Толерантность у лиц молодого возраста в процессе обучения в учебном заведении


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализируются вопросы толерантности у лиц молодого возраста в процессе обучения в учебном заведении. В настоящее время представители различных культурных традиций, принципов жизнеустройства вынуждены делить одно географическое пространство. Это сближение, как показывает реальный поведенческий опыт, не всегда протекает мирно и спокойно. Межэтническая (межкультурная) напряженность, вплоть до открытой конфронтации, этноцентризм, ксенофобия - все это свидетельствует о серьезных проблемах в современных общественных отношениях. В широких обществоведческих кругах нет единых подходов в понимании сущностных характеристик феномена толерантности, нет понимания того, между кем и как возможны толерантные отношения, каковы механизмы достижения этой цели. Одни видят в ней некую панацею, посредством которой только и можно спасти и сохранить цивилизацию, тогда как другие считают, что она служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество. Теоретический анализ сущности понятия «толерантность» сводится к тому, что толерантность по происхождению - категория социальная (возникает и проявляется в процессе взаимодействия человека с социумом, с человеком); она фиксирует особый (ненасильственный) тип взаимоотношений человека с социумом. Характерной чертой толерантности является устойчивость проявлений: на уровне сознания она проявляется в виде установки личности, на уровне поведения - как сознательное действие или поступок, как со-творчество. Часто исследователи формулируют такие задачи психолого-педагогической деятельности по формированию этнической толерантности студентов, как формирование ценностного отношения к собственной и другим этнокультурам; формирование мотивации к межкультурному сотрудничеству; воспитание положительного отношения к культурным различиям, развитие межкультурной сенситивности; развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур в духе миролюбия, этнотолерантности и взаимопонимания. Поэтому важным условием совместной деятельности является создание в группах со смешанным национальным составом атмосферы межэтнического взаимопонимания и терпимости, где каждый, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, открыт для взаимодействия с другими, где соблюдаются этические нормы поведения в межличностном общении. Установлено, что когнитивные и эмоциональные компоненты толерантности наиболее значимо проявляются при возникновении противоречий, столкновении ценностей, расхождении мнений в конфликтных ситуациях. При этом толерантное поведение характеризуется способностью не актуализировать конфликт, что в свою очередь определяется уровнем воспитания и образования человека.

