Динамика субъективного благополучия студентов в период пандемии COVID-19
- Авторы: Васильева И.В.1,2, Чумаков М.В.3,4
-
Учреждения:
- Тюменский государственный университет
- Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации
- Курганский государственный университет
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
- Выпуск: Том 29, № 9 (2022)
- Страницы: 643-651
- Раздел: ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/1728-0869/article/view/106980
- DOI: https://doi.org/10.17816/humeco106980
- ID: 106980
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В связи с тем, что пандемия COVID-19 продолжается в течение длительного времени, возникает необходимость рассмотрения динамики различных психических явлений в этот период.
Цель. Выявление динамики эмоционального компонента субъективного благополучия личности студентов психолого-педагогических направлений в различные временны΄е этапы пандемии COVID-19.
Материал и методы. В исследовании принимали участие студенты психолого-педагогических направлений Тюменского государственного университета, Курганского государственного университета, Уральского Федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина — всего 911 человек. Метод исследования — шкала субъективного благополучия Перруэ-Баду в адаптации М.В. Соколовой. Замеры проводились в апреле 2020 г., мае 2021 г., октябре 2021 г., январе 2022 г.
Результаты. В апреле 2020 г. (в начале пандемии) установлены самые низкие показатели эмоционального компонента субъективного благополучия личности у студентов вузов. Через год, к маю 2021 г., произошло повышение субъективного благополучия, которое, однако, не достигло статистически значимого уровня. Тенденция улучшения субъективного благополучия продолжилась спустя полгода (октябрь 2021 г.), достигнув статистически значимой величины в сравнении с периодом начала пандемии. Четвёртый замер субъективного благополучия (январь 2022 г.) выявил его стабилизацию, что говорит об адаптации студентов к условиям пандемии.
Заключение. Эмоциональный компонент субъективного благополучия личности студентов подвержен динамике в период пандемии COVID-19, фиксируемой на статистически значимом уровне. За два года пандемии произошла адаптация студентов вузов к стрессогенной ситуации пандемии, что выражается в улучшении и стабилизации эмоционального компонента субъективного благополучия. Субъективное благополучие повышается и стабилизируется очень медленно.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Инна Витальевна Васильева
Тюменский государственный университет; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: i.v.vasileva@utmn.ru
ORCID iD: 0000-0003-0740-7260
SPIN-код: 8706-1517
д. псих. н., профессор
Россия, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6; ТюменьМихаил Владиславович Чумаков
Курганский государственный университет; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Email: mihailchv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4381-5133
SPIN-код: 2121-9058
д. псих. н., профессор
Россия, Курган; ЕкатеринбургСписок литературы
- Беляков Н.А., Трофимова Т.Н., Симакина О.Е., и др. Динамика пандемии COVID-19 и формирование постковидного периода в России // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2021. Т. 13, № 2. С. 7–19. doi: 10.22328/2077-9828-2021-13-2-7-19
- Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 31–40. doi: 10.17759/pse.2020250603
- Харламова Т.М. Специфика психического состояния и копинг-стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2020. № 1. С. 26–39. doi: 10.24411/2308-7218-2020-10103
- Чумаков М.В., Васильева И.В. Взаимосвязь чувства безопасности, самоорганизации и субъективного благополучия студентов в условиях пандемии // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор И.А. Ершова. 2 апреля 2021 года; Екатеринбург. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2021. С. 126–128.
- Wang C, Pan R, Wan X, et al. A longitudinal study on the mental health of general population during the COVID-19 epidemic in China // Brain Behav Immun. 2020. Vol. 87. P. 40–48. doi: 10.1016/j.bbi.2020.04.028
- Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Медведева Т.И., и др. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 2. C. 108–126. doi: 10.17759/psyedu.2020120207
- Козлов В.В. Динамика психологического содержания кризиса пандемии // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2020. Т. 34. С. 40–57. doi: 10.26516/2304-1226.2020.34.40
- Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: изменчивость и детерминация // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы. Материалы Всероссийской научной конференции. Отв. ред. А.В. Карпов. 8–10 октября 2020 г., Ярославль. Ярославль : ЯрГУ; Филигрань, 2020. С. 579–583.
- Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. 2020. Т. 3, № 2. С. 46–54. doi: 10.26425/2658-347X-2020-2-46-54
- Балезина Е.А., Форостян В.В. Особенности организации дистанционного обучения в вузе в условиях пандемии коронавируса: проблемы и перспективы // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2021. Т. 5, № 3. С. 281–288. doi: 10.35634/ 2587-9030-2021-5-3-281-288
- Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 90–108. doi: 10.17759/cpp.2020280205
- Ушаков Д.В., Юревич А.В., Нестик Т.А., Юревич М.А. Социально-психологические аспекты пандемии COVID-19: результаты экспертного опроса российских психологов // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 5. С. 5–17. doi: 10.31857/S020595920011074-7
- Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Издательство «Научная книга», 2008. 296 с.
- Bradburn N.M. The structure of psychological well-being. Chicago : Aldine, 1969. 318 p.
- Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996. 17 с.
- Зимина С.Н., Хафизова А.А., Юдина А.М., Синева И.М. Динамика уровня тревожности московских студентов во время учебного процесса на фоне пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2021. № 2. С. 325–339. doi: 10.32744/pse.2021.2.22
- Попова Ю.И., Фоменко Е.Н. Динамика психологического благополучия и толерантности личности к неопределенности в период пандемии COVID-19 // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 198–203. doi: 10.24158/spp.2021.12.29
- Володина К.А., Рагулина А.А., Русяева И.А. Психологическое состояние студентов в условиях дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 1. С. 59–72. doi: 10.23888/humJ202210159-72
- Wang X, Hegde S, Son C. Investigating mental health of US college students during the COVID-19 pandemic: cross-sectional survey study // J Med Internet Res. 2020. Т. 22, № 9. С. e22817. doi: 10.2196/22817
- Галой Н.Ю. Пандемия спустя год: динамика психического состояния в условиях неопределенности // Вестник университета. 2021. № 12. С. 185–194. doi: 10.26425/1816-4277-2021-12-185-194
- Huang L., Zhang T. Perceived social support, psychological capital, and subjective well-being among college students in the context of online learning during the COVID-19 pandemic // Asia-Pacific Edu Res. 2022. Vol. 31, N 5. P. 563–574. doi: 10.1007/s40299-021-00608-3
Дополнительные файлы
