Aligning corporate strategies with the sustainable development goals
- Авторлар: Pirzada K.1, Ahmed K.2, Moens G.3
-
Мекемелер:
- Birmingham City University
- La Trobe University
- The University of Queensland
- Шығарылым: Том 17, № 2 (2023): Special Issue. Corporate Strategies for Sustainable Development and the Mastery of New Technologies
- Беттер: 5-7
- Бөлім: EDITORIAL
- URL: https://ogarev-online.ru/1995-459X/article/view/282941
- DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2023.2.5.7
- ID: 282941
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Толық мәтін
В течение трех предшествующих десятилетий в мире произошли масштабные социальные, технологические и экологические перемены, изменившие среду деятельности корпораций. Возникла концепция экологической устойчивости (green sustainability), интегрирующая создание потребительской стоимости с достижением необходимых экологических, социальных и финансовых показателей (Gray, 1994; Abbas, 2019). Поиск решений столь значимых проблем становится все более актуальным, что побуждает компании разрабатывать новые бизнес-модели, соответствующие данной парадигме, и информировать об этом внешние заинтересованные стороны, включая общественность. Такой подход поможет выработать целостное, комплексное представление о внедрении практики устойчивого развития (УР) и будет способствовать формированию новой культуры, соответствующей масштабному переходу к «зеленому» будущему.
Цифровая эпоха, устранившая географические границы как для бизнеса, так и для клиентов, обусловила массовую глобализацию. У потребителей появилась возможность легко контактировать с поставщиками по всему миру, находить и приобретать необходимые товары и услуги на максимально выгодных условиях (Singh, 2020; Mather, 2020). В подобном контексте задача получения и сохранения конкурентного преимущества для предприятий существенно осложнилась. Важным фактором ее выполнения становится учет Целей устойчивого развития ООН (ЦУР) при разработке и реализации бизнес-стратегий. Для удовлетворения потребностей клиентов и достижения ЦУР динамично развивающиеся организации используют различные подходы к повышению производительности, включая переориентацию бизнес-планов и наращивание ресурсного потенциала.
В 2015 г. все государства – члены ООН ратифицировали и утвердили Повестку устойчивого развития на период до 2030 г. в качестве плана действий по искоренению бедности, защите планеты и обеспечению процветания людей во всем мире (UN, 2015). В ее основе лежат 17 комплексных ЦУР и 169 соответствующих целевых показателей. Повестка акцентируется на роли частного сектора в продвижении зеленых инициатив совместно с государством, гражданским обществом и другими заинтересованными сторонами. Соответственно, в разработку ЦУР наряду с политическими лидерами и гражданским обществом активно вовлекается реальный сектор (UN, 2015).
Ожидается, что инновационные модели менеджмента будут способствовать распространению и интеграции принципов УР в практику бизнеса и тем самым — реализации целей ООН (Mangena, 2012; Pirzada, 2017). Представляет интерес оценка вклада этого процесса в достижение ЦУР по экологическим, социальным и управленческим аспектам.
Обзор статей специального выпуска
В статьях настоящего специального выпуска рассматриваются корпоративные механизмы разработки зеленых стратегий и создания знаний для реализации ЦУР в контексте стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы.
Номер открывает статья малайзийских ученых Вонга Вай Хуэна, Тэ Бун Хенга и Тана Сиоу-Хоя, в которой анализируется влияние внешних заинтересованных сторон на практику экологического, социального и корпоративного управления в частном секторе (environmental – social – governance, ESG). Поскольку качество отчетности по ESG неуклонно снижается, все чаще звучат призывы к усилению давления внешних заинтересованных сторон на предпринимателей, чтобы мотивировать их уделять ESG больше внимания. Однако связь между позициями стейкхолдеров и практикой ESG пока изучена недостаточно, как в концептуальном, так и в эмпирическом плане. Синтез теорий заинтересованных сторон, легитимности и достаточности ресурсов позволил авторам переосмыслить модель социальной деятельности корпораций. На этой основе предложена новаторская аналитическая структура, характеризующая воздействие опосредующего эффекта стратегической позиции компаний и сдерживающего фактора их финансовых показателей на активность в осуществлении практик ESG. Ее применение поможет идентифицировать внешних стейкхолдеров, способных стимулировать приверженность бизнеса зеленой повестке. Для тестирования и валидации рассматриваемой модели в дальнейшем целесообразно выполнить лонгитюдное исследование с использованием регрессионных методов.
