Типология научно-педагогических работников: социологический подход

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Раскрывается проблема типологии научно-педагогических работников высшего образования (НПР) сквозь призму социологического подхода. Актуальность проблемы определяется значимостью применения типологии как метода научного познания к социологическому исследованию НПР. Новизна предложенного социологического подхода к типологии НПР состоит в возможности ее трактовки как способа структурирования конкретной социальной реальности за счет выделения в ней определенных типов их деятельности. В качестве такой социальной реальности рассмотрены процессы, происходящие в вузах, а также конструируемые типологии в системе высшей школы, а вслед за ними типологии в самих университетах и их социальных общностях. Особое значение приобретает выделение типов специалистов в научно-образовательной общности НПР, которая характеризуется как драйвер экономического, научного, социального, культурного развития вузов, регионов, общества в целом. Целью статьи является осуществление типологического анализа НПР, означающего выделение среди них типологических групп (типов НПР) на базе определенных критериев (оснований). Методология исследования представлена тремя взаимосвязанными подходами — типологическим, общностным, ресурсным. Результатом исследования стали выявленные на основании определенных критериев типологии НПР, знание которых поможет управленческим структурам вузов успешно решать практические задачи высшего образования в конкретных университетах. Конструирование типологий НПР будет способствовать превращению этой научно-образовательной общности в реального научного и интеллектуального лидера университетского развития. Сделан важный вывод о целесообразности конструирования типологии НПР в вузе в соответствии с типологией, задачами и стратегией университетского развития и управления.

Об авторах

Гарольд Ефимович Зборовский

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Email: garoldzborovsky@gmail.com
Екатеринбург, Россия

