Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки
ISSN (print): 2072-3024
Учредитель: ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет"
Главный редактор: Кондрашин Виктор Викторович, д-р ист. наук, профессор
Периодичность / доступ: 4 выпуска в год / открытый
Входит в: Перечень ВАК, РИНЦ
Регистрация: Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-26987 от 19.01.2007
В журнале публикуются оригинальные статьи, содержащие результаты фундаментальных и прикладных исследований в области истории, а также обзорные статьи ведущих специалистов по тематике журнала.
Научные направления (группы специальностей):
- 5.6.1. Отечественная история (исторические науки)
- 5.6.2. Всеобщая история (исторические науки)
- 5.6.5. Историография, источниковедение, методы исторического исследования (исторические науки)
Официальный сайт журнала: https://izvuz_gn.pnzgu.ru/
Текущий выпуск
№ 2 (2025)
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Стратегия Кабинета министров на юго-востоке Европейской России в 1737–1739 гг.: «время В. Н. Татищева»
Аннотация
Актуальность и цели. Актуальность исследования определяется тем, что изучение взаимоотношений между центральными и местными властями в период ру ководства Оренбургской экспедицией (комиссии) В. Н. Татищевым дает возможность проследить политику Кабинета министров на юго-востоке Европейской России во второй половине 1730-х гг. Цель работы заключается в изучении стратегии Каби нета в его взаимодействии с Сенатом на юго-востоке в 1737–1739 гг. Материалы и методы. Исследование построено на анализе документов, извлеченных из фондов Российского государственного архива древних актов, Объединенного государственного архива Оренбургской области, Научного архива Уфимского научного центра Российской академии наук, а также на основе изучения опубликованных законодательных и делопроизводственных материалов. Были использованы историко-гене тический и сравнительно-исторический методы. Результаты. Проанализирована ра бота системы высших государственных учреждений – Кабинета министров и Сената на юго-восточном направлении в 1737–1739 гг. Выявлено изменение политики Каби нета после башкирского восстания 1735–1736 гг. Выводы. Во второй половине 1730-х гг. учреждений «Кабинет – Сенат» окончательно сложился в пользу Кабинета как руко водящего звена в системе центральных властей. Политика Кабинета министров на юго-восточном направлении при Татищеве приобрела более осторожный характер.



К вопросу о служилых татарах-мишарях в Зауралье
Аннотация
Актуальность и цели. Актуальность исследования обусловлена тем, что во время переписи населения в Башкирии есть тенденция переписывать татарское население Северо-Западных регионов республики Башкортостан в башкир, апеллируя к документам XVIII–XIX вв., где население данных областей могло называться башкирами, но не в этническом, а в сословном значении. Исследование направлено на обобщение информации о деятельности татар-мишарей в Зауралье, об их роли в подавлении башкирских восстаний первой половины ХVIII в. и инкорпорации служилых мишарей в административные органы Оренбургской пограничной комиссии. Материалы и методы. Применялся проблемно-хронологический подход, который позволил проанализировать различные аспекты социальной политики Российской империи в динамике социально-политических изменений, произошедших в конце ХVII – первой половине XVIII в. в Волго-Уральском регионе, а также историко генетический метод, позволивший рассмотреть исторические факты и раскрыть при чины и факторы, влиявшие на социальное развитие татар-мишарей в Волго-Уральском регионе. Теоретико-методологической основой исследования стали концептуальные положения научных исследований в области изучения этно-конфессиональной поли тики Российского государства на национальных окраинах империи. Результаты. На основе изученных законодательных источников и литературы раскрыт процесс инкорпорации татар-мишарей в российскую государственную службу в качестве военно-служилого сословия, в частности в качестве казаков, ахунов в башкирские даруги, полковые муллы в башкиро-мещерякское войско, а также в администрацию Оренбургской пограничной комиссии в качестве переводчиков, толмачей, конфидентов. Выводы. Роль служилых татар из числа мишарей многофункциональна. С одной стороны, они выполняли военно-полицейскую функцию. С другой стороны, толмачи, переводчики, письмоводители из числа татар-мишарей сыграли огромную положи тельную роль в управлении и изучении Востока, способствуя тем самым безболезненной интеграции казахской степи в общероссийское пространство.



