Квази-конечно-элементная модель качения эластичного колеса по неровностям деформируемого опорного основания при криволинейном движении колесной машины



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одним из основных направлений экономического развития России было и должно оставаться ускоренное развитие районов Севера и Северо-Востока, занимающих более 60% территории страны. Дальнейшее освоение этих территорий требует новых подходов и новых технологий для решения транспортно-технологических задач при перемещении грузов и людей в условиях, когда полотном пути является бездорожье. При этом движение транспортно-технологических машин не только затруднено, но в ряде случае исключается совсем. Существующая вездеходная техника, выполненная по старым традиционным схемам и серийно выпускаемая промышленностью, не отвечает требованиям, определяющим эффективность и экологичность движителей машин в сложных природно-климатических условиях эксплуатации. В сложившейся ситуации задача прогнозирования проходимости колесных машин (КМ) по опорной поверхности со слабыми несущими свойствами является актуальной. Одним из основных методов прогнозирования проходимости является имитационное моделирование движения колесных машин в различных условиях эксплуатации, которое основано на математических моделях взаимодействия эластичной шины с деформируемыми неровностями опорного основания. В настоящее время при теоретическом исследовании взаимодействия движителей с грунтом сформировались два основных направления: аналитический метод, предусматривающий математическое описание исследуемого процесса, и конечно-элементный метод, основанный на компьютерном моделировании. Целью данного исследования является разработка математической модели качения эластичного колеса по деформируемому неровному опорному основанию с учетом деформации пятна контакта в каждой конечной элементарной площадке. Разработанная математическая модель совмещает в себе как математическое описание физических процессов взаимодействия эластичной шины с неровностями деформируемого основания, так и конечно-элементный подход, основанный на рассмотрении процессов в каждой конечной элементарной площадке пятна контакта.

Об авторах

Н. С Вольская

МГТУ им. Н. Э. Баумана

д.т.н.

М. М Жилейкин

МГТУ им. Н. Э. Баумана

д.т.н.

А. Ю Захаров

МГТУ им. Н. Э. Баумана

Email: zakharov-al@mail.ru
к.т.н.

М. В Паньшин

МГТУ им. Н. Э. Баумана

Список литературы

  1. Котляренко В.И. Основные направления повышения проходимости колесных машин. М.: Изд-во МГИУ, 2008. 284 с.
  2. Шухман С.Б., Плиев И.А., Маляревич В.Э. Пути повышения экологических свойств многоосных полноприводных автомобилей, эксплуатирующихся в районах Крайнего Севера // Автомобильная промышленность, 2008, № 10. С. 15-17.
  3. Wong J.Y. Theory of Ground Vehicles. New York: Wiley IEEE, 2001. 560 p.
  4. Прядкин В.И. Оценка воздействия высокоэластичной шины на поверхность качения // Лесное хозяйство. 2011. № 5. С. 42-43.
  5. Пирковский Ю.В., Шухман С.Б. Теория движения полноприводного автомобиля (прикладные вопросы оптимизации конструкции шасси): учеб.пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001; Элит-2000, 2001. 230 с.
  6. Агейкин Я.С., Вольская Н.С., Чичекин И.В. Проходимость автомобилей. М.: МГИУ, 2010. 275 с.
  7. Бабийчук А.Э., Агейкин А.С., Вольская Н.С. Методика определения потерь мощности на качение колесного движителя с учетом типа трансмиссии и давления воздуха в шинах машины // Журнал автомобильных инженеров, 2013, № 3. С. 24-27.
  8. Лепешкин А.В., Петров С.Е. Математическая модель взаимодействия эластичного колеса с деформируемой опорной поверхностью при установившемся прямолинейном качении // Материалы 77-й Международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров». М.: МГТУ «МАМИ», 2012. С. 141-149.
  9. Shoop S., Kestler K., Haehnel R. Finite element modeling of tires on snow // Tire Science and Technology. 2006. Vol. 34. No 1. pp. 2-37.
  10. Botero J., Gobbi M., Mastinu G. A new mathematical model of the traction force in pneumatic tire snow chain systems // Associazione Italiana Per L’Analisi Delle Sollecitazioni / Dipartimento di Meccanica, Politecnico di Milano. 2005. 10p. www.aiasonline.org/AIAS2005/Articoli/art084.pdf.
  11. Белкин А.Е., Нарская Н.Л. Конечно-элементный анализ контакта автомобильной шины с опорной поверхностью на основе оболочечной модели // Вестник МГТУ. Серия Машиностроение. 2004. № 3. С.14-28.
  12. Одинцов О.А. Разработка метода решения нелинейных контактных задач стационарного качения автомобильной шины. Дисс. … канд. техн. наук. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.
  13. Курдюк В.А., Вольская Н.С., Русаков О.А. Моделирование системы «кузов - подвеска - колесо - грунт» с использованием метода конечных элементов // Известия МГТУ «МАМИ», № 1(27), 2016. С. 9-15.
  14. Жилейкин М.М., Падалкин Б.В. Математическая модель качения эластичного колеса по неровностям недеформируемого основания // Известия ВУЗов. Машиностроение. 2016. № 3. С. 24-29.
  15. Афанасьев Б.А. и др. Проектирование полноприводных колесных машин: Учебник для вузов; В 3 т. Под ред. А.А. Полунгяна. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. Т. 1. 496 с.
  16. Эллис Д.Р. Управляемость автомобиля. Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1975. 216 с.
  17. Ларин В.В. Теория движения полноприводных колесных машин: учебник. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. 391 с.
  18. Вольская Н.С. Оценка проходимости колесных машин при движении по неровной грунтовой поверхности: Монография. М.: МГИУ, 2007. 215 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вольская Н.С., Жилейкин М.М., Захаров А.Ю., Паньшин М.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».