Воспитатель-мужчина детского сада: кейс-стади общественного и профессионального дискурсов 1980-х годов в СССР

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социальное положение профессии воспитателя детского сада часто проблематизируется в общественном, политическом и научном дискурсе практически по всему миру и в России, но опыт российских воспитателей-мужчин остается без должного внимания. Мы обращаемся к анализу дискурса вокруг одного из первых воспитателей-мужчин, который оказался в центре публичной дискуссии 1980-х годов относительно статуса профессии воспитателя детского сада и места мужчины в ней, а также внутри корпоративного дискурса о «женской» работе и профессионализации. Эмпирическую базу исследования составили тексты статьи об одном из первых воспитателей-мужчин в газете «Известия» в 1986 г. и писем читателей, написанных под впечатлением от статьи, а также материалы интервью с основным действующим лицом. Несмотря на то что общественность и коллеги, по существу, не сомневались в способности мужчины выполнять обязанности воспитателя в детском саду, они по-разному оценивали уникальность мужчины как педагога и необходимость его для детей, профессионального сообщества и общества в целом. Важно, что представления о воспитателях-мужчинах не существуют изолированно, а строятся на мнении о профессии в целом и ее статусных характеристиках в частности.

Об авторах

Елена Михайловна Колесникова

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: kolesnikova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2174-2524
SPIN-код: 1956-1312
Сектор социологии профессий и профессиональных групп, старший научный сотрудник

