Влияние методов правового регулирования на конституционализацию политических партий... в Российской Федерации
- Авторы: Курочкин А.В.1
-
Учреждения:
- Набережночелнинский институт Казанского федерального университета
- Выпуск: № 4 (2024)
- Страницы: 104-113
- Раздел: Политико-правовые исследования
- URL: https://ogarev-online.ru/0869-0499/article/view/268117
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869049924040083
- EDN: https://elibrary.ru/ZGSQUP
- ID: 268117
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании поставлена цель спроецировать теорию конституционализации на правовое регулирование партийных правоотношений. Основополагающее значение получили формально-логический и системный методы, которые позволили проанализировать российское законодательство о политических партиях. Оценка влияния методов права на комплексные правовые институты осуществлена в рамках институциональной теории. Благодаря выявленным теоретическим и правовым особенностям удалось установить зависимость конституционализации объекта партийных правоотношений от методов правового регулирования. Показано, что в случае преобладания императивного подхода объектом государственного вмешательства в партийную деятельность становится широкий круг правоотношений и разнообразные дефекты права. Смешанный метод правового регулирования позволяет достичь фрагментарного государственного участия в конструировании партийных отношений, что усиливает комплексность правового института политических партий.
Полный текст
Концепт «конституционализация» применительно к отдельным видам правоотношений означает придание им определенной конституционно-правовой формы [Кравец. 2003; Кабакова. 2013; Кузьмин 2014]. Тем самым конституционализация нередко выступает в качестве длительного процесса, направленного на развитие конституционно-правовых институтов. Такой подход соответствует сложившейся институциональной системе конституционного права [Постников 2011; Примова 2023].
Вместе с тем доминирование системного метода в исследовании конституционно-правовых категорий привело к строго формализованному пониманию конституционализации применительно к таким институтам, как политические партии [Маркова 2009; Кочетков 2014]. По нашему мнению, такой методологический подход не является единственно верным. В частности, с точки зрения конституционно-правовых процессов развитие партийных отношений происходит вне зависимости от их формального признания на законодательном уровне [Пресняков 2023; Пономарева 2020]; именно этим можно объяснить отсутствие в нормах Конституции РФ термина «партия», в то время как в ч. 3 ст. 13 использовано понятие «многопартийность».
В обозначенном теоретическом подходе конституционализация не сосредоточена вокруг нормативно-правовых форм, поскольку предшествует им и предопределяет их содержание [Капицын 2013]. Примечательно, что конституционно-правовая форма и конституционно-правовые ценности, к числу которых следует отнести многопартийность, основаны непосредственно на партийных правоотношениях. Именно в них, а не только в законодательстве, должны быть воплощены конституционные принципы, ценности и гарантии [Бондарь 2006]. Следует отметить, что сущность конституционализации раскрывается в многоступенчатом, сложном процессе обретения партийными правоотношениями определенной конституционной реальности.
Соотношение методов правового регулирования и методов правовой формализации
Главным критерием оценки воплощения конституционного принципа многопартийности служат методы правового регулирования:
- превалирование императивного метода сводит конституционализацию к формализации правоотношений посредством принятия соответствующего нормативно-правового акта, который содержит требования к порядку осуществления партийной деятельности;
- преобладание диспозитивного метода предполагает не только вариативный механизм реализации нормативных предписаний, но и приоритет индивидуально-правового регулирования, основанного на нормах-принципах и развивающего правовые ценности;
- смешанный метод регулирования означает, что правовые нормы, связанные с деятельностью политических партий, разнесены по разным отраслям российского права.
Сопоставив названные методы правового регулирования с процессом конституционализации политических партий, можно выделить две группы проблем. Во-первых, речь идет о формализации конституционно-правовых принципов, которая сдерживает развитие законодательства и трансформирует его в инструмент господствующей политической воли, что можно наглядно проследить по системному преобразованию российского партийного права (частые изменения требований к государственной регистрации политических партий, к порядку осуществления их субъективных прав и обязанностей, в том числе юридической ответственности партийных организаций). Во-вторых, целевой характер конституционализации партийных правоотношений выводит большинство норм за рамки сложившейся системы российского права, что нивелирует традиционное отраслевое его деление и обосновывает усиление комплексных конституционно-правовых институтов.