Задачи органов земского самоуправления (март – октябрь 1917 г.) и пути их решения
Аннотация
Актуальность и цели. В условиях необходимости вовлечения граждан в решение проблем местного самоуправления возникает необходимость изучения опыта разрешения задач земскими управами как органами местного самоуправления на этапе российской революции 1917 г. Дается оценка проявлений и послед ствий невиданной реорганизации земских управ в виде обострения межпартийных разногласий и невозможности реализации огромного количества задач, которые были возложены государством на органы земского самоуправления. Цель работы – изучение проявлений и результатов процесса реформирования земского само управления в революционной России. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования статей журнала «Земское дело», который выпускался под редакцией выдающихся теоретиков и практиков местного самоуправления дореволюционной России – Бориса Борисовича Веселов ского (1880–1954) и Дмитрия Дмитриевича Протопопова (1865–1934) в Санкт Петербурге (Петрограде) в 1909–1918 гг. Методологический потенциал включает сравнительно исторический метод, применение которого позволяет сопоставить способы разрешения земскими управами различных задач. Результаты. Дана оценка проявлений и последствий невиданной реорганизации земских управ в виде обострения межпартийных разногласий и невозможности реализации огромного количества задач, которые были возложены государством на органы земского самоуправления на одном из переломных этапов в истории российской государственности. Выводы. Изучение процесса реформирования земского самоуправления в революционной России позволяет уяснить факты невозможности превращения зем ских управ в полноценные органы государственной власти на местах, что изначально планировалось. Автор пришел к заключению о том, что проекты самого Временно го правительства по превращению земств в школы местного самоуправления в рос сийской провинции не нашли своей реализации как по причине слабого интереса к проблемам самоуправления в российском обществе, выраженного в нараставшей апатии, так и по причине острых социально-классовых разногласий, возникавших при обсуждении любых проблем местной жизни.



Влияние приграничного фактора на партизанское движение Восточного Забайкалья
Аннотация
Актуальность и цели. Рассматривается слабоизученный вопрос взаимо отношений партизан Восточного Забайкалья периода Гражданской войны с властями приграничных районов Китая и Монголии. В основу исследования легли не публиковавшиеся ранее документы уездных властей Забайкальской области и воспоминания бывших партизан, хранящиеся в Государственном архиве Забайкальского края. Материалы и методы. Исследование проведено на основе принципов объективности и историзма. При работе с источниковой базой применялись общенаучные методы познания – анализ, синтез, индукция и дедукция. Среди специальных методов можно выделить сравнительно-исторический, благодаря которому удалось провести верификацию мемуарных источников, снизив уровень их субъективности. Результаты. Изучены архивные документы, содержащие сведения об особенностях взаимоотношений забайкальских партизан с китайскими и монгольскими властями приграничных территорий. Выявлены причины лояльного отношения к партизанам китайских гражданских и военных властей, а также особенности их взаимоотношений с режи мом Г. М. Семенова. Выводы. Установлено, что приграничное положение региона сыграло существенную роль в развитии массового партизанского движения в юго восточных районах Забайкалья путем снабжения с приграничных территорий Китая. Выявлено, что хорошее отношение к партизанам со стороны китайских властей и гражданского населения было обусловлено высоким уровнем антияпонских настрое ний в китайском обществе, которое проецировалось и на режим Г. М. Семенова.



