ОСОБЕННОСТИ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЙ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ результатов исследования ассертивного поведения студентов с учетом мотивации достижений, которая им свойственна.
Цель исследования – определить влияние, которое оказывает мотивация достижения на уровень ассертивности поведения.
Методы и организация исследования. В целях решения исследовательских задач была использована совокупность теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, систематизация, конкретизация, обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент. В качестве диагностического инструментария выступили: Тест-опросник измерения мотивации достижения (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова), Опросник ассертивности (В.П. Шейнов).
Результаты исследования и выводы. Уточнено определение таких научных понятий как «ассертивное поведение», «ассертивность», «ассертивная личность», «мотивация достижений»; рассмотрены составляющие ассертивного поведения. На этапе констатации результатов проведенного исследования студенты были распределены в группы в соответствии с выявленной мотивацией достижения, что позволило сопоставить их с уровнем ассертивности, характерным для каждого респондента. Полученные данные подтверждены статистически. Сделан вывод о необходимости развития мотивации на достижение успеха, что позволит сформировать ассертивное поведение студентов, которое связано с автономностью, самостоятельностью, решительностью и навыками конструктивного социального взаимодействия.

Об авторах

Алена Вячеславовна Кибальник

Иркутский государственный университет

Email: kialvch@yandex.ru
кафедра социальной педагогики и психологии, доцент 2024, кандидат педагогических наук 2019

Ирина Валерьяновна Федосова

Иркутский государственный университет

доцент, кандидат педагогических наук

Список литературы

  1. Wolpe J. The practice of behavior therapy. New York : Pergamum Press, 1973. 421 р.
  2. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или ассертивность - в жизнь! Санкт-Петербург : Речь, 1995. 232 с.
  3. Salter A. Conditioned reflex therapy. New York : Capricorn, 1949. 359 р.
  4. Шейнов В. П., Девицын А. С. Факторная структура опросника ассертивности. doi: 10.33581/2521-6821-2021-4-110-118 // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2021. № 4. С. 557–565. EDN: VFKEQB.
  5. Understanding facilitators for assertiveness among college students in India - a qualitative study / Goel A., Padickaparambil S., Sreelakshmi E. S., Pothiyil D. I. doi: 10.1007/s12144-024-05763-6 // Сurrent psychology. 2024. Volume 43, Issue 21. P. 19423–19432. EDN: PMOJEO.
  6. Stoykov A. Dynamics of assertive behavior in the social work students. doi: 10.34069/ai/2020.28.04.2 // Аmazonia investiga. 2020. Volume 9, Issue 28. P. 14–21. EDN: YDJWSU.
  7. Бокова В. Н., Просина П. А. Ассертивная модель поведения в процессе обучения аудированию студентов неязыковых специальностей // Язык и межкультурная коммуникация : сборник статей XVIII Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань : Астраханский гос. ун-т им. В.Н. Татищева, 2024. С. 49–54.
  8. Гапонова С. А., Корнилова Н. С. Ассертивное поведение. Структурный анализ. doi: 10.26795/2307-1281-2024-12-3-13 // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, № 3. С. 13–30. EDN: HHQVQE.
  9. Lazarus A. A. On Assertive Behavior: A Brief Note. doi: 10.1016/S0005-7894(73)80161-3 // Behavior Therapy. 1973. № 4. Р. 697–699.
  10. Трошихина Е. Г., Навдушевич Г. В. Ассертивность как копинг-стратегия и личностная характеристика в подростково-юношеском возрасте. doi: 10.34216/2073-1426-2021-27-4-221-227 // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 221–227. EDN: HGILJT.
  11. Mahammed R. F., Kadhum S. R. Тhe assertive behavior of disabled tennis and table tennis players // Revista iberoamericana de psicologia del ejercicio y el deporte. 2023. Volume 18, Issue 3. P. 248–250.
  12. Vagos P., Pereira A. Revisiting a taxonomy of social anxiety and assertiveness in adolescence: evidence for a cognitive approach. doi: 10.1007/s12144-020-00823-z // Сurrent psychology. 2022. Volume 41, Issue 6. P. 3615–3624. EDN: OEDMGF.
  13. Mamedova L. V., Kobazova Y. V., Shakhmalova I. J. Psychological and Pedagogical Methods for Development of Assertive Behavior in High School Students. doi: 10.2991/aebmr.k.200312.294 // Рroceedings of the international scientific conference - far east con (Iscfec 2020). 2020. Volume 128. P. 2117–2123. EDN: YDKZRB.
  14. Марданова Г. К., Семенова А. В. К вопросу о мотивации подростков в современном мире. doi: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-70-76 // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4, № 4. С. 70–76. EDN: ZCIGYF.
  15. Яшкова А. Н. Мотивация достижения младших школьников как фактор их успешности в учебной деятельности. doi: 10.24412/2304-120X-2024-11127 // Концепт. 2024. № 8. С. 67–80. EDN: JRUJVO.
  16. Формирование мотивации достижения у подростков в современном образовательном пространстве / Ермолова Т. В., Балыгина Е. А., Литвинов А. В., Гузова А. В. doi: 10.17759/jmfp.2019080201 // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8, № 2. С. 7–18. EDN: XWVEJZ.
  17. Барсукова О. В., Викторчик И. С. Особенности мотивации достижения и самооценки честолюбия студентов с разными жизненными ориентациями // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. Ростов-на-Дону, 2013. № 1. С. 318–320. EDN: SDULOX.
  18. Кичукова К. С., Танева Т. Г. Мотивация достижений и отношение медицинских лаборантов к непрерывному обучению. doi: 10.17853/1994-5639-2021-6-185-215 // Образование и наука. 2021. Том 23, № 6. С. 185–215. EDN: XAUOTO.
  19. Кибальник А. В., Федосова И. В., Абрамова К. А. Эмпирическое исследование стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций сельскими подростками. doi: 10.51379/KPJ.2023.158.1.031 // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1. С. 266–273. EDN: GRMFIT.
  20. Кибальник А. В., Федосова И. В., Акмамбетова А. Е. Особенности стратегий преодолевающего поведения студентов с разным локусом контроля. doi: 10.12731/2658-4034-2024-15-4-609 // Russian Journal of Education and Psychology. 2024. Том 15, № 4. С. 400–416. EDN: DTFPCU.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».