Юлий Айхенвальд в спорах о театре. Статья вторая

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье впервые подробно рассматривается отношение к эстетическим воззрениям на театр критика Юлия Исаевича Айхенвальда (1872–1928) в дискуссиях о театре, развернувшихся после Октябрьской революции 1917 г. Исследуется полемическая инерция, демонстрируется ее обусловленность полемиками 1900–1910-х годов. Показано, как чисто-эстетические оценки, присущие таким театральным деятелям, как А.Я. Таиров, А.Р. Кугель, С.Э. Радлов, П.П. Гайдебуров, в советское время постепенно вытесняются идейно-политическими (публикации Я.Б. Бруксона, Э.М. Бескина, П.М. Керженцева и др.), особенно актуализировавшимися в начале 1930-х годов в связи с разоблачением «гвоздевской школы» театроведения. Выявляется позиция самого Ю.И. Айхенвальда в первое пореволюционное десятилетие, степень его участия в театральной жизни Москвы и Берлина после высылки на «философском пароходе» в 1922 г.

Об авторах

Е. А. Тахо-Годи

МГУ имени М.В. Ломоносова Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: takho-godi.elena@yandex.ru

Доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ; ведущий научный сотрудник

Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1; 121069, Москва, ул. Поварская, д. 25а

Список литературы

  1. Таиров А. Записки режиссера. М.: Издание Камерного театра, 1921. 189 с.
  2. Волков Н. [Рец.] Книга Таирова (Александр Таиров. Записки режиссера. М., 1921. Издание Камерного Театра. Стр. 189. Цена не обозначена) // Культура театра. 1922. № 1–2. С. 58–61.
  3. Любош С. (Любошиц С.Б.). Отрицание театра // Жизнь искусства. Еженедельная газета. 1919. № 205–206. 2–3 августа. С. 1.
  4. Любош С. (Любошиц С.Б.). На путях утверждения театра // Жизнь искусства. Еженедельная газета. 1919. № 198. 25 июля. С. 2.
  5. К. Мастерство театра. Временник Камерного театра. № 1. Издание Русского Театрального Общества // Вестник работников искусств. 1923. № 5–6. С. 96–97.
  6. Тамарин Н. (Датешидзе Н.Ф.). Лекция К.И. Арабажина // Театр и Искусство. 1916. № 7. С. 136.
  7. Витвицкая Б. Классное сочинение Ю.М. Юрьева // Театр и Искусство. 1916. № 50. С. 1012–1013.
  8. Крыж. [Рец.] А.Р. Кугель (Homo Novus). Утверждение Театра. Стр. 237. Петербург. 1923 // Музыка и театр. 1923. № 4. С. 10.
  9. Homonovus (Кугель А.Р.). Заметки // Театр и Искусство. 1912. № 51. С. 1022–1024.
  10. Homonovus (Кугель А.Р.). Заметки // Театр и Искусство. 1913. № 51. С. 1059–1061.
  11. Россов Н.П. Современные «Гамлеты из партера» // Рампа и жизнь. 1912. № 40. С. 6–7.
  12. Россов Н.П. Современные «Гамлеты из партера» // Рампа и жизнь. 1912. № 41. С. 3–5.
  13. Гнедич П.П. Письма о современном театре. Письмо первое // Театр и Искусство. 1913. № 6. С. 136–139.
  14. Кугель А.Р. (HomoNovus). Утверждение театра. Пг.: Издательство журнала «Театр и Искусство», 1923. 208 с.
  15. Червяков Н.А. Революция и реакция: два пути в русской философии театра начала ХХ в. // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2023. № 1. С. 19–34.
  16. Гайдебуров П.П. Театр нашего времени // Записки Передвижного Общедоступного Театра. 1923. № 66. С. 1–4.
  17. Радлов С. Статьи о театре: 1918–1922. Пг.: Центральное кооперативное издательство «Мысль», 1923. 93 с.
  18. Бардовский А. [Рец.] Сергей Радлов. Статьи о театре. 1918–1922. Пг.: Мысль, 1923. Стр. 93 // Записки Передвижного Общедоступного Театра. 1923. № 60. С. 7–8.
  19. В.В. О театре. Сборник Тверского издательства, 1922 // Вестник работников искусств. 1923. № 5–6. С. 97.
  20. Эйхенгольц М. О репертуаре и технике // Вестник театра. 1919. № 30. С. 4–5.
  21. Керженцев П.М. Творческий театр. Пбг.: Государственное изд-во, 1920. 172 с.
  22. Бруксон Я. Проблема театральности (Естественность перед судом марксизма). Пг.: Издательство «Третья стража», 1923. 59 с.
  23. Тахо-Годи Е.А. «Естественный символизм» Юлия Айхенвальда (к вопросу об эстетическом методе) // Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа: коллективная монография / Отв. ред. и сост. А.А. Холиков, при участии Е.И. Орловой. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 188–203.
  24. Бруксон Я. Театр Мейерхольда. М.; Л.: Издательское товарищество «Книга», 1925. 135 с.
  25. Бескин Э.М. На новых путях. (Обрывки мыслей) // О театре. Тверь: 2-я гостипография, 1922. С. 8–32.
