Виртуальный музей археологии: проблемы организации структуры
- Авторы: Гукемух И.Х.1
-
Учреждения:
- Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук
- Выпуск: Том 26, № 5 (2024)
- Страницы: 264-272
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-6639/article/view/274295
- DOI: https://doi.org/10.35330/1991-6639-2024-26-5-264-272
- EDN: https://elibrary.ru/TCLUBH
- ID: 274295
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются роль и возможности IT-технологий в создании музеев нового поколения, основные типы сетевых музеев и принципы организации тематической структуры виртуального музея археологии. Отдельное внимание автор уделяет вопросам, касающимся различных опций в структуре виртуального музея.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
В последние пять лет в научном сообществе, а также в среде учащейся молодежи и краеведов-энтузиастов растет популярность цифровых версий исторических музеев. Новый импульс этому росту дала пандемия COVID-19.
В период вынужденной самоизоляции (2020–2022 гг.) процент граждан, посетивших сайты сетевых музеев, резко вырос. По данным ВЦИОМ, в период с 2020-го по 2022 год в виртуальных музеях побывал каждый пятый россиянин, имеющий доступ к интернету (83 % всех россиян). В 2020 году виртуально гуляли по музеям 72 % из них. В период вынужденной самоизоляции ими воспользовались более половины (57 %) россиян, имеющих выход в интернет. Среди музеев, которые россияне хотят посетить виртуально, лидируют исторические (47 %)1.
Сегодня виртуальные музеи способны сохранить (в цифре), репрезентировать, задокументировать предметы (объекты) историко-культурного наследия и обеспечить доступ не только к интернет-сайтам государственных учреждений культуры, но и к собраниям частных коллекционеров [1, с. 216].
Новизна статьи заключается в том, что в ней рассматриваются вопросы, связанные со структурированием экспозиции виртуального археологического музея из цифровых версий предметов, оригиналы которых хранятся в разных музеях, научных учреждениях и частных коллекциях. Предложения автора по организации такой структуры основаны на опыте его работы в группе по сбору (сканированию и оцифровке), каталогизации и аннотированию экспонатов для виртуального музея археологии КБНЦ РАН2 и, конечно, на накопленном за последние годы опыте российских музейщиков.
На сегодняшний день в Российской Федерации создано более 90 цифровых музеев [2, с. 2], однако количество археологических музеев очень невелико, и несмотря на свое название не все они в полной мере соответствуют понятию «виртуальный» – то есть воспринимаемый нами в реальном времени через воздействие технических средств на наши органы чувств. Есть и другие варианты определения этого понятия3. Музеи в интернете и виртуальные музеи представляют разные типы организации. Последние отличаются от интернет-представительств реальных музеев прежде всего тем, что они являются не только хранителями и носителями информации, но и ее первоисточником. При кажущейся аналогии с обычным музеем виртуальный музей – это новая реальность, выходящая за рамки традиционного представления о материальном музее с его экспозицией и выставками. Экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время «работы» выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой информации4.
Существующие на сегодняшний день цифровые музеи условно можно разделить на три типа.
К первому относятся интернет-представительства традиционных музеев, которые предлагают пользователям оцифрованные материальные объекты (карты с указанием подъездов и парковок, проекции здания музея, интерьеров экспозиционных залов и непосредственно экспонатов). Именно об этом типе виртуальных музеев говорится в технических рекомендациях Министерства культуры РФ [3, с. 5].
Второй тип составляют музеи, экспозиции которых структурируются в исключительно абстрактном пространстве, при полном отсутствии материальной инфраструктуры. Они существуют и функционируют только в интернет-сети. «У такого музея нет помещений и запасников, нет выставочного оборудования и смотрителей в залах» [4, с. 139]. Место настоящих, то есть физически осязаемых экспонатов, здесь занимают цифровые реплики (3D-проекции) оригиналов, находящихся в залах или хранилищах реальных музеев или в частных коллекциях. Именно такой музей мы и называем виртуальным. Его экспозиции могут:
- объединять предметы из разных, географически далеко отстоящих друг от друга реальных музеев;
- структурироваться вне зависимости от их расположения в «родном» учреждении (в обоих случаях легенда5, сопровождающая 3D-проекцию экспоната, должна содержать информацию о месте постоянного хранения оригинала и имя его бывшего или нынешнего владельца);
- быть пластичными, легко и быстро изменяемыми (например, экскурсионные маршруты могут формироваться под определенную профессиональную либо социальную страту посетителей;
- снимать риски, связанные с сохранностью и безопасностью экспонатов, которые в ходе строительства и последующей работы традиционной экспозиции могут быть повреждены или похищены;
- включать реконструированные с помощью IT-технологий экспонаты (объекты), реальные прототипы которых были частично или полностью утрачены [5, с. 15];
- представлять посетителю проекции предмета до и после его реставрации;
- привлекать людей с ограниченной подвижностью, зрением и слухом;
- предлагать возможность обмена мнениями.
