Том 17, № 2 (2023)

Новые исследования

Как инвесторам зарабатывать больше благодаря модели прогнозирования сделок слияния и поглощения?

Фокина Э., Елизарьев Г.

Аннотация

В данной статье раскрывается развитие инвестиционных стратегий, прогнозирование сделок слияния и поглощения с применением логистической модели для финансовых и нефинансовых показателей публичных компаний. Была использована случайная выборка из 1510 поглощенных и непоглощенных компаний из Германии, Великобритании, Франции, Швеции и России за 2000–2021 гг., чтобы построить логит-модель прогнозирования, слияния и поглощения с высокой предсказательной способностью. Применение переменных взаимодействия значительно усиливает предсказательную силу модели и позволяет достичь до 70% корректных прогнозов вне выборки. В статье также проверена способность модели генерировать аномальную доходность с помощью событийного анализа с использованием данных о ценах акций за 2011–2021 гг. Мы показываем, что модель прогнозирования слияния и поглощения можно также использовать для получения аномальной доходности (в среднем до 49%) в портфеле поглощаемых компаний. Более того, обнаружены доказательства того, что сокращение невернопредсказанных прогнозов положительно воздействует на объем потенциальной аномальной доходности, полученной из-за дополнительной гибкости модели благодаря переменным взаимодействия. Теоретические и эмпирические результаты статьи помогут частным и институциональным инвесторам разработать инвестиционные стратегии. Существуют также косвенные признаки, подтверждающие практическую важность наличия эффективной модели прогнозирования сделок слияния и поглощения.

Корпоративные финансы. 2023;17(2):5-26
pages 5-26 views

Оценка влияния ESG-рейтинга и факторов экологической результативности на уровень кредитного риска и ожидания акционеров компаний углеродоемких отраслей стран БРИКС

Агранат В.

Аннотация

Целью исследования является оценка влияния ESG-рейтингов, показателей экологического (Е) компонента и метрик экологической результативности нефинансовых компаний стран БРИКС на их кредитные риски (измеряемые по кредитному рейтингу) и ожидания акционеров (измеряемые по мультипликатору отношения стоимости предприятия (СП) к продажам). В метрики экологической результативности входят показатели выбросов, показатели эффективности водопотребления, показатели команды управления природопользованием и показатели способности справиться с климатическими рисками. Актуальность исследования подтверждается ограниченным количеством исследований по странам БРИКС и противоречивыми выводами работ, посвященных силе и направлению влияния ESG-факторов на стоимость и финансовые метрики компаний. Для кредитных рейтингов и мультипликатора СП/Продажи применялись модели упорядоченной логистической регрессии и МНК-регрессии соответственно. В подборку вошло 206 компаний из углеродоемких отраслей Бразилии, Китая, Индии, Южно-Африканской Республики и России за 2018–2021гг. Финансовые и ESG-метрики взяты из базы данных Refinitiv, а кредитные рейтинги компаний – из базы данных Moody’s и S&P. Результаты показали, что улучшение ESG- и Е-показателей, а также метрик экологической результативности оказывают отрицательное влияние на кредитные рейтинги компаний. И напротив, улучшение ESG-, Е-показателей и метрик экологической результативности оказывают положительное воздействие на метрики СП/Продажи. Последнее подтверждает эффект TGMT («слишком много хорошего») для экологической результативности, поскольку инвесторы в капитал в долгосрочной перспективе ожидают положительного эффекта от деятельности по улучшению климата на результативность капитала.

Корпоративные финансы. 2023;17(2):68-84
pages 68-84 views

Динамическое поддержание платежеспособности российских страховых компаний: на примере российских страховых компаний

Цветкова Л.

