Взаимосвязь повышения резистентности организма и нормализации психического состояния под влиянием гипоксической тренировки в изолирующем противогазе
- Авторы: Пятибрат А.О.1,2, Заимбетов В.Ю.3, Цикунова Н.С.4, Назыров Р.К.5, Шибаева А.Г.6
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
- Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России
- Оренбургский государственный университет
- Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта
- Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского
- Военно-медицинская академия им. С.И. Кирова
- Выпуск: № 1 (2023)
- Страницы: 100-108
- Раздел: Социально-психологические проблемы
- URL: https://ogarev-online.ru/1995-4441/article/view/259845
- DOI: https://doi.org/10.25016/2541-7487-2023-0-1-100-108
- ID: 259845
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Пути улучшения психического состояния специалистов, реализующих свою профессиональную деятельность в экстремальных условиях, являются актуальной задачей.
Цель – оценить эффективность долговременного влияния гипоксической тренировки в фильтрующем противогазе на изменение психического состояния.
Методология. Оценку психического состояния проводили с помощью опросника Спилбергера–Ханина и по тесту Люшера. Рассчитывали корреляционную взаимосвязь между показателями изменения уровня тревожности, жизненной емкости легких и уровня развития физических качеств в двух группах студентов, включавших по 50 человек каждая. Студенты 1-й группы во время занятий физической подготовкой для гипоксической тренировки использовали фильтрующий противогаз, 2-й – выполняли аналогичные нагрузки без противогаза.
Результаты и их анализ. В 1-й группе студентов выявлены достоверное снижение уровня тревожности, тенденции уменьшения количества студентов с неудовлетворенной потребностью в перспективе и надеждах на лучшее. У студентов 1-й группы к окончанию исследования найдены умеренные отрицательные корреляционные связи реактивной тревожности с увеличением показателей жизненной емкости легких (r = –0,43; p < 0,05) и числа подъема туловища в положении лежа на спине (r = –0,37; p < 0,05). Факторный анализ у студентов 1-й и 2-й группы выявил перестройку функциональных резервов организма в период физической подготовки.
Заключение. Использование гипоксической тренировки в течение учебного года позволило существенно увеличить жизненную емкость легких, физические качества студентов, удовлетворенность в реализации потребностей и снизить уровень тревожности.
Полный текст
Введение
Состояние здоровья населения России, в том числе, специалистов экстремальных профессий не улучшается. Регулярно физические упражнения в рамках здорового уровня жизни выполняют не более 6–7 % населения. В процессе профессиональной деятельности военнослужащие, пожарные, спасатели, пилоты, другие сотрудники испытывают значительные физические и психические нагрузки, которые истощают их психофизиологические резервы организма.
Не вызывает сомнения, что психофизиологическое состояние, взаимосвязь психического и физиологического – важная составляющая, определяющая уровень здоровья [2, 7]. Одним из важных психических индикаторов физиологического благополучия является тревожность. Состояние тревоги – это адаптивная реакция, проявляющаяся эмоциональным переживанием, сигнализирующим о несоответствии требований окружающей среды нашему адаптационному потенциалу [9]. Низкий уровень физиологических резервов организма, не позволяющий достичь поставленной задачи, вызывает субъективное переживание неблагополучия и эмоциональный дискомфорт. При длительном несоответствии условий, необходимых для достижения поставленных целей и ресурсов организма, формируется тревожность, как постоянная личностная черта, характеризующаяся склонностью к негативным переживаниям [9]. Повышение самооценки и снижение уровня тревожности способствуют повышению физиологических резервов организма. Одним из проверенных методов быстрого увеличения физиологических резервов является гипоксическая тренировка, направленная на оптимизацию психического состояния и физиологических резервов организма [8].
В предыдущей статье было показано увеличение значений функций внешнего дыхания, физиологических резервов организма и улучшение физической подготовленности при проведении гипоксической тренировки с использованием фильтрующего противогаза на занятиях по физической подготовке и безопасности жизнедеятельности среди студентов вуза [6]. Тренировки, связанные с гипоксической нагрузкой, позволяют не только увеличить функциональные резервы организма, но и оптимизировать психическое состояние, снизить уровень тревожности и повысить самооценку [3].
Цель – определить взаимосвязь повышения резистентности организма и нормализации психического состояния под влиянием гипоксической тренировки в изолирующем противогазе.
