Aligning corporate strategies with the sustainable development goals

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Толық мәтін

В течение трех предшествующих десятилетий в мире произошли масштабные социальные, технологические и экологические перемены, изменившие среду деятельности корпораций. Возникла концепция экологической устойчивости (green sustainability), интегрирующая создание потребительской стоимости с достижением необходимых экологических, социальных и финансовых показателей (Gray, 1994; Abbas, 2019). Поиск решений столь значимых проблем становится все более актуальным, что побуждает компании разрабатывать новые бизнес-модели, соответствующие данной парадигме, и информировать об этом внешние заинтересованные стороны, включая общественность. Такой подход поможет выработать целостное, комплексное представление о внедрении практики устойчивого развития (УР) и будет способствовать формированию новой культуры, соответствующей масштабному переходу к «зеленому» будущему.

Цифровая эпоха, устранившая географические границы как для бизнеса, так и для клиентов, обусловила массовую глобализацию. У потребителей появилась возможность легко контактировать с поставщиками по всему миру, находить и приобретать необходимые товары и услуги на максимально выгодных условиях (Singh, 2020; Mather, 2020). В подобном контексте задача получения и сохранения конкурентного преимущества для предприятий существенно осложнилась. Важным фактором ее выполнения становится учет Целей устойчивого развития ООН (ЦУР) при разработке и реализации бизнес-стратегий. Для удовлетворения потребностей клиентов и достижения ЦУР динамично развивающиеся организации используют различные подходы к повышению производительности, включая переориентацию бизнес-планов и наращивание ресурсного потенциала.

В 2015 г. все государства – члены ООН ратифицировали и утвердили Повестку устойчивого развития на период до 2030 г. в качестве плана действий по искоренению бедности, защите планеты и обеспечению процветания людей во всем мире (UN, 2015). В ее основе лежат 17 комплексных ЦУР и 169 соответствующих целевых показателей. Повестка акцентируется на роли частного сектора в продвижении зеленых инициатив совместно с государством, гражданским обществом и другими заинтересованными сторонами. Соответственно, в разработку ЦУР наряду с политическими лидерами и гражданским обществом активно вовлекается реальный сектор (UN, 2015).

Ожидается, что инновационные модели менеджмента будут способствовать распространению и интеграции принципов УР в практику бизнеса и тем самым — реализации целей ООН (Mangena, 2012; Pirzada, 2017). Представляет интерес оценка вклада этого процесса в достижение ЦУР по экологическим, социальным и управленческим аспектам.

Обзор статей специального выпуска

В статьях настоящего специального выпуска рассматриваются корпоративные механизмы разработки зеленых стратегий и создания знаний для реализации ЦУР в контексте стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы.

Номер открывает статья малайзийских ученых Вонга Вай Хуэна, Тэ Бун Хенга и Тана Сиоу-Хоя, в которой анализируется влияние внешних заинтересованных сторон на практику экологического, социального и корпоративного управления в частном секторе (environmental – social – governance, ESG). Поскольку качество отчетности по ESG неуклонно снижается, все чаще звучат призывы к усилению давления внешних заинтересованных сторон на предпринимателей, чтобы мотивировать их уделять ESG больше внимания. Однако связь между позициями стейкхолдеров и практикой ESG пока изучена недостаточно, как в концептуальном, так и в эмпирическом плане. Синтез теорий заинтересованных сторон, легитимности и достаточности ресурсов позволил авторам переосмыслить модель социальной деятельности корпораций. На этой основе предложена новаторская аналитическая структура, характеризующая воздействие опосредующего эффекта стратегической позиции компаний и сдерживающего фактора их финансовых показателей на активность в осуществлении практик ESG. Ее применение поможет идентифицировать внешних стейкхолдеров, способных стимулировать приверженность бизнеса зеленой повестке. Для тестирования и валидации рассматриваемой модели в дальнейшем целесообразно выполнить лонгитюдное исследование с использованием регрессионных методов.

