Моделирование теплового состояния свечи зажигания
- Авторы: Яхутль Д.Р.1, Малеев Р.А.2, Зуев С.М.2, Шматков Ю.М.2, Рябых Е.А.2
-
Учреждения:
- Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования
- Московский политехнический университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2022)
- Страницы: 273-280
- Раздел: Электротехнические комплексы и системы
- URL: https://ogarev-online.ru/2074-0530/article/view/126634
- DOI: https://doi.org/10.17816/2074-0530-110852
- ID: 126634
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Искровые свечи зажигания являются одним из важнейших компонентов системы зажигания ДВС. Искровой разряд, создаваемый системой зажигания, должен обладать энергией, необходимой для воспламенения горючей смеси на любом режиме работы двигателя во всех условиях эксплуатации. От совершенства конструкции и качества изготовления свечи зажигания существенно зависят пусковые характеристики, надежность, мощность, топливная экономичность, а также токсичность отработавших газов ДВС. С другой стороны, функциональные свойства свечей зажигания зависят от их соответствия ДВС по основным размерам, конструкции, тепловой характеристике и величине искрового зазора.
Цель. Использовать методы математического моделирования температурного поля свечи зажигания для сокращения объема экспериментальных исследований, а также сокращения количества вариантов опытных образцов, подлежащих моторным стендовым и эксплуатационным испытаниям.
Методы. В данной статье разработана математическая модель температурного поля искровой свечи зажигания двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
Результаты. Получено выражение для распределения температур в тепловом конусе изолятора и других керамических элементах свечи. Определена зависимость теплопроводности и удельной теплоемкости корундовой керамики от температуры. Представлены зависимости коэффициента температуропроводности керамического изолятора свечи от температуры. Проведен анализ теплофизических свойства веществ из различных материалов. Разработаны уравнения, описывающие температурное поле всех деталей свечи зажигания (контактная головка, стеклогерметик, изолятор, центральный электрод, корпус свечи, теплоотводящая шайба, уплотнительное кольцо, головка цилиндра). Получено схематическое изображение геометрии свечи зажигания, используемое при расчете её температурного поля. Определены требования к граничным условиям для расчета температурных полей свечи зажигания. Представлена расчетная схема свечи зажигания. Рассмотрено условие теплообмена на границе между выделенной частью головки цилиндра и системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Проведено исследование теплообмена между элементами конструкции свечи зажигания и воздухом в подкапотном пространстве ДВС. Определены зависимости, описывающие теплообмен между находящимися в тепловом контакте элементами конструкции свечи зажигания и установлены внутренние граничные условия.
Заключение. Представленные методики и алгоритмы численного моделирования теплового состояния свечи зажигания позволили выполнить расчеты зависимостей теплопроводности и удельной теплоемкости керамики изолятора, а также коэффициент температуропроводности керамических элементов свечи от температуры.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Даут Рамазанович Яхутль
Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования
Email: niiae2@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6650-1180
SPIN-код: 6567-0332
к.т.н., зам. директора института
Россия, 107023, Москва, улица Большая Семеновская, д. 38Руслан Алексеевич Малеев
Московский политехнический университет
Email: 19rusmal@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3430-6406
SPIN-код: 7801-3294
доцент, к.т.н., профессор кафедры «Электрооборудование и промышленная электроника»
Россия, 107023, Москва, улица Большая Семеновская, д. 38Сергей Михайлович Зуев
Московский политехнический университет
Email: sergei_zuev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7033-1882
SPIN-код: 6602-6618
доцент, к.ф-м.н., заведующий кафедрой «Электрооборудование и промышленная электроника»
Россия, 107023, Москва, улица Большая Семеновская, д. 38Юрий Михайлович Шматков
Московский политехнический университет
Email: yuru.schmatkov@yandex.ru
SPIN-код: 8107-6692
старший преподаватель кафедры «Электрооборудование и промышленная электроника»
Россия, 107023, Москва, улица Большая Семеновская, д. 38Евгений Александрович Рябых
Московский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: fczl98@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-7112-1019
SPIN-код: 4843-6000
аспирант кафедры «Электрооборудование и промышленная электроника»
Россия, 107023, Москва, улица Большая Семеновская, д. 38Список литературы
- Яхутль Д.Р., Басс Б.А., Малеев Р.А., и др. Искровые свечи зажигания. Основы проектирования и производства: учебное пособие. М.: МГТУ «МАМИ», 2010.
- Maleev R.A., Zuev S.M., Fironov A.M., et al. The starting processes of a car engine using capacitive energy storages // Periodico Tche Quimica. 2019. Vol. 16, N 33. P. 877–888.
- Skvortsov A.A., Khortov V.P., Zuev S.M. High-voltage starting systems of combustion engines // Int. J. Pure Appl. Math. 2016. Vol. 111, N 3. P. 455–465. doi: 10.12732/ijpam.v111i3.9
- Breden D., Karpatne A., Suzuki K., et al. 2.1. High-fidelity numerical modeling of spark plug erosion // Ignition Systems for Gasoline Engines: Internationale Tagung Zündsysteme für Ottomotoren. 4th Int. Conf. Dec. 6–7, 2018, Berlin, Germany. Tübingen: Expert-Verlag GmbH, 2018. P. 55–74.
- Wolk B., DeFilippo A., Chen J.-Y., et al. Basic explorations of limits of microwave assisted spark plug in constant volume combustion chamber // Fall Technical Meeting of the Western States Section of the Combustion Institute 2011 (WSS/CI 2011 Fall Meeting) Riverside, California, USA 17–18 October 2011. New York: Curran Associates, 2011. P. 590–602.
- Zheng D. The advantages of non-thermal plasma for detonation initiation compared with spark plug // Plasma Science and Technology. 2016. Vol. 18, N 2. P. 162–167. doi: 10.1088/1009-0630/18/2/11
- Crispim L.W.S., Hallak P.H., Benilov M.S., et al. Modelling spark plug discharge in dry air // Combustion and Flame. 2018. Vol. 198. P. 81–88. doi: 10.1016/j.combustflame.2018.09.007
- Bellenoue M., Labuda S., Ruttun B., et al. Spark plug and corona abilities to ignite stoichiometric and lean methane/air mixtures // Combustion Science and Technology. 2007. Vol. 179, N 3. P. 477–496. doi: 10.1080/00102200600637584
- Oliveira C., Souza-Corrêa J.A., Amorim J., et al. Optical and electrical diagnostics of a spark-plug discharge in air // Journal of Physics. D: Applied Physics. 2012. Vol. 45, N 25. P. 255201. doi: 10.1088/0022-3727/45/25/255201
- Kawahara N., Tomita E., Takemoto S., et al. Fuel concentration measurement of premixed mixture using spark-induced breakdown spectroscopy // Spectrochimica Acta Part B: Atomic Spectroscopy. 2009. Vol. 64, N 10. P. 1085–1092. doi: 10.1016/j.sab.2009.07.016
- Yang C., Wu X., Ma H., et al. Experimental research on initiation characteristics of a rotating detonation engine // Experimental Thermal and Fluid Science. 2016. Vol. 71. P. 154–163. doi: 10.1016/j.expthermflusci.2015.10.019
Дополнительные файлы