В публикации исследователей из Вьетнама (Киет Хонг Во Туан Труонг, Ван Фам Хьюн и Хай Данг Нгуен) рассматривается критическая роль университетов в подготовке предпринимателей с холистическим пониманием зеленого развития, обладающих соответствующими компетенциями и чувством ответственности для разработки инновационных стратегий. Выяснялись мнения студентов-экономистов о предполагаемом содержании подобных инициатив, которые затем сравнивались со взглядами вьетнамских и иностранных ученых, а также практикующих специалистов в сфере транспорта и логистики. В целом студенты хорошо осведомлены о принципах УР и готовы реализовывать их на практике в ходе планирования бизнеса. С помощью матриц факторного анализа разработаны четыре альтернативные реалистичные модели зеленых стратегий и рекомендации по их реализации, которые могут учитываться действующими и будущими предпринимателями при разработке бизнес-планов.
В работе Росли Уйоба, Ку Майсураха Ку Бахадора и Рама Аль Джаффри Саада на примере данных по Малайзии оценивается влияние стимулов к использованию расширяемого языка бизнес-отчетности (XBRL) на усиление связи между намерением использовать данный формат и фактическим поведением пользователей. Опрос сотрудников компаний, ответственных за подготовку отчетов, показал: влияние стимулирующих мер повышает вероятность того, что намерение использовать XBRL при подготовке отчетности реализуется на практике. Однако ключевую роль, определяющую готовность к такому переходу, играет субъективная оценка простоты использования формата XBRL, от которой зависит восприятие его полезности. По итогам исследования подготовлены рекомендации органам государственной власти в отношении стратегий стимулирования бизнеса к добровольному представлению отчетности через платформу XBRL.
Томас Тернер и Константин Багратиони исследуют сопротивление менеджеров среднего звена инновационным инициативам в области цифровизации. Предложены подходы к преодолению таких оппортунистических настроений на примере крупной российской транспортной компании. Изучались ценностные установки и позиции менеджеров среднего звена, выявлены формы их неприятия цифровой трансформации. Обнаружена значимая связь между отношением персонала к повседневной рутине и его неготовностью к цифровым преобразованиям. Наиболее активно противостоят переменам менеджеры, высоко ценящие традиции, конформизм, безопасность и обладание властными полномочиями. Напротив, сотрудники, ориентированные на универсализм, саморегуляцию и мотивацию, более открыты переменам. Учет ценностей и опасений, определяющих позиции менеджеров среднего звена, поможет преодолеть негативное отношение к цифровой трансформации.
В публикации Фары Адилах Фирдаус Мохд Ром и Осаму Соды (Япония) рассматривается концепция «надлежащего управления» (good governance) и ее актуальность в отношении подготовки и успешной реализации проектов. На примере региональных инициатив по строительству доступного жилья в Малайзии проанализирована связь между пониманием данной концепции и практиками ее применения. Согласно опросу, большинство менеджеров хорошо осведомлены о принципах, лежащих в основе рассматриваемой модели, и осознают их важность для реализации государственных проектов. Авторы заключают, что инновационные подходы к информированию бизнеса и общественности о положительных эффектах качественного управления помогут сделать его движущей силой экономического развития страны.
Софи Динеш и Суддхачит Митра (Индия) поднимают тему поведенческой экономики, оценивая влияние эмоционального интеллекта (открытость переменам, ответственность, добросовестность, эмоциональная устойчивость) на принятие индийскими потребителями решения о переходе на электромобили. Сравнивались мнения пользователей такого транспорта и лиц, у которых он отсутствует. Основным фактором, определяющим готовность потребителей к переходу на электромобили, признана высокая развитость всех составляющих эмоционального интеллекта, тогда как гендерные различия не играют в этом процессе значимой роли. Полученные результаты рассматривались сквозь призму теории распространения инноваций. Подтвердилось предположение о том, что люди с низким уровнем эмоционального интеллекта негативно относятся к возможностям приобретения инновационных продуктов. Статья позволяет глубже понять связь между личностными характеристиками и поведением потребителей, работа с которыми внесет вклад в зеленое развитие.