Существует и третий, «смешанный» тип музея, где виртуальные предметы (объекты) или их фрагменты представлены в традиционной экспозиции с применением технологий дополненной реальности (Augmented Reality)6. Например, наведя свой телефон или планшет на специальную метку под экспонатом и отсканировав ее, вы увидите на экране своего гаджета презентационный ролик, содержащий подробную информацию о предмете (объекте) и о том, как он выглядел ранее (в случае его частичного разрушения). С помощью AR-технологий можно также «оживить» интерактивную модель (животного или человека) и заставить ее двигаться в зале традиционного музея.
Или, наведя камеру мобильного устройства на изображение древнего разрушенного храма, мы видим на экране его реконструкцию. Дополненная реальность позволяет знакомиться с экспонатами и в игровой форме. Например: камера телефона при наведении на скульптуру, стоящую в зале, разбивает ее на фрагменты, которые прежде, чем перейти к другому экспонату, нужно собрать в пазл.
Таким образом посетитель максимально вовлекается в процесс получения и усвоения новой информации, а дети и молодежь в ходе игры получают новые знания.
Независимо от типа цифрового музея в фокусе создаваемых информационных систем «всегда находятся электронные «экспонаты» и их метаданные, позволяющие осуществить более точный пользовательский поиск» [1, с. 215]. С каждым годом все больше традиционных музеев создают цифровые варианты своих экспозиций и выставок, так как их руководство приходит к пониманию потенциальных возможностей IT-технологий в деле популяризации своих коллекций и одновременно развития коммерческой стороны музейной деятельности.
Сегодня все больше специалистов сходятся во мнении, что виртуальные музеи, как и музеи традиционные, должны создаваться в соответствии с определенной научной и дизайнерской концепциями и экспозиционными сценариями, то есть стоять на тех же «трех китах», что и реальные музеи [6, с. 80–81].
Таким образом, независимо от формата музея – материального или виртуального – перед научными сотрудниками и дизайнерами, задействованными в строительстве экспозиции, стоят во многом сходные задачи, заключающиеся в разработке и воплощении научной концепции и тематической (сюжетно-тематической) структуры экспозиции. В качестве принципа группировки экспонатов можно избрать любой из приведенных ниже:
- соответствие определенным археологическим культурам (Майкопской, Ямной, Северокавказской, Кобанской, Скифской и т.д.) и хронологии (эпоха, тысячелетие, век);
- принадлежность к конкретному археологическому комплексу (например, «Предметы из кургана Ошад» или «Материалы раскопок Нальчикского энеолитического могильника» и т.п.);
- предназначение: практическое, эстетическое, обрядовое (например, «холодное оружие», «орудия труда», «женские украшения», «предметы культа» и т. д.);
- материальный (камень, дерево, глина, медь, бронза, железо и т.д.);
- ареальный (Центральный Кавказ, Предкавказье, Восточное Причерноморье и т.д.).
В процессе группировки экспонатов будут формироваться тематические разделы и подразделы (или коллекции – оружия, украшений, керамики и т.д.) виртуального музея, каждый из которых должен быть снабжен текстовыми и аудиоаннотациями на двух языках – русском и английском.
Многоступенчатость или пирамида
Посетителями (пользователями) музея будут не только студенты, пишущие на данную тему курсовую работу, или диссертанты, готовящие публикацию в научном журнале. В числе гостей наверняка появится и какое-то количество краеведов, коллекционеров, журналистов, публикующих в СМИ сведения об археологических находках, и т.д. Поэтому виртуальный музей (как и любой другой) должен ориентироваться на только на профессионалов, но и на широкую аудиторию увлеченных (в нашем случае – историей) любителей. Исходя из сказанного, организаторы экспозиции должны стремиться к тому, чтобы сделать ее структуру многоступенчатой, то есть такой, в которой визуальная и вербальная информация (об эпохах, культурах, артефактах) вела бы посетителя от общих сведений к частностям, от официально признанных, устоявшихся точек зрения – к спорным теориям и гипотезам. Возникает вопрос: как добиться этой многоступенчатости и вызвать интерес у потенциальных посетителей с разным уровнем погруженности в данную область знаний?