Ирина Александровна Куденко

Куденко консалтинг — глобальные услуги по оценке и исследованиям

Email: irkudenko@googlemail.com
Ганновер, Германия

Список литературы

  1. Здравомыслова Е., Темкина А. (ред.) (2007) Российский гендерный порядок: социологический подход. Сер. 12 Труды факультета политических наук и социологии. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. EDN: RPWLWR.
  2. Кашуркина С.С., Лукишина Т.А. (2019) Престиж профессии «педагог дошкольного образования»: оценки педагогов и позиция родителей. Современное дошкольное образование, 6(96): 36–49. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2019-10057.
  3. Колесникова Е.М. (2016) Педагоги частного и государственного дошкольного образования: статус группы и перспективы развития. Социологический журнал, 1: 114–132. https://doi.org/https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.1.3919.
  4. Колесникова Е.М., Митрохина Е.В. (2017) Воспитатели и учителя об условиях труда и организационной поддержке. Вестник Института социологии, 1(20): 13–34. https://doi.org/10.19181/vis.2017.20.1.443.
  5. Новик Н.Н., Твардовская А.А. (2020) Профессиональное образование педагогов дошкольных организаций: ожидания и реальность. Профессиональное образование и рынок труда, 4(43): 49–55. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10406.
  6. Родина В.В. (2018) Дискурс: генезис, природа и содержание, обзор научных школ. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 1(109): 101–111. EDN: YQNHFS.
  7. Сакс М. (2020) Неовеберианство и профессии. Социологические исследования, 6: 28–41. https://doi.org/10.31857/S013216250009646-3.
  8. Смирнова Е. (2005) Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. М.: Владос. EDN: QUGYCL.
  9. Темкина А.А., Роткирх А. (2002) Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России. Социологические исследования, 11: 4–15. EDN: MQDNJB.
  10. Abbott A. (1993) The Sociology of Work and Occupations. Annual Review of Sociology, 19: 187–209. https://doi.org/10.1146/annurev.so.19.080193.001155.
  11. Bhana D., Moosa S., Xu Y., Emilsen K. (2022) Men in early childhood education and care: on navigating a gendered terrain. European Early Childhood Education Research Journal. https://doi.org/10.1080/1350293X.2022.2074070.
  12. Bonnett T.H., Wade C.E. (2022) Procuring Gender-Situated Voices of Male Early Childhood Professionals in Canada. International Journal of Early Childhood. https://link.springer.com/article/10.1007/s13158-022-00337-8.
  13. Brante T. (1988) Sociological Approaches to the Professions. Acta Sociologica, 31(2): 119–142. https://doi.org/10.1177/000169938803100202.
  14. Brante T. (2013) The Professional Landscape: The Historical Development of Professions in Sweden. Professions and Professionalism, 3(2): 1–18. https://doi.org/10.7577/pp.558.
  15. Cameron C. (2006) Men in the Nursery Revisited: Issues of Male Workers and Professionalism. Contemporary Issues in Early Childhood, 7(1): 68–79. https://doi.org/10.2304/ciec.2006.7.1.68.
  16. Cameron C., Mooney A., Moss P. (2002) The child care workforce: current conditions and future directions. Critical Social Policy, 22(4): 572–595. https://doi.org/10.1177/02610183020220040201.
  17. Carrington B., Francis B., Hutchings M., Skelton C., Read B., Hall I. (2007) “Does the gender of the teacher really matter? Seven- to eight-year-olds” accounts of their interactions with their teachers'. Educational Studies, 33(4): 397–413. https://doi.org/10.1080/03055690701423580.
  18. Demirkasımoğlu N., Taşkın P. (2019). The Career Journey of the First Male Preschool Teacher in Turkey: An Optimistic Perspective to A Female Dominated Occupation. Journal of Qualitative Research in Education, 7(1). https://doi.org/10.14689/issn.2148-2624.1.7c1s.19m.
  19. Erden S., Ozgun O., Ciftci M.A. (2011) “I am a man, but i am a pre-school education teacher”: Self and social-perception of male pre-school teachers. Procedia Social and Behavioral Sciences, 15: 3199–3204. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.04.271/
  20. Etzioni A. (ed.) (1969) The semi-professions and their organization: teachers, nurses, social workers. New York: The Free Press.
  21. Flyvbjerg B. (2011) Case Study. In: Denzin N.K., Lincoln Y.S. (eds.) The Sage Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks: SAGE Publications: 301–316.
  22. Goings R.B., Davis J., Britto J., Greene D. (2017). The influence of mentoring on the academic trajectory of a 17-year-old black male college sophomore from the United Kingdom: A single case study. Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning, 25(3), 346–368. https://doi.org/10.1080/13611267.2017.1364853.
  23. Harris K., Barnes S. (2009) Male teacher, female teacher: Exploring children's perspectives of teachers' roles in Kindergartens. Early Child Development and Care, 179(2): 167–181. https://doi.org/10.1080/03004430802667005.
  24. Hedlin M., Åberg M., Johansson C. (2019) Fun guy and possible perpetrator: an interview study of how men are positioned within early childhood education and care. Education Inquiry, 10(2): 95–115. https://doi.org/10.1080/20004508.2018.1492844/
  25. Hofman J. (2023) Classroom management and teacher emotions in secondary mathematics teaching: a qualitative video-based single case study. Education Inquiry, 14:3, 389–405. https://doi.org/10.1080/20004508.2022.2028441.
  26. Kolesnikova E.M., Kudenko I.А. (2023) Male Educators in Pre-School Education: A Recognition or an Anxiety? Integration of Education, 27(4): 646–668. https://doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.646-668.
  27. Kreitz-Sandberg S. (2013) Gender inclusion and horizontal gender segregation: stakeholders' strategies and dilemmas in Swedish teachers' education. Gender and Education, 25(4): 444–465. https://doi.org/10.1080/09540253.2013.772566.
  28. Martin D.M., Luth Jr F.W. (2000) Where are the men? the scarcity of males in early childhood classrooms. Journal of Early Childhood Teacher Education, 21(3). https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/0163638000210303.
  29. Martino W.J. (2008) Male Teachers as Role Models: Addressing Issues of Masculinity, Pedagogy and the Re‐Masculinization of Schooling. Curriculum Inquiry, 38(2): 189–223. https://doi.org/10.1111/j.1467-873X.2007.00405.x.
  30. Mills M., Martino W., Lingard B. (2004) Attracting, Recruiting and Retaining Male Teachers: Policy Issues in the Male Teacher Debate. British Journal of Sociology of Education, 25(3): 355–369. https://doi.org/10.1080/0142569042000216990.
  31. Sargent P. (2000) Real men or real teachers? Contradictions in the lives of men elementary teachers. Men and Masculinities, 2(4): 410–433. https://doi.org/10.1177/1097184X00002004003.
  32. Sargent P. (2013) Reluctant Role Models: Men Teachers and the Reproduction of Hegemonic Masculinity. Qualitative Sociology Review, 9(3): 188–203. https://doi.org/10.18778/1733-8077.9.3.10.
  33. Sevier B., Ashcraft C. (2009) Be Careful What You Ask For: Exploring the Confusion around and Usefulness of the Male Teacher as Male Role Model Discourse. Men and Masculinities, 11(5): 533–557. https://doi.org/10.1177/1097184X07302290.
  34. Siraj-Blatchford I., Taggart B., Sylva K., Sammons P., Melhuish E. (2008) Towards the transformation of practice in early childhood education: the effective provision of pre-school education (EPPE) project. Cambridge Journal of Education, 38(1): 23–36. https://doi.org/10.1080/03057640801889956.
  35. Sumsion J. Critical Reflections on the Experiences of a Male Early Childhood Worker (1999) Gender and Education, 11(4): 455–468. https://doi.org/10.1080/09540259920519.
  36. Wood P., Brownhill S. (2018). ‘Absent fathers,’ and children’s social and emotional learning: An exploration of the perceptions of ‘positive male role models’ in the primary school sector. Gender and Education, 30(2): 177–186. https://doi.org/10.1080/09540253.2016.1187264.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».