Том 10, № 2 (2017)

Статьи

Мы не прощаемся. Памяти Б.Г. Юдина

Петров В.И.

Аннотация

6 августа 2017 года от нас ушел Борис Григорьевич Юдин. И как бы мы не пытались выразить словами свое горе, слов этих все равно не хватит. Мы потеряли слишком много. Мы потеряли Основоположника отечественной биоэтики. Все прекрасно знают, что биоэтика в России стала активно развиваться именно благодаря Борису Григорьевичу, который и выдвигал эвристичные идеи, и вдохновлял на их разработку, и объединял вокруг себя самых разных людей, увлеченных биоэтикой.
Биоэтика. 2017;10(2):5-5
pages 5-5 views

Есть пророки в нашем Отечестве!

Кубарь О.И.

Аннотация

Долгая работа в престижных международных организациях позволила увидеть, сколько энергии, ума, инициативы вкладывал Борис Григорьевич Юдин в то, чтобы российская биоэтика была достойно представлена в мире, чтобы в России был открыт доступ к новейшим достижениям биоэтики в других странах.
Биоэтика. 2017;10(2):5-6
pages 5-6 views

Борис Григорьевич Юдин - ученый и учитель

Белялетдинов Р.Р.

Аннотация

Личные воспоминания о докторе философских наука, член-корреспонденте РАН, профессоре Борисе Григорьевиче Юдине - видном российском ученом и философе, на протяжении десятилетий развивавшим биоэтику и этику науки в России. Рассматривается научный вклад Бориса Григорьевича Юдина в развитие отечественной биоэтики и этики науки.
Биоэтика. 2017;10(2):6-6
pages 6-6 views

Думая о будущем. Памяти Бориса Григорьевича Юдина

Седова Н.Н., Басов А.А., Костенко О.В., Рухтин А.А., Чеботарева О.А.

Аннотация

Авторов этих строк объединяет одно - все они пришли в биоэтику под влиянием работ и личных встреч с Борисом Григорьевичем Юдиным. Отличительной чертой его жизни была забота о молодых ученых. Он был настолько умен, эрудирован и доброжелателен, что после встречи с ним желание заниматься проблемами биоэтики возникало у каждого. Наша цель теперь - сохранить все бесценное наследие Бориса Григорьевича и продолжить его дело. Авторы вспоминают, как пришли в биоэтику и размышляют о том, в каком направлении будут работать, опираясь на идеи Бориса Григорьевича Юдина.
Биоэтика. 2017;10(2):7-8
pages 7-8 views

Философия и биоэтика в творчестве Бориса Григорьевича Юдина

Тищенко П.Д.

Аннотация

Борис Григорьевич Юдин - основоположник биоэтики в России. Ее дальнейшее развитие связано с исследованием его творчества. Сам Борис Григорьевич не причислял себя к какому-то определенному философскому направлению. Основной идеей его творчества было разрешение противоречия между человеком, как природным существом, и существом, технизирующем свою природу. Отсюда необходимость морального осмысления соединения природного и технологического в человеке. Только мораль может помочь сохранить необходимый баланс такого соединения. Автор статьи считает, что назначение биоэтики Б.Г. Юдин видел в сохранении идентичности человека как биотехнологического артефакта.
Биоэтика. 2017;10(2):9-11
pages 9-11 views

Концепция пограничных зон человеческого существования Б.Г. Юдина и проблемы улучшения человека

Гребенщикова Е.Г., Белялетдинов Р.Р., Кожевникова М., Шевченко С.Ю.

Аннотация

Статья посвящена памяти лидера биоэтического движения в России доктора философских наук, члена-корреспондента РАН, профессора Б.Г. Юдина. В статье раскрывается эвристический потенциал концепции пограничных зон человеческого существования для разработки проблематики улучшения человека, которой Борис Григорьевич уделял много внимания последние годы. Авторы обращаются как к тем проблемам, которые активно обсуждались в совместных дискуссиях, так и к новым идеям, в дальнейшем развитии которых творческое наследие Б.Г. Юдина будет без сомнения востребовано.
Биоэтика. 2017;10(2):12-16
pages 12-16 views

Конструирование «человека-как испытуемого»

Попова О.В.

