Устойчивость к действию факторов летного труда вьетнамских летчиков, эксплуатирующих российскую авиационную технику
- Авторы: Благинин А.А.1, Жильцова И.И.1, Данг К.1, Ли В.1, Емельянов Ю.А.1, Альжев Н.В.1
-
Учреждения:
- Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
- Выпуск: Том 25, № 1 (2023)
- Страницы: 51-58
- Раздел: Оригинальное исследование
- URL: https://ogarev-online.ru/1682-7392/article/view/134086
- DOI: https://doi.org/10.17816/brmma112253
- ID: 134086
Цитировать
Аннотация
Анализируются результаты исследования переносимости факторов летного труда вьетнамскими летчиками. Моделировались воздействие пилотажных перегрузок (статоэргометрия), гипоксии (гипоксическая проба) и статокинетических нагрузок (проба «Отолитовая реакция-10»). Для оценки функционального состояния применялись компьютерная стабилография, психофизиологические методики: реакция выбора и критическая частота световых мельканий. Регистрировались рост, масса тела, артериальное давление, частота сердечных сокращений, сатурация крови кислородом. Обследованы 17 вьетнамских (1-я группа) и 24 российских (2-я группа) летчиков в возрасте 19–22 лет. Выявлены значимые отличия между группами в росте и массе тела, что сказалось на переносимости статических мышечных нагрузок. Статоэргометрическую пробу в полном объеме выполнили только 12 % вьетнамских испытуемых, а из российских не дошел до 5-й ступени только один. Проведенные пробы в группах значимо не сказались на психофизиологических показателях, хотя и имели разнонаправленные изменения. Так, при выполнении нормобарической гипоксической пробы показатели артериального давления, частоты сердечных сокращений и сатурации крови кислородом на 5-й минуте востановительного периода фактически возвращались к исходным величинам. Небольшое учащение пульса не достигло статистической значимости. В целом переносимость нормобарической гипоксии в обеих группах была хорошей. Однако значимо меньшая площадь перемещения центра давления статокинезиограммы в 1-й группе свидетельствовала о большем, чем во 2-й группе, напряжении механизмов адаптации. Реакция на статокинетическое воздействие также указывает на удовлетворительную переносимость вестибулярной пробы «Отолитовая реакция-10». При этом напряжение адаптационных механизмов в 1-й группе, в отличие от 2-й группы, было более выражено. Вместе с тем результаты изменений показателей компьютерной стабилографии указывают на большее напряжение адаптационных механизмов у вьетнамских летчиков, чем у российских. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки методик подготовки к полетам с пилотажными перегрузками, а также системы психофизиологической подготовки летчиков Социалистической Республики Вьетнам для повышения устойчивости к действию профессиональных факторов летного труда и успешной эксплуатации российской авиационной техники.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Андрей Александрович Благинин
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
Email: blaginin60@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-3820-5752
SPIN-код: 2747-0146
Scopus Author ID: 6507088650
д-р мед. наук, доктор психологических наук, профессор
Россия, Санкт-ПетербургИрина Игоревна Жильцова
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
Автор, ответственный за переписку.
Email: i.i.zhiltsova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2684-2866
SPIN-код: 8717-6866
Scopus Author ID: 55545430600
д-р мед. наук, профессор
Россия, Санкт-ПетербургКуок Гуй Данг
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
Email: bsdangquochuy@vmmu.edu.vn
ORCID iD: 0000-0002-3020-4261
SPIN-код: 9346-8164
ResearcherId: rid36299
адъюнкт
Россия, Санкт-ПетербургВан Хуонг Ли
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
Email: lehuongqc@gmail.com
ординатор
Россия, Санкт-ПетербургЮрий Александрович Емельянов
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
Email: Emelayunov82@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4803-3517
SPIN-код: 6874-5924
канд. мед. наук
Россия, Санкт-ПетербургНиколай Витальевич Альжев
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
Email: kokolata22@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-3028-246X
SPIN-код: 9177-6002
врач-невролог
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Борисов Б.М. Изучение процессов адаптации у вьетнамских военных летчиков при полетах на современных самолетах, выпускаемых в России, и разработка предложений по сохранению здоровья для обеспечения безопасности полетов и продления сроков профессионального долголетия // Материалы конференции: «Экология и здоровье человека». Ханой: Совместный Российско-Вьетнамский тропический научно-исследовательский и технологический центр, 2010. С. 158–172.
