Петроглифы Хагондоково II: картина охоты на оленей
- Авторы: Кагазежев Ж.В.1,2
-
Учреждения:
- Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук
- Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова
- Выпуск: Том 26, № 6 (2024)
- Страницы: 392-396
- Раздел: Новости в науке
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-6639/article/view/282221
- DOI: https://doi.org/10.35330/1991-6639-2024-26-6-392-396
- EDN: https://elibrary.ru/ZXEZSM
- ID: 282221
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная работа посвящена открытию и введению в научный оборот наскального изображения, найденного в июле 2024 г. среди комплекса петроглифов Хагондоково II. Рисунки представляют собой вырезанные на скальной породе антропоморфные и зооморфные фигуры. Уникальность открытых рисунков состоит в том, что они представляют цельную картину, изображения на которой показывают охоту людей на оленей. На наскальной картине охотники изображены с мечами, что является малоизвестным случаем подобных петроглифов. Указанные факты обусловливают актуальность настоящей темы исследования. Целью работы является внедрение в научный оборот недавно открытых наскальных изображений, найденных среди петроглифов Хагондоково II.
Ключевые слова
Полный текст
В июле 2024 г. состоялась экспедиция Научно-инновационного центра «Естественно-научные методы в археологии, антропологии и археографии» (НИЦ ЕМААА) КБНЦ РАН в окраины с. Али-Бердуковский, проходившая при помощи местного жителя – краеведа О. Д. Жужуева (31.10.1988 г. р.). Руководство экспедицией осуществлял заведующий НИЦ ЕМААА КБНЦ РАН Ж. В. Кагазежев. Наскальная картина (рис. 1, 2) обнаружена на расстоянии 500 м западнее северно-западной окраины с. Али-Бердуковский, около балки Бэчби среди петроглифов Хагондоково II, зафиксированных в апреле 2023 г. [1, 2]. Петроглифы Хагондоково II имеют сходство с другими наскальными изображениями Северного Кавказа и не носят локальный характер. Аналоги наскальных изображений Хагондоково II встречаются в бассейне Северного Средиземноморья и в основном датируются эпохой неолита.
Рассматриваемые нами детали наскальной картины вырезаны на скале известняковой породы высотой около 1000 м над уровнем моря. Наскальная картина представляет собой сцену охоты людей на оленей и занимает площадь 100 х 90 см. В центре картины находятся две антропоморфные фигуры с мечом на уровне пояса (рис. 3, 4). Мечи, судя по изображению, скорее всего, являются металлическими. Подобные изображения людей с мечами малоизвестны. В основном встречаются петроглифы с изображением антропоморфных фигур с луками и стрелами либо копьями. Возможно, древний художник хотел изобразить не только охотников, но и воинов – как выделяющийся класс социальной иерархии.
Самый древний известный меч сделан из бронзы и найден археологом А. Д. Резепкиным в Республике Адыгея Российской Федерации, в каменной гробнице новосвободненской (майкопской) культуры. Он датируется второй третью IV тыс. д. н. э. [3]. В мегалитическом захоронении бронзовый протомеч был символически согнут. Древний меч, датируемый концом IV тыс. д. н. э., найден и в верховьях р. Тигр в древнем дворце Арслантепе (современ. Турция). Считается, что из Анатолии мечи постепенно распространились на Ближний Восток и в Европу [4–6].
Изначально металлический меч был доступен наиболее богатой социальной прослойке воинов. Он символизировал воинское сословие, мужественность, благородство, честь, лидерство, силу и т. д. В некоторых политеистических религиях меч являлся атрибутом бога войны, охранителя общественного порядка. Возможным подтверждением особого социального статуса изображенных на наскальной картине охотников-воинов является наличие третьего человека справа от них и оленей. Он изображен без оружия и с поднятыми руками (рис. 2), гонит оленей к воинам-охотникам. На скале отчетливо видны изображения двух рогатых оленей (рис. 5, 6), убегающих по бокам от воинов-охотников.
Примечательным является и изображение неизвестного животного, которое находится в верхней части наскальной картины. Создается впечатление, что неизвестное животное, отрываясь от всех, убегает вверх. Возможно, мы видим лишь остатки сохранившегося более объемного древнего наскального изображения.
Таким образом, наскальная картина сцены охоты на оленей, обнаруженная среди петроглифов Хагондоково II, является уникальной. Кроме выраженной сцены охоты, в ней, возможно, изображены признаки социальной дифференциации и выделения среди племени класса воинов. Наскальную картину среди петроглифов Хагондоково II предварительно можно отнести к раннему бронзовому веку IV–III тыс. д. н. э. Очередная находка группы петроглифов в комплексе наскальных изображений Хагондоково II свидетельствует об особой значимости местности и возможных дальнейших, не менее интересных для науки открытий в регионе.
Приложение: наскальная картина охоты на оленей
Рис. 1. Часть скалы с изображением охоты людей на оленей
Fig. 1. Part of a rock with an image of people hunting deer
Рис. 2. Человек, гонящий оленей на охотников
Fig. 2. A man driving deer towards hunters
Рис. 3. Охотник с мечом
Fig. 3. A hunter with a sword
Рис. 4. Охотник с мечом, сверху изображение оленя
Fig. 4. Hunter with a sword and a deer from above
Рис. 5. Олень в нижнем углу части скалы
Fig. 5. Deer in the lower corner of the rock
Рис. 6. В верхней части наскальной картины изображение бегущего животного
Fig. 6. Image of an animal running on top of a rock painting
Об авторах
Ж. В. Кагазежев
Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук; Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова
Автор, ответственный за переписку.
Email: jiraslan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0508-3493
SPIN-код: 2606-0979
канд. истор. наук, зав. научно-инновационным центром «Естественно-научные методы в археологии, антропологии и археографии»; доцент, кафедра всеобщей истории
Россия, 360010, г. Нальчик, ул. Балкарова, 2; 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173Список литературы
- Кагазежев Ж. В. Петроглифы Хагондоково // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2023. № 4(114). С. 121–131.
- Кагазежев Ж. В. Петроглифы Хагондоково: аналоги и их распространение // Вестник Владикавказского научного центра. 2024. Т. 24. № 1. С. 62–66.
- Самый древний меч в мире. Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine (протомеч Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine). URL: https://web.archive.org/
- Резепкин А. Д. Курган 31 могильника Клады. Проблемы генезиса и хронологии майкопской культуры // Древние культуры. Л., 1991. C. 167–197.
- Древняя Россия: Не все инновации пришли из Европы и с Востока. Часть II. URL: https://web.archive.org/web/20130409230512/http://www.km.ru/nauka/2011/06/14/istoriya-rossiiskoi-imperii/drevnyaya-rossiya-ne-vse-innovatsii-prishli-iz-evropy-i
- Rezepkin A. D. Das fruhbronzezeitlicht Graberfeld von Klady und die Majkop - Kultur in Nordwestkaukasien. Rahden / Wes N. 4/2002. Pp. 170–175.
Дополнительные файлы