  26. Бескин Э.М. Пути и формы нового театра // Вестник работников искусств. 1920. № 2–3. С. 9–16.
  27. Бескин Э.М. Самоотрицание буржуазного театра // Вестник театра. 1921. № 80–81. С. 2–3.
  28. Айхенвальд Ю.И. Особое мнение. К 100-летию рождения Ф.М. Достоевского // Вестник литературы. 1921. № 10 (34). С. 1–2.
  29. Мейерхольд В., Бебутов В. Театральные листки. II. Одиночество Станиславского // Вестник театра. 1921. № 89–90. С. 2–3.
  30. Браун Я. Театр и мещанство // Мастерство театра. 1923. № 2. С. 62–66.
  31. Мазинг Б. Литература о кино // Жизнь искусства. 1924. № 33. С. 16.
  32. [Б.п.] По гранкам печати. К спорам о театре // Вестник работников искусств. 1925. № 8. С. 12.
  33. [Б.п.]. В помощь зрителю // Театральный Ленинград. Еженедельные программы театров. 1960. № 16 (598). 13–19 апреля. С. 12.
  34. Мишеев Н. Несколько слов о театральном образовании // Вестник Театра и Искусства (Орган Петроградского Отдела Союза Работников Искусства). 1922. № 9. 31 января, 1–2 февраля. С. 1.
  35. Глаголин Б. Жизнетворчество театра // Театр. Литература. Музыка. Балет. Графика. Живопись. Кино. 1922. № 8–9. 4 ноября. С. 8–11.
  36. Лейтес А. Троцкий, как критик // Театр. Литература. Музыка. Балет. Графика. Живопись. Кино. 1922. № 8–9. 4 ноября. С. 6–7.
  37. Астров Ив. О методе исследования театра // Новый зритель. 1929. № 8. С. 3.
  38. Всеволодский-Гернгросс В. Открытое письмо // Рабочий театр. 1932. № 5. С. 8–9.
  39. Рафалович В. Самокритический дым Всеволодского-Гернгросса // Рабочий театр. 1932. № 5. С. 9–11.
  40. Рафалович В. О ленинградской школе буржуазных театроведов // Рабочий театр. 1932. № 19. С. 5–7.
  41. Максимов В.И. Другое театроведение: метод Л.С. Выготского // Максимов В.И. Театр XX–XXI веков. Теория. Режиссура. Критика. СПб.: Чистый лист, 2019. С. 178–189.
  42. Сердечная В.В., Жаткин Д.Н. Проблемы русской театральной рецепции Шекспира в критике Ю.И. Айхенвальда // Научный диалог. 2024. Т. 13. № 1. С. 256–273.
  43. А.Ж. О романтическом начале театра // Рампа и жизнь. 1917. № 9. С. 6.
  44. В.Г. Сахновский в Художественном театре (1926–1945). Театральный роман в письмах и дневниках. Приложение: Дело № 3458 / Публ., вступ. статья и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 5 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 495–681.
  45. Г-ъ. Московский центральный рабочий кооператив и театр // Вестник театра. 1919. № 34. С. 11.
  46. [Б.п.] Дом народа им. Достоевского // Вестник театра. 1919. № 31–32. С. 13.
  47. [Б.п.] В ТЕО. Государственном институте декламации // Вестник театра. 1919. № 42. С. 11.
  48. [Б.п.] Гис // Вестник театра. 1920. № 69. С. 14.
  49. [Б.п.] Студия «Молодые мастера» // Вестник театра. 1919. № 42. С. 11.
  50. [Б.п.] В студии «Молодые мастера» // Вестник театра. 1920. № 68. С. 15.
  51. [Б.п.] Утро героической трагедии // Вестник театра. 1919. № 38. С. 13.
  52. [Б.п.]. Новости-Кино // Обозрение театров. 1921. № 3. С. 9.
  53. Айхенвальд Ю. [Рец.] Искусство старое и новое. Сборник под ред. Конст. Эрберга. Пбг.: «Алконост», 1921 // Культура театра. 1921. № 7–8. С. 77–81.
  54. Тахо-Годи Е.А. Россия и Европа: Юлий Айхенвальд об историософии Ф.М. Достоевского // Философский журнал // Philosophy Journal. 2022. Т. 15. № 4. С. 123–135.
  55. Айхенвальд Ю. Литературные заметки // Руль. 1928. № 2346. 15 августа. С. 2–3.
  56. История одной полемики. Переписка Юлии Сазоновой с Николаем и Анной Евреиновыми. 1937–1954 / Публ., вступ. статья, примеч. К. Триббла // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 3 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004. C. 311–329.
  57. Айхенвальд Ю. Что такое театр? // Сегодня. 1924. № 142. 28 июня. С. 2.
  58. Д. Влад. «Искусство и театр» (доклад М.Л. Мандельштама) // Руль. 1924. № 1071. 14 июня. С. 6.
  59. Евгений Вахтангов в театральной критике / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Театралис, 2016. 704 с.
  60. Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. Т. 2 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2011. 688 с.
  61. Айхенвальд Ю. Литературные заметки // Руль. 1928. № 2435. 28 ноября. С. 2–3.
  62. Айхенвальд Ю. Вечер в театре // Сегодня. 1926. № 288. 21 декабря. С. 3.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».