Материал и методы
Обследовали две группы студентов по 50 человек в каждой, достоверных различий по антропометрическим данным и показателям физического развития в группах не наблюдалось.
В 1-й группе занятия по безопасности жизнедеятельности и физической подготовке в течение учебного года проводили с систематическим выполнением физических упражнений в фильтрующем противогазе ГП-7, а во 2-й группе занятия проходили в соответствии с учебной (рабочей) программой, утвержденной ученым советом вуза.
В течение эксперимента особое внимание уделяли обеспечению безопасности, проводили четкую разъяснительную работу и инструктажи. Контролировали гигиеническую обработку закрепленных за каждым студентом противогазов и их правильное хранение. Подборку, подгонку, обслуживание и хранение противогаза осуществляли в соответствии с приказом МЧС России от 01.10.2014 г. № 543
«Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» [https://www.garant.ru/].
В 1-й группе студенты выполняли упражнения в противогазе в течение (15±10) мин от общего времени занятий в зависимости от интенсивности физической нагрузки. В качестве физической нагрузки в обеих исследуемых группах использовали различные виды беговых упражнений, отжимания, прыжки, перекаты, силовые упражнения с массой собственного тела и инвентарем, упражнения на тренажерах.
Из физиологических показателей фиксировали возраст, массу тела, рост, при этом частоту пульса и жизненную емкость легких (ЖЕЛ) оценивали в два этапа: в начале учебного года и в конце года с помощью портативного спирометра «MirSpirobank II Basic» (Италия). Для определения изменений функциональных возможностей аппарата внешнего дыхания рассчитывали жизненный индекс (ЖИ) в виде отношения ЖЕЛ (л) к массе тела (кг). Проводили сравнение изменения ЖЕЛ в группах до и после периода обследования.
Оценку физической подготовленности студентов в динамике исследования анализировали по результатам количества подъема туловища в положении лежа на спине.
Оценку психологического статуса проводили с помощью общепринятых валидных психодиагностических методов. Уровень тревожности определяли с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, позволяющего определить ее выраженность, как личностную характеристику и как состояние, связанное с текущей ситуацией. При этом определяли реактивную тревожность (РТ), характеризующую напряжение, беспокойство и нервозность. Высокие показатели РТ связаны с нарушением внимания, а также с расстройством координации [1, 4].
Психофизиологические характеристики, определяющие функциональное состояние: вегетативный баланс (ВБ), показатель работоспособности (ПР), показатель стресса (ПС) оценивали по 8-цветовому тесту Люшера в состоянии покоя перед началом занятий в 9.00 ч. Студентов просили расположить картинки в порядке цветового предпочтения два раза, анализировали вторую раскладку. Оценка ВБ от 0 до 9,8 балла свидетельствовала о преобладании тонуса симпатической нервной системы, мобилизации функций организма, подготовке к активной защите от негативных условий жизнедеятельности, результаты меньше – о преобладании парасимпатической регуляции. При показателях индекса ПР от 9,1 до 15,9 балла выявляли низкую работоспособность, от 16 до 20,9 – высокую. Расчет индекса ПС до 20 баллов демонстрировал тенденцию развития стресса, больше 20 баллов – проявление стрессового состояния.
К тому же эта методика позволила определить мотивацию обследуемых студентов на определенную деятельность, настроение и некоторые другие устойчивые личностные характеристики, например, потребности в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности; в самоутверждении; активно действовать и добиваться успеха; в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах [10].
Обследование проводили в соответствии с этическими нормами Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации. Использовали принцип добровольности, все студенты, принимающие участие в гипоксической тренировке в фильтрующем противогазе, дали информированное согласие. В любой момент студент-доброволец из 1-й группы мог снять противогаз и продолжать выполнение упражнения без него либо вовсе уйти на отдых, а также в начале занятия сказать, что сегодня он не будет использовать противогаз при плохом самочувствии.
Статистическую обработку данных осуществляли с помощью стандартных программ (Excel, Statistica 10.0). В каждой группе сравнили исследуемые показатели до и после проведения эксперимента. Результаты проверили на нормальность распределения признаков. В тексте представлены средние арифметические величины и их стандартные отклонения (M±SD). При анализе психофизиологических показателей, полученных с помощью теста Люшера, наблюдалась высокая вариабельность показателей, что послужило основанием для расчета медианы, верхнего и нижнего квартиля (Me [Q₁; Q₃]). Оценку значимости различий показателей анализировали по t-критерию Стьюдента. Взаимозависимости показателей определяли коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.