В публикации исследователей из Вьетнама (Киет Хонг Во Туан Труонг, Ван Фам Хьюн и Хай Данг Нгуен) рассматривается критическая роль университетов в подготовке предпринимателей с холистическим пониманием зеленого развития, обладающих соответствующими компетенциями и чувством ответственности для разработки инновационных стратегий. Выяснялись мнения студентов-экономистов о предполагаемом содержании подобных инициатив, которые затем сравнивались со взглядами вьетнамских и иностранных ученых, а также практикующих специалистов в сфере транспорта и логистики. В целом студенты хорошо осведомлены о принципах УР и готовы реализовывать их на практике в ходе планирования бизнеса. С помощью матриц факторного анализа разработаны четыре альтернативные реалистичные модели зеленых стратегий и рекомендации по их реализации, которые могут учитываться действующими и будущими предпринимателями при разработке бизнес-планов.

В работе Росли Уйоба, Ку Майсураха Ку Бахадора и Рама Аль Джаффри Саада на примере данных по Малайзии оценивается влияние стимулов к использованию расширяемого языка бизнес-отчетности (XBRL) на усиление связи между намерением использовать данный формат и фактическим поведением пользователей. Опрос сотрудников компаний, ответственных за подготовку отчетов, показал: влияние стимулирующих мер повышает вероятность того, что намерение использовать XBRL при подготовке отчетности реализуется на практике. Однако ключевую роль, определяющую готовность к такому переходу, играет субъективная оценка простоты использования формата XBRL, от которой зависит восприятие его полезности. По итогам исследования подготовлены рекомендации органам государственной власти в отношении стратегий стимулирования бизнеса к добровольному представлению отчетности через платформу XBRL.

Томас Тернер и Константин Багратиони исследуют сопротивление менеджеров среднего звена инновационным инициативам в области цифровизации. Предложены подходы к преодолению таких оппортунистических настроений на примере крупной российской транспортной компании. Изучались ценностные установки и позиции менеджеров среднего звена, выявлены формы их неприятия цифровой трансформации. Обнаружена значимая связь между отношением персонала к повседневной рутине и его неготовностью к цифровым преобразованиям. Наиболее активно противостоят переменам менеджеры, высоко ценящие традиции, конформизм, безопасность и обладание властными полномочиями. Напротив, сотрудники, ориентированные на универсализм, саморегуляцию и мотивацию, более открыты переменам. Учет ценностей и опасений, определяющих позиции менеджеров среднего звена, поможет преодолеть негативное отношение к цифровой трансформации.

В публикации Фары Адилах Фирдаус Мохд Ром и Осаму Соды (Япония) рассматривается концепция «надлежащего управления» (good governance) и ее актуальность в отношении подготовки и успешной реализации проектов. На примере региональных инициатив по строительству доступного жилья в Малайзии проанализирована связь между пониманием данной концепции и практиками ее применения. Согласно опросу, большинство менеджеров хорошо осведомлены о принципах, лежащих в основе рассматриваемой модели, и осознают их важность для реализации государственных проектов. Авторы заключают, что инновационные подходы к информированию бизнеса и общественности о положительных эффектах качественного управления помогут сделать его движущей силой экономического развития страны.

Софи Динеш и Суддхачит Митра (Индия) поднимают тему поведенческой экономики, оценивая влияние эмоционального интеллекта (открытость переменам, ответственность, добросовестность, эмоциональная устойчивость) на принятие индийскими потребителями решения о переходе на электромобили. Сравнивались мнения пользователей такого транспорта и лиц, у которых он отсутствует. Основным фактором, определяющим готовность потребителей к переходу на электромобили, признана высокая развитость всех составляющих эмоционального интеллекта, тогда как гендерные различия не играют в этом процессе значимой роли. Полученные результаты рассматривались сквозь призму теории распространения инноваций. Подтвердилось предположение о том, что люди с низким уровнем эмоционального интеллекта негативно относятся к возможностям приобретения инновационных продуктов. Статья позволяет глубже понять связь между личностными характеристиками и поведением потребителей, работа с которыми внесет вклад в зеленое развитие.

Фахри Фуад Муршудли (Азербайджан) проанализировал роль зеленой финансовой политики в решении наиболее актуальных глобальных экологических проблем с акцентом на роли международных банков. Выделяемое ими финансирование на реализацию соответствующих проектов играет ключевую роль для развивающихся стран в переходе на модель УР. Информационной основой исследования служили панельные данные ОЭСР и Всемирного банка за 2010–2020 гг. Выявленные эффекты помогут государственным ведомствам глубже понять, как зеленая практика международных банков способствует повышению экологической устойчивости.