Об авторах

И М Улюкин

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Санкт-Петербург

А В Березовский

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Санкт-Петербург

В Н Болехан

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Санкт-Петербург

Е С Орлова

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Абдулатипов, Р.Г. Этнополитология / Р.Г. Абдулатипов. - М.: Питер, 2004. - С. 179-185.
  2. Бакурадзе, А.Б. Как преодолеть сопротивление персонала из- менениям? / А.Б. Бакурадзе // Педагогическая мастерская. - 2009. - № 2. - С. 2-6.
  3. Бергис, Т.А. Готовность личности к переменам и толерант- ность к неопределённости на этапе ранней взрослости / Т.А. Бергис // Вектор науки ТГУ: сер. «Педагогика, психология». - 2015. - № 4 (23). - С. 38-42.
  4. Богуславская, В.Ф. Психологический анализ социальной дистанции в постконфликтном регионе / В.Ф. Богуславская, А.В. Гришина // Росс. психол. журн. - 2015. - Т. 12, № 4. - С. 175-183.
  5. Бузгалин, А.В. Диалектика: реактуализация в мире глобальных трансформаций / А.В. Бузгалин // Вопр. философии. - 2009. - № 5. - С. 20-35.
  6. Валитова, Р.Р. Толерантность: порок или добродетель / Р.Р. Валитова // Вестн. Моск. Ун-та: сер. 7 «Философия». - 1996. - № 1. - С. 33-37.
  7. Головина, С.Г. Формирование этнической толерантности сту- дентов: психолого-педагогические аспекты / С.Г. Головина, Т.А. Спирина, А.В. Корниенко // Вестн. Челяб. гос. пед. ун- та. - 2017. - № 6. - С. 122-130.
  8. Гончарова, Н.А. Психологическое исследование особенностей толерантного поведения / Н.А. Гончарова, Т.Ф. Фомина // Вестн. СПбУ МВД России. - 2013. - № 2 (58). - С. 182-189.
  9. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Цитадель, 1998. - 11465 с.
  10. Капто, А.С. Энциклопедия Мира / А.С. Капто. - М.: Книга и бизнес, 2002. - 544 с.
  11. Касьянова, Е.И. Нравственные основы толерантности в со- временной социокультурной ситуации: автореф. дис. … д-ра филос. наук / Е.И. Касьянова. - СПб.: СПбГУ, 2009. - 48 с.
  12. Касьянова, Е.И. Феноменологический анализ сущностных аспектов категории «толерантность» / Е.И. Касьянова // Ученые записки ЗабГГПУ: сер. «Социол. науки». - 2010. - № 4. - С. 63-71.
  13. Кислицин, А.И. Самореализация и межэтническая толерант- ность / А.И. Кислицин // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 4 (26). - С. 108-110.
  14. Кудинов, С.И. Самореализация личности как предпосылка проявления толерантности / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, И.Б. Кудинова // Акмеология. - 2014. - № 4 (52). - С. 138-145.
  15. Кудинова, И.Б. Влияние этнической идентичности на соци- альную дистанцию личности / И.Б. Кудинова, А.И. Кислицин, А.Б. Нурекеева // Вестн. РУДН: сер. «Педагогика и психоло- гия». - 2015. - № 3. - С. 67-74.
  16. Купрейченко, А.Б. Критерии доверия и недоверия личности другим людям / А.Б. Купрейченко, С.П. Табхарова // Психол. журн. - 2007. - Т. 28. № 2. - С. 55-67.
  17. Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и крити- цизме / В.А. Лекторский // Вопр. философии. - 1997. - № 11. - С. 46-54.
  18. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
  19. Лукша П. Атлас новых профессий / П. Лукша [и др.]. - М.: Аг-во стратегич. инициатив, Сколково, 2014. - 168 с.
  20. Макинтайр, А. После добродетели / А. Макинтайр. - М.: Академ. проект, Деловая книга, 2000. - 384с.
  21. Мендас, С. Толерантность / С. Мендас. - М.: Смысл, 1992. - 1251 с.
  22. Мириманова, М.С. Толерантность как проблема воспита- ния / М.С. Мириманова // Развитие личности. - 2012. - № 2. - С. 104.
  23. Николсон, П.П. Толерантность как моральный идеал / П.П. Николсон // Толерантность. Исследования. Переводы. Ин- формация. О книгах. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. - С. 129-146.
  24. Непочатых, Е.П. Динамика межкультурной компетентности студентов вузов разной этнокультурной направленности / Е.П. Непочатых // Вестн. КГУ. - 2016. - № 4. - С. 101-108.
  25. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс, мир и образование, 2007. - 1200 с.
  26. Осин, Е.А. Факторная структура русскоязычной версии шка- лы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна / Е.А. Осин // Психол. диагностика. - 2010. - № 2. - С. 65-86.
  27. Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. - М., Л.: Наука, 1963. - Т. 15. - 1286 с.
  28. Солдатова, Г.У. Психодиагностика толерантности личности / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
  29. Уолцер, М. О терпимости / М. Уолцер. - М.: Идея - Пресс, 2000. - 160 с.
  30. Фельде, В.Г. Соотношение понятий «терпимость» и «толе- рантность» / В.Г. Фельде // Омский науч. вестн. - 2012. - № 4 (111). - С. 155-158.
  31. Цораев, З.У. Толерантность как системообразующая цен- ность бытия современного поликультурного общества / З.У. Цораев, Дж.Б. Бязрова // Гос. и муниц. управление. Учёные записки СКАГС. - 2014. - № 2. - С. 176-181.
  32. Шамионов, Р.М. Соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной готовностью личности к изменениям / Р.М. Шамионов // Вестн. РУДН: сер. «Педагогика и психо- логия». - 2016. - № 3. - С. 28-39.
  33. Budner, S. Intolerance of ambiguity as a personality variable / S. Budner // Journal of personality. - 1962. - Vol. 30, № 1. - P. 29-50.
  34. Marcuse, H. Repressive Tolerance / H.Marcuse // Wolff R.P., Moore B. Jr., Marcuse H. A Critique of Pure Tolerance. - Boston: Beacon Press, 1969. - P. 95-137.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Улюкин И.М., Березовский А.В., Болехан В.Н., Орлова Е.С., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».