Как влияет CEO на ESG и финансовую эффективность компаний?

Обложка

Полный текст

Аннотация

В последнее десятилетие в обществе вырос интерес к деятельности компании в области экологии, социальной ответственности и корпоративного управления. Данная статья посвящена изучению влияния личных характеристик генерального директора на финансовые показатели компаний и взаимосвязи ESG-показателей и финансовых показателей компаний. В соответствии с этой целью проведен обзор научной литературы по данной теме, установлена взаимосвязь между финансовыми показателями и показателями ESG, определены основные характеристики, влияющие на финансовые показатели компании; для этого построена модель личных характеристик генерального директора. В статье были исследованы  характеристики CEO российских компаний, построен рейтинг генеральных директоров с учетом финансовых и ESG-показателей компаний, рассмотрено влияние места генерального директора в данном совокупном рейтинге на финансовые показатели компании. Исследовательская выборка включает 81 российскую компанию реального сектора, включенных в индекс Московской Биржи, и 123 генеральных директора. Временной промежуток, который охватывает данное исследование, составляет семь лет – с 2013 по 2019 г. Анализ проводился в статистическом пакете STATA, в качестве метода использовался анализ панельных данных. В качестве зависимых переменных были использованы коэффициенты рентабельности активов и рентабельности собственного капитала, а также показатель рыночной капитализации. В качестве объясняющих переменных были выбраны наличие у компании раскрытия ESG-информации, балл генерального директора в совокупном рейтинге, а также такие характеристики CEO, как возраст, срок полномочий в должности и финансовое образование. В качестве контрольных переменных были задействованы финансовый рычаг и размер компании. В некоторые спецификации модели также был включен коэффициент рентабельности активов для улучшения качества модели.