Аннотация

Российская экономика находится под санкционным давлением, что приводит к ослаблению деловых связей с иностранными страховщиками. Средние страховые компании, ориентированные на региональных экономических агентов, играют решающую роль на страховом рынке. Чтобы повысить эффективность российского страхования, необходимо увеличить количество средних компаний, работающих на региональных рынках. Чтобы регулировать их капитализацию, необходимо создать особые условия с акцентом на требованиях к достаточности капитала и в параметрах финансовой стабильности. В то время как более ранние исследования изучали факторы, которые могут влиять на рост прибыльности, фактор дохода от инвестиций в поддержании корпоративной финансовой устойчивости исследован недостаточно. Целью настоящей работы является изучение условий улучшения платежеспособности страховщиков путем увеличения внутренней капитализации компании. Часто средние страховые компании стремятся выполнить минимальные требования регулятора к капиталу (основная переменная, связанная с капитализацией компании), что ведет к сужению потенциального рынка. Наша гипотеза заключается в том, что возможно создать финансовый резерв, отвечающий растущим требованиям регулятора к капиталу, без привлечения дополнительных внешних инвестиций. Данное исследование изучило факторы, которые влияют на рост средних страховых компаний, осуществляющих свою деятельность на развивающихся рынках. Для анализа взяты операционные результаты семи произвольно выбранных средних страховых компаний за 2014–2022 гг. В работе предполагается, что институциализация капитализации страховых компаний является основополагающей для минимизации риска недостаточности капитала. Исследование помогает понять, каким образом можно управлять средними страховыми компаниями, и предлагает способ увеличения их капитализации.

Корпоративные финансы. 2023;17(2):85-94
pages 85-94 views

Влияние совета директоров на привлечение финансирования с использованием зеленых облигаций

Потапова Е.

Аннотация

Статья посвящена выявлению влияния особенностей состава совета директоров (СД) на привлечение финансирования с использованием зеленых облигаций. Исследование охватывало выборку из 87 публичных компаний, осуществивших выпуск зеленых облигаций в 2021 г. Анализировалось влияние таких факторов, как доля женщин и доля независимых директоров в составе СД, факт совмещения должности председателя правления и генерального директора, а также численности СД на
долю зеленых облигаций в совокупном долге компаний. В качестве контрольных переменных использовались доля долга в активах, натуральный логарифм совокупного объема активов (размер компании) и рентабельность собственного капитала (ROE).
В качестве оптимальной была выбрана логарифмическая спецификация классической линейной регрессионной модели. Так как в модели с логарифмом зависимой переменной (доли зеленых облигаций в совокупном объеме долга) не были диагностированы гетероскедастичность, автокорреляция и мультиколлинеарность, для оценки данной модели использовался метод наименьших квадратов (МНК). Поскольку исходная выборка компаний, осуществивших выпуск зеленых облигаций в 2021 г., включает как финансовые, так и нефинансовые компании, была проверена справедливость полученных результатов для двух типов компаний. Оценка оптимальной модели для двух подвыборок финансовых и нефинансовых компаний привела к результатам, несколько отличающимся от полученных по итогам анализа общей выборки. Оценка регрессии для финансовых компаний и нефинансовых компаний показала снижение значимости влияния доли женщин в составе и численности СД. Однако в случае нефинансовых компаний усиливается значимость такого фактора, как наличие комитета по устойчивому развитию. Согласно полученным результатам, компании, в которых есть CSR-комитет, привлекают относительно более высокие объемы финансирования с использованием зеленых облигаций.

Корпоративные финансы. 2023;17(2):27-38
pages 27-38 views

Добровольный делистинг российских компаний на разных этапах жизненного цикла

Кизко И., Черкасова В., Григорьева С.

Аннотация

На сегодняшний день число покидающих биржу компаний неуклонно растет. Ученые и практики продолжают активно обсуждать причины добровольного делистинга компаний и рассматривать факторы, влияющие на вероятность его осуществления. Однако результаты существующих исследований являются гетерогенными и неубедительными, что указывает на необходимость их продолжения. Данная статья посвящена поиску детерминант добровольного делистинга российских компаний. В отличие от предыдущих исследований мы выявляем и сравниваем факторы, влияющие на решение о делистинге компаний на разных этапах их жизненного цикла. Факторы делистинга, несмотря на их специфичность для каждой компании, должны оставаться схожими для фирм на одном и том же этапе развития. К тестируемым факторам относятся инвестиционные расходы, доходность активов, волатильность акций и соотношение балансовой стоимости активов и рыночной капитализации компании. Исследование основано на выборке из 162 публичных российских компаний, торгующихся на Московской бирже, из них 75 осуществили делистинг в период с 2011 по 2019 г. Для формирования выборки компаний была использована база данных Bloomberg. Используя панельную пробит-модель, мы обнаружили, что компании с высокими инвестиционными расходами с меньшей вероятностью прибегают к делистингу на этапе «Старт» и с большей – на этапах «Зрелость» и «Спад». Результаты нашего исследования также показывают, что волатильность акций компании положительно влияет на вероятность делистинга российских компаний на всех этапах жизненного цикла за исключением этапа «Старт». В статье также отражено, что компании, находящиеся на этапах «Старт» и «Рост», с большей вероятностью покинут биржу, если они обладают более высоким отношением балансовой стоимости активов компании к рыночной капитализации. Результаты нашего исследования могут быть использованы финансовыми аналитиками и учеными для анализа вероятности делистинга публичных компаний на разных этапах жизненного цикла.