- Методики исследований в целях врачебно-летной экспертизы: пособие для членов ВЛК / под ред. Е.С. Бережнова, П.Л. Слепенкова. Москва: Издательский дом академии имени Н.Е. Жуковского, 1995. 455 с.
- Ушаков И.Б., Фам Суань Нинь, Бухтияров И.В., Ушаков Б.Н. Процессы адаптации у вьетнамских военных летчиков при полетах на современных российских самолетах // Военно-медицинский журнал. 2013. Т. 334, № 4. С. 32–39. doi: 10.17816/RMMJ74388
- Кутелев Г.Г., Черкашин Д.В., Тришкин Д.В., и др. Необходимость создания и внедрения платформы управления профессиональной надежностью военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, основанной на принципах персонализированной медицины // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2021. Т. 23, № 1. C. 177–186. doi: 10.17816/brmma63648
- Хоанг Ань Тует. Токсиколого-гигиеническая оценка особенностей профессиональной деятельности вьетнамских летчиков: дис. ... канд. биол. наук. Ханой, 2004. 196 с.
- Slungaard E., McLeod J., Green N.D.C., et al. Incidence of G-inducedloss of consciousness and almost loss of consciousness in the Royal Air Force UK // Aerosp Med Hum Perform. 2017. Vol. 88, No. 6. P. 550–555. doi: 10.3357/AMHP.4752.2017
- Karn S.N. A characterization of the effects of the anti-g straining maneuver on pilot breathing. Thesis master of science, Department of Mechanical and Aerospace Engineering Case. USA: Western Reserve University, 2022. 122 p.
- Клишин Г.Ю., Филатов В.Н. Аппаратно-программное обеспечение статоэргометрического тестирования летного состава маневренной авиации // Проблемы безопасности полетов. 2016. № 4. С. 36–47.
- Хоменко М.Н., Вартбаронов Р.А., Вовкодав В.С., и др. Обоснование методики статоэргометрической пробы с целью прогнозирования переносимости пилотажных перегрузок у летного состава высокоманевренных самолетов // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2019. Т. 53, № 7. C. 76–83. doi: 10.21687/0233-528X-2019-53-7-76-83
- Стабилографическая экспресс-оценка психофизиологического состояния человека: методические рекомендации / под ред. С.С. Слива. Таганрог: ЗАО «ОКБ Ритм», 2011. 38 с.
- Jancova J., Tošnerová V. Use of stabilometric platform and evaluation of methods for further measurements-a pilot study // Acta Medica (Hradec Kralove). 2007. Vol. 50, No. 2. P. 139–143. doi: 10.14712/18059694.2017.71
- Жильцова И.И. Компьютерная стабилография, как метод оценки функционального состояния военнослужащих // Морской медицинский журнал. 2002. № 3-4. С. 26–29.
- Жильцова И.И., Альжев Н.В. Опыт применения компьютерной стабилографии для предполетного и послеполетного контроля функционального состояния организма летчиков // Военно-медицинский журнал. 2020. Т. 341, № 12. С. 47–55. doi: 10.17816/RMMJ82405
- Жильцова И.И., Альжев Н.В., Анненков О.А. Переносимость статоэргометрической пробы у лиц с различной постуральной устойчивостью // Материалы научно-практической конференции: «Психофизиология профессионального здоровья человека». Санкт-Петербург: ВМА, 2017. С. 110–113.
- Благинин А.А., Котов О.В., Жильцова И.И., и др. Возможности компьютерной стабилографии в оценке функционального состояния организма операторов авиакосмического профиля с различной статокинетической устойчивостью при вестибулярной нагрузке // Военно-медицинский журнал. 2016. Т. 337, № 8. С. 51–57. doi: 10.17816/RMMJ73687
- Методы исследований в психологии и физиологии труда: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2012. 252 с.
- Засядько К.И., Лапа В.В., Лемещенко Н.А., Ясный С.И. Влияние длительных пилотажных перегрузок умеренных величин на функциональные возможности членов экипажа самолета // Военно-медицинский журнал. 2008. Т. 329, № 1. С. 52–55.
- Засядько К.И., Невзорова Е.В., Вонаршенко А.П. Формирование психофизиологической устойчивости к воздействию перегрузок маневрирования у пилотов методами физической подготовки // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия естественные науки. 2017. Т. 22, № 2. С. 375–381.
- Клишин Г.Ю. Тренировочные комплексы подготовки летного состава к воздействию пилотажных перегрузок // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2019. № 4. С. 35–44.
Дополнительные файлы