Для оценки и понимания принципов взаимосвязи изменений регуляции физиологических систем, физических качеств с психологическим состоянием студентов на фоне гипоксических тренировок провели факторный анализ. Факторный анализ основан на преобразовании исходных корреляционных матриц. В результате «вращения» этих матриц определяли весовой вклад каждой анализируемой переменной, что позволяло их ранжировать по «весу». Общий вес анализируемых показателей в каждом полученном «факторе» определялся общей дисперсией в процентах.
Результаты и их анализ
В предыдущей нашей статье представлены результаты оценки изменения ряда физиологических показателей и физического развития в зависимости от использования гипоксической тренировки с помощью фильтрующего противогаза, характеризующие уровень адаптационных резервов организма и физического развития по показателям бега и поднятия туловища из горизонтальной поверхности (табл. 1) [6].
Таблица 1
Показатели функциональных резервов организма и физической подготовленности студентов в группах в динамике исследования, M±SD [6]
Группа | Период тренировки | p < | Период тренировки | p < | |||
до | после | до | после | ||||
| ЖЕЛ, л |
| Бег на 100 м, с |
| |||
1-я | 3,146±0,371 | 4,696±0,637 | 0,001 | 14,4±0,7 | 13,8±0,7 | 0,001 | |
2-я | 3,234±0,526 | 3,646±0,470 |
| 14,7±0,9 | 14,2±1,7 |
| |
| ДЖЕЛ, % |
| Бег на 3000 м, мин |
| |||
1-я | 79,9±9,4 | 119,0±14,7 | 0,001 | 14,64±1,46 | 13,18±1,38 | 0,001 | |
2-я | 79,2±11,6 | 89,5±11,5 |
| 14,93±1,29 | 14,48±1,40 |
| |
| ЖИ, мл/кг |
| Поднятие туловища, n |
| |||
1-я | 45,18±5,21 | 67,37±8,49 | 0,001 | 47,1±8,6 | 58,1±10,0 | 0,001 | |
2-я | 45,43±6,30 | 51,28±5,84 | 44,5±9,9 | 48,1±10,5 |
|
|
Результаты исследований, посвященных влиянию гипокситерапии на физиологические показатели, свидетельствуют, что даже 1-месячная интервальная гипоксическая тренировка позволяет увеличить жизненную емкость легких более чем на 30 %, в основном за счет увеличения эластичности тканей легкого [5, 8]. В нашем эксперименте оказалось, что в 1-й группе изменения ДЖЕЛ в течение учебного года занятий составили (3,42±7,85) л, во 2-й – (0,41±0,31) л (p < 0,01).
В данной статье особое внимание будет уделено психологическим особенностям студентов. С помощью опросника Спилбергера– Ханина оценена РТ, характеризующая уровень тревожности в данный момент. В 1-й группе перед проведением гипоксической тренировки уровень РТ составил (39,9±7,7) балла, после эксперимента показатели РТ статистически достоверно уменьшились – (35,6±6,8) балла (p < 0,003), во 2-й группе показатели РТ были (38,7±8,1) и (36,5±7,8) балла соответственно, по сравнению с фоновыми они также снизились, но без достоверно значимых различий.
Показатели методики Спилбергера–Ханина свидетельствуют, что обследуемые студенты в обоих периодах наблюдения демонстрировали умеренный уровень тревожности. Стоит отметить, что в фоновом периоде среди 50 студентов 1-й группы выявлены 7 человек с высоким уровнем тревожности, а во втором периоде их стало 4. Во 2-й группе количество высокотревожных студентов было 8, и к окончанию исследования их количество не изменилось.
У студентов 1-й группы к окончанию исследования выявлены умеренные отрицательные корреляционные связи РТ с изменением показателей ЖЕЛ (r = –0,43; p < 0,05) и числа подъема туловища (r = –0,37; p < 0,05).