Таким образом, конституционализацию нельзя свести лишь к реализации конституционно-правовых принципов и ценностей, поскольку в содержательном отношении они носят оценочный (прежде всего для правоприменителя) характер. Такие элементы правоотношений, как их объект и субъект, могут указывать на вектор конституционной реальности для обособленных правовых норм, в число которых входят нормы партийного законодательства.
Вместе с тем конституционализация политических партий как основных участников избирательного процесса и парламентской деятельности в Российской Федерации происходит посредством оформления их возможностей воздействовать на власть и общество, придания субъективным правам и обязанностям партийных организаций определенной формы, что выводит содержание конституционализации из соответствующих правовых норм на фоне их развития в заданном временном диапазоне. Подобным образом, в частности, происходит обоснование системных изменений в партийном и избирательном законодательстве Российской Федерации.
Зависимость партийных отношений от методов правового регулирования в юридической литературе трактуют как определяющий фактор [Гуторова 2020; Мамедова 2017]. В публично-правовых науках подчеркивают возможный или должный характер тех поведенческих норм, которые присущи партийным организациям – коллективному субъекту конституционных правоотношений [Васильев 2022; Головинов 2016]. Однако формализацию данных отношений с участием политических партий активно критикуют за вмешательство государства в деятельность партий посредством правовой политики, на которую оказывают влияние участники публичной политики [Дорошко 2015; Попова 2014]. Наиболее отчетливо это прослеживается в конструировании и развитии политической системы вследствие борьбы политических сил [Шамсиева 2014].
Таким образом, формальное выражение конституционализации партийных правоотношений в демократических системах выступает следствием воплощения особых правотворческих механизмов, поскольку политические партии участвуют в разработке и развитии партийного законодательства [Резников 2003; Мусаева, Махачев 2011]. Собственно, зависимость конституционализации от правовой политики государства слабо исследована в российской юридической науке. Соотношение партийного права и правовой политики нередко сводят к соизмерению методов, при помощи которых происходит правовое регулирование партийных отношений [Долгих 2019]. В наиболее конкретизированном виде это позволяет оценить преобладание определенных законодательных технологий [Зимина 2021].
Межотраслевой характер правового регулирования партийных отношений
На наш взгляд, трудно признать правомерность рассмотренного теоретического подхода, поскольку методы правового регулирования не имеют строгой конституционно-правовой принадлежности, они различны в вариативном ряде сложившихся отраслей российского права. Даже в отраслевых рамках непросто выявить особенности тех или иных подходов, характерных для отдельных отраслей права (например, частноправовые и публично-правовые методы). Наглядно данный тезис можно проследить в правовом институте политических партий, в котором задействованы методы различных отраслей права, то есть речь идет о комплексном правовом регулировании. Законодательство о политических партиях затрагивает лишь внешнюю сторону деятельности партийных организаций, в то время как большая часть внутрипартийных правоотношений остается объектом регулирования самой политической партии в соответствии с конституционно-правовыми гарантиями невмешательства государства во внутрипартийные дела.
В этой связи компонентом конституционализации выступают не сами методы правового регулирования, а правовая природа политических партий, которая характеризует и механизм применения принципов партийных правоотношений, и средства правового воздействия на них. В обобщенном виде решение названных задач предопределяет доминирование тех или иных методов правового регулирования [Байтин, Петров 2006]. В конституционно-правовой плоскости регулирование партийных отношений происходит посредством смешанного метода, в котором определяющее значение имеют диспозитивные начала, что отражено в общедозволительном типе правового регулирования [Сорокина 2011]. Однако государство, будучи основным участником конституционно-правовых отношений, устанавливает пределы партийных прав и свобод, определяя специальный порядок партийной деятельности (например, при участии в парламентских или президентских выборах).
Примечательно, что данный механизм заложен в действующем российском законодательстве о политических партиях. Регулирующее воздействие по смыслу ст. 2 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях»1 имеет детализация предмета субъективного конституционного права граждан на объединение в политические партии, равно как в ст. 9 сформулированы ограничения партийной деятельности. Непосредственно порядок осуществления прав и свобод, связанных с политическими партиями, определен в ст. 11, 15, 23 и др.
