Организация оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях социального характера разноведомственными медицинскими силами

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Меняющийся характер современных войн предъявляет новые требования к системе медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) социального характера и формированиям гражданской обороны. Опыт ликвидации медико-санитарных последствий ЧС подсказывает новые направления развития и совершенствования форм и методов организации оказания медицинской помощи на всех этапах медицинской эвакуации пострадавшему населению, личному составу аварийно- спасательных формирований различной ведомственной принадлежности, в том числе, и военнослужащим спасательных воинских формирований.

Цель – представить опыт применения медицинских сил разных ведомств при оказании медицинской помощи пострадавшим в условиях нарушения функционирования системы здравоохранения на региональном уровне в зоне ЧС социального характера.

Результаты и их анализ. Обобщен опыт медицинского обеспечения в новых регионах России и представлена схема организации оказания медицинской помощи населению и личному составу спасательных воинских формирований медицинскими силами и средствами разных ведомств в условиях ЧС социального происхождения.

Заключение. Использование сводных медицинских отрядов для усиления базовых медицинских организаций в районах ЧС, современных технологий диагностики, лечения, медицинской эвакуации позволяет стабилизировать состояние раненых и проводить их «эвакуацию по предназначению» в оптимальные сроки.

Полный текст

Введение

Современная система медицинского обеспечения пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) различного характера формируется в зависимости от политических, социально-экономических и пр., в том числе, межгосударственных отношений и условий деятельности органов управления здравоохранением на федеральном и региональном уровнях.

В настоящее время противодействие ведется во всех сферах безопасности государства, что отражается в классификации современных войн (рис. 1).

 

Рис. 1. Современные типы войн и вооруженных конфликтов (адаптировано по [6]).

 

Межгосударственное  противодействие в виде «гибридных войн» может происходить в следующих формах [5, 8]:

  • информационных операций, проводимых для воздействия на органы государственного и военного управления противника для введения его в заблуждение, нарушения обмена данными и провоцирования на принятие выгодных для себя решений;
  • кибернетических атак на государственную и коммерческую инфраструктуры с целью выведения работы критически важных объектов противника, а также получения несанкционированного доступа к «чувствительной» информации»;
  • протестных акций оппозиционных движений, деструктивных действий «агентов влияния», введенных в структуры местной власти и поддерживающих курс на самоопределение территории;
  • психологических операций, направленных на подавление морально-психологического состояния населения и боевого духа личного состава военнослужащих, создание в обществе атмосферы недоверия и формирование мотивации к деструктивным действиям;
  • экономического эмбарго, прекращение инвестиций, поставок энергоносителей, блокирование энергооборота в отношении государств, создающих препятствия для достижения целей «гибридных войн»;
  • военных конфликтов и диверсионных действий, осуществляемых сепаратистскими силами и террористическими структурами, а также специальными воинскими формированиями без опознавательных знаков их государственной принадлежности;
  • ведения скрытой биологической войны с применением возбудителей-химер, иных биологических агентов, модифицирующих ДНК человека. Результатами указанного воздействия на недружественное государство могут стать «спонтанная» эпидемическая вспышка «новой» инфекции, «идиопатический» рост онкологической заболеваемости, снижение рождаемости.

Задача противоборствующих государств состоит в ослаблении противника не только в военной области, но и во всех сферах жизнедеятельности, в том числе, в снижении качества и доступности медицинской помощи [9], осложнении санитарно-эпидемиологической обстановки [7]. Желаемым эффектом является провоцирование недовольства вследствие снижения жизненного уровня, создание в стране политической и экономической нестабильности, что может вызвать смену режима и приход к власти коллаборационистов.

Кроме того, в условиях ведения гибридных войн мероприятия по защите населения и гражданской обороны (ГО) носят ситуативный характер в соответствии со складывающейся обстановкой. Для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от или вследствие военных действий, применяются медицинские силы как государственного здравоохранения, так и ведомственные медицинские силы, сводимые в «группировки сил» на наиболее значимые маршруты медицинской эвакуации и направления потоков раненых и пораженных. Решение на создание группировки медицинских сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО на территории региона определяется руководителем субъекта России в тесном взаимодействии с органами военного командования. До начала известных событий мероприятия по защите населения в условиях военного времени трактовались Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ (ред. от 29.05.2023 г.) «О военном положении», который определял мероприятия ГО и порядок привлечения граждан к ликвидации последствий применения оружия, восстановления поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями в составе специальных формирований.

