Стратегии поддержания занятости и профессионализма российскими работниками

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Четвертая промышленная революция и технологическое развитие способствуют сокращению срока службы накопленных работниками ресурсов и стимулирует их к изменению трудового и профессионального поведения. Рассматривается проблема вовлеченности населения в занятость и условия ее поддержания в долгосрочной перспективе. В частности, анализируется оценка работниками текущих требований на рынке труда и в системе занятости, а также действия по улучшению своей профессиональной и трудовой ситуации. В первом разделе рассматривается концепция «нового профессионализма», ориентированная на развитие разнообразных компетенций, которыми должен обладать «современный работник». Во втором разделе приводятся результаты выборочного опроса работающего населения России, которые показали, что в последнее десятилетие занятость в стране связана с высокой степенью мобильности, существенными перерывами в трудовом стаже и частой сменой рабочих мест. Перерывы чаще свойственны людям, начинающим и завершающим трудовую карьеру, и женщинам. Российские мужчины больше склонны менять место работы. Оба действия (перерывы и смена работы) сопрягаются со сменой профессии. Очевидно, что текущая ситуация прямо влияет на профессиональную и трудовую мобильность российских работников. Если люди добровольно отказываются от текущей работы, то, как правило, это связано с неудовлетворенностью ее профессиональными аспектами. В то же время пассивность в профессиональном развитии характерна для трудящихся, не собирающихся менять работу. Результаты исследования свидетельствуют, что действующая система профессионального образования не охватывает всех работников, желающих получить новые знания или умения. Работающие люди предпочитают обучаться самостоятельно, за счет неформального контента. Наиболее востребованными универсальными компетенциями у работников являются умение работать с информацией, стрессоустойчивость и коммуникабельность. Вместе с тем существует избыток профессиональных и трудовых компетенций, не задействованных в текущей работе. Респонденты уверены, что в настоящее время трансформируется прежде всего содержание их труда, в отличие от прежнего (индустриального) времени, когда значительный вклад в рост производительности труда вносили инновации в организации труда.

