Смысловое наполнение удмуртских слов осто и козма в письменных источниках конца XIX – начала XX в.

Обложка
  • Авторы: Камитова А.В.1
  • Учреждения:
    1. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук"
  • Выпуск: Том 15, № 3 (2023)
  • Страницы: 274-286
  • Раздел: Филологические науки
  • Статья получена: 10.12.2025
  • Статья одобрена: 10.12.2025
  • Статья опубликована: 15.11.2023
  • URL: https://ogarev-online.ru/2076-2577/article/view/357266
  • DOI: https://doi.org/10.15507/2076-2577.015.2023.03.274-286
  • ID: 357266

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Рассматривается смысловое наполнение удмуртских слов осто и козма, которые зафиксированы в письменных источниках конца XIX – начала XX в. Анализ материалов показал, что установление точного значения данных лексем уже в тот период представляло большую сложность. Исследование предпринято с целью приблизиться к определению истинного значения указанных слов на примере обширного материала, выявленного в источниках.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили письменные источники конца XIX – начала XX в., основанные на полевых материалах. Изучение удмуртских слов осто и козма, зафиксированных в письменных источниках конца XIX – начала XX в., определение их семантического наполнения осуществляются с помощью метода смыслового анализа и соединены с историко-культурным аспектом.
Результаты исследования и их обсуждение. Как показало исследование, рассматриваемые лексемы в основном осмысливаются в рамках теологической парадигмы и чаще всего встречаются в традиционных молитвах и текстах православного содержания. В статье описываются различные версии семантики слов осто и козма, приводятся варианты их перевода и объяснения, предложенные зарубежными и российскими учеными, церковными историками. Данные лексемы до сих пор остаются в зоне актуального внимания и научного интереса исследователей. Одни авторы склонны относить их к словам неясной этимологии, другие – выдвигают предположения относительно смыслового контекста.
Заключение. На основе изученных материалов конца XIX – начала XX в. выявлено, что слово козма бытует преимущественно в молитвах и заклинаниях. Истинное его значение в настоящее время трудно определить, но в большинстве случаев оно используется в качестве собственного имени либо употребляется в значении «благословить». Слово осто выступает в качестве эпитета и применяется главным образом по отношению к Богу. 

Полный текст

-

×

Об авторах

Алевтина Васильевна Камитова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук"

Автор, ответственный за переписку.
Email: akamitova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7119-1797

