Организация оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях социального характера разноведомственными медицинскими силами

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Меняющийся характер современных войн предъявляет новые требования к системе медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) социального характера и формированиям гражданской обороны. Опыт ликвидации медико-санитарных последствий ЧС подсказывает новые направления развития и совершенствования форм и методов организации оказания медицинской помощи на всех этапах медицинской эвакуации пострадавшему населению, личному составу аварийно- спасательных формирований различной ведомственной принадлежности, в том числе, и военнослужащим спасательных воинских формирований.

Цель – представить опыт применения медицинских сил разных ведомств при оказании медицинской помощи пострадавшим в условиях нарушения функционирования системы здравоохранения на региональном уровне в зоне ЧС социального характера.

Результаты и их анализ. Обобщен опыт медицинского обеспечения в новых регионах России и представлена схема организации оказания медицинской помощи населению и личному составу спасательных воинских формирований медицинскими силами и средствами разных ведомств в условиях ЧС социального происхождения.

Заключение. Использование сводных медицинских отрядов для усиления базовых медицинских организаций в районах ЧС, современных технологий диагностики, лечения, медицинской эвакуации позволяет стабилизировать состояние раненых и проводить их «эвакуацию по предназначению» в оптимальные сроки.

Полный текст

Введение

Современная система медицинского обеспечения пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) различного характера формируется в зависимости от политических, социально-экономических и пр., в том числе, межгосударственных отношений и условий деятельности органов управления здравоохранением на федеральном и региональном уровнях.

В настоящее время противодействие ведется во всех сферах безопасности государства, что отражается в классификации современных войн (рис. 1).

 

Рис. 1. Современные типы войн и вооруженных конфликтов (адаптировано по [6]).

 

Межгосударственное  противодействие в виде «гибридных войн» может происходить в следующих формах [5, 8]:

  • информационных операций, проводимых для воздействия на органы государственного и военного управления противника для введения его в заблуждение, нарушения обмена данными и провоцирования на принятие выгодных для себя решений;
  • кибернетических атак на государственную и коммерческую инфраструктуры с целью выведения работы критически важных объектов противника, а также получения несанкционированного доступа к «чувствительной» информации»;
  • протестных акций оппозиционных движений, деструктивных действий «агентов влияния», введенных в структуры местной власти и поддерживающих курс на самоопределение территории;
  • психологических операций, направленных на подавление морально-психологического состояния населения и боевого духа личного состава военнослужащих, создание в обществе атмосферы недоверия и формирование мотивации к деструктивным действиям;
  • экономического эмбарго, прекращение инвестиций, поставок энергоносителей, блокирование энергооборота в отношении государств, создающих препятствия для достижения целей «гибридных войн»;
  • военных конфликтов и диверсионных действий, осуществляемых сепаратистскими силами и террористическими структурами, а также специальными воинскими формированиями без опознавательных знаков их государственной принадлежности;
  • ведения скрытой биологической войны с применением возбудителей-химер, иных биологических агентов, модифицирующих ДНК человека. Результатами указанного воздействия на недружественное государство могут стать «спонтанная» эпидемическая вспышка «новой» инфекции, «идиопатический» рост онкологической заболеваемости, снижение рождаемости.

Задача противоборствующих государств состоит в ослаблении противника не только в военной области, но и во всех сферах жизнедеятельности, в том числе, в снижении качества и доступности медицинской помощи [9], осложнении санитарно-эпидемиологической обстановки [7]. Желаемым эффектом является провоцирование недовольства вследствие снижения жизненного уровня, создание в стране политической и экономической нестабильности, что может вызвать смену режима и приход к власти коллаборационистов.

Кроме того, в условиях ведения гибридных войн мероприятия по защите населения и гражданской обороны (ГО) носят ситуативный характер в соответствии со складывающейся обстановкой. Для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от или вследствие военных действий, применяются медицинские силы как государственного здравоохранения, так и ведомственные медицинские силы, сводимые в «группировки сил» на наиболее значимые маршруты медицинской эвакуации и направления потоков раненых и пораженных. Решение на создание группировки медицинских сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО на территории региона определяется руководителем субъекта России в тесном взаимодействии с органами военного командования. До начала известных событий мероприятия по защите населения в условиях военного времени трактовались Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ (ред. от 29.05.2023 г.) «О военном положении», который определял мероприятия ГО и порядок привлечения граждан к ликвидации последствий применения оружия, восстановления поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями в составе специальных формирований.

