Смысловое наполнение удмуртских слов осто и козма в письменных источниках конца XIX – начала XX в.
- Авторы: Камитова А.В.1
-
Учреждения:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук"
- Выпуск: Том 15, № 3 (2023)
- Страницы: 274-286
- Раздел: Филологические науки
- Статья получена: 10.12.2025
- Статья одобрена: 10.12.2025
- Статья опубликована: 15.11.2023
- URL: https://ogarev-online.ru/2076-2577/article/view/357266
- DOI: https://doi.org/10.15507/2076-2577.015.2023.03.274-286
- ID: 357266
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Рассматривается смысловое наполнение удмуртских слов осто и козма, которые зафиксированы в письменных источниках конца XIX – начала XX в. Анализ материалов показал, что установление точного значения данных лексем уже в тот период представляло большую сложность. Исследование предпринято с целью приблизиться к определению истинного значения указанных слов на примере обширного материала, выявленного в источниках.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили письменные источники конца XIX – начала XX в., основанные на полевых материалах. Изучение удмуртских слов осто и козма, зафиксированных в письменных источниках конца XIX – начала XX в., определение их семантического наполнения осуществляются с помощью метода смыслового анализа и соединены с историко-культурным аспектом.
Результаты исследования и их обсуждение. Как показало исследование, рассматриваемые лексемы в основном осмысливаются в рамках теологической парадигмы и чаще всего встречаются в традиционных молитвах и текстах православного содержания. В статье описываются различные версии семантики слов осто и козма, приводятся варианты их перевода и объяснения, предложенные зарубежными и российскими учеными, церковными историками. Данные лексемы до сих пор остаются в зоне актуального внимания и научного интереса исследователей. Одни авторы склонны относить их к словам неясной этимологии, другие – выдвигают предположения относительно смыслового контекста.
Заключение. На основе изученных материалов конца XIX – начала XX в. выявлено, что слово козма бытует преимущественно в молитвах и заклинаниях. Истинное его значение в настоящее время трудно определить, но в большинстве случаев оно используется в качестве собственного имени либо употребляется в значении «благословить». Слово осто выступает в качестве эпитета и применяется главным образом по отношению к Богу.
Ключевые слова
Полный текст
-
Об авторах
Алевтина Васильевна Камитова
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук"
Автор, ответственный за переписку.
Email: akamitova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7119-1797
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, отдел филологических наук
Россия, ИжевскСписок литературы
- Аптиев Г. А. Религиозные обычаи и поверья вотяков Бирского уезда Уфимской губернии // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань,1892. Т. 10, вып. 1. С. 119–120.
- Блинов Н. Н. Языческий культ вотяков /свящ. Николай Блинов, д. чл. Императ.Рус. геогр. о-ва, почет. чл. Нижегор. и д. чл. Вят. стат. ком. Вятка: Губ. тип.,1898. 103 с.
- Богаевский П. М. Очерки религиозных представлений вотяков. Гл. 1 // Этнографическое обозрение. 1890. № 1. С. 116–163.
- Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань:Типо-лит. Императ. ун-та, 1906. 88 с.
- Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губ. СПб.: Тип. И. Н. Скородумова, 1889. 200 с. (Записки Русского географического общества по Отделению этнографии; т. 14, вып. 3).
- Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края. СПб.: Тип. Министерства внутренних дел, 1886. 220 с. (Записки Русского географического общества по Отделению этнографии; т. 14, вып. 2).
- Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии // Собрание сочинений: в 6 т. Ижевск, 1996. Т. 2. 201 с.
- Верещагин Г. Е. Этнографические очерки // Собрание сочинений: в 6 т. Ижевск,1997. Т. 3, кн. 1. 308 с.
- Верещагин Г. Е. Этнографические очерки // Собрание сочинений: в 6 т. Ижевск,2000. Т. 3, кн. 2, вып. 1. 250 с.
- Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск:Удмуртия, 1994. 383 с.
- Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор:пробл. жанровой эволюции и систематики. Ижевск: УИИЯЛ, 1998. 354 с.
- Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклорный миротекст: образ, символ, ритуал.Ижевск: МонПоражён, 2018. 298 с.
- Елабужский М. Крепость вотского язычества // Вятские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1903. № 3.С. 102–119.
- Елабужский М. Обряды некрещеных вотяков Елабужского уезда при погребении и поминовении умерших // Вятские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1895. № 19. С. 800–805.
- Елабужский М. Поверия некрещеных вотяков Елабужского уезда о злых духах и колдунах // Вятские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1894.№ 20. С. 650–651.
- Ившин Л. М. Названия культовых предметов куалы в памятниках ранней удмуртской письменности // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018.Т. 12, № 3. С. 22–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35684916 (дата обращения: 16.03.2022).
- Ильин М. И. Свадебные обычаи и обряды у вотяков / под ред. Ф. Стрельцова //Труды Научного общества по изучению Вотского края. Ижевск, 1926. Вып. 2.С. 25–69.
- Кельмаков В. К. К истории одного булгаризма в удмуртском языке и языкознании // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. 2012.№ 2. С. 17–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17831505 (дата обращения:09.09.2022).
- Кельмаков В. К. К истории одного евангельского термина в удмуртском языке //Вестник Удмуртского университета. Сер.:История и филология. 2017. Т. 27, № 6.С. 887–896. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32358456 (дата обращения:01.11.2022).
- Луппов П. Н. Из наблюдений над бытом удмуртов Варзиятчинского края, Вотской автономной области // Труды Научного общества по изучению Вотского края.Ижевск, 1927. Вып. 3. С. 81–114.
- Максимов В. Молитвенный обряд у Глазовских вотяков // Вотяки: Сборник по вопросам экономики, быта и культуры вотяков. М., 1926. Кн. 1. С. 73–76.
- Максимов С. А. От мегали мера к великтэм: к вопросу о происхождении и функционировании названий Пасхи в удмуртском языке // Ежегодник финноугорских исследований. 2016. Т. 10, № 1.С. 30–40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26585953 (дата обращения:05.06.2022).
- Михеев И. С. Из религиозной жизни казанских вотяков. Казань: Тип. Императ.ун-та, 1900. 10 с.
- Напольских В. В. Из удмуртской мифологии: этимологические этюды // Пермистика 4: Пермские языки и их диалекты в синхронии и диахронии: сб. ст. Ижевск,1997. С. 116–125.
- Напольских В. В. Комментарий к очерку Г. Е. Верещагина «О древнем происхождении вотяков» // Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: в 6 т. Ижевск, 2000. Т. 3,кн. 2, вып. 1. С. 234–237.
- Насибуллин Р. Ш. Отражение наименований нескошенной прошлогодней травы в удмуртских диалектах и письменных источниках // Linguistica Uralica. 2020. Т. 56,№ 1. С. 64–71. doi: 10.3176/lu.2020.1.06.
- Панина Т. И. Прескрипции о снах и сновидениях в удмуртской традиционной культуре // Ежегодник финно-угорских исследований. 2020. Т. 14, № 4. С. 642–650. doi: 10.35634/2224-9443-2020-14-4-642-650.
- Первухин Н. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 1.Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях. Вятка: Губ. тип.,1888. 104 с.
- Первухин Н. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 3.Следы языческой древности в образцах произведений в устной народной поэзии вотяков (лирических и дидактических) //Календарь Вятской губернии на 1889 год.Вятка, 1888. С. 85–166.
- Перевощиков С. Т. Вотские молитвы //Труды Научного общества по изучению Вотского края. Ижевск, 1926. Вып. 2.С. 82–83.
- Хрущева М. Г. Удмуртская обрядовая песенность: моногр. М.: Композитор, 2001.245 с.
- Buch M. Die Wotjaken, Eine Ethnologische Studie.Helsingfors:Druckereider Finnischen litteraturgesellschaft, 1882. 187 s.
- MunkácsiB.Votjáknépköltészeti hagyományok. Budapest: Kiadja a Magyar Tudományos Akadémia, 1887. 336 s.
Дополнительные файлы