В заключительной статье выпуска Шади Шайеган, Ардешир Базркар и Реза Ядегари (Иран) оценивают успехи иранского автопрома в достижении устойчивых производственных показателей путем внедрения новых технологий и зеленых методов кадрового менеджмента. Проводился опрос руководителей высшего и среднего звена действующих иранских автомобильных компаний. Авторы констатируют, что освоение новых технологий существенно расширяет возможности для предприятий в производстве экологичной продукции, которые усиливаются УР-ориентированными практиками кадрового менеджмента, извлекающего собственные преимущества из этого процесса.

Выводы

Долгосрочная стратегия ООН, на целенная на повышение качества жизни в глобальном масштабе при сбалансированном потреблении ресурсов, отводит ключевую роль частному сектору в реализации соответствующих целей за счет их интеграции в собственные планы развития (UN, 2015; Tsalis, 2020). Необходимым условием работы такого механизма видится целостное понимание принципов УР компаниями, их отражение в корпоративных ценностях и закрепление соответствующих практик в повседневной деятельности.

Указанной проблеме посвящены материалы специального выпуска, анализирующие подходы к ее решению в ряде стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, включая Японию, Малайзию, Россию, Вьетнам, Индию, Иран и Азербайджан. Поскольку данные представлены лишь по семи странам, целесообразно развивать исследования роли корпоративных стратегий в достижении ЦУР в контексте более широкой группы государств. Было бы полезно провести межстрановое сопоставление для выявления институциональных различий и влияния специфики конкретной страны на принятие и реализацию ЦУР. Остается актуальным изучение других аспектов бизнес-стратегий, способствующих продвижению к этим целям, включая составление интегрированной отчетности и создание долгосрочной потребительской стоимости.

×

Авторлар туралы

Kashan Pirzada

Birmingham City University

Email: Kashan.Pirzada@bcu.ac.uk

Birmingham City Business School

Ұлыбритания, Birmingham

Kamran Ahmed

La Trobe University

Email: K.Ahmed@latrobe.edu.au

La Trobe Business School

Австралия, Bundoora

Gabriel Moens

The University of Queensland

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: g.moens@uq.edu.au

TC Beirne School of Law

Австралия, Forgan Smith Building, West Wing, University Dr, St Lucia QLD 4072

Әдебиет тізімі

  1. Abbas J., Sağsan M. (2019) Impact of Knowledge Management Practices on Green Innovation and Corporate Sustainable Development: A Structural Analysis. Journal of Cleaner Production, 229, 611–620. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.05.024
  2. Gray R.H. (1994) Corporate Reporting for Sustainable Development: Accounting for Sustainability in 2000AD. Environmental Values, 3(1), 17–45. https://www.jstor.org/stable/30301373
  3. Mather P. (2020) Leadership and Governance in a Crisis: Some Reflections on COVID-19. Journal of Accounting & Organizational Change, 16(4), 579–585. https://doi.org/10.1108/JAOC-08-2020-0123
  4. Mangena M., Tauringana V., Chamisa E. (2012) Corporate Boards, Ownership Structure and Firm Performance in an Environment of Severe Political and Economic Crisis. British Journal of Management, 23, 23–41. https://doi.org/10.1111/j.1467-8551.2011.00804.x
  5. Pirzada K., Mustapha M.Z., Alfan E.B. (2017) Antecedents of Ethnic Diversity: The Role of Nomination Committees. International Journal of Economics and Management, 11(S1), 103–119.
  6. Singh S.K., Gaur S.S. (2020) Corporate Growth, Sustainability, and Business Ethics in the Twenty-first Century. Journal of Management and Governance, 24(2), 303–305. https://doi.org/10.1007/s10997-020-09512-2
  7. Tsalis T.A., Malamateniou K.E., Koulouriotis D., Nikolaou I.E. (2020) New Challenges for Corporate Sustainability Reporting: United Nations’ 2030 Agenda for Sustainable Development and the Sustainable Development Goals. Corporate Social Responsibility and Environmental Management, 27(4), 1617–1629. https://doi.org/10.1002/csr.1910
  8. UN (2015) Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development, New York: United Nations.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».