Среди всех рассмотренных и проанализированных показателей по тесту Люшера достоверные отличия между группами наблюдений и периодами исследования отсутствовали. Например, в 1-й группе до проведения гипоксической тренировки медианные показатели ВБ составили 2,35 [0, 00; 3, 60] балла, после – 2,20 [0, 70; 4, 70], статистически значимых различий не выявлено (p > 0,05), во 2-й группе – 2,75 [0, 80; 4, 70] и 2,45 [1, 30; 0, 90] балла соответственно (p > 0,05). Различия показателей (∆ВБ) в 1‑й группе – 1,05 [–1,5; 3,30], во 2-й – 0,55 [–1,40; 2,00] балла (p > 0,05).
У студентов 1-й группы с преобладанием симпатической регуляции (симпатикотоники) вегетативной нервной системы в абсолютных показателях изменений во время гипоксической тренировки не было (табл. 2), во 2-й группе также статистически значимых различий не выявлено, в связи с этим возникла необходимость провести качественный анализ.
Качественный анализ показателей ВБ показал (см. табл. 2), что в 1-й группе в процессе гипоксической тренировки отмечается незначительное увеличение студентовсимпатикотоников и уменьшение – с преобладанием ваготонической регуляции, во 2-й группе указанные изменения были менее выраженными. Изменения этих показателей в группах сравнения совпадают по смыслу с динамикой физиологических показателей [6], что в психофизиологическом аспекте объясняется тесной связью симпатикотонии с повышением адаптационного потенциала, сопровождающегося мобилизацией организма, напряжением физиологических регуляторных систем, при этом психологически симпатикотоники характеризуются большей активностью. При разделении групп по признакам превалирования типа вегетативной регуляции статистически значимых различий в изменении показателей ВБ в период гипоксической тренировки у студентов-симпатикотоников 1-й и 2-й группы, а также студентов-ваготоников не выявлено (см. табл. 2).
Показатели работоспособности по интерпретации по тесту Люшера до и после проведения занятий по гипоксической тренировке у студентов 1-й группы статистически значимых различий не демонстрировали, медианные значения – 17,45 [16, 00; 18, 80] в фоновом периоде и 18,10 [16, 10; 18, 80] балла после окончания тренировок, во 2 группе – 18,10 [16, 80; 18, 90] и 18,10 [16, 80; 18, 10] балла соответственно, показатели также не изменились за период занятий по физической культуре. Тем не менее, наблюдались тенденции в повышении количества студентов с высокой работоспособностью в 1-й группе к концу исследования. Вероятно, что увеличение количества студентов с высокой работоспособностью в 1-й группе происходило за счет роста работоспособности студентов с изначально низкими показателями по тесту Люшера (см. табл. 2)
Практически не выявлено различий в изменении показателя стресса по тесту Люшера как в качественных результатах, так и по среднестатистическим данным (p > 0,05) (см. табл. 2). Вероятно, это связано с отсутствием стрессовых ситуаций у студентов в этот временной интервал, так как проведение гипоксической тренировки с использованием противогаза на занятиях предлагалось на добровольных началах и согласившиеся были изначально достаточно мотивированы, а сами тренировки не явились стрессорным фактором, что было хорошим признаком.
Таблица 2
Качественные градации показателей индексов по тесту Люшера
Период тренировки | 1-я группа | 2-я группа | ||||||
Вегетативный баланс (ВБ) | ||||||||
симпатикотоники | ваготоники | симпатикотоники | ваготоники | |||||
n (%) | Me [Q₁; Q₃] | n (%) | Me [Q₁; Q₃] | n (%) | Me [Q₁; Q₃] | n (%) | Me [Q₁; Q₃] | |
До | 35 (70) | 2,80 | 11 (22) | –3,60 | 41 (82) | 3,20 | 7 (14) | –2,98 |
|
|
| [–4,90; –1,90] |
|
| [–4,25; –1,70] | ||
После | 39 (78) | 2,80 | 9 (18) | –0,80 | 40 (80) | 3,85 | 6 (12) | –1,75 |
|
|
| [–1,50; –0,70] |
|
| [–2,85; –0,65] | ||
∆ | 4 (8) | 0 | 2 (4) | –4,4 | 1 (2) | –0,65 | 1 (2) | –4,73 |
| Работоспособность (ПР) | |||||||
высокая | низкая | высокая | низкая | |||||
До | 37 (74) | 18,10 | 13 (26) | 14,00 | 44 (88) | 18,10 | 6 (12) | 13,70 |
|
|
|
|
| ||||
После | 42 (84) | 18,10 | 8 (16) | 14,70 | 44 (88) | 18,10 | 6 (12) | 14,00 |
|
|
|
|
| ||||
∆ | 5 (10) | 0 | 5 (10) | –0,7 | 0 (0) | 0 | 0 (0) | –0,3 |
| Показатель стресса (ПС) | |||||||
на уровне тенденций | стресс | на уровне тенденций | стресс | |||||
До | 47 (94) | 0,00 | 3 (6) | 22,60 | 47 (94) | 0,00 | 3 (6) | 20,90 |
|
|
|
|
| ||||
После | 48 (96) | 0,00 | 2 (4) | 20,90 | 48 (96) | 0,00 | 2 (4) | 20,50 |
|
|
|
|
| ||||
∆ | 1 (2) | 0 | 1 (2) | 1,7 | 1 (2) | 0 | 1 (2) | 0,4 |
Анализ удовлетворенности некоторыми потребностями, оцененной при помощи теста Люшера в группах до и после эксперимента, выявил мозаичность структуры при незначительных тенденциях улучшения показателей в 1-й группе студентов (табл. 3). В целом, можно констатировать выраженную потребность добиваться успеха и уверенности в улучшении объективной реальности у студентов как 1-й, так и 2-й группы.
