и особенности применения данного метода. Метод реализован в учебном процесс на занятиях по практическому курсу немецкого языка. В результате проведенного исследования и практического применения метода, авторы приходят к выводу о целесообразности использования метода «Шесть шляп мышления» на стадии осмысления содержания изучаемого материала, как одной из технологий развития компетенций «4 К», необходимые для содействия функциональной грамотности.
Цель исследования – охарактеризовать метод «Шесть шляп мышления» и обосновать, что в нем реализуются все «4 К» компетенции (коммуникация, командная работа, креативность, критическое мышление), являющиеся компонентами функциональной грамотности и средством формирования универсальных учебных действий (УУД).
Актуальность изучения данного вопроса обосновывается необходимостью развития функциональной грамотности в России, активному использованию на занятиях по иностранному языку методов критического и творческого мышления.
Материалы и методы. В качестве методов были использованы теоретические и эмпирические методы. Авторы проанализировали научные и методические публикации по проблематике вопроса, обобщили личный педагогический опыт, взяв в качестве примера метод «Шесть шляп мышления», который развивает коммуникативные навыки, способствует формированию как критического, так и творческого мышления, и качества, необходимые для работы в команде.
Результаты. Апробированный метод «Шесть шляп мышления» развивает коммуникативные навыки, критическое и творческое мышление, способствует формированию качеств, необходимых для работы в команде.
Область применения. Метод «Шесть шляп мышления» возможно применять в образовательном процессе на занятиях по иностранному языку как в вузе, так и в школе в качестве средства формирования функциональной грамотности.
Об авторах
Ирина Николаевна Протопопова
Волгоградский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ira26-74@mail.ru
SPIN-код: 9099-3641
кандидат филологических наук, доцент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики
Россия, проспект Университетский, 100, г. Волгоград, 400062, Российская Федерация
Надежда Александровна Сытина
Волгоградский государственный университет
Email: n.sytina@volsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8247-6157
SPIN-код: 8945-2414
ResearcherId: Y-2887-2018
кандидат филологических наук, доцент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики
Россия, проспект Университетский, 100, г. Волгоград, 400062, Российская Федерация
Список литературы
- Алексеева, М. О., & Тимофеева, Е. А. (2018). Метод шести шляп. Аллея науки, 3(6), 309–313.
- Алешугина, Е. А. (2018). Использование активных методов в профессионально ориентированном иноязычном обучении специалистов в области информационных технологий. Учебное пособие. Нижний Новгород: ННГАСУ. 111 с.
- Аникушина, Е. А., Бобина, О. С., Дмитриева, А. О., & Егорова, О. Н. (2010). Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения. Методическое пособие. Томск: В-Спектр. 212 с.
- Алямкина, В. А. (2014). Технология развития критического мышления через призму метода «Шесть шляп мышления». В Новые технологии в образовании. Материалы XVI Международной научно-практической конференции (с. 10–20). Центр научной мысли.
- Бабакова, Т. А. (2020). Технология педагогического сопровождения самостоятельной учебной деятельности студентов по освоению креативной техники «Шесть шляп мышления» (Э. де Боно). Образовательные технологии, (2), 42-56.
- Бабанский, Ю. К. (1985). Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Москва: Просвещение. 208 с.
- Боно, Э. (1997). Шесть шляп мышления. Санкт-Петербург: Питер Паблишинг. 256 с.
- Боно, Э. (2007). Параллельное мышление. Минск: Попурри. 320 с.
- Загашев, И. О. (2023). Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Альянс «Дельта». 284 с.
- Капитонова, Т. И., Московкин, Л. В., & Щукин, А. Н. (2018). Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. Москва: Русский язык. Получено с https://www.iprbookshop.ru/105937.html (обращение 23 октября 2024 г.)
- Бабанский, Ю. К. (1985). Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Москва: Просвещение. 208 с.
- Боно, Э. (1997). Шесть шляп мышления. Санкт-Петербург: Питер Паблишинг. 256 с.
- Боно, Э. (2007). Параллельное мышление. Минск: Попурри. 320 с.
- Загашев, И. О. (2023). Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Альянс «Дельта». 284 с.
- Капитонова, Т. И., Московкин, Л. В., & Щукин, А. Н. (2018). Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. Москва: Русский язык. Получено с https://www.iprbookshop.ru/105937.html (обращение 23 октября 2024 г.)
- Кизрина, Н. Г. (2023). Использование эвристических методов в процессе обучения иностранному языку в школе. Известия ВГУ, (6), 126–130.
- Кузнецова, Н. В. (2015). «Шесть шляп мышления» в контексте актуализации ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров. В Сборники конференций НИЦ Социосфера (с. 126–129).
- Кузьмин, А. М. (нет даты). Метод «Шесть шляп мышления». Получено с http://www.inventech.ru/pub/methods/method-0003 (обращение 19 октября 2024 г.)
- Лахин, Р. А., & Ткаченко, И. В. (2020). Образовательные возможности методики «шести мыслительных шляп» на семинарских занятиях в педагогическом вузе для формирования креативности. Актуальные вопросы современной экономики, (5), 712–718. https://doi.org/10.34755/IROK.2020.25.20.007
- Лубенина, Е. В., & Чернявская, А. П. (2013). Возможности использования технологии развития критического мышления в основной школе. В Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (с. 103–110).
- Лукьянова, М. И., Гмызина, Г. Н., & Старостина, Н. Н. (2019). Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития», 8(2), 104–112. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-104-112
- Лунина, А. Н. (2015). Задачно-диагностический подход к оценке знаний по различным видам педагогического мышления. Вестник ОГУ, (2), 101–105.
- Михайлова, Е. Е. (2024). Метод «шесть шляп мышления» Эдварда де Боно в работе с магистрантами. В Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах (с. 137–142). Тверь: Тверской государственный технический университет.
- Мозелова, И. В., & Микова, С. С. (2022). Понятия «методика», «метод», «технология», «подход» и «прием» в лингводидактике. Rhema. Рема, (1), 86–108. https://doi.org/10.31862/2500-2953-2022-1-86-108
- Неделяева, А. В., & Ельцова, О. В. (2016). К вопросу применения метода «Шесть шляп мышления» технологии развития критического мышления при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Вестник Мининского университета, (4). Получено с https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/287?locale=ru_RU (обращение 18 октября 2024 г.)
- Позднякова, Е. В. (2024). Тематический веб-квест по математике как средство диагностики и развития креативности обучающихся 7-9 классов. Научно-методический электронный журнал «Концепт», (4), 32–48. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11042
- Сиразитдинова, З. М. (2017). Технология критического мышления. Метод шести шляп. В Современные проблемы подготовки специалистов для предприятий атомной отрасли (с. 243–249).
- Усеинова, Л. Ю. (2022). К вопросу применения методических приемов на практических занятиях. Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, 8(74), 90–91.
- Фролова, И. В., & Величко, О. Н. (2020). Компетенции XXI века как новый вектор обучения иностранным языкам в педагогическом вузе. Научное мнение, (5), 10–16. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.5.10.16
- Хавдок, А. Н. (2023). Интерактивный прием «шесть шляп мышления» как средство развития речи учащихся на занятиях по РКИ. В Язык, текст и культура: проблемы лингвистики и изучения русского языка как иностранного (с. 209–215). Майкоп.
- Халперн, Д. (2000). Психология критического мышления. Санкт-Петербург: Питер. 512 с.
Дополнительные файлы
