Рефлексивное эссе о музыкальном произведении как способ развития творческого потенциала учащихся

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом исследования является влияние написания рефлексивного эссе о прослушанном музыкальном произведении на развитие творческого потенциала личности. Цель – теоретическое обоснование возможности развития творческого потенциала личности при написании рефлексивных эссе и эмпирическое подтверждение предложенного подхода на основе данных пилотажного исследования, проведенного в детской школе искусств г. Ханты-Мансийска (n=22). Теоретическими методами исследования явились анализ, обобщение, систематизация. Эмпирические методы: эксперимент, тестирование, качественный анализ текстов эссе исследуемых.

Авторы проводят краткий анализ методов определения уровня творческого потенциала и обосновывают возможность использования метода опроса. Описаны условия, которые нужно соблюдать при подборе произведений и написании эссе. Приведены доводы в пользу того, что написание эссе не является интерпретацией музыкального произведения, а само прослушивание произведения не является частью психотерапевтических методов. Изложены результаты пилотажного исследования, которые с определенной вероятностью говорят о том, что написание эссе оказало влияние на развитие творческого потенциала исследуемых.

Об авторах

Сергей Амирович Гильманов

ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: gsa1109@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор Гуманитарного института

Россия, Ханты-Мансийск

Алина Викторовна Зеленая

ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»

Email: zav10@mail.ru

аспирант Гуманитарного института

Россия, Ханты-Мансийск

Список литературы

  1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – Санкт-Петербург : Питер, 1999. – 368 с. – Текст : непосредственный.
  2. Zavoyskiy, S. Affect-incongruency in emotional responses to music / S. Zavoyskiy, C. L. Taylor, R. S. Friedman. – doi: 10.1037/pmu0000156 // Psychomusicology: Music, Mind, and Brain. – 2016. – № 26 (3). – P. 247–256.
  3. Renzulli, J. S. Developing Creativity Across All Areas of the Curriculum / J. S. Renzulli // Nurturing creativity in the classroom / eds. R. A. Begetto, J. C. Kaufman. – New York : Cambridge University Press, 2017. – P. 23–44.
  4. Kemper, K. J. Music as Therapy / K. J. Kemper, S. C. Danhauer // Southern Medical Journal. – 2005 –№ 98 (3). – P. 282–288. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15813154/ (date of application: 20.01.2022).
  5. Малинковская, А. В. Исполнительская интерпретация музыкального произведения как объект исследования: к вопросу о доказательности теоретического суждения / А. В. Малинковская. – Текст : непосредственный // Музыкальное искусство и образование. – 2020. – Т. 8, № 4. С. 9–28.
  6. Рева, В. П. Практикоориентированные стратегии погружения учащихся в художественный мир музыкальных произведений / В. П. Рева. – Текст : непосредственный // Музыкальное искусство и образование. – 2019. – Т. 7, № 1. – С. 25–39.
  7. Железовская, Г. И. Творческий потенциал и его измерение / Г. И. Железовская, Н. В. Абрамова, Е. Н. Гудкова. – Текст : непосредственный // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. – 2014. – № 2. – С. 12–15.
  8. Кузнецова, А. А. Творческий потенциал студента в аспекте образовательного процесса вуза / А. А. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Региональный вестник. – 2020. – № 1 (40). – С. 90–92.
  9. Виниченко, Т. Н. Творческий потенциал студентов: критерии оценки и уровни сформированности / Т. Н. Виниченко, М. А. Ковалева, Т. Н. Свиридова. – Текст : непосредственный // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2021. – № 1. – С. 23–29.
  10. Barbot, B. Creative potential in educational settings: its nature, measure, and nurture / B. Barbot, V. Besançon, T. Lubart. – doi: 10.1080/03004279.2015.1020643 // Education. – 2015. – Vol. 43 (4), № 3–13. – P. 1–11.
  11. Brito, S. V. Teaching and Detecting The Creative Potential – Experience and Perspectives / S. V Brito // Open access peer-reviewed chapter. – URL: https://www.intechopen.com/chapters/47595 (date of application: 20.01.2022).
  12. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учебное пособие : в 2 книгах. Книга 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Е. И. Рарог. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2008. – 476 с. – Текст : непосредственный.
  13. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. – Москва : Музыка, 1989. – 141 с. – Текст : непосредственный.
  14. Орлов, Г. А. Древо музыки / Г. А. Орлов. – Вашингтон : H.A. Frager & Co ; Санкт-Петербург : Советский композитор, 1992. – 408 с. – Текст : непосредственный.
  15. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления / М. К. Мамардашвили. – Москва : Московская школа политических исследований, 2000. – 416 с. – Текст : непосредственный.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Югорский государственный университет, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».