При суммировании всех показателей оказалось, что число студентов в 1-й группе с удовлетворением потребностей в течение гипоксической тренировки увеличилось на 6 человек, во 2-й группе – уменьшилось на 10 человек, при том что их общая доля в группах не изменилась. В то же время, если во 2-й группе число студентов и их доля с неудовлетворенностью потребностей по тесту Люшера не претерпели изменений, то в 1-й группе таких студентов стало меньше на 5 человек и на 8 % уменьшилась их доля (см. табл. 3).
Таблица 3
Показатели удовлетворенности некоторыми потребностями по тесту Люшера в группах, n (%)
Период тренировки/ учебных занятий | 1-я группа | 2-я группа | ||
Градации потребности | ||||
удовлетворена | неудовлетворена | удовлетворена | неудовлетворена | |
В спокойствии, устойчивой положительной привязанности | ||||
До | 48 (96) | 2 (4) | 48 (96) | 2 (4) |
После | 49 (98) | 1 (2) | 48 (96) | 2 (4) |
| В самоутверждении |
| ||
До | 48 (96) | 2 (4) | 47 (94) | 3 (6) |
После | 47 (94) | 3 (6) | 47 (94) | 3 (6) |
Активно действовать и добиваться успеха | ||||
До | 43 (96) | 7 (14) | 45 (90) | 5 (10) |
После | 41 (82) | 9 (18) | 44 (88) | 6 (12) |
В перспективе, надеждах на лучшее, мечтах | ||||
До | 35 (70) | 15 (30) | 42 (84) | 8 (16) |
После | 42 (84) | 8 (16) | 33 (86) | 7 (14) |
При таких показателях по тесту Люшера невозможно судить о том, что мотивация способствовала проведению гипоксической тренировки. Возможно, надо было выбрать для этих целей другую методику оценки. Например, в широкомасштабных исследованиях результатов, полученных по тесту Люшера, высказываются сомнения в их результативности [11]. В то же время, результаты устных опросов студентов, принимавших участие в исследовании, свидетельствуют о повышении настроения, ощущении бодрости и увеличении мотивации на учебную деятельность. Студенты 1-й группы отмечали снижение времени, необходимого на освоение материала по другим дисциплинам.
Факторный анализ физиологических, психофизиологических показателей и характеризующих функциональное состояние в 1-й и 2-й группе студентов в период физической подготовки позволил выделить по 3 фактора (табл. 4). Один из них назван «Психофизиологическое состояние» (F1), ввиду того, что с наибольшими весами, в него вошли показатели индексов, найденных с помощью теста Люшера. Другой фактор по сгруппированным данным получил имя
«Физиологическое состояние» (F2). Оказалось также, что с физиологическими показателями в этом факторе была тесно связана РТ, оцененная по опроснику Спилбергера-Ханина. В третий фактор (F3) со значимыми весами вошли мотивационные характеристики, оцениваемые по тесту Люшера, он назван «Мотивационным».
Если до проведения гипоксической тренировки в 1-й группе студентов ведущей была психофизиологическая готовность студентов (F1), то после тренировки – показатели физиологического состояния (F2), т. е. ведущие факторы по значимости поменялись местами (см. табл. 4).