Ввиду проведения специальной военной операции, необходимо установить правовой режим на территориях Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР), в Запорожской и Херсонской областях, а также в смежных районах.

В соответствии с Указом Президента России от 19.10.2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756»:

  1. на вновь присоединенных территориях (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) вводится максимальный уровень реагирования, в рамках которого должностные лица осуществляют мероприятия в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»;
  2. в смежных регионах (Республика Крым, Краснодарский край, Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Ростовская области и г. Севастополь) вводится средний уровень реагирования и проводятся мобилизационные мероприятия в сфере экономики, по территориальной обороне, ГО, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных сил России, других войск и воинских формирований и нужд населения. Осуществляются временное отселение жителей в безопасные районы, введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи и др.;
  3. в остальных субъектах России, входящих в Центральный федеральный округ (ЦФО) и Южный федеральный округ (ЮФО), вводится режим повышенной готовности. Органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию решений о проведении отдельных мероприятий по территориальной обороне, ГО, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
  4. на других территориях субъектов России вводится уровень базовой готовности по проведению необходимых мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Цель – представить опыт применения разноведомственных медицинских сил и средств в ходе оказания медицинской помощи пострадавшим в условиях нарушения функционирования системы здравоохранения территориального уровня в зоне ЧС социального характера.

Материал и методы

В очаге ЧС и зоне проведения специальной военной операции, а также в смежных регионах образуются потоки раненых, больных и пораженных военнослужащих и гражданского населения на фоне разрушения инфраструктуры территориальной системы здравоохранения.

Данное обстоятельство приводит к необходимости оказания медицинской помощи раненым, больным и пораженным, в том числе, в различных зданиях и сооружениях (приспособленных помещениях).

Возможным решением восстановления потенциала лечебно-эвакуационного обеспечения в зонах ведения специальных боевых действий является применение подвижных медицинских формирований сводных медицинских отрядов (СМО), например, из федеральных округов России: Приволжского (ПФО), Сибирского (СибФО), Северо-Кавказского (СКФО), Уральского (УрФО), ЦФО и ЮФО (рис. 2).

 

Рис. 2. Схема размещения СМО разных ведомств на путях медицинской эвакуации.

 

Приданные к функционирующим медицинским стационарам гражданского здравоохранения подвижные медицинские формирования, интегрируясь, используются как приемно- сортировочные и эвакуационные отделения. Наиболее эффективным решением, позволяющим объединить разноведомственные силы здравоохранения в условиях возникновения массовых санитарных потерь на линии соприкосновения и в очагах поражения в населенных пунктах, является объединение медицинских учреждений и формирований в единый лечебно-диагностический комплекс на наиболее сложных лечебно-эвакуационных направлениях.

Данное организационное построение позволяет приблизить оказание специализированной, в том числе, медицинской высокотехнологичной помощи 2-го уровня. Смысл восстановления потенциала территориального здравоохранения – лечение гражданского населения на месте – снижение нагрузки на госпитали (окружные, центральные) по военнослужащим.

Основной упор при медицинской эвакуации раненых, больных и пораженных из зоны специальной военной операции и вновь присоединенных областей был сделан на автомобильный транспорт в связи с возможностью поражения авиационной техники зенитно- ракетными комплексами ближнего и среднего радиуса действия.

Таким образом, ситуационно формируется трехэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения населения и личного состава спасательных воинских формирований (рис. 3).

 

Рис. 3. Схема формирования лечебно-эвакуационного направления при возникновении очага санитарных потерь. УБ – участковая больница; ЦРБ – центральная районная больница; РБ – республиканская больница; ЦВГ – центральный военный госпиталь; ГВКГ – главный военный клинический госпиталь; ОблКБ – областная клиническая больница; РесКБ – республиканская клиническая больница.