Вместе с тем большинство норм, сформулированных в Федеральном законе № 95-ФЗ, регулирует организационно-административные условия создания политических партий, ведения партийной деятельности и ликвидации партий, что связано с разрешительным типом правового регулирования, характерного для административного права [Валяев 2009; Демин 2004]. Поэтому некоторые исследователи акцентируют внимание на доминировании императивного подхода применительно к политическим партиям, поскольку он призван урегулировать отношения между партиями и органами государственной власти [Шишпаренок 2012; Николаев 2006]. Эта особенность дает о себе знать и в распределении норм о партийной деятельности по нормативно-правовым актам разной отраслевой принадлежности (речь идет о финансировании партий, специфике их юридической ответственности, порядке осуществления хозяйственной деятельности и т.п.). Так, разрешительный тип правового регулирования характеризует действующее избирательное законодательство Российской Федерации, которое регламентирует порядок участия политических партий в выборах разного уровня.
Таким образом, правовая природа партий не предопределяет баланс методов регулирования, но диктует меньшее использование частноправовых инструментов, чем в случае других общественных объединений, являющихся юридическими лицами. Отсутствие специфического подхода, присущего только публично-правовым отраслям, позволяет брать за основу регулирования не сами правовые нормы о политических партиях, а его цели применительно к партийным правоотношениям. Объект конституционализации партийных отношений получает отражение в двух направлениях юридизации: во-первых, в осуществлении гражданами конституционного права на политическое объединение, что не зависит от преобладания определенного метода регулирования; во-вторых, в упорядочении партийной деятельности для участия в значимых для государства и общества политических процессах (избирательном, парламентском).
***
Методы правового регулирования партийных правоотношений указывают не на их отраслевую принадлежность, а на особенности объекта правового воздействия. В частности, они сформулированы в преамбуле Федерального закона № 95-ФЗ: политическое многообразие; многопартийность; партийное равенство; гарантированное соблюдение прав и законных интересов политических партий. Эти методы содержательно близки к принципам, которые функционально очерчивают границы правового регулирования и соблюдение которых направлено на достижение его целей [Тирских, Черняк 2009]. Неслучайно в ст. 4 Федерального закона № 95-ФЗ определены источники правового регулирования отношений с участием политических партий, а согласно главе X предмет регулирования данного закона носит исключительный характер. Последнее означает, что другие законы, затрагивающие партийные правоотношения, могут быть применены лишь субсидиарно, если иное не предусмотрено нормами Федерального закона № 95-ФЗ. Аналогичный подход используют российские суды2.
Выделенные теоретические и правовые особенности объекта партийных правоотношений с точки зрения их конституционализации и формализации позволяют сделать вывод о зависимости данных процессов от методов правового регулирования. В случае преобладания императивного метода объектом правового воздействия становится широкий круг правоотношений, чего невозможно достичь без государственного вмешательства в партийную деятельность. Нередко данный вектор конституционализации сопровождает доминирование дефектов права (например, преимущество формы над содержанием). Напротив, смешанное правовое регулирование приводит к фрагментарности государственного участия в конструировании партийных отношений и усиливает комплексный характер данного правового института.
1 Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 2950; 2023. № 31 (ч. III). Ст. 5786.
2 См., например: Апелляционное определение Московского городского суда от 10.07.2014 по делу № 33-27725 «В удовлетворении требования отказано, поскольку наименование политической партии не соответствует требованиям законодательства РФ»; Кассационное определение Костромского областного суда от 05.10.2011 № 33-1492 «В удовлетворении исковых требований о регистрации обращений и предоставлении ответов отказано правомерно, поскольку действующим законодательством на политические партии не возложена обязанность регистрации обращений граждан и направления на них ответов».
Об авторах
Анатолий Васильевич Курочкин
Набережночелнинский институт Казанского федерального университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: kurochkin.tolik@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-9006-1111
доктор политических наук, профессор кафедры конституционного, административного и международного права
Россия, Набережные ЧелныСписок литературы
- Байтин М.И., Петров Д.Е. (2006) Метод регулирования в системе права: виды и структура // Журнал российского права. № 2 (110). С. 84–95.
- Бондарь Н.С. (2006) Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ) / Н.С. Бондарь. Москва: Викор-Медиа. 223 с.
- Валяев Ю.К. (2009) Метод разрешения в административном праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва. 187 с.
- Васильев С.А. (2022) Соотношение субъектов конституционного права как основа реализации их прав и обязанностей // Вестник Российской правовой академии. № 4. С. 27–35.
