Social networks as a means of obtaining information about oncological diseases

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the modern world, saturated with information technologies and resources, their quality, reliability, and usefulness for the audience begin to play a special role. Today, every citizen with Internet access has the opportunity to study medical information of interest. But search queries can be not only informational in nature, for example, about the name and qualifications of a specialist, about the location of a medical organization, and so on. Citizens often request information directly to make a diagnosis, including «on Google», for self-medication, prescribing medications, etc. The scale of penetration of social networks into the life of population makes it possible to comment on the diagnosis, communicate in forums on diseases of interest, including cancer, as well as on issues of their prevention. Of course, one of the priority areas of the national project «Healthcare», adopted following the meeting of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects on December 24, 2018, is to reduce mortality rates from neoplasms, including malignant ones (up to 185 cases per 100 thousand population), and to achieve this goal, methods are also being developed to further inform the population about cancer and measures to prevent it. It is also necessary to take into account that the correct use of the information received by citizens depends on the reliability of medical information; therefore, it is an important and integral condition for preserving and strengthening the health of the population. The article presents the results of using the author’s methodology for the automated process of collecting and systematizing data from search queries in social networks of residents of the Republic of Tatarstan when studying information needs on the topic of oncology. It was found out that expert information only partially satisfies the information needs of the population on the topic of oncology, thus, the hypothesis put forward before the start of the study was confirmed.

About the authors

Alisa F. Shakirova

Center of Advanced Economic Research in the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

Email: Alisa.Shakirova@tatar.ru
ORCID iD: 0000-0003-4187-6562
Candidate of Sociology, Researcher Kazan, Russia

Valeria O. Korunova

Center of Advanced Economic Research in the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

Email: Valeriya.Korunova@tatar.ru
ORCID iD: 0000-0002-2519-6332
Researcher Kazan, Russia

References

  1. Мельникова, М. С. Понятие «социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках / М. С. Мельникова, И. П. Яковлев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. — 2014. — № 1. — С. 254–257. EDN: SBGPXV
  2. Сергодеев, В. А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики / В. А. Сергодеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2013. — № 1(113). — С. 132–137. EDN: QCKLAZ
  3. Wellman, B. Integrating Individual, Relational and Structural Analysis / B. Wellman, F. Ove, E. Vicente, L. Staffan, W. Craig // Social Networks. — 1991. — Vol. 13(3). — P. 223–249. doi: 10.1016/0378–8733(91)90007-G
  4. Achrekar, H. Twitter improves seasonal influenza prediction / H. Achrekar, A. Gandhe, R. Lazarus, S. Yu, B. Liu // Proceedings of the International Conference on Health Informatics — HEALTHINF. — 2012. — P. 61–70. doi: 10.5220/0003780600610070
  5. Heaivilin, N. Public Health Surveillance of Dental Pain via Twitter / N. Heaivilin, B. Gerbert, J. E. Page, J. L. Gibbs // Journal of Dental Research. — 2011. — Vol. 90(9). — P. 1047–1051. doi: 10.1177/0022034511415273
  6. Тихонова, А. В. Теоретические основы изучения социальных сетей в политической коммуникации и их характеристика / А. В. Тихонова, А. А. Агурова // Теории и проблемы политических исследований. — 2019. — Т. 8 — № 4A. — С. 24–32. doi: 10.34670/AR.2019.45.4.045; EDN: TXKOSM
  7. Макаревская, Ю. Э. Социальная сеть как индикатор жизненных ценностей современной молодежи (на примере социальной сети «ВКонтакте») / Ю. Э. Макаревская // Феноменология и практика девиантного поведения. Материалы XIII Всерос. науч. конф. (Краснодар, 18 октября 2019 г.). — Краснодар : Краснодарский университет МВД РФ, 2019. — С. 152–157. EDN: FOMJAY
  8. Устинова, О. Е. Социальные медиа как маркетинговый инструмент в цифровой экосистеме / О. Е. Устинова // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. — 2020. — № 3. — С. 437–439. EDN: FYPEAN
  9. Куликова, Е. С. Контент как один из инструментов цифрового маркетинга / Е. С. Куликова // Московский экономический журнал. — 2020. — № 7. — С. 29. EDN: OAFTPF
  10. Варачев, И. Н. Социальный медиа-маркетинг как вид современной бизнес-коммуникации / И. Н. Варачев // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2021. — № 94. — С. 40–42. EDN: NOLKSE
  11. Никольская, А. В. Применение метода контент-анализа в изучении отношения пользователей социальных сетей к современной российской медицине / А. В. Никольская, А. А. Костригин // Южно-российский журнал социальных наук. — 2019. — Т. 20. — № 1. — С. 72–90. doi: 10.31429/26190567–20–1–72–90; EDN: HPAWCW
  12. Груздева, М. А. Инструменты формирования самосохранительных практик населения: социальные сети и блогосфера / М. А. Груздева // Социальное пространство. — 2017. — № 4(11). — С. 5–16. EDN: ZRPGFL
  13. Ледовая, Я. А. Социальные сети как новая среда для междисциплинарных исследований поведения человека / Я. А. Ледовая, Р. В. Тихонов, О. Н. Боголюбова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология и педагогика. — 2017. — № 3. — С. 193–210. EDN: ZTLSPV
  14. Рунков, Я. К. Использование нейронных сетей в социальных коммуникациях и интернет-ресурсах, их обеспечивающих / Я. К. Рунков // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 12–5. — С. 676–677. EDN: VKGFJX
  15. Ирхин, Ю. В. Дискурс-анализ: сущность, подходы, методология, проектирование / Ю. В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. — 2014. — № 4. — С. 128–143. EDN: SIMRFT

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».