 

Объединение медицинских сил Минздрава ДНР, Минобороны России и Минздрава России позволило эффективно оказывать медицинскую помощь как военнослужащим, так и гражданскому населению. В настоящее время система лечебно-эвакуационного обеспечения в зоне специальной военной операции выглядит следующим образом: выделяется базовое медицинское учреждение, которое обеспечивается медицинским персоналом и оборудованием Минздрава России. За указанным медицинским учреждением закрепляются полоса «боевого соприкосновения» и лечебно-эвакуационного направления для военнослужащих, а также жилые районы, где возможны очаги поражения вследствие ракетно-артиллерийских ударов. При этом формируются два условных входящих потока из пострадавших – мирного населения и военнослужащих.

Больница усиливается персоналом медицинского отряда специального назначения (МОСН) медицинской службы Вооруженных сил России для военнослужащих, участвующих в специальной военной операции, и СМО, формируемым медицинским персоналом медицинских учреждений Минздрава России для мирного населения.

Маршрутизация потоков обеспечивается ведомственными силами по назначению. От места поражения эвакуация осуществляется санитарными автомобилями и попутным транспортом, затем на безопасном удалении реанимобилями организаций Минздрава России до учреждений 2-го уровня.

Результаты и их анализ

Мобильные реанимационные бригады Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), службы медицины катастроф усиливают возможности станций скорой медицинской помощи при осуществлении медицинской эвакуации на длинном плече эвакуации для тяжелых больных и пораженных.

С точки зрения технологии оказания медицинской помощи, в полной мере зарекомендовала себя позволившая снизить летальность методика «контроля повреждений», которая сводится к следующему.

1-й этап – проводится в базовой медицинской организации, усиленной медицинскими формированиями различной ведомственной принадлежности:

  • гемостаз всех обнаруженных кровотечений посредством перевязки сосудов, их клипирования, тампонады гемостатиками, установки временных протезов;
  • удаление нежизнеспособных или критически поврежденных органов (почка, селезенка, участки кишечника);
  • стоматизация, выведение на переднюю брюшную стенку участков кишечника, общего желчного протока, мочеточника с целью недопущения развития перитонита;
  • трепанация черепа с целью недопущения вклинения ствола головного мозга;
  • дренирование плевральной полости;
  • фиксация костных отломков при огнестрельных переломах с помощью полевого набора остеосинтеза.

2-й этап – осуществляется в реанимационном отделении:

  • восполнение объема циркулирующей крови;
  • нормализация кислотно-основного состояния организма;
  • нормализация реологических свойств крови, борьба с коагулопатией.

При стабилизации состояния – медицинская эвакуация с помощью реанимобилей, модулей медицинских самолетных (вертолетных) в специализированный стационар для оказания специализированной, в том числе, высокотехнологичной помощи.

3-й этап – проводится в специализированном стационаре:

  • реконструктивная, безопасная окончательная операция с возможной пересадкой внутренних органов;
  • специализированное лечение до окончательных исходов.

4-й этап – реабилитация для максимального восстановления функций раненых и больных.

В связи с формированием спасательных центров на вновь присоединенных территориях для выполнения задач по предназначению в рамках мероприятий РСЧС и ГО в очагах поражения и в связи с неудовлетворительной транспортной доступностью пунктов сбора пострадавших, развертываемых в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, нами предлагается создать при штате медицинской службы спасательного центра «Группу медицинского усиления» с введением должностей военнослужащих:

  • начальник группы медицинского усиления, врач-хирург;
  • врач-хирург (+ специализация по травматологии);
  • врач-анестезиолог-реаниматолог;
  • врач-терапевт-токсиколог (+ специализация по инфекционным болезням);
  • фельдшер;
  • 2 операционные сестры;
  • медицинская сестра-анестезистка;
  • 4 медицинские сестры.

Внести в штат центра, согласно табелю оснащения, автоперевязочную на базе автомобиля КАМАЗ, комплекты укладок медицинского оборудования, оснащения, инструментов и лекарственных средств.

Установить мобилизационные задания для подвижных медицинских госпиталей (ПМГ), аэромобильных госпиталей, выездных госпиталей ФМБА, ПМГ Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им А.М. Никифорова МЧС России, так как при объявлении мобилизации этот персонал убывает в войска и теряется работоспособность формирований.

Заключение

Использование сводных медицинских отрядов для усиления базовых медицинских организаций в районах ЧС, современных технологий диагностики, лечения, медицинской эвакуации позволяет стабилизировать состояние раненых и проводить их «эвакуацию по предназначению» в оптимальные сроки.