Об авторах

I. Farrakhova

Автор, ответственный за переписку.
Email: inzilafarrahova@gmail.com

Список литературы

  1. Triyani, A., Setyahuni, S. W., & Kiryanto, K. (2020). The Effect Of Environmental, Social and Governance (ESG) Disclosure on Firm Performance: The Role of Ceo Tenure. Jurnal Reviu Akuntansi Dan Keuangan, 10(2). https://doi.org/10.22219/jrak.v10i2.11820 DOI: https://doi.org/10.22219/jrak.v10i2.11820
  2. Freeman, S., & Cavusgil, S. T. (1984). Strategic management. A stakeholder approach. Journal of International Marketing, 15(4).
  3. Schuler, D. A., & Cording, M. (2006). A corporate social performance-corporate financial performance behavioral model for consumers. In Academy of Management Review (Vol. 31, Issue 3). https://doi.org/10.5465/AMR.2006.21318916 DOI: https://doi.org/10.5465/amr.2006.21318916
  4. Baron, D. P. (2008). Managerial contracting and corporate social responsibility. Journal of Public Economics, 92(1–2). https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2007.05.008 DOI: https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2007.05.008
  5. Faisal, F., Prastiwi, A., & Yuyetta, E. N. A. (2018). Board Characteristics, Environmental Social Governance Disclosure and Corporate Performance : Evidence From Indonesia Public Listed Companies. The 2018 Fifth International Conference on Governance and Accountability.
  6. Aureli, S., Gigli, S., Medei, R., & Supino, E. (2020). The value relevance of environmental, social, and governance disclosure: Evidence from Dow Jones Sustainability World Index listed companies. Corporate Social Responsibility and Environmental Management, 27(1). https://doi.org/10.1002/csr.1772 DOI: https://doi.org/10.1002/csr.1772
  7. Li, Y., Gong, M., Zhang, X. Y., & Koh, L. (2018). The impact of environmental, social, and governance disclosure on firm value: The role of CEO power. British Accounting Review, 50(1). https://doi.org/10.1016/j.bar.2017.09.007 DOI: https://doi.org/10.1016/j.bar.2017.09.007
  8. Velte, P. (2019). Does CEO power moderate the link between ESG performance and financial performance?: A focus on the German two-tier system. Management Research Review, 43(5). https://doi.org/10.1108/MRR-04-2019-0182 DOI: https://doi.org/10.1108/MRR-04-2019-0182
  9. Atan, R., Alam, M. M., Said, J., & Zamri, M. (2018). The impacts of environmental, social, and governance factors on firm performance: Panel study of Malaysian companies. Management of Environmental Quality: An International Journal, 29(2). https://doi.org/10.1108/MEQ-03-2017-0033 DOI: https://doi.org/10.1108/MEQ-03-2017-0033
  10. Hang, M., Geyer-Klingeberg, J., & Rathgeber, A. W. (2019). It is merely a matter of time: A meta-analysis of the causality between environmental performance and financial performance. Business Strategy and the Environment, 28(2). https://doi.org/10.1002/bse.2215 DOI: https://doi.org/10.1002/bse.2215
  11. Garcia-Blandon, J., Argilés-Bosch, J. M., & Ravenda, D. (2019). Exploring the relationship between CEO characteristics and performance. Journal of Business Economics and Management, 20(6). https://doi.org/10.3846/jbem.2019.10447 DOI: https://doi.org/10.3846/jbem.2019.10447
  12. Navarro, P. (1988). Why Do Corporations Give to Charity? The Journal of Business, 61(1). https://doi.org/10.1086/296420 DOI: https://doi.org/10.1086/296420
  13. Jensen, M. C. (2002). VALUE MAXIMIZATION, STAKEHOLDER THEORY, AND THE CORPORATE OBJECTIVE FUNCTION Michael C. Jenseti. Business Ethics Quarterly, 12(2). DOI: https://doi.org/10.2307/3857812
  14. Aerts, W., Cormier, D., & Magnan, M. (2008). Corporate environmental disclosure, financial markets and the media: An international perspective. Ecological Economics, 64(3). https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2007.04.012 DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2007.04.012
  15. Clarkson, P. M., Li, Y., Richardson, G. D., & Vasvari, F. P. (2008). Revisiting the relation between environmental performance and environmental disclosure: An empirical analysis. Accounting, Organizations and Society, 33(4–5). https://doi.org/10.1016/j.aos.2007.05.003 DOI: https://doi.org/10.1016/j.aos.2007.05.003
  16. George, E., Chattopadhyay, P., Sitkin, S. B., & Barden, J. (2006). Cognitive underpinnings of institutional persistence and change: A framing perspective. Academy of Management Review, 31(2). https://doi.org/10.5465/AMR.2006.20208685 DOI: https://doi.org/10.5465/amr.2006.20208685
  17. Finkelstein, S., & Hambrick, D. C. (1990). Top-Management-Team Tenure and Organizational Outcomes: The Moderating Role of Managerial Discretion. Administrative Science Quarterly, 35(3). https://doi.org/10.2307/2393314 DOI: https://doi.org/10.2307/2393314
  18. Miller, D. (1991). Stale in the saddle: CEO tenure and the match between organization and environment. Management Science, 37(1). https://doi.org/10.1287/mnsc.37.1.34 DOI: https://doi.org/10.1287/mnsc.37.1.34
  19. Levinthal, D. A., & March, J. G. (1993). The myopia of learning. Strategic Management Journal, 14(2 S). https://doi.org/10.1002/smj.4250141009 DOI: https://doi.org/10.1002/smj.4250141009
  20. Miller, D., & Shamsie, J. (2001). Learning across the life cycle: Experimentation and performance among the Hollywood studio heads. Strategic Management Journal, 22(8). https://doi.org/10.1002/smj.171 DOI: https://doi.org/10.1002/smj.171
  21. Gupta, A. K. (1988). The dynamics of taking charge, by John J. Gabarro, Boston: Harvard Business School Press, 1987, 204 pp. $22.95. Human Resource Management, 27(4). https://doi.org/10.1002/hrm.3930270406 DOI: https://doi.org/10.1002/hrm.3930270406