Представляется важным не переутомлять непрофессиональных энтузиастов истории специфической информацией, для понимания которой требуется владение научной терминологией, знакомство с трудами авторов и апологетов различных теорий и т. д. В противном случае есть большой риск завести пользователя в научные «дебри», в результате чего он может навсегда потерять интерес к посещению виртуального музея. В то же время нельзя забывать и о тех, кто занимается историей профессионально и кого вряд ли привлечет изложение азов археологии. Думается, что последняя категория пользователей будет открывать сайт виртуального музея преимущественно для справки и сверки своих предположений с существующими в науке мнениями.
В этих обстоятельствах научная концепция как краткая структура экспозиции графически может выглядеть, как пирамида, вершина которой – это общие сведения, а каждая последующая ступень – их конкретизация [7, с. 12].
Рис. 1. Пирамидальная структура экспозиции виртуального музея археологии
Fig. 1. Pyramidal structure of the exposition of the virtual museum of archeology
Если речь идет об археологической экспозиции, то ее структура, от вершины к основанию пирамиды, может выглядеть так:
- бронзовый век (сер. IV – вторая пол. II тыс. до н.э.), его характеристика, периодизация и ареал;
- основные археологические культуры бронзового века (Ямная, Куро-Араксская, Майкопская, Кобанская и т.д.), их периодизация (например, если речь идет о Кобанской культуре, – раннекобанский, классический, кобанский, позднекобанский) и варианты (западный, восточный и т.д.);
- эталонные и эпонимные памятники, история открытия, местоположение, тип объекта (стоянка, городище и т. п.), инвентарь;
- эпиграфические, палеографические и лингвистические данные, то есть сведения о языке и письменности;
- расовые типы и антропологические характеристики, соответствующие той или иной археологической культуре (понтийский, кавкасионский, индо-каспийский и др.);
- палеогенетические данные по культурам (гаплогруппы);
- экономика, социальное устройство;
- краткая историография (история открытия и исследования) с указанием имен ученых и эпонимных (давших название археологической культуре, титульных) памятников;
- 3D-проекции, фото и текстовое описание артефактов с указанием материалов, из которых они изготовлены, их предназначение, место, время и обстоятельства обнаружения;
- библиография (источники и литература).
Дополнительные опции
Виртуальный формат музея подразумевает наличие платных опций. Их стоимость должна быть мизерной, а вырученные деньги могут быть потрачены на амортизацию компьютерного оборудования (обслуживание и ремонт аппаратуры, оплата интернета и т.п.).
При организации экспозиции виртуального музея особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить таким опциям, как возможность обмена мнениями. Сайт должен быть интерактивным – иметь обратную связь и предполагать живой диалог. Естественно, администратор такой площадки обязан следить за тем, чтобы участники дискуссий избегали вульгаризмов и оскорбительных выпадов, к которым стороны на форумах иногда прибегают под влиянием эмоций. Для участия в дискуссиях необходимо будет зарегистрироваться.
Одной из важных составляющих структуры музея должна быть опция «словарь-справочник», который будет пополняться по мере появления в научном обороте новых понятий и терминов, а также по просьбе посетителей, обращающихся за разъяснениями.
Визуальный материал не должен ограничиваться лишь 3D-демонстрацией предмета или объекта. При сканировании часто утрачиваются либо плохо отображаются элементы орнамента, фактура поверхности (гладкая, шероховатая и т.д.), цвета и т.д. Кроме того, существует проблема восприятия. Далеко не все потенциальные посетители виртуальных музеев, особенно в глубинке, готовы принимать новшества «digital culture» [8, с. 2]. Поэтому наряду с 3D-изображением желательно размещать оцифрованное фото, а иногда и зарисовку предмета (объекта), которые полнее отобразят форму, цвет и фактуру материала, из которого он создан.