Особенности демографии сельских территорий Куйбышевской области в период хрущевской оттепели
Аннотация
Актуальность и цели. Анализируется социально-демографическое раз витие деревни Куйбышевской области (1953–1964 гг.); выявлены различные формы миграции в города, которые ускоряли процесс непрерывной убыли сельского населения. Данная проблема на современном этапе развития Российской Федерации приобретает особую актуальность в связи с ростом темпов сокращения сельского населения, что сдерживает экономическое развитие России. Цель работы – изучение особенностей социально-демографического развития сельской местности Куйбышевской области и факторов, оказавших влияние на показатели рождаемости, смертности, се мейно-брачных отношений крестьянского населения. В период 1953–1964 гг. происходило усиление негативных тенденций в демографическом положении села за счет увеличения смертности и сокращения рождаемости, переселения трудоспособного населения в города. Материалы и методы. Основой для анализа послужили матери алы архивных фондов Самарской области, Всероссийских переписей населения, демо графическая статистика. Методологическую основу составляют: проблемно-хроно логический, сравнительно-исторический, а также статистический методы исследования. Результаты. Выявлены последствия потерь куйбышевской деревни начиная с периода Великой Отечественной войны, а также послевоенного периода, связанно го с усиливающимся оттоком крестьян в города. Процессы, связанные с сокращением рождаемости и увеличением смертности на селе в рамках начавшегося «демографического перехода», в совокупности с низким уровнем обеспечения и слабыми пер спективами жизни в деревни обозначили устойчивую тенденцию к сокращению сель ского населения. Выводы. Негативные тенденции в социально-демографическом раз витии куйбышевской деревни неблагоприятно отражались на состоянии сельского хозяйства региона, уменьшали производственный потенциал села, создавая в буду щем серьезные проблемы для экономики страны.



ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Римские денарии triumviri monetales 82 г. до н.э.: к вопросу об использовании метода сравнения штемпелей в монетной эмиссии эпохи Античности и Средневековья
Аннотация
Актуальность и цели. В последние годы в исторических инумизматиче ских исследованиях все чаще начинает применяться метод поштемпельного анализа монет, позволяющий моделировать многие стороны экономического развития и с их помощью реконструировать различные процессы исторической действительности. Метод сравнения штемпелей дает возможность не только представить особенности технологии изготовления монет, но и на основе определения количества штемпелей, употребляемых для их чекана, и, соответственно, количества отчеканенной монеты установить многие параметры денежного обращения в тех или иных государствах на разных этапах их развития. Указанный метод получил развитие в первую очередь в рамках изучения античной нумизматики, главным образом римского республиканского монетного двора. В контексте рассмотрения проблемы особое значение имеет анализ чеканки денариев triumviri monetales 82 г. до н.э., в частности П. Крепузия и Л. Цензорина. Результаты исследований зарубежных ученых вполне могут лечь в ос нову реконструкции деятельности монетных дворов Золотой Орды. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе диалектического метода познания исторических процессов, включающего в себя принципы историзма, объективности и системности. При изучении темы необходимо использо вание междисциплинарного подхода и, в частности, данных различных вспомогательных исторических дисциплин, в частности нумизматики, палеографии, метрологии. Результаты. Проанализированы работы зарубежных и отечественных исследователей, связанные с использованием метода поштемпельного анализа в античной и золотоордынской нумизматике. Рассмотрены основные факторы применения по штемпельного анализа монет для моделирования различных сторон экономического развития и реконструкции различных процессов исторической действительности на примере деятельности монетного двора г. Мохши. Выводы. Применение метода сравнения штемпелей может помочь в атрибуции мохшинских дангов и пулов, уточнению их датировки, определению имени эмитента. Установление количества вы пускаемой монеты не только даст возможность сделать интересные выводы о развитии торговли и торговых связях, но и на основе денежного обращения Поволжского региона позволит выяснить влияние улусного центра на ближайшую округу, сделает возможным вплотную заняться определением численности населения, проживавшего в этой округе, и проблемой золотоордынской демографии в целом.