Ввиду проведения специальной военной операции, необходимо установить правовой режим на территориях Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР), в Запорожской и Херсонской областях, а также в смежных районах.

В соответствии с Указом Президента России от 19.10.2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756»:

  1. на вновь присоединенных территориях (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) вводится максимальный уровень реагирования, в рамках которого должностные лица осуществляют мероприятия в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»;
  2. в смежных регионах (Республика Крым, Краснодарский край, Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Ростовская области и г. Севастополь) вводится средний уровень реагирования и проводятся мобилизационные мероприятия в сфере экономики, по территориальной обороне, ГО, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных сил России, других войск и воинских формирований и нужд населения. Осуществляются временное отселение жителей в безопасные районы, введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи и др.;
  3. в остальных субъектах России, входящих в Центральный федеральный округ (ЦФО) и Южный федеральный округ (ЮФО), вводится режим повышенной готовности. Органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию решений о проведении отдельных мероприятий по территориальной обороне, ГО, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
  4. на других территориях субъектов России вводится уровень базовой готовности по проведению необходимых мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Цель – представить опыт применения разноведомственных медицинских сил и средств в ходе оказания медицинской помощи пострадавшим в условиях нарушения функционирования системы здравоохранения территориального уровня в зоне ЧС социального характера.

Материал и методы

В очаге ЧС и зоне проведения специальной военной операции, а также в смежных регионах образуются потоки раненых, больных и пораженных военнослужащих и гражданского населения на фоне разрушения инфраструктуры территориальной системы здравоохранения.

Данное обстоятельство приводит к необходимости оказания медицинской помощи раненым, больным и пораженным, в том числе, в различных зданиях и сооружениях (приспособленных помещениях).

Возможным решением восстановления потенциала лечебно-эвакуационного обеспечения в зонах ведения специальных боевых действий является применение подвижных медицинских формирований сводных медицинских отрядов (СМО), например, из федеральных округов России: Приволжского (ПФО), Сибирского (СибФО), Северо-Кавказского (СКФО), Уральского (УрФО), ЦФО и ЮФО (рис. 2).

 

Рис. 2. Схема размещения СМО разных ведомств на путях медицинской эвакуации.

 

Приданные к функционирующим медицинским стационарам гражданского здравоохранения подвижные медицинские формирования, интегрируясь, используются как приемно- сортировочные и эвакуационные отделения. Наиболее эффективным решением, позволяющим объединить разноведомственные силы здравоохранения в условиях возникновения массовых санитарных потерь на линии соприкосновения и в очагах поражения в населенных пунктах, является объединение медицинских учреждений и формирований в единый лечебно-диагностический комплекс на наиболее сложных лечебно-эвакуационных направлениях.

Данное организационное построение позволяет приблизить оказание специализированной, в том числе, медицинской высокотехнологичной помощи 2-го уровня. Смысл восстановления потенциала территориального здравоохранения – лечение гражданского населения на месте – снижение нагрузки на госпитали (окружные, центральные) по военнослужащим.

Основной упор при медицинской эвакуации раненых, больных и пораженных из зоны специальной военной операции и вновь присоединенных областей был сделан на автомобильный транспорт в связи с возможностью поражения авиационной техники зенитно- ракетными комплексами ближнего и среднего радиуса действия.

Таким образом, ситуационно формируется трехэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения населения и личного состава спасательных воинских формирований (рис. 3).

 

Рис. 3. Схема формирования лечебно-эвакуационного направления при возникновении очага санитарных потерь. УБ – участковая больница; ЦРБ – центральная районная больница; РБ – республиканская больница; ЦВГ – центральный военный госпиталь; ГВКГ – главный военный клинический госпиталь; ОблКБ – областная клиническая больница; РесКБ – республиканская клиническая больница.

 

Объединение медицинских сил Минздрава ДНР, Минобороны России и Минздрава России позволило эффективно оказывать медицинскую помощь как военнослужащим, так и гражданскому населению. В настоящее время система лечебно-эвакуационного обеспечения в зоне специальной военной операции выглядит следующим образом: выделяется базовое медицинское учреждение, которое обеспечивается медицинским персоналом и оборудованием Минздрава России. За указанным медицинским учреждением закрепляются полоса «боевого соприкосновения» и лечебно-эвакуационного направления для военнослужащих, а также жилые районы, где возможны очаги поражения вследствие ракетно-артиллерийских ударов. При этом формируются два условных входящих потока из пострадавших – мирного населения и военнослужащих.