Отдельное место в виртуальной экспозиции должен занимать опционный раздел картографии, содержащий цифровые карты со сведениями о времени, ландшафте и ареале распространения археологических культур с указанием расположения основных памятников (могильников, селищ, городищ, стоянок, курганов и т. д.). Здесь важно уделить пристальное внимание вопросам соблюдения законности публикации такой информации в открытом доступе с целью недопущения ее использования разного рода «черными копателями» и самодеятельными археологами7. Помимо современных карт, составленных с помощью спутниковой и аэросъемки, а также воздушного лазерного сканирования, данный раздел должен пополняться материалами (картами и экстрактами описаний), составленными древними и средневековыми авторами – историками и путешественниками (Геродот, Страбон, Аммиан Марцелин, Плано Карпини, Гийом де Рубрук, Ибн Хальдун, Василий Татищев и др.) Для посещения данного раздела также необходимо будет зарегистрироваться.
Для полноты восприятия и популяризации представленной визуальной информации полезным может быть аудиосопровождение демонстрации (виртуальной экскурсии), которое бы включало как голос аудиогида, так и музыкальный фон. Такое сопровождение поможет эмоционально погрузить посетителей в атмосферу обозреваемой эпохи и соответствовать культуре, в рамках которой бытовал тот или иной экспонат (объект)8. В нашем случае демонстрация может сопровождаться чтением отрывков из эпоса «Нарты», «Эпоса о Гильгамеше», поэм Гомера, произведений древних и средневековых авторов и других аутентичных источников. Часть вышеперечисленных пунктов может быть опциональной, то есть доступ к ним может предоставляться за определенную, пусть и символическую плату. К разделам, которые виртуальному музею желательно иметь на своем сайте, относятся также интернет-магазин («Книжная лавка», «Сувениры» и т. д.) и раздел для желающих оказать помощь. Причем интернет-магазин не обязательно должен представлять собой действующую торговую площадку – в нем можно поместить ссылки на дружественные ресурсы [9, с. 86, 88].
Заключение
Археология, как и другие науки, не стоит на одном месте. Многие теории, еще вчера считавшиеся аксиомическими, сегодня подвергаются обоснованным сомнениям и рушатся под напором фактов, добытых антропологами, палеогенетиками, лингвистами, этнологами, климатологами, представителями других смежных наук и дисциплин. Огромную роль в процессе изучения истории человеческой цивилизации стали играть IT-технологии – воздушное лазерное сканирование, тепловизионная съемка, 3D-моделирование, математическая статистика, искусственный интеллект и др.9
В силу исторических фактов, установленных с помощью новых технологий, перманентной корректировке должны подвергаться и наши знания о событиях далекого прошлого. Виртуальные музеи в этом смысле являются идеальным пространством. Благодаря своей пластичности они знакомят посетителей со свежей, непрерывно пополняющейся информацией (экспонатами и трактовками). То же свойство позволяет ориентировать ее на различные возрастные категории.
Кроме того, виртуальный музей – прекрасная возможность для демонстрации предметов и коллекций, находящихся в разных географических точках, но объединенных тематически. Организаторы таких экспозиций не связаны ни помещением, ни необходимостью транспортировки и обеспечения сохранности.
Одна из важнейших функций виртуального музея – коммуникативная. Посетитель может не только осмотреть залы, но также поучаствовать в конференциях и дискуссиях и оставить свои пожелания в гостевой книге.
Виртуальный музей позволяет использовать в проектах различные способы представления информации: тексты, рисунки, фото, аудио, видео, анимацию, голограмму, маппинг и т.п., создавая тем самым «новую реальность» самого виртуального музея.
Социальная функция виртуальных музеев заключается в возможности посещать их людям с ограниченными возможностями здоровья. И, наконец, виртуальный музей содержит в себе огромный образовательный потенциал, основанный на самых разных методах подачи информации, которые стали возможными благодаря развитию IT-технологий.
Виртуальный музей постоянно пополняется новыми версиями экспонатов, с изменением взглядов меняется и структура его экспозиций. Для своевременной реакции на эти изменения и соответствующей перестройки экспозиционных разделов необходимо привлечь к научной работе квалифицированных сотрудников в разных областях и объединить их в комиссию, действующую на постоянной и мобильной основе. Основная задача такой комиссии должна заключаться в приеме, всесторонней оценке поступающих в музей проекций предметов (объектов) и определении их места в пространстве виртуального музея.