Таблица 4
Результаты факторного анализа показателей в 1-й группе студентов
Показатель | Период гипоксической тренировки | |||||
до | после | |||||
F1 | F2 | F3 | F1 | F2 | F3 | |
Частота сердечных сокращений, уд/мин | 0,30 | –0,72 | –0,16 | 0,76 | 0,00 | –0,18 |
ДЖЭЛ, % | 0,13 | 0,48 | 0,45 | –0,55 | –0,09 | 0,37 |
Бег на 100 м, с | –0,25 | –0,74 | 0,14 | 0,80 | 0,10 | 0,09 |
Бег на 3 км, мин | 0,03 | –0,89 | 0,08 | 0,88 | 0,03 | 0,11 |
Подтягивание, число раз | –0,03 | 0,81 | 0,15 | –0,85 | 0,16 | 0,01 |
Реактивная тревожность, балл | –0,12 | –0,74 | 0,09 | 0,71 | 0,28 | 0,09 |
Показатели по тесту Люшера, балл, в том числе: | ||||||
вегетативный индекс | 0,84 | 0,03 | –0,14 | 0,02 | –0,80 | –0,09 |
работоспособность | 0,92 | 0,11 | 0,01 | –0,11 | –0,91 | 0,17 |
стресс | –0,93 | –0,17 | 0,05 | 0,22 | 0,83 | –0,34 |
удовлетворенность в спокойствии | 0,49 | –0,26 | 0,21 | 0,02 | –0,02 | 0,82 |
удовлетворенность в самоутверждении | 0,25 | 0,11 | 0,46 | –0,03 | –0,14 | 0,87 |
удовлетворенность в успехе | 0,34 | 0,39 | –0,75 | –0,32 | –0,65 | –0,28 |
удовлетворенность в перспективе и надеждах | 0,76 | –0,04 | 0,26 | 0,12 | –0,40 | 0,12 |
Общая дисперсия, % | 30,7 | 25,1 | 9,4 | 31,9 | 20,4 | 13,6 |
Действительно, после проведения тренировки у студентов отмечались статистически достоверные показатели улучшения физиологических показателей и физического развития (см. табл. 1). Можно также утверждать, что мотивационный аспект здесь был значимым и являлся запускающим механизмом оптимизации результатов гипоксической тренировки.
Факторный анализ результатов исследования студентов 2-й группы, у которых занятия по физической подготовке проходили в обычном режиме, также выявил 3 фактора (табл. 5). До начала учебного года и при его завершении ведущими факторами были F2, характеризующий физиологическое состояние, и F1, оценивающий психофизиологические показатели функциональных резервов организма. В процессе занятий они улучшались, но не так значительно, как у студентов 1-й группы (см. табл. 3). Как уже было указано ранее (см. табл. 3), большинство студентов 2-й группы были мотивированы на достижения успеха в деятельности, поэтому показатели потребностей, как и у студентов 1-й группы, сгруппировались в F3 (см. табл. 4, 5).
Таблица 5
Результаты факторного анализа показателей во 2-й группе студентов
Показатель | Учебный год | |||||
в начале | в конце | |||||
F2 | F1 | F3 | F2 | F1 | F3 | |
Частота сердечных сокращений, уд/мин | 0,83 | 0,06 | 0,06 | –0,79 | 0,05 | 0,14 |
ДЖЭЛ,% | –0,58 | 0,33 | –0,01 | 0,68 | 0,02 | 0,06 |
Бег на 100 м, с | –0,72 | 0,26 | 0,07 | –0,53 | 0,00 | 0,09 |
Бег на 3 км, мин | 0,80 | 0,09 | 0,13 | –0,92 | 0,06 | 0,094 |
Подтягивание, число раз | 0,89 | –0,07 | 0,19 | 0,82 | 0,12 | 0,01 |
Реактивная тревожность, балл | –0,86 | –0,18 | –0,05 | –0,76 | 0,13 | 0,21 |
Показатели по тесту Люшера, балл, в том числе: | 0,71 | –0,14 | 0,31 | –0,148 | –0,78 | –0,10 |
вегетативный индекс | 0,21 | 0,79 | 0,16 | 0,04 | –0,90 | –0,16 |
работоспособность | –0,03 | 0,92 | –0,05 | –0,19 | 0,55 | 0,72 |
стресс | 0,27 | –0,59 | 0,69 | –0,03 | 0,14 | –0,88 |
удовлетворенность в спокойствии | 0,02 | –0,07 | –0,85 | 0,18 | –0,18 | 0,07 |
удовлетворенность в самоутверждении | –0,14 | 0,78 | –0,01 | 0,20 | –0,14 | –0,85 |
удовлетворенность в успехе | –0,27 | –0,13 | –0,87 | 0,04 | –0,82 | 0,04 |
удовлетворенность в перспективе и надеждах | –0,27 | –0,13 | –0,87 | 0,04 | –0,82 | 0,04 |
Общая дисперсия,% | 35,9 | 23,3 | 12,9 | 30,9 | 20,9 | 12,6 |
Заключение
Проведение гипоксической тренировки с использованием фильтрующего противогаза способствует не только улучшению психофизиологических показателей функциональных резервов организма и развитию физических качеств, но также повышает мотивационные характеристики к действию, в том числе, к достижению результатов на занятиях по физической подготовке и безопасности жизнедеятельности.