Аннотация

В статье рассматриваются этические и антропологические проблемы конструирования человека. На основании идей Б.Г. Юдина рассмотрены типы конструирования, выявлены онтологические предпосылки и представлен лингвистический модус конструирования человека. На примере биоэтического казуса «бревен» рассмотрен процесс превращения человека в человека-как-испытуемого (понятие Б.Г. Юдина) и показано, что биомедицинское исследование с участием людей-испытуемых выглядит как процесс постепенного абстрагирования от человеческого в человеке, в результате которого исследователь приближает испытуемого, как носителя определенного имени, личностных характеристик, физических качеств и т.д. к состоянию объекта, с которым ему проще иметь дело как ученому.
Биоэтика. 2017;10(2):17-21
pages 17-21 views

Субкультуры как форма социальной адаптации к возможностям «улучшения» человека в условиях информационного общества

Лапшин В.А.

Аннотация

В статье в социально-философском ключе исследуется взаимосвязь техногенных и культурных изменений ведущих к процессам улучшения человеческого тела и способность общества адаптироваться к этим процессам. Молодежь в статье рассматривается как один из источников социокультурных изменений, а также как часть общества, обладающая наиболее адаптационными свойствами. Делается вывод о том, что в условиях строящегося информационного общества, молодежь, через построение социальных практик и субкультур способна выстроить эффективные адаптационные модели. Рассматриваются адаптационные и социокультурные функции молодежных субкультур.
Биоэтика. 2017;10(2):22-25
pages 22-25 views

Биоэтический принцип справедливости и межгосударственные отношения

Табатадзе Г.С., Бычкова О.И., Голицына О.Ю.

Аннотация

В данной статье принцип справедливости рассматривается как один из главных биоэтических принципов, который в разных областях жизни общества имеет разное значение. Авторы обращаются к важнейшей сфере общественных отношений - межгосударственным отношениям. Биоэтика позволяет по новому взглянуть на проблему справедливости в межгосударственных отношениях, акцентирует внимание на реальных основах существования человека и человечества, на проблемах выживания и улучшения его качества жизни, в условиях современных негативных мировых процессов - войны, насилие, терроризм, политическое и экономическое противостояние государств и т.п. Высшая ценность биоэтики, это жизнь, а применительно к нашему исследованию, жизнь человека, безопасность мирового сообщества. Современный кризис межгосударственных отношений позволяет авторам сделать однозначный вывод, что он связан с моральным и «физическим» устареванием ориентиров, ценностей, интересов, принципов, форм и механизмов осуществления межгосударственных отношении. Очевидно, что назрела необходимость их переоценки, которая связана с переходом от эгоистических интересов государств к идеалам справедливости и интересам гуманитарной безопасности. Ни политика, ни экономика, а только биоэтика дает четкие мировоззренческие и ценностные ориентиры восприятия этнокультурного многообразия мира, как сути и единственной формы существования человечества. Авторы выявляют возможности реализации принципа справедливости, в современных межгосударственных отношениях.
Биоэтика. 2017;10(2):26-30
pages 26-30 views

Механизмы и гарантии соответствия этической экспертизы РФ международным стандартам

Кубарь О.И.

Аннотация

В настоящей работе проанализированы механизмы комплайнса, обеспечивающие соответствие этического стандарта проведения клинических исследований в РФ, международным канонам. Показано, что гарантии соответствия достигаются путем развития целого комплекса законодательных, административных, образовательных, социальных и культуральных этических механизмов и также базируются на деятельности независимой контрольноразрешительной, экспертной и инспекционной систем. Описание аспектов этико-нормативной структуры РФ, их оперативная доступность и гармонизация с международными требованиями, детально продемонстрированы в статье.
Биоэтика. 2017;10(2):31-33
pages 31-33 views

О плюралистическом пространстве биоэтического знания

Силуянова И.В.

Аннотация

В статье констатируется, что современное биоэтическое знание представляет собой плюралистическое образование. Разные этико-аксиологические позиции условно обозначены автором как «консервативная» и «либеральная» формы биоэтики. Утверждение консервативной формы биоэтики в России проходило в условиях противостояния различным формам либерального сознания. В статье дана характеристика консервативного подхода к решению биоэтических проблем на примере теоретической и практической работы Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской патриархии РПЦ. В статье показана роль Б.Г. Юдина в становлении и популяризации позиций консервативной биоэтики.
Биоэтика. 2017;10(2):34-36
pages 34-36 views

Этика цифровой биологии: ренессанс натуралистики

Тирас Х.П., Лесовиченко А.М., Кожевникова М.