Если виртуальный музей в своей деятельности найдет интересные, адекватные общественным потребностям формы, его посещаемость будет расти. Она будет расти тем быстрее, чем шире диапазон IT-технологий, применяемых музеем в процессе работы с посетителями.
1Марунова В. Каждый пятый россиянин, имеющий доступ к интернету, посещал виртуальный музей // Интернет-портал «Российского исторического общества». 2020. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/kazhdyj- pyatyj-rossiyanin-imeyushchij-dostup-k-internetu-poseshchal-virtualnyj-muzej.html (дата обращения 04.07.2024)
2 Виртуальный музей КБНЦ РАН https://vm.kbncran.ru/ (дата обращения 29.07.2024)
3 Виртуальная реальность // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/% (дата обращения 05.07.2024)].
4 Иванов В. Музеи в сети Интернет // Интернет-портал «Меценат». https://maecenas.ru/doc/2005_1_15.html#9 (дата обращения 06.08.2024)
5 Легенда экспоната – история происхождения, сведения о связанных с ним событиях и лицах, среде бытования и др.
6 Суть дополненной реальности, или AR-технологии, состоит в наложении виртуальной реальности на объекты реального мира.
7 Статья 243.2. УК РФ: Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/f693b70aea5be7642495767ff175fc5720198a87/ (дата обращения:14.06.2024).
8 Пример: новеллы к японским миниатюрным фигуркам (нэцкэ) из х/ф «Каникулы Кроша» (1980); URL: https://www.youtube.com/watch?v=XzsW-iNILxM (дата обращения: 12.06.2024)
9 Сурвилло И. Глубокое заблуждение. Как цифровая археология борется с фейками // Цифровая версия журнала «Цифровой океан» URL: https://digitalocean.ru/n/glubokoe-zabluzhdenie (дата обращения: 20.06.2024).
Об авторах
Ибрагим Халидович Гукемух
Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: IBRAGUK22@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-7908-6463
SPIN-код: 2415-2346
канд. ист. наук, науч. сотр. Центра естественно-научных методов в археологии, антропологии и археографии
Россия, 360010, г. Нальчик, ул. Балкарова, 2Список литературы
- Поврозник Н. Г. Виртуальный музей: сохранение и репрезентация историко-культурного наследия // Вестник Пермского университета, 2015. № 4. С. 213–221.
- Гордеева Н. Виртуальный музей – феномен современной культуры // Vinchi journal, 2024. URL: https://vinchi-interactive.ru/journal/virtualnyij-muzej-fenomen/ (дата обращения: 11.08. 2024)
- Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев // Министерство культуры РФ; 2014. С. 1–37. https://culture.gov.ru/documents/po-sozdaniyu-virtualnykh-muzeev-250714/ (дата обращения: 29.06.2024)
- Селиванов Н. Л. Субъективный взгляд на музей из виртуальной реальности // Сб. под ред. Никишина Н. А. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века М.: Прогресс-Традиция, 1999. С. 143. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/archive/ mus&n_t.pdf (дата обращения: 20.07.2024)
- Мальцева С. С. Виртуальный музей: понятие, инструменты работы, перспективы использования. Текст: электронный // Документ. Архив. История. Современность: сборник научных трудов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 2022. Выпуск 22. С. 14–23. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/117205/1/dais_2022_22_003.pdf (дата обращения: 03.07.2024).
- Лебедев А. В. Музейные представительства в интернет. Российский и зарубежный опыт // Сб. под ред. Никишина Н. А. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века М.: Прогресс-Традиция, 1999. С. 81. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/archive/ mus&n_t.pdf (дата обращения: 01.07.2024).
- Поляков Т. П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. М., 2018. 588 с. URL: https://heritage-institute.ru/wp-content/uploads/2018/10/ muzejnaya-ekspozicziya-metody-i-tehnologii-aktualizaczii-kulturnogo-naslediya.pdf (дата обращения: 10.07.2024).
- Клементьева Н. В. Информационные технологии в современном музейном пространстве // Научное обозрение. 2018. № 1. С. 8.
- Максимова Т. Е. Рекомендации по созданию виртуальных музеев: тематическая специфика // Культура и цивилизация. 2016. № 1. С. 83–99. URL: http://publishing-vak.ru/ file/archive-culture-2016-1/6-maksimova.pdf (дата обращения: 18.06.2024).
Дополнительные файлы