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, отдел филологических наук 

Россия, Ижевск

Список литературы

  1. Аптиев Г. А. Религиозные обычаи и поверья вотяков Бирского уезда Уфимской губернии // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань,1892. Т. 10, вып. 1. С. 119–120.
  2. Блинов Н. Н. Языческий культ вотяков /свящ. Николай Блинов, д. чл. Императ.Рус. геогр. о-ва, почет. чл. Нижегор. и д. чл. Вят. стат. ком. Вятка: Губ. тип.,1898. 103 с.
  3. Богаевский П. М. Очерки религиозных представлений вотяков. Гл. 1 // Этнографическое обозрение. 1890. № 1. С. 116–163.
  4. Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань:Типо-лит. Императ. ун-та, 1906. 88 с.
  5. Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губ. СПб.: Тип. И. Н. Скородумова, 1889. 200 с. (Записки Русского географического общества по Отделению этнографии; т. 14, вып. 3).
  6. Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края. СПб.: Тип. Министерства внутренних дел, 1886. 220 с. (Записки Русского географического общества по Отделению этнографии; т. 14, вып. 2).
  7. Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии // Собрание сочинений: в 6 т. Ижевск, 1996. Т. 2. 201 с.
  8. Верещагин Г. Е. Этнографические очерки // Собрание сочинений: в 6 т. Ижевск,1997. Т. 3, кн. 1. 308 с.
  9. Верещагин Г. Е. Этнографические очерки // Собрание сочинений: в 6 т. Ижевск,2000. Т. 3, кн. 2, вып. 1. 250 с.
  10. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск:Удмуртия, 1994. 383 с.
  11. Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор:пробл. жанровой эволюции и систематики. Ижевск: УИИЯЛ, 1998. 354 с.
  12. Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклорный миротекст: образ, символ, ритуал.Ижевск: МонПоражён, 2018. 298 с.
  13. Елабужский М. Крепость вотского язычества // Вятские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1903. № 3.С. 102–119.
  14. Елабужский М. Обряды некрещеных вотяков Елабужского уезда при погребении и поминовении умерших // Вятские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1895. № 19. С. 800–805.
  15. Елабужский М. Поверия некрещеных вотяков Елабужского уезда о злых духах и колдунах // Вятские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1894.№ 20. С. 650–651.
  16. Ившин Л. М. Названия культовых предметов куалы в памятниках ранней удмуртской письменности // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018.Т. 12, № 3. С. 22–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35684916 (дата обращения: 16.03.2022).
  17. Ильин М. И. Свадебные обычаи и обряды у вотяков / под ред. Ф. Стрельцова //Труды Научного общества по изучению Вотского края. Ижевск, 1926. Вып. 2.С. 25–69.
  18. Кельмаков В. К. К истории одного булгаризма в удмуртском языке и языкознании // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. 2012.№ 2. С. 17–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17831505 (дата обращения:09.09.2022).
  19. Кельмаков В. К. К истории одного евангельского термина в удмуртском языке //Вестник Удмуртского университета. Сер.:История и филология. 2017. Т. 27, № 6.С. 887–896. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32358456 (дата обращения:01.11.2022).
  20. Луппов П. Н. Из наблюдений над бытом удмуртов Варзиятчинского края, Вотской автономной области // Труды Научного общества по изучению Вотского края.Ижевск, 1927. Вып. 3. С. 81–114.
  21. Максимов В. Молитвенный обряд у Глазовских вотяков // Вотяки: Сборник по вопросам экономики, быта и культуры вотяков. М., 1926. Кн. 1. С. 73–76.
  22. Максимов С. А. От мегали мера к великтэм: к вопросу о происхождении и функционировании названий Пасхи в удмуртском языке // Ежегодник финноугорских исследований. 2016. Т. 10, № 1.С. 30–40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26585953 (дата обращения:05.06.2022).
  23. Михеев И. С. Из религиозной жизни казанских вотяков. Казань: Тип. Императ.ун-та, 1900. 10 с.
  24. Напольских В. В. Из удмуртской мифологии: этимологические этюды // Пермистика 4: Пермские языки и их диалекты в синхронии и диахронии: сб. ст. Ижевск,1997. С. 116–125.
  25. Напольских В. В. Комментарий к очерку Г. Е. Верещагина «О древнем происхождении вотяков» // Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: в 6 т. Ижевск, 2000. Т. 3,кн. 2, вып. 1. С. 234–237.
  26. Насибуллин Р. Ш. Отражение наименований нескошенной прошлогодней травы в удмуртских диалектах и письменных источниках // Linguistica Uralica. 2020. Т. 56,№ 1. С. 64–71. doi: 10.3176/lu.2020.1.06.
  27. Панина Т. И. Прескрипции о снах и сновидениях в удмуртской традиционной культуре // Ежегодник финно-угорских исследований. 2020. Т. 14, № 4. С. 642–650. doi: 10.35634/2224-9443-2020-14-4-642-650.
  28. Первухин Н. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 1.Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях. Вятка: Губ. тип.,1888. 104 с.
  29. Первухин Н. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 3.Следы языческой древности в образцах произведений в устной народной поэзии вотяков (лирических и дидактических) //Календарь Вятской губернии на 1889 год.Вятка, 1888. С. 85–166.
  30. Перевощиков С. Т. Вотские молитвы //Труды Научного общества по изучению Вотского края. Ижевск, 1926. Вып. 2.С. 82–83.
  31. Хрущева М. Г. Удмуртская обрядовая песенность: моногр. М.: Композитор, 2001.245 с.
  32. Buch M. Die Wotjaken, Eine Ethnologische Studie.Helsingfors:Druckereider Finnischen litteraturgesellschaft, 1882. 187 s.
  33. MunkácsiB.Votjáknépköltészeti hagyományok. Budapest: Kiadja a Magyar Tudományos Akadémia, 1887. 336 s.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Камитова А.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».