Аннотация

Работа посвящена революционным изменениям в этике биологического и биомедицинского исследования, последующих вслед за появлением цифровых методов, обеспечивших возможность прижизненного (неинвазивного) контроля биологических процессов. Это привело к формированию нового технологического уклада в биологии и медицине. Одновременно, радикально изменяется роль человека-экспериментатора, который должен обеспечить максимально адекватные условия проведения экспериментов с живыми объектами. Он должен обладать научной интуицией, для чего ему необходимо развить свои психо-физиологические способности. Для решения этой задачи предлагается развивать гуманитарные образовательные технологии в процессе естественно-научного (биологического) образования.
Биоэтика. 2017;10(2):37-42
pages 37-42 views

Этические принципы В.Ф. Войно-Ясенецкого аспекте философии личностного образования

Дитковская И.Э.

Аннотация

Деятельность Б.Г. Юдина в области исследования проблем биоэтики стимулирует дискуссии среди представителей многих наук, врачей, юристов, политиков, священнослужителей. Его научные идеи о принципах, правилах, проблемах биоэтики исторически органично связаны с воззрениями выдающихся представителей отечественной медицины, а также являются основанием для изучения творческого наследия этих врачевателей. В данной статье рассматриваются этические принципы В.Ф. Войно-Ясенецкого - выдающегося отечественного гуманиста, ученого, хирурга, архиепископа, в творчестве которого сконцентрировались многие проблемы, интересующие сегодня биоэтику в сфере трансплантологии, онкологии, хирургии, гинекологии, офтальмологии, взаимоотношения между врачом и пациентом, между врачами и средним и младшим медицинским персоналом, освещается влияние его религиозных взглядов на проблемы биоэтики. Этические принципы В.Ф. Войно-Ясенецкого формировались в сложных условиях трагических политических событий, репрессий, во время Великой отечественной войны. В этот период В.Ф. Войно-Ясенецкий активно вел практическую врачебную и научную работу, совмещая ее с деятельностью священнослужителя. Одна из проблем современной отечественной медицины заключается в формировании ее как многоотраслевой системы, нацеленной, казалось бы, на изучение человека, но в прогрессирующем схематизме обретающей тенденции игнорирования личности пациента, обладающей индивидуальной самобытностью. Это представляется симптомом снижения ценности врачевания как искусства. Решение проблемы требует философского осмысления в ценностно-целевых, процессуальных, результативных аспектах. Убедительным примером такого решения является деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого, этические принципы которого, основанные на философии личностного образования, определили многогранность и эффективность его деятельности: врачебной, научной, педагогической, административно-организационной.
Биоэтика. 2017;10(2):43-45
pages 43-45 views

Профессионально значимые установки в коммуникации врач-пациент

Черемушникова И.К., Петров А.В., Чернышева И.В.

Аннотация

Ключевыми задачами биоэтики является не только решение проблем, связанных с развитием биомедицинских технологий и изучением практических аспектов общения врача и пациента, но и поиск теоретических этико-культурных оснований этих отношений. Эти поиски в значительной мере актуализированы современной ситуацией в медицине и здравоохранении, которое находится в состоянии поиска эффективных, социально справедливых и этически оправданных моделей взаимодействия врача и пациента. Авторы исходят из методологического принципа, согласно которому медицина - это неотъемлемая часть культуры, включающая в себя не только содержание медицинских знаний, приёмы врачевания, но также мировоззренческие модели, «картины мира», которые определяют взаимоотношения врача и пациента. Действиями врачей, даже если они этого не осознают, управляют «культурные коды», которые, в свою очередь, формируют профессионально важные установки. Очевидно, что вечные вопросы медицины о том, что лежит в основе врачевания - наука или искусство; что должно быть в фокусе процесса лечения - болезнь или пациент; является ли безусловным благом развитие технологий; могут ли быть союзниками клинический опыт и доказательная медицина; нужны ли современному врачу такие «устаревшие» клинические навыки, как умение общаться с пациентом и др., не могут быть решены вне историкокультурного контекста.
Биоэтика. 2017;10(2):46-49
pages 46-49 views

Медикализация как фактор риска институционализации паллиативной помощи в России

Кром И.Л., Еругина М.В., Андриянова Е.А., Шмеркевич А.Б.