Фахри Фуад Муршудли (Азербайджан) проанализировал роль зеленой финансовой политики в решении наиболее актуальных глобальных экологических проблем с акцентом на роли международных банков. Выделяемое ими финансирование на реализацию соответствующих проектов играет ключевую роль для развивающихся стран в переходе на модель УР. Информационной основой исследования служили панельные данные ОЭСР и Всемирного банка за 2010–2020 гг. Выявленные эффекты помогут государственным ведомствам глубже понять, как зеленая практика международных банков способствует повышению экологической устойчивости.
В заключительной статье выпуска Шади Шайеган, Ардешир Базркар и Реза Ядегари (Иран) оценивают успехи иранского автопрома в достижении устойчивых производственных показателей путем внедрения новых технологий и зеленых методов кадрового менеджмента. Проводился опрос руководителей высшего и среднего звена действующих иранских автомобильных компаний. Авторы констатируют, что освоение новых технологий существенно расширяет возможности для предприятий в производстве экологичной продукции, которые усиливаются УР-ориентированными практиками кадрового менеджмента, извлекающего собственные преимущества из этого процесса.
Выводы
Долгосрочная стратегия ООН, на целенная на повышение качества жизни в глобальном масштабе при сбалансированном потреблении ресурсов, отводит ключевую роль частному сектору в реализации соответствующих целей за счет их интеграции в собственные планы развития (UN, 2015; Tsalis, 2020). Необходимым условием работы такого механизма видится целостное понимание принципов УР компаниями, их отражение в корпоративных ценностях и закрепление соответствующих практик в повседневной деятельности.
Указанной проблеме посвящены материалы специального выпуска, анализирующие подходы к ее решению в ряде стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, включая Японию, Малайзию, Россию, Вьетнам, Индию, Иран и Азербайджан. Поскольку данные представлены лишь по семи странам, целесообразно развивать исследования роли корпоративных стратегий в достижении ЦУР в контексте более широкой группы государств. Было бы полезно провести межстрановое сопоставление для выявления институциональных различий и влияния специфики конкретной страны на принятие и реализацию ЦУР. Остается актуальным изучение других аспектов бизнес-стратегий, способствующих продвижению к этим целям, включая составление интегрированной отчетности и создание долгосрочной потребительской стоимости.
Авторлар туралы
Kashan Pirzada
Birmingham City University
Email: Kashan.Pirzada@bcu.ac.uk
Birmingham City Business School
Ұлыбритания, BirminghamKamran Ahmed
La Trobe University
Email: K.Ahmed@latrobe.edu.au
La Trobe Business School
Австралия, BundooraGabriel Moens
The University of Queensland
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: g.moens@uq.edu.au
TC Beirne School of Law
Австралия, Forgan Smith Building, West Wing, University Dr, St Lucia QLD 4072Әдебиет тізімі
- Abbas J., Sağsan M. (2019) Impact of Knowledge Management Practices on Green Innovation and Corporate Sustainable Development: A Structural Analysis. Journal of Cleaner Production, 229, 611–620. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.05.024
- Gray R.H. (1994) Corporate Reporting for Sustainable Development: Accounting for Sustainability in 2000AD. Environmental Values, 3(1), 17–45. https://www.jstor.org/stable/30301373
- Mather P. (2020) Leadership and Governance in a Crisis: Some Reflections on COVID-19. Journal of Accounting & Organizational Change, 16(4), 579–585. https://doi.org/10.1108/JAOC-08-2020-0123
- Mangena M., Tauringana V., Chamisa E. (2012) Corporate Boards, Ownership Structure and Firm Performance in an Environment of Severe Political and Economic Crisis. British Journal of Management, 23, 23–41. https://doi.org/10.1111/j.1467-8551.2011.00804.x
- Pirzada K., Mustapha M.Z., Alfan E.B. (2017) Antecedents of Ethnic Diversity: The Role of Nomination Committees. International Journal of Economics and Management, 11(S1), 103–119.
- Singh S.K., Gaur S.S. (2020) Corporate Growth, Sustainability, and Business Ethics in the Twenty-first Century. Journal of Management and Governance, 24(2), 303–305. https://doi.org/10.1007/s10997-020-09512-2
- Tsalis T.A., Malamateniou K.E., Koulouriotis D., Nikolaou I.E. (2020) New Challenges for Corporate Sustainability Reporting: United Nations’ 2030 Agenda for Sustainable Development and the Sustainable Development Goals. Corporate Social Responsibility and Environmental Management, 27(4), 1617–1629. https://doi.org/10.1002/csr.1910
- UN (2015) Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development, New York: United Nations.
Қосымша файлдар
