Интегративная оценка психоэмоционального состояния врача-стоматолога как основа профилактики неотложных ситуаций в амбулаторной стоматологии. Цифровое решение. Часть 2

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. Высокие профессиональные нагрузки, постоянное взаимодействие с пациентами, необходимость принятия быстрых решений в стрессовых ситуациях и физическая усталость обусловливают развитие профессионального выгорания у врачей-стоматологов. Интегративные методы диагностики, такие как автоматизированные онлайн-калькуляторы, помогают оперативно оценивать психоэмоциональное состояние врачей и разрабатывать персонализированные рекомендации для преодоления эмоционального выгорания.

Цель исследования — оценить психоэмоциональное состояние врачей-стоматологов в условиях профессиональной деятельности.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие врачи-стоматологи различных возрастных групп: молодого (до 44 лет, n = 348), среднего (от 45 до 59 лет, n = 85), пожилого возраста (от 60 до 74 лет, n = 22). Разработан протокол исследования функционального и психоэмоционального состояния, в котором каждый участник отвечал на вопросы 4 валидизированных опросников. Разработана также программа «Онлайн-калькулятор интегративной оценки психологического состояния врача-стоматолога» для экспресс-оценки и интерпретации данных с визуализацией результатов из опросников.

Результаты. Анализ данных опросника эмоционального выгорания по В.В. Бойко показывает, что наиболее подвержены эмоциональному выгоранию специалисты среднего возраста. Молодые специалисты имеют умеренные уровни напряжения, а пожилые достигают стабильности. Результаты подчёркивают необходимость внедрения профилактических программ для поддержки специалистов на всех стадиях профессионального развития. Опросник «Диагностика эмоционального выгорания» также выявляет различия в профессиональном выгорании у разных возрастных групп: молодые специалисты сохраняют оптимизм, специалисты среднего возраста сталкиваются с высокой нагрузкой, а пожилые демонстрируют снижение вовлечённости. Это подчёркивает важность возрастного подхода к профилактике выгорания. Диагностика коммуникативной социальной компетентности помогает определить особенности каждой группы. Молодые специалисты активны и жизнерадостны, специалисты среднего возраста подвержены эмоциональной нагрузке, а пожилые сохраняют контроль и рациональность, что указывает на важность учёта возрастных особенностей для оптимизации профессиональной деятельности и развития. Различия между возрастными группами отражают изменения, связанные с профессиональной зрелостью и перераспределением приоритетов. Молодые специалисты проявляют высокую активность и вовлечённость, а пожилые сохраняют устойчивые коммуникативные и организаторские навыки, адаптируя их к текущим задачам. Важно поддерживать и развивать навыки всех возрастных групп для повышения профессиональной эффективности.

Заключение. Анализ психологического состояния врачей-стоматологов показал, что пожилые специалисты обладают хорошим психическим здоровьем, но для них характерны ухудшение физического состояния и снижение вовлечённости в общение. Специалисты среднего возраста подвержены риску эмоционального выгорания. Молодые специалисты показывают высокий уровень логического мышления, но испытывают тревожность при адаптации к профессии. Исследование подчёркивает необходимость регулярного мониторинга психоэмоционального состояния стоматологов и внедрения программ поддержки, которые улучшают психологическое благополучие, работоспособность врачей-стоматологов и помогает улучшить качество услуг.

Об авторах

Евгения Николаевна Анисимова

Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: evg-anis@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7109-6431
SPIN-код: 9678-7000

канд. мед. наук, профессор

Россия, Москва

Наталья Юрьевна Анисимова

Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)

Email: dent.natalia@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3073-7041
SPIN-код: 9336-3794

канд. мед. наук, доцент

Россия, Москва

Ольга Владимировна Ходненко

Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)

Email: mz_krlsp_info@mosreg.ru
ORCID iD: 0000-0001-7353-5602
SPIN-код: 6943-0029

канд. мед. наук

Россия, Москва

Никита Андреевич Рязанцев

Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)

Email: nryazancev@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4071-8098
SPIN-код: 1708-8064

канд. мед. наук, доцент

Россия, Москва

Даниил Дмитриевич Рыжков

Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)

Email: ryzhkov_dd@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1797-8270
SPIN-код: 2469-2323
Россия, Москва