Аннотация

В системе российского института здравоохранения, являющегося одним из базовых социальных институтов, авторы выделяют четыре субинститута, согласно выполняемым ими функциям. Роль паллиативной помощи в институте здравоохранения позволяет определить ее статус как субинституциональный. Субинститут подчиняется общей цели института и обеспечивает осуществление одной из функций.
Биоэтика. 2017;10(2):50-52
pages 50-52 views

Некоторые этико-правовые коллизии деятельности психологической службы в вузе

Деларю В.В., Кондратьев Г.В., Навроцкая Ю.С.

Аннотация

В настоящее время реальностью в большинстве вузов стала психологическая служба, которая ориентирована на решение двух основных задач - преподавание психологии студентам и оказание психологической помощи студентам и преподавателям. Востребованность студентов и преподавателей в психологической помощи не вызывает сомнений, но её оказывают, как правило, психологи -преподаватели данного вуза. Это обуславливает ряд этикоправовых коллизий (связанных, в первую очередь, с коррупционными рисками и несоблюдением принципа конфиденциальности). Сделан вывод о целесообразности оказания психологической помощи психологами, не осуществляющими педагогическую деятельность в данном вузе.
Биоэтика. 2017;10(2):53-54
pages 53-54 views

Антропология кесаревых сечений

Жаркин Н.А., Семихова Т.Г.

Аннотация

В статье поднимается проблема высокой частоты кесаревых сечений и ее влияния на эволюцию человека. Рассматриваются как медицинские, так и духовнонравственные причины этого глобального явления. Обозначены ближайшие и отдаленные негативные последствия, с которыми могут столкнуться люди, появившиеся на свет путем кесарева сечения. Делается заключение о том, что в связи с непомерным ростом уровня оперативных родов, перинатальная психотравма, являющаяся закономерным следствием кесарева сечения, представляет собой антропологический признак будущего поколения. Для исправления создавшегося опасного положения необходимо вернуть сознание людей в христианское русло и в первую очередь сохранить и укрепить семейные ценности как основу воспроизводства нации.
Биоэтика. 2017;10(2):55-59
pages 55-59 views

Современные тренды исследований в проблемном поле биоэтики

Доника А.Д., Щекин Г.Ю., Шестакова И.В.

Аннотация

В статье представлены результаты анализа современных исследований в проблемном поле биоэтики. Объектом анализа явились материалы международных конференций и конгрессов по тематике биоэтики, медицинской этики и медицинского права. Ключевое значение для определения трендов биоэтических исследований имеет 12-я Международная конференция по Биоэтике, медицинской этике и медицинскому праву (Лимассол, 21-23 марта 2017). Основными направлениями конференции были: образование в области биоэтики, этические комитеты, биомедицинские исследования и эксперименты, судебная медицина, право и этика. Особый интерес на конференции вызвали этические проблемы медицинского туризма, которые также обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современный туризм в лечебной и здравоохранительной деятельности» (Пятигорск, 26-27 мая 2017г). Другим знаковым событием для развития биоэтических исследований стал 23-й Международный конгресс по Медицинскому праву, организованный Всемирной ассоциацией медицинского права (Баку, Азербайджан, июль 2017). Конгресс прошел под названием «Медицинское право, биоэтика и мультикультурализм», а также большое значение было уделено 3 направлениям: Биоэтика и медицинское правовое образование, Биоэтика и религия, Мультикультурализм - вызовы медицинского права и правовой медицины в XXI веке. Важное значение для интеграции базовых ценностей биоэтики является включение в научные исследования в ее проблемном поле будущего медицинской науки и практики - студенческого сообщества. В этой связи большое значение имеют организованные с 2016 г. Международной сетью кафедр биоэтики ЮНЕСКО Международные дни биоэтики.
Биоэтика. 2017;10(2):60-62
pages 60-62 views

РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА

- -.
Биоэтика. 2017;10(2):63-63
pages 63-63 views
pages 63-64 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».