Для этого предлагаем внести необходимые изменения в нормативные документы по планированию мероприятий гражданской обороны.

×

Об авторах

Павел Викторович Авитисов

Академия гражданской защиты им Д.И. Михайлика МЧС России

Автор, ответственный за переписку.
Email: avitisov@mail.ru

д-р мед. наук проф., зав. каф. мед.-биол. и экол. защиты

Россия, Московская обл., г. Химки, мкрн. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1а

Андрей Владимирович Золотухин

Академия гражданской защиты им Д.И. Михайлика МЧС России

Email: a.zolotukhin@amchs.ru

канд. мед. наук доц., каф. мед.-биол. и экол. защиты

Россия, Московская обл., г. Химки, мкрн. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1а

Алик Хазбиевич Дзуцев

Академия гражданской защиты им Д.И. Михайлика МЧС России

Email: a.dzucev@amchs.ru

ст. препод. каф. мед.-биол. и экол. защиты

Россия, Московская обл., г. Химки, мкрн. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1а

Список литературы

  1. Авитисов П.В., Гасанов Ш.М. Анализ возможностей территориального здравоохранения в оказании медицинской помощи пораженным в условиях вооруженного конфликта // Науч. и образоват. пробл. гражд. защиты. 2019. № 3 (42). С. 38–50.
  2. Авитисов П.В., Лобанов А.И., Гайфуллина О.В. К созданию системы медицинского обеспечения населения в угрожаемый период // Воен.-мед. журн. 2004. № 3. С. 55–59.
  3. Берелавичус В.Ю., Чепляев А.А. Экстренная перепрофилизация отделений полевого многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита» в случае массового одномоментного поступления раненых с огнестрельными и минно-взрывными травмами в городе Грозном (март 2000 г.) // Медицина катастроф. 2000. № 4. С. 39–41.
  4. Бережнов Е.С., Головчиц В.Н. Принципы авиационного обеспечения спасательно-эвакуационных работ при ликвидации последствий катастроф // Воен.-мед. журн. 1993. № 1. С. 10–13.
  5. Волошин В.Г., Даниленко А.И. Гибридные войны. История и современность // Специальная техника и технологии транспорта. 2019. № 1 (39). С. 158–162.
  6. Гончаров С.Ф., Бобий Б.В. Медицинское обеспечение населения при вооружённых конфликтах: учеб. пособие для врачей. М.: ВЦМК «Защита», 2017. 123 с.
  7. Конышев И.С. Гибридные войны: медико-гигиенические и эпидемиологические аспекты, роль и место информационных технологий // Военная мысль. 2016. № 11. С. 29–36.
  8. Копичев О.А., Николаев А.Е. Современные войны: анализ тенденций развития межгосударственного противоборства, классификация форм и способов борьбы, формирование признаков и критериев военного конфликта // Системы управления, связи и безопасности. 2021. № 1. С. 1–32. DOI: 10. 24411/2410-9916-2021-10101.
  9. Кульнев С.В., Крайнюков П.Е., Толстошеев В.Н., Лемешкин Р.Н., Шамрей В.К. Организация охраны здоровья военнослужащих при отражении современных угроз безопасности Российской Федерации // Медицинский вестник МВД. 2023. Т. 122, № 1 (122). С. 58–66. doi: 10.52341/20738080_2023_122_1_58.
  10. Лобанов А.И. Организация медицинского обеспечения гуманитарной операции в Южной Осетии // Науч. и образоват. пробл. гражд. защиты. 2010. № 2. С. 46–49.
  11. Эртуханов М.С. Организация неотложной хирургической помощи мирному населению в городской больнице в зоне вооруженного конфликта: автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2005. 29 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Современные типы войн и вооруженных конфликтов (адаптировано по [6]).

Скачать (492KB)
3. Рис. 2. Схема размещения СМО разных ведомств на путях медицинской эвакуации.

4. Рис. 3. Схема формирования лечебно-эвакуационного направления при возникновении очага санитарных потерь. УБ – участковая больница; ЦРБ – центральная районная больница; РБ – республиканская больница; ЦВГ – центральный военный госпиталь; ГВКГ – главный военный клинический госпиталь; ОблКБ – областная клиническая больница; РесКБ – республиканская клиническая больница.

Скачать (495KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».