Попытки решения проблемы пауперизма местными властями в Англии кануна революции середины XVII в.
Аннотация
Актуальность и цели. В период генезиса капитализма в Англии образовалась социальная общность, именуемая пауперы (в основном из бывших крестьян). В отношении их еще со времен первых Тюдоров центральная власть (король и пар ламент) издавала законы, предусматривающие пресечение их бродяжничества по средством наказания и насильственного обустройства их в качестве наемных рабочих на мануфактурах. Эти задачи возлагались на местных властей. Каким образом и в ка кой мере им удавалось их решать, важно выяснить для определения социальной сущности политики английской монархии кануна революции середины XVII в. Материалы и методы. В основу исследования был положен принцип историзма, были применены сравнительно-исторический метод исследования, метод анализа и синтеза, с по мощью которых анализируются нарративные и юридические источники, позволяю щие проследить деятельность местных властей ряда графств и ее эффективность по решению проблемы пауперизма. Результаты. Анализ нарративных и юридических источников по ряду графств показывает, что местные власти в лице мировых судей, констеблей сотен, городских властей и смотрителей за пауперами сталкивались со множеством вопросов в отношении пауперов, решение которых во многом упиралось в финансы, т.е. способность и желание местных состоятельных жителей отчислять деньги в фонд помощи пауперам. Благотворительность отдельных лиц не играла существенной роли, поскольку имела ограниченный характер и не могла охватить всю их массу. Выводы. На местах проводилась определенная политика, объектом которой могли быть не только пауперы, но и представители других слоев населения, обед невших по разным причинам. Хотя физические наказания в отношении пауперов местные власти продолжали применять, но все чаще начинают организовывать со здание рабочих мест для трудоспособных пауперов. Это практиковалось и ранее, но теперь такой способ решения проблемы пауперизма становится все более определяющим. В целом попытки местных властей по объективным и субъективным при чинам оказались не достаточными, и проблема пауперизма будет сохраняться в Ан глии в последующие столетия.



СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ
Власть и общество Пензенской губернии в годы новой экономической политики
Аннотация
Актуальность и цели. Актуальное значение избранной темы определяется необходимостью всестороннего изучения различных вопросов и форм взаимоотношений власти и общества российской провинции в моменты коренных исторических изменений, одним из которых был период осуществления новой экономической поли тики, когда происходило изменение всех подсистем общества, трансформировались мировоззренческие установки населения. Аналогичные процессы происходили со всем недавно: смена представлений о месте и роли различных социальных групп в российском обществе как основание заново формирующихся настроений. Цель ис следования заключается в комплексном рассмотрении проблемы взаимоотношений власти и общества в годы новой экономической политики на материалах Пензенской губернии для поиска эффективного опыта устойчивого развития регионов. Отдельное внимание уделено вопросам взаимодействия власти и населения в решении проблемы беспризорности и безнадзорности, поскольку отношение к несовершеннолетним определяет будущее развитие любого общества. Материалы и методы. Использованы различные материалы: архивные, результаты исследований взаимоотношений власти и населения в отечественной историографии, правовые источники (законодательные и другие официальные акты). Методологические подходы, основанные на принципах научной системности, объективности и историзма, определили предмет исследования. Результаты. Всестороннее исследование явлений и фактов реальной действительности базировалось на объективном и беспристрастном истолковании и оценивании. Проанализирован характер взаимодействия власти и общества в исследуемый период. Рассмотрена проблема отношений с властью в Пензенской губернии в кризисных социально-экономических и политических условиях. Отражены особенности восприятия населением губернии проводимых властью мероприятий, выявлены противоречия во взаимоотношениях пензенской общественности с властью, а также отражены особенности существования общества в данных исторических условиях. Исследовано влияние государственной политики на отношения внутри общества и преодоление одной из важнейших проблем – беспризорности и безнадзорности де тей. Выводы. На всем протяжении новой экономической политики взаимоотношения общества и власти носили противоречивый характер. Проблемы в реализации новой экономической политики непосредственно отражались на отношениях местных партийно-государственных органов и пензенской общественности. Создание низо вых структур советской власти фактически было навязано крестьянству как враждебное общине образование. Волостные и сельские советы действовали в сфере административного управления, учета и контроля, другие вопросы были отнесены к полно мочиям схода, что укрепляло контркультурный по отношению к общине характер советской власти. Во второй половине 1920-х гг. новая власть поглотила общину, ре альной полнотой власти обладали местные структуры большевистской партии. На про тяжении всех 1920-х гг. фиксировался рост социальной напряженности. Остро стояла проблема беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. На начальном эта пе новой экономической политики слаженных институтов и действий, направленных на преодоление исследуемых социальных явлений, не было. Перед обществом и гос ударством стояли другие проблемы: все усилия в это время были направлены на вос становление экономики страны (ликвидировались последствия голода и недорода, шла борьба за жизнь детей). Только к середине 1920-х гг. были определены основы для будущей борьбы с беспризорностью: действовали все основные организации, ве дущие борьбу с беспризорностью, законодательно были закреплены меры, позволявшие решать данную проблему более эффективно и с меньшими затратами.