- Головинов А.В. (2016) Особенности реализации конституционного принципа идеологического многообразия в законодательстве о политических партиях // Известия Алтайского государственного университета. № 3 (91). С. 43–46.
- Гуторова А.Н. (2020) Сравнительно-правовой анализ конституционного регулирования основ статуса политических партий в странах постсоциалистического конституционализма // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. Т. 10. № 5. С. 37–44.
- Демин А.А. (2004) Метод правового регулирования как критерий отграничения административного права от других отраслей российского права, включая конституционное // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. № 2. С. 21–33.
- Долгих Ф.И. (2019) Конституционная регламентация деятельности политических партий в свете глобальных тенденций конституционно-правового развития // Сравнительное конституционное обозрение. № 4 (131). С. 102–115.
- Дорошко М.П. (2015) Роль институтов гражданского общества в формировании правовой политики современной России // Современное право. № 2. С. 24–29.
- Зимина Н.В. (2021) Нормативное регулирование деятельности политических партий современной России // Вестник Забайкальского государственного университета. Т. 27. № 4. С. 84–88.
- Кабакова О.В. (2013) Конституционные ценности и конституционализация всех сфер жизни личности, общества и государства в современных условиях // В сб.: Российский конституционализм: история, теория, практика. Сборник научных статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации. С. 152–160.
- Капицын В.М. (2013) Символьная конституционализация национальных интересов // Информационные войны. № 1 (25). С. 47–54.
- Кочетков В.В. (2014) М.Я. Острогорский о роли партий в демократическом государстве: к вопросу о конституционализации институтов // Политика и общество. № 7 (115). С. 804–814.
- Кравец И.А. (2003) Понятие и способы конституционализации правового порядка // Российский юридический журнал. № 4 (40). С. 9–18.
- Кузьмин А.Г. (2014) Конституционализм, конституционализация, конституционная законность: к вопросу о соотношении категорий // Российский судья. № 9. С. 14–20.
- Мамедова В.Э. (2017) Принципы правового и корпоративного регулирования деятельности политических партий в России // Политика и общество. № 2. С. 41–50.
- Маркова Е.Н. (2009) Конституционализация политических партий в государствах Восточной Европы // Конституционное и муниципальное право. № 15. С. 35–40.
- Мусаева Р.М., Махачев Д.Г. (2011) К вопросу о роли политических партий в формировании законодательной власти Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. № 2. С. 15–17.
- Николаев А.С. (2006) Принципы и формы взаимодействия органов государственной власти и политических партий // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. № 6. С. 45–49.
- Пономарева М.А. (2020) К вопросу о содержании правового концепта «конституционализация» // Право и государство: теория и практика. № 7 (187). С. 60–61.
- Попова А.В. (2014) Гражданское общество и лоббизм как институты государственно-правового развития России // Юридическая мысль. № 6 (86). С. 34–38.
- Постников А.Е. (2011) Тенденции развития институтов конституционного права // Журнал российского права. № 10 (178). С. 27–34.
- Пресняков М.В. (2023) Конституционализация правопорядка vs конституционный позитивизм в современной России // Конституционное и муниципальное право. № 8. С. 2–8.
- Примова Э.Н. (2023) Конституционализация правового пространства России: от исторического опыта к современным реалиям // Образование и право. № 2. С. 56–59.
- Резников Е.В. (2003) Правовое положение политических партий и их правовая институционализация в России // В сб.: Право. Законность. Демократия. Сборник научных трудов / Под ред. И.В. Ростовщикова. Волгоград. С. 181–188.
- Сорокина Ю.В. (2011) Метод правового регулирования как проявление сущностных свойств права // Вопросы российского и международного права. № 1. С. 6–30.
- Тирских М.Г., Черняк Л.Ю. (2009) Место принципов права в системе российского права // Академический юридический журнал. № 2 (36). С. 4–10.
- Шамсиева С.С. (2014) Институты гражданского общества и их роль в реализации правовой политики России // Современный юрист. Т. 1. С. 35–40.
- Шишпаренок О.Н. (2012) Правовое регулирование взаимодействия государственных органов субъектов Российской Федерации с политическими партиями // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. № 2 (17). С. 3–21.
Дополнительные файлы