Корпоративные финансы. 2023;17(2):39-49
pages 39-49 views

Влияние санкций на капитализацию отечественных компаний: отраслевой аспект

Федорова Е., Неврединов А., Черникова Л.

Аннотация

В статье оценивается влияние санкций на экономику России с учетом отраслевого аспекта («Нефть и газ», «Телекоммуникации» и «Потребительский сектор»). Методология исследования включает эконометрическое моделирование (эластичная сеть и GARCH-моделирование) и текстовый анализ. Разработаны авторские санкционные индексы на основе текстового анализа. Проведена оценка позитивности и негативности новостей на основе словаря Эмпирическая база исследования включает новостные публикации портала lenta.ru за период с 1 января 2014 г. по 31 марта 2023 г. из тематических разделов «Экономика» и «Наука и техника». На основе GARCH-моделирования было выявлено, что санкции отрицательно влияют на капитализацию крупнейших компаний в отраслях нефти и газа, потребительского сектора и телекоммуникаций, тональность новостей влияет на капитализацию компаний. Разработаны санкционные индексы (a minimal index, an expanded index, a maximally expanded index), которые позволяют оценить уровень санкционного давления. На основе метода эластичных сетей получен вывод о приоритетности сентиментальных переменных над кон-
трольными, т.е. информация о санкциях и ее тональная окраска больше влияет на фондовый рынок, чем цена на нефть, курс рубля и межбанковская ставка в краткосрочном периоде.

Корпоративные финансы. 2023;17(2):50-67
pages 50-67 views

Обзоры

Детерминанты инвестиционного горизонта CEO. Обзор литературы

Подухович Д.

Аннотация

В статье проведен всесторонний обзор литературы по факторам, влияющим на возникновение проблемы инвестиционного горизонта СЕО – предпочтения краткосрочных инвестиций долгосрочным (шорт-термизма). Согласно имеющимся работам основной причиной данной проблемы зачастую является личное отношение СЕО к риску, сформированное под влиянием таких факторов, как возраст, срок пребывания в должности и культурный багаж. Многочисленные предпосылки усугубления проблемы краткосрочных инвестиций в публичных компаниях описаны в современной академической литературе. Среди таких детерминант выделяются трудности с квартальной отчетностью, связь эффективности деятельности компании с краткосрочными метриками, рыночное давление и специфический профиль риска компании. Исследование McKinsey Global Institute, сосредоточенное на проблеме короткого горизонта, показывает, что компании, склонные к краткосрочным инвестициям, имеют более низкие основные экономические показатели и результаты эффективности деятельности. Консалтинговая компания Ernst & Young ввела Longterm Orientation Index (индекс долгосрочной ориентации), который позволяет сравнить горизонты решений между странами. В 2010 г. М. Аншия с соавторами представил метрику для измерения горизонтов решений СЕО на основании личностных характеристик СЕО. Несмотря на эти усилия, отсутствуют глубокие исследования, посвященные специфике проблемы инвестиционного горизонта СЕО и ее отличию от более общей проблемы корпоративного инвестиционного горизонта. В данной статье не только эмпирически изучается проблема короткого инвестиционного горизонта, но также рассматривается ее проявление в различных странах, ее потенциальная корреляция с экономическими кризисами и соответствующими
личностными качествами СЕО. Предложены также стратегии по ослаблению воздействия проблемы инвестиционного горизонта СЕО в компаниях.

Корпоративные финансы. 2023;17(2):95-109
pages 95-109 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».