Демографическая ситуация в Пензенском крае в условиях реформ административно-территориального деления в 1920–1930-е гг.
Аннотация
Актуальность и цели. Явная неравномерность наполнения источниковой базы о движении населения в первой половине XX в. вынуждает исследователей разрабатывать статистические модели и использовать экстраполяцию или балансовый метод для получения необходимых данных. Но в свете существенных административно-территориальных изменений в демографическом поведении и составе населения общие модели не всегда применимы и могут давать противоречивые результаты. Формирование прозрачного систематизированного кластера данных о де мографической истории XX в. является одной и важнейших задач для историков демографов, так как этот вопрос исключительно политизирован и мифологизирован. Цель работы – проследить изменения в демографическом составе Пензенского региона в связи с изменением его границ в 1920–1930-х гг. Материалы и методы. Осу ществление задач исследования достигалось путем обработки и системного анализа материалов всеобщих переписей населения 1897, 1926 и 1939 гг., собрания узаконений и распоряжений РСФСР, сопоставления статистических данных и картографических источников. Результаты. Были систематизированы территориальные измене ния, охватившие Пензенский край в 1920–1930-х гг. Проведен анализ численности и состава населения бывшей Пензенской губернии и территорий соседних губерний, вошедших впоследствии в Пензенскую область. Выводы. Вследствие административно-территориальных реформ в 1920–1930-х гг. границы Пензенской губернии подверглись кардинальной перестройке, существенно изменился и состав населения. Методы интерполяции и статистического анализа демографического поведения населения, применяемые для описания движения населения между 1897 и 1928 гг., не подходят для понимания и описания демографической картины 1930-х гг.



Промышленность Пензенской области на начальном этапе Великой Отечественной войны в архивных документах и региональной историографии (на примере завода № 704 в с. Каменка)
Аннотация
Актуальность и цели. Несмотря на значительный массив публикаций о Пензенской области в годы Великой Отечественной войны, информация об отдельных промышленных предприятиях продолжает оставаться неполной и требует уточнения по ряду параметров. Исследование посвящено отдельным аспектам деятельности военного завода № 704 в Каменке. Материалы и методы. Работа написана преимущественно на основе слабо разработанных исследователями материалов Госу дарственного архива Пензенской области. В качестве методов были использованы диалектический, сравнительно-исторический и историко-критический. Результаты. Пересмотрены отдельные устаревшие сведения о заводе № 704. Выводы. Размещение эвакуированного оборудования под открытым небом было кратковременным, в октябре были достроены два основных производственных здания. Дату начала производства боеприпасов необходимо передвинуть на более ранний срок. В 1941 г. завод выпускал 57-миллиметровые снаряды, с января 1942 г. – 45-миллиметровые снаряды, про изводство на каменском заводе минометных мин началось весной 1942 г.