Методика имеет профессионально значимую направленность и может быть использована при физическом воспитании курсантов вузов, осуществляющих подготовку специалистов экстремальных видов деятельности.
***
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией статьи.
Участие авторов: О.А. Пятибрат – проведение математической обработки первичных данных, анализ результатов исследования, написание первого варианта статьи; В.Ю. Зиамбетов – разработка концепции исследования, сбор первичного материала, перевод реферата, редактирование статьи; Н.С. Цикунова – методическое сопровождение, редактирование окончательного варианта статьи; З.К. Назыров, А.Г Шибаева – статистическая обработка результатов обследования по тесту Люшера, написание первого варианта статьи.
Об авторах
Александр Олегович Пятибрат
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России
Автор, ответственный за переписку.
Email: a5brat@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6285-1132
доктор мед. наук доц., проф. каф. экстрем. медицины, травматологии, ортопедии и воен.-полевой хирургии
Россия, Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 2; Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 4/2Вадим Юсупович Заимбетов
Оренбургский государственный университет
Email: ziambetov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0151-3671
кандидат пед. наук, доц. каф. физического воспитания
Россия, г. Оренбург, пр. Победы, д. 13Наталья Сергеевна Цикунова
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта
Email: secikunov@yandex.ru
кандидат психол. наук, доц. каф. психологии им. А.Ц. Пуни
Россия, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35Равиль Каисович Назыров
Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского
Email: ravil.nazyrov@gmail.com
доктор мед. наук, директор
Россия, Санкт-Петербург, Басков пер., д. 32–34, лит. А, пом. 3НАнастасия Геннадьевна Шибаева
Военно-медицинская академия им. С.И. Кирова
Email: dr.kolosova13@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0007-5502-2441
мл. научный сотрудник, науч.-исслед. отд. (мед.-психол. сопровождения)
Россия, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 6Список литературы
- Анастази А., Урбина C. Психологическое тестирование : 7-е междунар. изд. СПб. [и др.] : Питер, 2003. 688 с.
- Апалькова А.М., Полынский В.В., Герасимова Н.А. Занятия спортом (физической культурой) как средство профилактики стресса // Юный ученый. 2018. № 2 (16). С. 140–144.
- Баранова К.А. Превентивная умеренная гипоксия повышает содержание кортикостероидных рецепторов в мозге крыс в экспериментальной модели депрессии // Нейрохимия. 2020. Т. 37, № 3. С. 220–
- 227. doi: 10.31857/S1027813320030024.
- Батаршев A.B. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практ. руководство по психол. диагностике. СПб. : Речь, 2005. 208 с.
- Горанчук В.В., Сапова Н.И., Иванов А.О. Гипокситерапия. СПб. :Элби-СПб., 2003. 536 с.
- Зиамбетов В.Ю., Пятибрат А.О. Влияние гипоксической тренировки в изолирующем противогазе на повышение резистентности организма к влиянию экстремальных условий профессиональной деятельности // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2021. № 4. С. 71–77. doi: 10.25016/2541-7487-2021-0-4-71-77.
- Карымова О.С., Колодина И.И. Особенности проявления тревожности и стресса у мужчин и женщин с разным уровнем самооценки // Азимут науч. исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10,
- № 2 (35). С. 358–361. doi: 10.26140/anip-2021-1002-0090.