Список литературы

  1. Zhumadilova AS, Tuleutaeva ST, Macievskaja LL. Emotional burnout syndrome in dentists. Matsievskaya Evrazijskoe nauchnoe ob##edinenie. 2019;(10-3):211–218. (In Russ.) EDN: OCESZQ
  2. Aksenova EI, Bobkova TV, Veshkurova AB, et al. The emotional burnout effect on labor efficiency of stomatologistS. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. 2021;29(5): 1144–1151. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-5-1144-1151 EDN: UFIZJK
  3. Petrov PI, Mingazov GG. Emotional burnout syndrome among dentists. Kazan Medical Journal. 2012;4):657–660. doi: 10.32687/0869-866X-2020-29-5-1144-1151 EDN: PARKCP
  4. Bakumov PA, Volchansky ME, Zernyukova EA, et al. Emotional burnout in doctors and medical nurses. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2018;(2):30–36. doi: 10.31089/1026-9428-2018-2-30-36 EDN: YTBQLA
  5. Pradhan M, Patil SN, et al. Burnout syndrome in dental profession. IOSR Journal of Dental and Medical Sciences (IOSR-JDMS). 2020;19(6, Series 11):30–37.
  6. Matyushkina EA, Ivanova TA, Smirnova OV. Occupational stress and burnout among healthcare professionals. Journal of Modern Foreign Psychology. 2020;9(1):39–49. doi: 10.17759/jmfp.2020090104 EDN: ZNCABW
  7. Aleksandrov MT, Margaryan EG, Budaychieva ZS. The application of assessment methods of the psycho-emotional state of (doctor and patient) for gender harmonization of treatment and diagnostic processes in dentistry. Russian Journal of Stomatology. 2017;10(4):42–44. doi: 10.17116/rosstomat201710442-44 EDN: YPXJMZ
  8. Larentsova LI, Rvacheva EA. Professional stress and emotional burnout syndrome among pediatric dentists in outpatient care. Russian Journal of Dentistry. 2010;(1):36–37. (In Russ.) doi: 10.17816/dent.38778 EDN: MBVQKJ
  9. Sosulnikova EA. Features of the emotional burnout syndrome in pediatric dentists [dissertation]. Moscow, 2011. (In Russ.) EDN: QEXRGN
  10. Bukhtiyarov IV, Rubtsov MYu. Professional burnout, its manifestations, and evaluation criteria. market overview. Bulletin of Pirogov National Medical & Surgical Center. 2014;9(2):106–111. EDN: WZCGQN
  11. Ivanov SV, Slyusarenko AA, Mustafayev FR, Asanov IM. Hygienic assessment of dentists’ work and their psycho-emotional state. International Journal of Applied Sciences and Technology Integral. 2019;(3):20. (In Russ.) EDN: EZQING
  12. Turchina ZhE, Turchina TK, Nor OV, Sharova OYa. Formation of communicative competence of future doctorsand students of the institute of postgraduate education medical university. Modern Problems of Science and Education. 2016;(5):166. EDN: WWVHMF
  13. Ryabukhina PS, Shaikin DE, Timchenko NS. Communicative competence and compliance in dental practice. Scientist. 2023;(2):24.
  14. Maslach C, Jackson SE, Leiter MP. Maslach burnout inventory manual. 3 rd ed. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press; 1996.
  15. Boyko VV. Energy of emotions in communication: A look at oneself and others. Moscow: Filin; 1996. 472 p. (In Russ.) ISBN: 5-900855-60-0
  16. Anisimova EN, Anisimova NYu, Khodnenko OV, et al. Integrative condition assessment in dentists as a basis for the prevention of emergency situations in outpatient dentistry. Russian Journal of Dentistry. 2024;28(6):582–590. doi: 10.17816/dent635909
  17. Anisimova EN, Anisimova NYu, Orekhova IV, et al. Integrative assessment of the dentist’s condition: Educational and methodological manual (workbook) for determining the functional and psycho-emotional state of the dentist. Moscow: ROSBIOTECH; 2024. 43 p. ISBN: 978-5-4465-4264-2 EDN: QQIHAB
  18. Application RU 2023689019. 26.12.2023. Anisimova EN, Anisimova NYu, Ryzhkov DD, et al. Online calculator for integrative assessment of the psychological state of dentists. Certificate of registration of a computer program. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=sumlep (In Russ.) EDN: SUMLEP

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Программа для ЭВМ «Онлайн-калькулятор интегративной оценки психологического состояния врача-стоматолога». © Эко-Вектор, 2025.

Скачать (268KB)
3. Рис. 2. Сравнительная оценка интегративного показателя психологического состояния врача-стоматолога в зависимости от возраста, баллы. © Эко-Вектор, 2025.

Скачать (74KB)

© Эко-Вектор, 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».