Метод «Шесть шляп мышления» как средство формирования функциональной грамотности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В данной статье авторами представлено применение метода «Шесть шляп мышления» на занятиях по иностранному языку как способа развития функциональной грамотности и средства формирования универсальных учебных действий, которые способствую достижению метапредметных и личностных образовательных результатов. Рассматриваются основные характеристики навыков образования ХХI в. и анализируются различные подходы к пониманию понятий «метод» и «прием» обучения. В статье выделены группы методов поиска идей, определена разновидность метода «Шесть шляп мышления», обоснованы цели и особенности применения данного метода. Метод реализован в учебном процесс на занятиях по практическому курсу немецкого языка. В результате проведенного исследования и практического применения метода, авторы приходят к выводу о целесообразности использования метода «Шесть шляп мышления» на стадии осмысления содержания изучаемого материала, как одной из технологий развития компетенций «4 К», необходимые для содействия функциональной грамотности.

Цель исследования – охарактеризовать метод «Шесть шляп мышления» и обосновать, что в нем реализуются все «4 К» компетенции (коммуникация, командная работа, креативность, критическое мышление), являющиеся компонентами функциональной грамотности и средством формирования универсальных учебных действий (УУД).

Актуальность изучения данного вопроса обосновывается необходимостью развития функциональной грамотности в России, активному использованию на занятиях по иностранному языку методов критического и творческого мышления.

Материалы и методы. В качестве методов были использованы теоретические и эмпирические методы. Авторы проанализировали научные и методические публикации по проблематике вопроса, обобщили личный педагогический опыт, взяв в качестве примера метод «Шесть шляп мышления», который развивает коммуникативные навыки, способствует формированию как критического, так и творческого мышления, и качества, необходимые для работы в команде.

Результаты. Апробированный метод «Шесть шляп мышления» развивает коммуникативные навыки, критическое и творческое мышление, способствует формированию качеств, необходимых для работы в команде.

Область применения. Метод «Шесть шляп мышления» возможно применять в образовательном процессе на занятиях по иностранному языку как в вузе, так и в школе в качестве средства формирования функциональной грамотности.

Об авторах

Ирина Николаевна Протопопова

Волгоградский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ira26-74@mail.ru
SPIN-код: 9099-3641

кандидат филологических наук, доцент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики

 

Россия, проспект Университетский, 100, г. Волгоград, 400062, Российская Федерация

Надежда Александровна Сытина

Волгоградский государственный университет

Email: n.sytina@volsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8247-6157
SPIN-код: 8945-2414
ResearcherId: Y-2887-2018

кандидат филологических наук, доцент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики

 

Россия, проспект Университетский, 100, г. Волгоград, 400062, Российская Федерация

