Нагрудные украшения середины XIX в. в мокшанском женском костюме Инсарского уезда: локальный вариант сел Левжа, Перхляй, Сузгарье
- Авторы: Шигурова Т.А.1
-
Учреждения:
- Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
- Выпуск: Том 15, № 3 (2023)
- Страницы: 368-379
- Раздел: Культурология
- Статья получена: 11.12.2025
- Статья одобрена: 11.12.2025
- Статья опубликована: 15.11.2023
- URL: https://ogarev-online.ru/2076-2577/article/view/357420
- DOI: https://doi.org/10.15507/20762577.015.2023.03.368379
- ID: 357420
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются особенности нагрудных украшений локального варианта традиционной одежды мокшанских женщин Инсарского уезда Пензенской губернии.
Материалы и методы. Исследованы и обобщены сведения о мокшанском женском костюме Пензенской губернии из письменных источников Русского географического общества середины ХIХ в., сообщений, опубликованных в Пензенских епархиальных ведомостях, а также из историко-этнографических работ ХIХ в. Сделана попытка сравнить письменные свидетельства о нагрудных украшениях с визуальными материалами археологических раскопок языческого могильника ХVIII в., проводившихся около с. Левжа летом 2021 г. Методологическую базу исследования составили сравнительно-исторический метод, а также методы сравнения и сопоставления материалов письменных и изобразительных источников, анализа их содержания.
Результаты исследования и их обсуждение. Специфика нагрудных украшений мокшанского женского костюма середины XIX в., выявленная в результате реконструкции и анализа форм изделий, материалов, технологии изготовления и (аутентичных) наименований украшений, свидетельствует о сложных процессах этногенеза в ХVII–ХVIII вв., обусловленных переселением значительного количества эрзянского населения в южном и юго-восточном направлениях. Кроме того, стремительные изменения декора были связаны с развитием капитализма в России, христианизацией мордовского народа.
Заключение. Уникальность нагрудных украшений середины XIX в. в мокшанском костюме, обусловленная синтезом элементов кирмиш, сие, крганя, кыргавакс, которые бытовали в с. Левжа, Перхляй, Сузгарье Инсарского уезда, может быть использована для картографирования материальной культуры мордовского этноса. Будучи результатом созидательной деятельности мордовской женщины, украшения являлись источником социально значимой информации о мире, овеществленной в визуальной, эстетической и материальной формах.
Полный текст
-
Об авторах
Татьяна Алексеевна Шигурова
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Автор, ответственный за переписку.
Email: shigurova_tatyana@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5342-8471
доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и библиотечно-
информационных ресурсов
Список литературы
- Алихова А. Е. Из истории мордвы конца I – начала II тыс. н. э. // Из древней и средневековой истории мордовского народа. Саранск, 1959. С. 13–54. (Археологический сборник; т. 2).
- Белицер В. Н. Народная одежда мордвы.М.: Наука, 1973. 220 с. (Труды Мордовской этнографической экспедиции; вып. 3).
- Белицер В. Н. Мордовские сюлгамы // Советская археология. 1977. № 2. С. 193–200.
- Беляева Н. Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы. Саранск: Морд. гос. пед.ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2000. 262 с.
- Вихляев В. И., Кемаев Е. Н. Лопастные сюльгамы как этноопределяющий признак средневековой мордовской культуры // Поволжская археология. 2019. № 4. С. 110–118. doi: 10.24852/pa2019.4.30.110.118.
- Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья: (Материалы к этногенезу). Чебоксары:Чувашгосиздат, 1960. 232 с.
- Гольмстен В. В. Хронологическое значение эволюции древних форм // Известия Самарского государственного университета.Самара, 1923. Вып. 5. С. 1–20.
- Корнишина Г. А. Женщина в традиционном мордовском обществе // Традиционные общества: неизвестное прошлое:материалы XVIII Междунар. науч.-практ.конф. Челябинск, 2022. С. 106–112.
- Корнишина Г. А. Знаковые функции народной одежды мордвы. Саранск: Морд.гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2002.68 с.
- Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни,структура, форма бытования. Саранск:Морд. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева,2000. 150 с.
- Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство: Вышивка, шитье бисером, узорное тканье, резьба по дереву. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. 121 с.
- Майнов В. Н. Один день среди «мокши» (Отрывок из записной книжки) // Древняя и Новая Россия. 1878. Т. 3, № 10. С. 117–134.
- Паллас П. С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санктпетербургской Императорской Академии Наук: в 3 ч. Ч. 2, кн. 2. 1770 год.СПб.: Императ. Академия Наук, 1786.575 с.
- Примеров А. Село Каменный-Брод Краснослободского уезда (Историко-статистическое описание прихода) // Пензенские епархиальные ведомости. 1872. № 6.С. 185–194.
- Спрыгина Н. И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии: По материалам экспедиции 1925 года. Пенза: Типолит. им. Воровского, 1928. 46 с. (Средне-Волжский Пензенский областной музей;вып. 3).
- Степанов П. Д. Андреевский курган: К истории мордов. племен на рубеже нашей эры. Саранск: Мордов. кн. изд-во,1980. 108 с.
- Цыганкин Д. В. Мордовские языки глазами лингвиста-финно-угроведа: сб. избр.ст. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013.Ч. 3. 244 с.
- Шигурова Т. А. Женский костюм мордвы-мокши Инсарского уезда Пензенской губернии XIX века: локальные особенности // Человек и культура. 2021.№ 4. С. 91–105. doi: 10.25136/2409-8744.2021.4.36337.
- Шигурова Т. А. Костюм мордовского народа в обычаях и обрядах: моногр. М.:ИНФРА-М, 2020. 171 с.
- Шигурова Т. А. Накосник пулокерь как компонент мокшанского национального костюма: к проблеме генезиса и этнокультурных смыслов // Человек и культура. 2023. № 3. С. 69–84. doi: 10.25136/2409-8744.2023.3.40553.
- Нeikel A. O. Mordvalaisten pukuja ja kuoseja = Trachten und Muster der Mordvinen. Helsingfors: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1899. XXVII S.
Дополнительные файлы



