Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения компонентов информационных систем при взаимодействии молодежи и власти

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных условиях развития цифровой цивилизации на повестку дня выходит проблема взаимодействия молодежи и власти через автоматизированные платформы. Так, например, социализация молодых людей проходит в том числе и через средства массовой информации, гаджеты, Интернет и др. Так формируются нравственные ценности и установки, гражданская позиция, предпочтения граждан в обществе. И власть здесь выступает одним из субъектов в общественных взаимодействиях. С повсеместным внедрением искусственного интеллекта цифровые властные платформы могут стать таким же субъектом взаимодействия с молодежью и выполнять те же функции, что и сотрудники властных структур. В статье проводится обоснование этого тезиса, для чего авторы представляют результаты системного анализа преобразования субъект-объектных отношений между молодежью и автоматизированными информационными платформами государственных властей в субъект-субъектные взаимодействия. Проведенное исследование дает возможность представить концепцию субъектности элементов информационной системы, в рамках которой выделены основные характеристики, входные и выходные параметры, алгоритм и структура действий внутри нее для организации интерактивного взаимодействия с молодыми людьми.Проводится аналогия между взаимоотношениями программистов с программным обеспечением и молодыми людьми, с сайтами, платформами, мобильными приложениями, когда в обоих случаях обе стороны выступают активными субъектами воздействия друг на друга. Авторы утверждают, что в таких ситуациях автоматизированная платформа, подготовленная соответствующим образом при помощи модулей искусственного интеллекта, способна выступать одним из акторов политической социализации современной молодежи, которая фактически в современных условиях является цифровым поколением. Это и дает возможность более активно использовать сами цифровые государственные платформы для выстраивания собственной стратегии участия молодых людей в политической жизни российского общества. Конечно, база знаний таких автоматизированных платформ должна быть изначально подготовлена с помощью действующей нормативно-законодательной базы, имеющихся категорий нравственных ценностей и норм общественной жизнедеятельности.Проведенное авторское исследование позволяет скорректировать архитектуру цифровых интерактивных приложений таким образом, чтобы они превратились из обычных поисковиков, сборщиков и источников информации в активные субъекты социализации молодых людей, в персональных наставников, способных помочь в формировании их жизненных траекторий.

Об авторах

А. Ю. Сидоров

Тюменский индустриальный университет

Email: omb@bk.ru

О. М. Барбаков

Тюменский индустриальный университет

Email: omb@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-9659-2498

Ю. М. Конев

Тюменский индустриальный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: omb@bk.ru

Список литературы

  1. Арестова, О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях : психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. – Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного университета. Серия 14. Психология. – 1996. – Т. 4, № 4. – С. 14–20.
  2. Майоров, А. А. Информационные объекты в информационном поле / А. А. Майоров. – Текст : непосредственный // Образовательные ресурсы и технологии. – 2015. – № 1 (9) – С. 66–73.
  3. Дьячков, А. А. Проблема познания субъектности и психологическое знание / А. А. Дьячков, П. А. Гордеева. – doi: 10.26795/2307-1281-2022-10-3-16. – Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 3 (40). – C. 16.
  4. Волкова, Е. Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / Е. Н. Волкова. – Текст : непосредственный // Мир психологии. – 2005. – № 3 (43). – С. 33–40.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : избранные психологические труды / К. А. Абульханова. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 1999. – 218 с. – Текст : непосредственный.
  6. Брушлинский, А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе / А. В. Брушлинский. – Текст : непосредственный // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17, № 6. – С. 30–41.
  7. Брушлинский, А. В. Субъект : мышление, учение, воображение : избранные психологические труды / А. В. Брушлинский ; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. – 3-е изд., стер. – Москва : Московский психолого-социальный инcтитут ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 406 с.
  8. Васильева, Е. И. Инновационные формы участия молодежи в процессе принятия политических решений / Е. И. Васильева. – Текст : непосредственный // Молодежь XXI века : образ будущего : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием XIII Ковалевские чтения, Санкт-Петербург, 14–16 ноября 2019 г. / Ответственные редакторы Н. Г. Скворцов, Ю. В. Асочаков. – Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2019. – С. 149–150.
  9. Гуляев, И. И. Современные особенности политической социализации как кризис политического участия молодежи / И. И. Гуляев. – Текст : непосредственный // Управление в XXI веке : сборник трудов Международной научно-практической конференции, Белгород, 01–02 ноября 2016 г. – Белгород : ИД «Белгород», 2016. – С. 72–75.
  10. Парфенова, Ю. В. Новые формы политического участия в условиях общества, основанного на знании / Ю. В. Парфенова. – doi: 10.21638/11701/spbu06.2016.20663. – Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. – 2016. – № 2. – С. 63–71.
  11. Богомолова, Т. Ю. Онлайн-петиции как способ коммуникации населения и власти в цифровую эпоху / Т. Ю. Богомолова, Д. М. Щербакова. – Текст : непосредственный // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании : материалы V международной научно-практической конференции, Минск, 13–15 мая 2021 г. – Минск : Белорусский государственный университет. – 2021. – С. 11–17.
  12. Tapscott, D. Growing Up Digital : The Rise of the Net Generation / D. Tapscott. – New York : McGraw-Hill Companies, 1999. – 336 p. – Direct text.
  13. Insights. Ideas. Inspiration : website. – URL: https://www.thinkwithgoogle.com/ (date of the application: 15.06.2018). – Text : electronic.
  14. Вершинина, М. А. Цифровые каналы взаимодействия власти и общества : новые практики коммуникации и отбор технологий / М. А. Вершинина. – Текст : электронный // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 87. – C. 61–71. – URL: https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-87-61-71
  15. Киселев, В. Г. Социальная инженерия в системе управления предприятия : монография / В. Г. Киселев, О. М. Барбаков, Ю. А. Зобнин. – Тюмень : ТИУ. – 2015. – С. 68. – Текст : непосредственный
  16. Barbakov, O. M. Modeling of mass media influence on formation of personality in virtual space / O. M. Barbakov, L. N. Belonozhko. – Direct text // Man in India. – 2017. – Vol. 97, Issue 3. – P. 211–222.
  17. Конев, Ю. М. Эффективность взаимодействия властных структур и сельского населения Тюменской области (по результатам социологического исследования) / Ю. М. Конев, М. Л. Белоножко, О. М. Барбаков. – Текст : непосредственный // Модернизационный потенциал и социальные практики — основа конкурентоспособности и консолидации российских регионов : материалы III Тюменского социологического форума, 3–4 октября 2013 г. / Под редакцией М. М. Акулич, Г. С. Корепанова. – Тюмень : Тюменская областная Дума, ТИУ, 2013. – С. 133–137.
  18. Modeling of the Innovation Activity of Russia’s Regions / O. P. Smirnova, O. M. Barbakov, A. O. Ponomareva, M. V. Vinogradova. – Direct text // WSEAS Transactions on Business and Economics. – 2019. – Vol. 16. – P. 403–413.
  19. Абрамова, С. Б. Цифровое взаимодействие молодежи и власти : мотивация и барьеры / С. Б. Абрамова, Н. Л. Антонова. – doi: 10.24412/2079-0910-2024-2-100121. – Текст : непосредственный // Социология науки и технологий. – 2024. – Т. 15, № 2. – C. 100–121
  20. Деревянченко, А. А. Политическая активность молодежи в цифровом обществе / А. А. Деревянченко, Д. В. Калинин. – Текст : непосредственный // Гражданин. Выборы. Власть. – 2020. – № 2 (16). – C. 155–173.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».