Список литературы

  1. Алексеева, М. О., & Тимофеева, Е. А. (2018). Метод шести шляп. Аллея науки, 3(6), 309–313.
  2. Алешугина, Е. А. (2018). Использование активных методов в профессионально ориентированном иноязычном обучении специалистов в области информационных технологий. Учебное пособие. Нижний Новгород: ННГАСУ. 111 с.
  3. Аникушина, Е. А., Бобина, О. С., Дмитриева, А. О., & Егорова, О. Н. (2010). Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения. Методическое пособие. Томск: В-Спектр. 212 с.
  4. Алямкина, В. А. (2014). Технология развития критического мышления через призму метода «Шесть шляп мышления». В Новые технологии в образовании. Материалы XVI Международной научно-практической конференции (с. 10–20). Центр научной мысли.
  5. Бабакова, Т. А. (2020). Технология педагогического сопровождения самостоятельной учебной деятельности студентов по освоению креативной техники «Шесть шляп мышления» (Э. де Боно). Образовательные технологии, (2), 42-56.
  6. Бабанский, Ю. К. (1985). Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Москва: Просвещение. 208 с.
  7. Боно, Э. (1997). Шесть шляп мышления. Санкт-Петербург: Питер Паблишинг. 256 с.
  8. Боно, Э. (2007). Параллельное мышление. Минск: Попурри. 320 с.
  9. Загашев, И. О. (2023). Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Альянс «Дельта». 284 с.
  10. Капитонова, Т. И., Московкин, Л. В., & Щукин, А. Н. (2018). Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. Москва: Русский язык. Получено с https://www.iprbookshop.ru/105937.html (обращение 23 октября 2024 г.)
  11. Бабанский, Ю. К. (1985). Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Москва: Просвещение. 208 с.
  12. Боно, Э. (1997). Шесть шляп мышления. Санкт-Петербург: Питер Паблишинг. 256 с.
  13. Боно, Э. (2007). Параллельное мышление. Минск: Попурри. 320 с.
  14. Загашев, И. О. (2023). Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Альянс «Дельта». 284 с.
  15. Капитонова, Т. И., Московкин, Л. В., & Щукин, А. Н. (2018). Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. Москва: Русский язык. Получено с https://www.iprbookshop.ru/105937.html (обращение 23 октября 2024 г.)
  16. Кизрина, Н. Г. (2023). Использование эвристических методов в процессе обучения иностранному языку в школе. Известия ВГУ, (6), 126–130.
  17. Кузнецова, Н. В. (2015). «Шесть шляп мышления» в контексте актуализации ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров. В Сборники конференций НИЦ Социосфера (с. 126–129).
  18. Кузьмин, А. М. (нет даты). Метод «Шесть шляп мышления». Получено с http://www.inventech.ru/pub/methods/method-0003 (обращение 19 октября 2024 г.)
  19. Лахин, Р. А., & Ткаченко, И. В. (2020). Образовательные возможности методики «шести мыслительных шляп» на семинарских занятиях в педагогическом вузе для формирования креативности. Актуальные вопросы современной экономики, (5), 712–718. https://doi.org/10.34755/IROK.2020.25.20.007
  20. Лубенина, Е. В., & Чернявская, А. П. (2013). Возможности использования технологии развития критического мышления в основной школе. В Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (с. 103–110).
  21. Лукьянова, М. И., Гмызина, Г. Н., & Старостина, Н. Н. (2019). Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития», 8(2), 104–112. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-104-112
  22. Лунина, А. Н. (2015). Задачно-диагностический подход к оценке знаний по различным видам педагогического мышления. Вестник ОГУ, (2), 101–105.
  23. Михайлова, Е. Е. (2024). Метод «шесть шляп мышления» Эдварда де Боно в работе с магистрантами. В Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах (с. 137–142). Тверь: Тверской государственный технический университет.
  24. Мозелова, И. В., & Микова, С. С. (2022). Понятия «методика», «метод», «технология», «подход» и «прием» в лингводидактике. Rhema. Рема, (1), 86–108. https://doi.org/10.31862/2500-2953-2022-1-86-108
  25. Неделяева, А. В., & Ельцова, О. В. (2016). К вопросу применения метода «Шесть шляп мышления» технологии развития критического мышления при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Вестник Мининского университета, (4). Получено с https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/287?locale=ru_RU (обращение 18 октября 2024 г.)
  26. Позднякова, Е. В. (2024). Тематический веб-квест по математике как средство диагностики и развития креативности обучающихся 7-9 классов. Научно-методический электронный журнал «Концепт», (4), 32–48. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11042
  27. Сиразитдинова, З. М. (2017). Технология критического мышления. Метод шести шляп. В Современные проблемы подготовки специалистов для предприятий атомной отрасли (с. 243–249).
  28. Усеинова, Л. Ю. (2022). К вопросу применения методических приемов на практических занятиях. Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, 8(74), 90–91.
  29. Фролова, И. В., & Величко, О. Н. (2020). Компетенции XXI века как новый вектор обучения иностранным языкам в педагогическом вузе. Научное мнение, (5), 10–16. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.5.10.16
  30. Хавдок, А. Н. (2023). Интерактивный прием «шесть шляп мышления» как средство развития речи учащихся на занятиях по РКИ. В Язык, текст и культура: проблемы лингвистики и изучения русского языка как иностранного (с. 209–215). Майкоп.
  31. Халперн, Д. (2000). Психология критического мышления. Санкт-Петербург: Питер. 512 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».