«Организовать обмолот по-большевистски!»: визит в Пензу заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР А. И. Микояна 24–25 ноября 1942 г.
Аннотация
Актуальность и цели. Актуальность избранной темы определяется необходимостью детального изучения проблемы реализации хлебозаготовительной политики Советского государства в начальный период военного времени (1941–1942 гг.) на локальном (региональном) уровне. Целью исследования выступает системный анализ деятельности органов государственной власти по преодолению кризисных явлений в сельском хозяйстве СССР и Пензенской области и реализации хлебозаготовительной политики. Видение кризиса хлебозаготовок в Пензенской области заме стителем председателя Совета народных комиссаров СССР А. И. Микояном отражает новизну работы. Материалы и методы. Излагается описание региональной историографии изучения исторического опыта мобилизационной модели экономики через призму осуществления комплекса мер по достижению интенсификации хлебозаготовок в СССР на примере Пензенской области – тыловой территории периода Великой Отечественной войны. Источниковая база сформирована на основе делопроизводственной документации органов государственной власти и партийного управления, материалов личного происхождения и периодической печати. В основе работы – ана лиз содержания архивных сведений секретариата заместителя председателя Совета народных комиссаров / Совета министров СССР А. И. Микояна, хранящихся в Гос ударственном архиве Российской Федерации, которые позволяют провести анализ визита А. И. Микояна в Пензу с 24 по 25 ноября 1942 г. Данные сведения дополнены документами Российского государственного архива социально-политической исто рии и Государственного архива Пензенской области. Теоретические принципы ис следования к рассмотрению вопросов истории развития советского общества построены на основе использования системного подхода и междисциплинарного синтеза. Результаты. Содержательная сторона исследования включает в себя выявление при чинно-следственных связей неудачного хода хлебозаготовок в Пензенской области, анализ сложившегося положения, а также описание принятых органами власти мер, направленных на исправление ситуации и их исполнение. На примере Пензенской области прослежена взаимосвязь между неудовлетворительными показателями в хлебозаготовках и организационно-кадровыми решениями в отношении первых лиц об ласти, принятыми на уровне ЦК ВКП(б) в 1942 г. Выводы. Пензенская область, наряду с регионами Приволжья, Урала и Сибири, стала приоритетной территорией в деле вынужденной и срочной интенсификации хлебозаготовок. Это прежде всего связывалось с потерей хлебородных областей СССР ввиду их оккупации немецко-фашистскими захватчиками. Искажение статистической отчетности о хлебозаготовках, мифологи зированные тезисы о припрятывании зерна в колхозах и совхозах, а также рост недо стоверных сведений и провальные цифры по сбору зерновых в Пензенской области стали объектом пристального внимания ЦК ВКП(б). Административно-репрессивные мероприятия, смена руководства области и назначение в Пензенский регион лиц с опытом работы в ЦК ВКП(б) не стали ключевым решением преодоления кризисной ситуации в сфере хлебозаготовок. Реальное изменение положения в аграрном секторе произошло за счет адаптации тружеников села и всего аграрного сектора СССР к имеющимся ресурсам, а также на фоне гражданского патриотического подъема, вы званного успешным противостоянием противнику и активному переходу в контрнаступление.



Реформа народного образования 1984 г. в СССР: региональный аспект (на материалах Пензенской области)
Аннотация
Актуальность и цели. В современной отечественной историографии кризис и распад государственности на рубеже 1980–1990-х гг. рассматриваются как катастрофические результаты социокультурной трансформации СССР. В этом кон тексте актуальность работы обусловлена необходимостью научного анализа реформ в сфере образования как одного из важнейших ресурсов адаптации советского обще ства к вызовам времени, отражавшего при этом специфику социокультурного пере хода. Обращение к региональным аспектам определяется низкой степенью изученности образовательной реформы 1984 г. на материалах Пензенской области. Целью данной работы является анализ реформы системы образования 1984 г. в Пензенской области. Материалы и методы. Исследование выполнено на основе исторических источников, выявленных в фондах Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Пензенской области, а также идеологических материалов и нормативно-правовых актов. При решении исследовательских задач применялись методы системного анализа исторических процессов, а также компаративного изу чения исторических источников различной видовой принадлежности. Результаты. В ходе исследования были рассмотрены общие принципы, цели и задачи реформы 1984 г., результаты реализации этой реформы по различным направлениям в Пензен ской области в период с 1984 по 1987 г. Выявлены основные достижения и проблемы при реализации мероприятий на уровне городов, районов и всей области. Рассмотрена динамика деятельности местных органов власти по различным направлениям ре формирования системы народного образования. Выводы. Необходимость реформирования системы образования в СССР была обусловлена замедлением социально экономического развития страны, падением качества знаний и профессиональных навыков у выпускников системы народного образования. В качестве приоритетных задач реализации реформ были выделены: совершенствование структуры и содержа ния школьного образования, развитие трудового обучения и воспитания, повышение статуса и роли педагога в обществе. При определенных успехах в реализации реформы стоит признать, что ни одна из поставленных задач не была решена окончательно. А начавшиеся в СССР процессы демократизации вызвали к жизни радикальную перестройку структуры и содержания образования, образовательной политики в целом.



РЕЦЕНЗИИ
Национальные окраины позднеимперской России: адаптация к правовым изменениям во второй половине XIX – начале ХХ в.
Аннотация
Кирмзе Штефан Б. Империя законности: юридические перемены и культурное разнообразие в позднеимперской России : монография / пер. с англ. А. Ланге. М. : Новое литературное обозрение, 2023. 430 с.