- Николаева А.Г. Использование адаптации к гипоксии в медицине и спорте. Витебск: ВГМУ, 2015. 150 с.
- Русина Н.А., Оленчук А.Б. Взаимосвязь уровня тревожности, уровня самооценки и прокрастинации у молодых людей // Вопр. психич. здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17, № 52. С. 208–209
- Собчик Л. Н. МЦВ – метод цветовых выборов: модифицированный восьмицветовой тест Люшера: практ. руководство. СПб. : Речь ; М. : Пер сэ, 2001. 99 с. (Практикум по психодиагностике).
- Сугоняев К.В. Можно ли оценить личностные характеристики с помощью теста Люшера? // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 2. С. 41–59. doi: 10.14529/jpps190204
- References
- Anastasi A. Urbina C. Psikhologicheskoe testirovanie [Psychological testing]. St. Petersburg. 2003. 688 p. (In Russ.)
- Apal’kova A.M., Polynskii V.V., Gerasimova N.A. Zanyatiya sportom (fizicheskoi kul’turoi) kak sredstvo profilaktiki stressa [Sports (physical culture) as a means of stress prevention]. Yunyi uchenyi [Young scientist]. 2018; (2):140–144. (In Russ.)
- Baranova K.A. Preventivnaya umerennaya gipoksiya povyshaet soderzhanie kortikosteroidnykh retseptorov v mozge krys v eksperimental’noi modeli depressii [Preconditioning by moderate hypoxia increases the amountof corticosteroid receptors in the rat brain in the model of depression]. Neirokhimiya [Neirokhimiya]. 2020; 37(3):220–227. DOI: 10.31857/ S1027813320030024. (In Russ.)
- Batarshev A.B. Bazovye psikhologicheskie svoistva i professional’noe samoopredelenie lichnosti [Basic psychological properties and self-determination of personality]. St. Petersburg. 2005. 208 p. (In Russ.)
- Goranchuk V.V., Sapova N.I., Ivanov A.O. Gipoksiterapiya [Hypoxytherapy]. St. Petersburg. 2003. 536 p. (In Russ.)
- Ziambetov V.Yu., Pyatibrat A.O. Vliyanie gipoksicheskoi trenirovki v izoliruyushchem protivogaze na povyshenie rezistentnosti organizma k vliyaniyu ekstremal’nykh uslovii professional’noi deyatel’nosti [The effect of hypoxic training in an insulating gas mask on increasing the body’s resistance to the influence of extreme conditions of professional activity]. Medikobiologicheskie i sotsial’no-psikhologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychainykh situatsiyakh [Medico-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations]. 2021; (4):71–77. doi: 10.25016/2541-7487-2021-0-471-77. (In Russ.)
- Karymova O.S., Kolodina I.I. Osobennosti proyavleniya trevozhnosti i stressa u muzhchin i zhenshchin s raznym urovnem samootsenki [Features of anxiety and stress in men and women with different levels of self-esteem]. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology]. 2021; 10(2):358–361. doi: 10.26140/anip-2021-1002-0090. (In Russ.)
- Nikolaeva A.G. Ispol’zovanie adaptacii k gipoksii v medicine i sporte [The use of adaptation to hypoxia in medicine and sports]. Vitebsk. 2015. 150 p. (In Russ.)
- Rusina N.A., Olenchuk A.B. Vzaimosvyaz’ urovnya trevozhnosti, urovnya samootsenki i prokrastinatsii u molodykh lyudei [The relationship between the level of anxiety, the level of self-esteem and procrastination in young people]. Voprosy psikhicheskogo zdorov’ya detei i podrostkov [Mental health issues of children and adolescents]. 2017; 17(S2):208–209. (In Russ.)
- Sobchik L.N. MTsV – metod tsvetovykh vyborov: modifitsirovannyi vos’mitsvetovoi test Lyushera [MTSV – the method of color choices. Modified eight-color Lusher test]. St. Petersburg ; Moscow. 2001. 99 p. (In Russ.)
- Sugonyaev K.V. Mozhno li otsenit’ lichnostnye kharakteristiki s pomoshch’yu testa Lyushera? [Is it possible to assess personality traits by means of Loscher test?]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya [Psychology. Psychophysiology]. 2019: 12(2)41–59. doi: 10.14529/jpps190204. (In Russ.)
Дополнительные файлы
