ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ КОМАНД
- Авторы: Казакова О.А.1, Залевская Е.Н.2, Михайлова О.Н.3, Тезиков Д.А.4
-
Учреждения:
- Самарский государственный экономический университет
- Самарский Государственный Медицинский Университет
- Самарский государственный университет путей сообщения
- Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации
- Выпуск: № 6 (2025)
- Страницы: 65-72
- Раздел: Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
- URL: https://ogarev-online.ru/1994-4683/article/view/301484
- DOI: https://doi.org/10.5930/1994-4683-2025-65-72
- ID: 301484
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования – изучить социально-психологические аспекты в студенческих спортивных коллективах, влияющие на игровую деятельность.
Методы и организация исследования. В ходе научного исследования использовали такие методы, как анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, наблюдение, обобщение, беседы, а также педагогический эксперимент и методы математической статистики. Для вычисления индекса или коэффициента сплоченности группы (коллектива) применялась шкала приемлемости Н.Б. Бахаревой. В исследовании приняли участие 135 студентов-спортсменов из четырех вузов Поволжского региона.
Результаты исследования и выводы. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что оценка игроков волейбольных сборных команд по данным аспектам показала увеличение коэффициента сплоченности и внутригрупповой приемлемости, несмотря на приток новых членов в командах. Это свидетельствует о хороших взаимодействиях в коллективе, что положительно сказывается на результативности команд. Оценено развитие оперативного мышления у игроков путем обсуждения и озвучивания ими своих действий в различных игровых ситуациях на протяжении всего эксперимента. Это позволило спортсменам анализировать игровые ситуации и оценивать эффективность различных тактических решений, что способствовало повышению их профессионального мастерства. Авторы пришли к выводу, что коммуникативное взаимодействие между игроками имеет ключевое значение для успеха в командных видах студенческого спорта.
Ключевые слова
Об авторах
Ольга Александровна Казакова
Самарский государственный экономический университет
Email: kazakova.kpn@gmail.com
доцент, кандидат педагогических наук 2010-2025
Елена Николаевна Залевская
Самарский Государственный Медицинский Университет
Email: e.n.zalevskaya@samsmu.ru
доцент, кандидат педагогических наук 2006
Ольга Николаевна Михайлова
Самарский государственный университет путей сообщения
Email: mihon1958 @mail.ru,
доцент, кандидат социологических наук
Дмитрий Александрович Тезиков
Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации
Email: dmitijtezikov@yandex.ru,
Список литературы
- Васюра С. А., Иоголевич Н. И. Стилевые характеристики активности в общении спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. doi: 10.14529/hsm180107. doi: 10.14529/hsm180107 // Человек. Спорт. Медицина. 2018. Т. 18, № 1. С. 82–94. EDN: YTOONI.
- Фадина А. Г., Зайкина Е. Ю. Развитие самомотивации как ресурса для профилактики эмоционального выгорания средствами визуализации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Том 6, № 2А. С. 108–111. EDN: ZBIMSZ.
- Михеева А. Г. Формирование системы межличностных отношений студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 67. С. 404–409. EDN: LINQPV.
- Донцов Д. А. Сплочённость группы и её социально-психологическая диагностика в сфере спорта. doi: 10.25629/HC.2020.10.17 // Человеческий капитал. 2020. № 10 (142). С. 203–213. EDN: AJTJTU.
- Макаров Ю. В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Психология. 2010. № 1 (156). С. 72–83. EDN: MQPWKJ.
- Бахарева Н. В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотношений // Человек и общество. Вып. 7. Ленинград : ЛГУ, 1970. С. 98–103.
- Makarov Yu. V. (2010), “Formation of group cohesion by means of socio-psychological training“, Psycholog, No 1 (156), pp. 72–83.
Дополнительные файлы