  22. Hambrick, D. C., Geletkanycz, M. A., & Fredrickson, J. W. (1993). Top executive commitment to the status quo: Some tests of its determinants. Strategic Management Journal, 14(6). https://doi.org/10.1002/smj.4250140602 DOI: https://doi.org/10.1002/smj.4250140602
  23. Finkelstein, S., & D’aveni, R. A. (1994). CEO Duality as a Double-Edged Sword: How Boards of Directors Balance Entrenchment Avoidance and Unity of Command. Academy of Management Journal, 37(5). https://doi.org/10.5465/256667 DOI: https://doi.org/10.2307/256667
  24. Westphal, J. D., & Zajac, E. J. (1995). Who Shall Govern? CEO/Board Power, Demographic Similarity, and New Director Selection. Administrative Science Quarterly, 40(1). https://doi.org/10.2307/2393700 DOI: https://doi.org/10.2307/2393700
  25. Zhuang, Y., Chang, X., & Lee, Y. (2018). Board composition and corporate social responsibility performance: Evidence from Chinese public firms. Sustainability (Switzerland), 10(8). https://doi.org/10.3390/su10082752 DOI: https://doi.org/10.3390/su10082752
  26. Lewis, B. W., Walls, J. L., & Dowell, G. W. S. (2014). Difference in degrees: CEO characteristics and firm environmental disclosure. Strategic Management Journal, 35(5). https://doi.org/10.1002/smj.2127 DOI: https://doi.org/10.1002/smj.2127
  27. Khan, T. M., Gang, B., Fareed, Z., & Yasmeen, R. (2020). The impact of CEO tenure on corporate social and environmental performance: an emerging country’s analysis. Environmental Science and Pollution Research, 27(16). https://doi.org/10.1007/s11356-020-08468-y DOI: https://doi.org/10.1007/s11356-020-08468-y
  28. Ben Mohamed, E., Jarboui, S., Baccar, A., & Bouri, A. (2015). On the effect of CEOs’ personal characteristics in transport firm value? A stochastic frontier model. Case Studies on Transport Policy, 3(2). DOI: https://doi.org/10.1016/j.cstp.2015.01.001
  29. McBrayer, G. A. (2018). Does persistence explain ESG disclosure decisions? Corporate Social Responsibility and Environmental Management, 25(6). https://doi.org/10.1002/csr.1521 DOI: https://doi.org/10.1002/csr.1521
  30. Wiersema, M. F., & Bantel, K. A. (1992). Top Management Team Demography and Corporate Strategic Change. Academy of Management Journal, 35(1). https://doi.org/10.5465/256474 DOI: https://doi.org/10.2307/256474
  31. Barker, V. L., & Mueller, G. C. (2002). CEO characteristics and firm R&D spending. Management Science, 48(6). https://doi.org/10.1287/mnsc.48.6.782.187 DOI: https://doi.org/10.1287/mnsc.48.6.782.187
  32. Dechow, P. M., & Sloan, R. G. (1991). Executive incentives and the horizon problem. An empirical investigation. Journal of Accounting and Economics, 14(1). https://doi.org/10.1016/0167-7187(91)90058-S DOI: https://doi.org/10.1016/0167-7187(91)90058-S
  33. Borghesi, R., Houston, J. F., & Naranjo, A. (2014). Corporate socially responsible investments: CEO altruism, reputation, and shareholder interests. Journal of Corporate Finance, 26. https://doi.org/10.1016/j.jcorpfin.2014.03.008 DOI: https://doi.org/10.1016/j.jcorpfin.2014.03.008
  34. Chaganti, R. S., Zimmerman, M. A., Kumaraswamy, A., Maggitti, P., & Arkles, J. B. (2016). TMT Characteristics , Time-to-IPO and Firm Performance. Journal of Management & Public Policy, 7(2).
  35. Gottesman, A. a, & Morey, M. R. (2010). CEO educational background and firm financial performance. Journal of Applied Finance, 2.
  36. Bertrand, M., & Schoar, A. (2003). Managing with style: The effect of managers on firm policies. Quarterly Journal of Economics, 118(4). https://doi.org/10.1162/003355303322552775 DOI: https://doi.org/10.1162/003355303322552775
  37. Mintzberg, H. (2005). Seven — Plus or Minus a Couple. Academy of Management Learning Education, 4(2). DOI: https://doi.org/10.5465/amle.2005.17268575
  38. Geletkanycz, M. A., & Black, S. S. (2001). Bound by the past? Experience-based effects on commitment to the strategic status quo. Journal of Management, 27(1). https://doi.org/10.1016/S0149-2063(00)00084-2 DOI: https://doi.org/10.1016/S0149-2063(00)00084-2
  39. Graham, J. R., & Harvey, C. R. (2001). The theory and practice of corporate finance: Evidence from the field. Journal of Financial Economics, 60(2–3). https://doi.org/10.1016/S0304-405X(01)00044-7 DOI: https://doi.org/10.1016/S0304-405X(01)00044-7
  40. Slater, D. J., & Dixon-Fowler, H. R. (2010). The future of the planet in the hands of MBAs: An examination of CEO MBA education and corporate environmental performance. Academy of Management Learning and Education, 9(3). https://doi.org/10.5465/AMLE.2010.53791825 DOI: https://doi.org/10.5465/amle.9.3.zqr429
  41. Arayssi, M., Jizi, M., & Tabaja, H. H. (2020). The impact of board composition on the level of ESG disclosures in GCC countries. Sustainability Accounting, Management and Policy Journal, 11(1). https://doi.org/10.1108/SAMPJ-05-2018-0136 DOI: https://doi.org/10.1108/SAMPJ-05-2018-0136
  42. Hansen, M. T., Ibarra, H., & Peyer, U. (2010). The best-performing CEOs in the world. Harvard Business Review, 88(1–2).
  43. Hansen, M., Ibarra, H., & Peyer, U. (2013). The Best-Performing CEOs in the World: (cover story). Harvard Business Review, 91(1), 81–95.
  44. Velte, P. (2017). Does ESG performance have an impact on financial performance? Evidence from Germany. Journal of Global Responsibility, 8(2). https://doi.org/10.1108/jgr-11-2016-0029 DOI: https://doi.org/10.1108/JGR-11-2016-0029
  45. Roberts, P. W., & Dowling, G. R. (2002). Corporate reputation and sustained superior financial performance. Strategic Management Journal, 23(12). https://doi.org/10.1002/smj.274 DOI: https://doi.org/10.1002/smj.274
  46. Hair J.F, Black W.C, Babin B.J, A. R. E. (2010). Multivariate data analysis. In Prentice-Hall, Upper Saddle River. (Vol. 23)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Farrakhova I., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».