Список литературы

  1. Абанкина И.В., Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю., Гохберг Л.М., Зиньковский К.В., Кисельгоф С.Г., Швыдун С.В. (2013) Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов. Форсайт, 7(3): 48–62. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2013.3.48.63.
  2. Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. (2017) Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета. Вопросы образования, 1: 88–111. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-88-111.
  3. Амбарова П.А. (2015) Управление временем в зеркале темпоральных стратегий поведения социальных общностей. Екатеринбург: УрФУ. EDN: VGRYUL.
  4. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. (2021) Пути к успешности в образовании: поведенческие стратегии студенчества в региональных вузах России. Высшее образование в России, 11: 64–80. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-11-64-80.
  5. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. (2022) Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет — 2030»: проблемы и перспективы. Высшее образование в России, 31(1): 59–71. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71.
  6. Бабич Н.С. (2012) Функции типологического метода в социологии. Теория и практика общественного развития, 11: 84–89. EDN: PIIBPH.
  7. Балезина Е.А. (2018) Положение молодого преподавателя вуза в условиях модернизации высшего образования: риски и их восприятие. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 4: 99–108. EDN: YWGMWL.
  8. Вашурина Е.В., Евдокимова Я.Ш., Овчинников М.Н. (2014) О некоторых подходах к разработке типологий российских вузов. Университетское управление: практика и анализ, 4–5: 21–27. EDN: TAQQSF.
  9. Виндекер О.С., Бердникова Д.В. (2022) Экзистенциальный подход к проблеме образовательной успешности студентов. Известия УрФУ. Сер.1. Проблемы образования, науки и культуры, 28(3): 197–208. https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.3.059.
  10. Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики (2018). [https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf] (дата обращения: 29.07.2019).
  11. Ефимова Г. З. (2022) Карьерный путь преподавателей высшей школы. Социологическая наука и социальная практика, 10(1): 24–40. https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8859.
  12. Ефимова Г.З. (2023) Профессиональная самопрезентация научно-педагогических работников в виртуальных социальных сетях. Социологическая наука и социальная практика, 11(2): 57–79. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.2.4.
  13. Ефимова Г.З. (2021) Типология карьерных траекторий и мотивации их выбора преподавателями высших учебных заведений. Университетское управление: практика и анализ, 25(3): 56–69. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.027.
  14. Ефимова Г.З., Латышев А.С. (2023) Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения. Вопросы образования, 1: 72–108. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-1-72-108.
  15. Зборовский Г.Е. (2004) Общая социология. М.: Гардарики. EDN: QOCSLN.
  16. Зборовский Г.Е. (2020) Типология образовательных общностей по критерию успешности/неуспешности. Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, культуры и науки, 4: 143–152. EDN: VURXIM.
  17. Зборовский Г.Е, Амбарова П.А. (2021) Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала. Мир России, 30(1): 88–110. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2021-30-1-88-110.
  18. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2022а) Мобилизация ресурсов научно-педагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО). Социологические исследования, 9: 60–71. https://doi.org/10.31857/S013216250020845-2.
  19. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2022б) Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития. Образование и наука, 24(5): 147–180. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-147-180.
  20. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2022в) Ресурсность научно-педагогического сообщества: административный и мобилизационный подходы к анализу. Вестник РУДН. Серия: Социология, 22(4): 881–894. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-881-894.
  21. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2023а) Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции. Социологический журнал, 29(1): 78–96. https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.1.4.
  22. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. (2023б) Противоречия развития научно-педагогического сообщества как проблема зарубежных и отечественных исследований. Социологическая наука и социальная практика, 11(1): 8–25. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.1.
  23. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С., Кеммет Е.В. (2023) Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УрФО: опыт качественного исследования. Высшее образование в России, 32(5): 71–88. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-71-88.
  24. Зборовский Г.Е., Каташинских В.С. (2023) Символическая ресурсность научно-педагогических работников высшей школы. Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, 29(2): 205–221. https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.039.
  25. Индикаторы образования (2023). М.: НИУ ВШЭ.
  26. Карпов А.О. (2017) Университет 3,0 — социальные миссии и реальность. Социологические исследования, 9: 114–124. https://doi.org/10.7868/S0132162517060137.
  27. Климова С.Г., Михеенкова М.А. (2017) Опыт использования ДСМ-метода в типологическом анализе. Методы и процедуры социологических исследований: Традиции и инновации. М.: НИУ ВШЭ. С. 20–31. EDN: YUDCPK.
  28. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. (2013) Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану». Вопросы образования, 4: 8–69. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-4-8-69.
  29. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. (2021) Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
  30. Курбатова М.В., Каган Е.С. (2016) Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности. Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), 8(3): 116–136. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136.
  31. Кученкова А.В., Татарова Г.Г. (2015) Типологическая структура стран по характеристикам политической культуры населения. Социологическая наука и социальная практика, 1: 30–51. EDN: TKAGFJ.
  32. Ловаков А.В. (2015) Приверженность вузу и приверженность профессии у преподавателей российских вузов. Вопросы образования, 2: 109–128. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-109-128.
  33. Магун В.С., Руднев М.П. (2021) За пределами «человека советского»: россияне в европейской ценностной типологии. Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя. М.: Новое литературное обозрение: 325–353. EDN: LIOTPG.