Об авторах

Ирина Леонидовна Сизова

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: sizovai@mail.ru
Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Гофман И. (2009) Ритуал взаимодействия. Очерки поведения лицом к лицу. Пер. с англ. С.С. Степанова и Л.В. Трубицыной. М.: Смысл.
  2. Добрякова М. (2023) Ученик выигрывает: знания, грамотности и компетентности в школе. М.: ВШЭ.
  3. Кастельс М. (2000) Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ.
  4. Кузьмина Ю.В., Попов Д.С. (2015) Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России. Социологические исследования, 7: 48–57.
  5. Подольский О.А., Попов Д.С., Рылько Е.Д. (2015) Насколько компетентны сегодня взрослые россияне. Результаты Программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) в Российской Федерации. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования [http://piaac.ru/wp-content/uploads/2015/05/Report_PIAAC_RUS.pdf] (дата обращения: 11.11.2023).
  6. Попов А.В., Соловьева Т.С. (2023) Особенности и перспективы развития сферы труда и занятости в Вологодской области. Социально-трудовые исследования, 53(4): 41–53. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2023-53-4-41-53.
  7. Реквиц А. (2022) Общество сингулярностей. О структурных изменениях эпохи модерна. Пер. с нем. Т.Ю. Адаменко, И.Г. Соколовской. DirectMESIA. [https://www.directmedia.ru/book-687570-obschestvo-singulyarnostey-o-strukturnyih-izmeneniyah/] (дата обращения: 15.11.2023).
  8. Тощенко Ж.Т. (2022) Новое социально-экономическое явление: прекариат. Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С.Ю. Витте, 1(1): 146–161. https://doi.org/10.37930/2782-618X-2022-1-1-146-161.
  9. Хабермас Ю. (2022) Теория коммуникативной деятельности. В 2 т. Пер. с нем. А.К. Судакова. М.: Весь мир.
  10. Хокшильд А (2019) Управляемое сердце. Коммерциализация эмоций. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.
  11. Adamchik V.A., Hyclak T.J., Sedlak P., Taylor L.W. (2019) Wage returns to English proficiency in Poland. Journal of Labor Research, 40: 276–295.
  12. Azevedo A., Apfelthaler G., Hurst D. (2012) Competency development in business graduates: an industry-driven approach for examining the alignment of undergraduate business education with industry requirements. The International Journal of Management Education, 10(1): 12–28. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2012.02.002.
  13. Elsholz U., Neu A. (2019) Akademisierung der Arbeitswelt — Das Ende der Beruflichkeit? AISStudien, 12(1): 6–18. https://doi.org/10.21241/ssoar.64880.
  14. Felstead A., Gallie D., Green F., Zhou Y. (2007) Skills at Work in Britain, 1986 to 2006. ESRC Centre on Skills, Knowledge and Organisational Performance [https://orca.cardiff.ac.uk/id/eprint/68042/1/Skills%20at%20Work,%201986%20to%202006.pdf] (дата обращения: 15.11.2023).
  15. Fragoulis I. (2011) Social Skills for Successful Career Development. Review of European Studies, 3(1): 85–93. https://doi.org/10.5539/res.v3n1p85.
  16. Frey C.B., Osborne M.A. (2013) The future of employment: How susceptible are jobs to computerisation? Oxford: Oxford University Martin Programme. [https://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/downloads/academic/The_Future_of_Employment.pdf] (дата обращения: 10.11.2023).
  17. Yang M.Y., You M., Chen F.C. (2005) Competences and Qualifications for Industrial Design Jobs: Implications for Design Practice, Education and Student Career Guidance. Design Studies, 26: 155–189. http://dx.doi.org/10.1016/j.destud.2004.09.003.
  18. Hazlina A.N., Ramayah T., Wilson C., Kummerow L. (2010) Is entrepreneurial competency and business success relationship contingent upon business environment? A study of Malaysian SMEs. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, 16(3): 182–203. https://doi.org/10.1108/13552551011042780.
  19. Hecklau F., Galeitzke M., Flachs S., Kohl H. (2016) Holistic approach for human resource management in Industry 4.0. Procedia CIRP, 54: 1–6. https://doi.org/10.1016/j.procir.2016.05.102.
  20. Husain M.Y., Mokhtar S.B., Ahmad A.A., Mustapha R. (2010) Importance of employability skills from employers’ perspective. Procedia. Social and Behavioral Sciences, 7(C): 430–438. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.10.059.
  21. Meyer R., Haunschild A. (2017) Individuelle Kompetenzentwicklung und betriebliche Organisationsentwicklung im Kontext moderner Beruflichkeit — berufsp?dagogische und arbeitswissenschaftlche Befunde und Herausforderungen. bwp@. Berufs- und Wirtschaftsp?dagogik — online, 32: 1–20. [http://www.bwpat.de/ausgabe32/meyer_haunschild_bwpat32.pdf] (дата обращения: 15.11.2023).
  22. Murnane R.J., Willett J.B., Duhaldeborde Y., Tyler J.H. (2000) How important are the cognitive skills of teenagers in predicting subsequent earnings? Journal of Policy Analytics and Management, 19(4): 547–568.
  23. Noordegraaf M. (2015) Hybrid Professionalism and Beyond. Journal of Professions and Organization, 2(2): 198–206.
  24. Noordegraaf M. (2020) Protective or Connective Professionalism? How Connected Professionals Can (Still) Act as Autonomous and Authoritative Experts. Journal of Professions and Organization, 7(2): 205–223.
  25. Parsons T., Platt G. (1975) The American University. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  26. Rieckmann M. (2012) Future-oriented higher education: Which key competencies should be fostered through university teaching and learning. Futures, 44(2), 127–135. https://doi.org/10.1016/j.futures.2011.09.005.
  27. Rosendahl A., Wahle M. (2016) Debatten zur Krise von Beruf und Beruflichket: A Never Ending Story? awp@. Berufs- und Wirtschaftsp?dagogik — online, 29: 1–23.
  28. ?krinjari? B. (2022) Competence-based approaches in organizational and individual context. Humanities and Social Sciences Communications, 9: 1–12. https://doi.org/10.1057/s41599-022-01047-1.
  29. Verhaest D., Omey E. (2006) The impact of overeducation and its measurement. Social Indicators Research, 77(3): 419–448.
  30. Ziegler B., Tenberg R. (Hrsg.) (2020) Berufsbildung 4.0. Steht die berufliche Bildung vor einem Umbruch? Bonn: Bundesinstitut f?r Berufsbildung.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».