Больница усиливается персоналом медицинского отряда специального назначения (МОСН) медицинской службы Вооруженных сил России для военнослужащих, участвующих в специальной военной операции, и СМО, формируемым медицинским персоналом медицинских учреждений Минздрава России для мирного населения.

Маршрутизация потоков обеспечивается ведомственными силами по назначению. От места поражения эвакуация осуществляется санитарными автомобилями и попутным транспортом, затем на безопасном удалении реанимобилями организаций Минздрава России до учреждений 2-го уровня.

Результаты и их анализ

Мобильные реанимационные бригады Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), службы медицины катастроф усиливают возможности станций скорой медицинской помощи при осуществлении медицинской эвакуации на длинном плече эвакуации для тяжелых больных и пораженных.

С точки зрения технологии оказания медицинской помощи, в полной мере зарекомендовала себя позволившая снизить летальность методика «контроля повреждений», которая сводится к следующему.

1-й этап – проводится в базовой медицинской организации, усиленной медицинскими формированиями различной ведомственной принадлежности:

  • гемостаз всех обнаруженных кровотечений посредством перевязки сосудов, их клипирования, тампонады гемостатиками, установки временных протезов;
  • удаление нежизнеспособных или критически поврежденных органов (почка, селезенка, участки кишечника);
  • стоматизация, выведение на переднюю брюшную стенку участков кишечника, общего желчного протока, мочеточника с целью недопущения развития перитонита;
  • трепанация черепа с целью недопущения вклинения ствола головного мозга;
  • дренирование плевральной полости;
  • фиксация костных отломков при огнестрельных переломах с помощью полевого набора остеосинтеза.

2-й этап – осуществляется в реанимационном отделении:

  • восполнение объема циркулирующей крови;
  • нормализация кислотно-основного состояния организма;
  • нормализация реологических свойств крови, борьба с коагулопатией.

При стабилизации состояния – медицинская эвакуация с помощью реанимобилей, модулей медицинских самолетных (вертолетных) в специализированный стационар для оказания специализированной, в том числе, высокотехнологичной помощи.

3-й этап – проводится в специализированном стационаре:

  • реконструктивная, безопасная окончательная операция с возможной пересадкой внутренних органов;
  • специализированное лечение до окончательных исходов.

4-й этап – реабилитация для максимального восстановления функций раненых и больных.

В связи с формированием спасательных центров на вновь присоединенных территориях для выполнения задач по предназначению в рамках мероприятий РСЧС и ГО в очагах поражения и в связи с неудовлетворительной транспортной доступностью пунктов сбора пострадавших, развертываемых в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, нами предлагается создать при штате медицинской службы спасательного центра «Группу медицинского усиления» с введением должностей военнослужащих:

  • начальник группы медицинского усиления, врач-хирург;
  • врач-хирург (+ специализация по травматологии);
  • врач-анестезиолог-реаниматолог;
  • врач-терапевт-токсиколог (+ специализация по инфекционным болезням);
  • фельдшер;
  • 2 операционные сестры;
  • медицинская сестра-анестезистка;
  • 4 медицинские сестры.

Внести в штат центра, согласно табелю оснащения, автоперевязочную на базе автомобиля КАМАЗ, комплекты укладок медицинского оборудования, оснащения, инструментов и лекарственных средств.

Установить мобилизационные задания для подвижных медицинских госпиталей (ПМГ), аэромобильных госпиталей, выездных госпиталей ФМБА, ПМГ Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им А.М. Никифорова МЧС России, так как при объявлении мобилизации этот персонал убывает в войска и теряется работоспособность формирований.

Заключение

Использование сводных медицинских отрядов для усиления базовых медицинских организаций в районах ЧС, современных технологий диагностики, лечения, медицинской эвакуации позволяет стабилизировать состояние раненых и проводить их «эвакуацию по предназначению» в оптимальные сроки.

Для этого предлагаем внести необходимые изменения в нормативные документы по планированию мероприятий гражданской обороны.