  34. Мкртчян Е.Р. (2018) Воспроизводство научно-педагогических кадров в вузах России как система: состояние, проблемы и перспективы функционирования. Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления РАНХиГС.
  35. Москвитин А.Ю. (2013) Типология в социальном познании: философско-методологический анализ. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ. EDN: UIAYFH.
  36. Назарова И.В. (2006) Типология преподавателей высшей школы. Социологические исследования, 11: 115–125. EDN: OPCKXP.
  37. Нархов Д.Ю. (2014) Политический ресурс российских преподавателей высшей школы: формы и способы реализации. Вестник СурГПУ, 2: 129–136. EDN: SBXFQL.
  38. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования (2015). М.: ЦСП и М. EDN: TLEIQL.
  39. Петрова Р.Г., Рябова Г.В. (2019) Низкая успеваемость студентов младших курсов: мера социальной ответственности университета. Управление устойчивым развитием, 1: 62–67. EDN: KXIFTZ.
  40. Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование (2022). Белгород: Эпицентр. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-382-9.2022.
  41. Соколов М. М. (2017) Миф об университетской стратегии. Вопросы образования, 2: 36–73. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-36-73.
  42. Социологический энциклопедический словарь (1998). Под ред. Г.В. Осипова. М.: ИНФРА-М-Норма.
  43. Татарова Г.Г. (2007) Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М.: Высшее образование и наука. EDN: QOGTDB.
  44. Татарова Г.Г., Кученкова А.В. (2022) Востребованность «типологического поворота» в эмпирической социологии. Социологические исследования, 7: 28–40. https://doi.org/10.31857/S013216250019758-6.
  45. Типологический анализ в социологии как диагностическая процедура (2023). Отв. ред. Г.Г. Татарова, А.В. Кученкова. М.: ФНИСЦ РАН. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-408-6.2023.
  46. Управление стратегиями поведения городских общностей: проблемы и возможности (2014). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. EDN: TVBSMX.
  47. Эзрох Ю. С. (2019) Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? Образование и наука, 21(7): 9–40. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-9-40.
  48. Bathelt H., Kogler D.F., Munro A.K. (2010) A knowledge-based typology of university spin-offs in the context of regional economic development. Technovation, 30(9–10): 519–532. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2010.04.003.
  49. Brunner J.J. (2011) University governance: typology, dynamics, and trends. Revista de education, 355: 137–159.
  50. Burth J.H., Marks M.J. (2021) Social capital: increasing pedagogy in higher education institutions. Journal of Research Initiatives, 5(3): Article 7.
  51. Converso D., Sottimano I., Molinengo G., Loera B. (2019) The unbearable lightness of the academic work: the positive and negative sides of heavy work investment in a sample of Italian university professors and researchers. Sustainability, 11: 2439. https://doi.org/10.3390/su11082439.
  52. Corradi A.A., Rapini M.S., Reina D.R. (2023) Motivations for university-industry interaction: a typology of academic scientists at the National University of Colombia. Innovar: Revista de Ciencias Administrativas y Sociales, 34(92). https://doi.org/10.15446/innovar.v34n92.99300.
  53. Daumiller M., Dresel M. (2020) Teaching and research: Specificity and congruence of university faculty achievement goals. International Journal of Educational Research, 99, article no. 101460. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2019.08.002.
  54. Elman C. (2009) Explanatory typologies in qualitative analysis. In: Byrne D., Ragin C. (eds.) The Sage handbook of case-based methods London: Sage: 121–131. https://doi.org/10.4135/9781446249413.
  55. Esteve-Mon F.M., Llopis-Nebot M.?., Vi?oles-Cosentino V., Adell-Segura J. (2022) Digital teaching competence of university teachers: levels and teaching typologies. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 17(13): 200–216. https://doi.org/10.3991/ijet.v17i13.24345.
  56. Farooqi S.M., Shahzad S., Tahira S.S. (2019) Who are more successful researchers? an analysis of university teachers research productivity. Global Social Sciences Review, IV(I), 354–364. https://doi.org/10.31703/gssr.2019(IV-I).46.
  57. Jumpakate T., Wilang J.D. (2021) Exploring the reflective typology of novice EFL teachers in a Thai university. International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE), 10(2): 668–675. https://doi.org/10.11591/ijere.v10i2.21122.
  58. Han J., Yin H., Wang J., Bai Y. (2020) Challenge job demands and job resources to university teacher well-being: the mediation of teacher efficacy. Studies in Higher Education, 45(8), 1771–1785. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1594180.
  59. Linquist S. (2018) Academic Development: A Space, But Is It an Identity? In: Bossu C., Brown N. (eds.) Professional and Support Staff in Higher Education Singapore: Springer: 23–37. https://doi.org/10.1007/978-981-10-1607-3_18-2.
  60. M?gi E., Beerkens M. (2016) Linking research and teaching: Are research-active staff members different teachers? Higher Education, 72(2): 241–258. https://doi.org/10.1007/s10734-015-9951-1.
  61. Mercali G.D., Costa S.G. (2019) Antecedants of work engagement of higher education professors in Brazil. Human and Social Management, 20(1): eRAMG190081. https://doi.org/10.1590/1678-6971/eramg190081.
  62. Naidoo-Chetty M., du Plessis M. (2021) Systematic review of the job demands and resources of academic staff within higher education institutions. International Journal of Higher Education, 10(3): 268. https://doi.org/10.5430/ijhe.v10n3p268.
  63. Pedro E.D.M., Leit?o J., Alves H. (2020) Bridging intellectual capital, sustainable development and quality of life in higher education institutions. Sustainability, 12(2): 479. https://doi.org/10.3390/su12020479.
  64. Pirnay F., Surlemont B., Nlemvo F. (2003) Toward a typology of university spin-offs. Small Business economics, 21(4): 355–369.
  65. Puckett J.L., Lloyd M.F. (2015) The Urban Renewal University: A Typology. Becoming penn: the pragmatic American university, 1950–2000. Philadelphia: University of Pennsylvania Press: 341–349.
  66. Seifert M., Mieg H.A., Kohler H. (2010) City and university in Germany: What does an empirical study on Mayr's locational typology of universities bring to the current discussion on the knowledge-based society? Geographische zeitschrift, 98(3), 175–190.
  67. Szromek A.R., Wolniak R. (2020) Job Satisfaction and Problems among Academic Staff in Higher Education. Sustainability, 12(12), article no. 4865. https://doi.org/10.3390/su12124865.
  68. Wilkins S., Butt M.M., Annabi C.A. (2018) The influence of organizational identification on employee attitudes and behaviors in multinational higher education institutions. Journal of Higher Education Policy and Management, 40(1): 48–66. https://doi.org/10.1080/1360080X.2017.1411060.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».