×

Об авторах

Павел Викторович Авитисов

Академия гражданской защиты им Д.И. Михайлика МЧС России

Автор, ответственный за переписку.
Email: avitisov@mail.ru

д-р мед. наук проф., зав. каф. мед.-биол. и экол. защиты

Россия, Московская обл., г. Химки, мкрн. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1а

Андрей Владимирович Золотухин

Академия гражданской защиты им Д.И. Михайлика МЧС России

Email: a.zolotukhin@amchs.ru

канд. мед. наук доц., каф. мед.-биол. и экол. защиты

Россия, Московская обл., г. Химки, мкрн. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1а

Алик Хазбиевич Дзуцев

Академия гражданской защиты им Д.И. Михайлика МЧС России

Email: a.dzucev@amchs.ru

ст. препод. каф. мед.-биол. и экол. защиты

Россия, Московская обл., г. Химки, мкрн. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1а

Список литературы

  1. Авитисов П.В., Гасанов Ш.М. Анализ возможностей территориального здравоохранения в оказании медицинской помощи пораженным в условиях вооруженного конфликта // Науч. и образоват. пробл. гражд. защиты. 2019. № 3 (42). С. 38–50.
  2. Авитисов П.В., Лобанов А.И., Гайфуллина О.В. К созданию системы медицинского обеспечения населения в угрожаемый период // Воен.-мед. журн. 2004. № 3. С. 55–59.
  3. Берелавичус В.Ю., Чепляев А.А. Экстренная перепрофилизация отделений полевого многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита» в случае массового одномоментного поступления раненых с огнестрельными и минно-взрывными травмами в городе Грозном (март 2000 г.) // Медицина катастроф. 2000. № 4. С. 39–41.
  4. Бережнов Е.С., Головчиц В.Н. Принципы авиационного обеспечения спасательно-эвакуационных работ при ликвидации последствий катастроф // Воен.-мед. журн. 1993. № 1. С. 10–13.
  5. Волошин В.Г., Даниленко А.И. Гибридные войны. История и современность // Специальная техника и технологии транспорта. 2019. № 1 (39). С. 158–162.
  6. Гончаров С.Ф., Бобий Б.В. Медицинское обеспечение населения при вооружённых конфликтах: учеб. пособие для врачей. М.: ВЦМК «Защита», 2017. 123 с.
  7. Конышев И.С. Гибридные войны: медико-гигиенические и эпидемиологические аспекты, роль и место информационных технологий // Военная мысль. 2016. № 11. С. 29–36.
  8. Копичев О.А., Николаев А.Е. Современные войны: анализ тенденций развития межгосударственного противоборства, классификация форм и способов борьбы, формирование признаков и критериев военного конфликта // Системы управления, связи и безопасности. 2021. № 1. С. 1–32. DOI: 10. 24411/2410-9916-2021-10101.
  9. Кульнев С.В., Крайнюков П.Е., Толстошеев В.Н., Лемешкин Р.Н., Шамрей В.К. Организация охраны здоровья военнослужащих при отражении современных угроз безопасности Российской Федерации // Медицинский вестник МВД. 2023. Т. 122, № 1 (122). С. 58–66. doi: 10.52341/20738080_2023_122_1_58.
  10. Лобанов А.И. Организация медицинского обеспечения гуманитарной операции в Южной Осетии // Науч. и образоват. пробл. гражд. защиты. 2010. № 2. С. 46–49.
  11. Эртуханов М.С. Организация неотложной хирургической помощи мирному населению в городской больнице в зоне вооруженного конфликта: автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2005. 29 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Современные типы войн и вооруженных конфликтов (адаптировано по [6]).

Скачать (492KB)
3. Рис. 2. Схема размещения СМО разных ведомств на путях медицинской эвакуации.

4. Рис. 3. Схема формирования лечебно-эвакуационного направления при возникновении очага санитарных потерь. УБ – участковая больница; ЦРБ – центральная районная больница; РБ – республиканская больница; ЦВГ – центральный военный госпиталь; ГВКГ – главный военный клинический госпиталь; ОблКБ – областная клиническая больница; РесКБ – республиканская клиническая больница.

Скачать (495KB)

Согласие на обработку персональных данных

 

Используя сайт https://journals.rcsi.science, я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных») даю согласие на обработку персональных данных на этом сайте (текст Согласия) и на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика» (текст Согласия).