Имитационная модель автомобиля в среде Simulink для определения расхода топлива в ездовых циклах
- Авторы: Химченко А.В.1, Мищенко Н.И.2, Быков В.В.2
-
Учреждения:
- Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
- Донецкий национальный технический университет»
- Выпуск: Том 90, № 4 (2023)
- Страницы: 295-305
- Раздел: Экологически чистые технологии и оборудование
- URL: https://ogarev-online.ru/0321-4443/article/view/232057
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-322768
- ID: 232057
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В работе показана актуальность задачи определения объективных значений расходов топлива в эксплуатации на основе расчетных методов. Одним из таких методов является имитационное моделирование. Современное развитие компьютерной техники существенно упрощает реализацию системных имитационных моделей, например, в программном продукте Simulink компании Mathworks. При создании модели необходимо выдержать баланс обобщения и детализации, так как излишняя детализация ведет к необоснованно глубокому рассмотрению отдельных элементов системы и к существенному увеличению времени моделирования.
Цель исследования — поиск рациональной структуры модели системы «водитель — автомобиль — окружающая среда», позволяющей обеспечить возможность испытания автомобиля в ездовых циклах или при других сценариях движения.
Материалы и методы. В работе использовалась среда имитационного моделирования Matlab Simulink. На основе анализа конструкции автомобиля и возможностей отдельных инструментов Simulink синтезировалась схема для исследования расхода топлива на примере легкового автомобиля. Полученная модель была отлажена для устойчивого движения автомобиля в различных ездовых циклах с помощью графического анализа.
Результаты. Полученные результаты показывают, что созданная системная имитационная модель работоспособна. Системы управления обеспечивают движение автомобиля согласно режимам смешанного ездового цикла с соблюдением требуемых допусков. Имеется возможность регистрации расходов топлива и других интересующих результатов моделирования.
Заключение. Модель показала относительную простоту настройки и возможность быстрой модернизации для перехода к другим моделям автомобилей. Требуется минимальное количество данных об автомобиле для приведения модели к работоспособному состоянию. Отдельные неизвестные параметры предполагается уточнять с помощью методов идентификации.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Аркадий Васильевич Химченко
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
Автор, ответственный за переписку.
Email: himch.arkady@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9340-4252
SPIN-код: 4568-1757
доцент, канд. техн. наук, доцент кафедры сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей
Россия, ВоронежНиколай Иванович Мищенко
Донецкий национальный технический университет»
Email: mim2802@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0390-1563
SPIN-код: 6604-8459
профессор, д-р техн. наук, заведующий кафедрой автомобильного транспорта
Россия, ГорловкаВалерий Васильевич Быков
Донецкий национальный технический университет»
Email: bykov_v_@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4362-0053
SPIN-код: 8378-0977
доцент, канд. техн. наук, декан автомобильно-дорожного факультета
Россия, ГорловкаСписок литературы
- Андрианов А.Е., Максимов В.А., Поживилов Н.В. Анализ методов автоматизированного учета расхода моторного топлива на городских автобусах ГУП «Мосгортранс» // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта. Сборник научных трудов, посвященный 85-летию кафедры ЭАТиС МАДИ, по материалам 79-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ. Москва, С. 20–26.
- Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 14.07.2015). О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». [дата обращения: 08.04.2023] Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/file/393913
- Болоев П.А., Петров Н.В., Скрыбыкин Ф.А. Разработка методики нормирования маршрутного расхода топлива автобуса ЛИАЗ-5256.57 в эксплуатации // Тракторы и сельхозмашины. 2021. Т. 88, №6. C. 90–98. doi: 10.17816/0321-4443-2021-6-90-98
- Борисов Г.В., Лелиовский К.Я., Пачурин Г.В. К вопросу о нормировании расхода жидких топлив на автомобильном транспорте // Фундаментальные исследования. 2015. № 3. С. 28–35.
- Маняшин С.А. Моделирование расхода топлива автомобилями на базе ездового цикла в низкотемпературных условиях эксплуатации : дис. ... канд. техн. наук. Оренбург, 2013.
- Огороднов С.М., Зезюлин Д.В., Макаров В.С., и др. Разработка расчетно-экспериментальной методики оценки расхода топлива при движении автомобиля по заданному маршруту // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. [дата обращения: 08.04.2023] Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14280
- Суматохин Д.Г. Повышение эффективности разработки индивидуальных маршрутных норм расхода топлива для городских автобусов : дисc. ... канд. техн. наук. Москва, 2012.
- Химченко А.В., Мищенко Н.И. Составление ездового цикла автомобиля путем аппроксимации отфильтрованных экспериментальных данных с помощью нейронных сетей // Вести Автомобильно-дорожного института. 2018. 4(27). C. 3–13.
- Дрючин Д.А., Булатов С.В., Загидуллин Р.Р. Методика корректировки нормативной периодичности технического обслуживания автотранспортных средств на основе данных о фактическом расходе топлива // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022. № 1. С. 93–101. doi: 10.25198/2077-7175-2022-1-93
- Pacejka H.В., Вesselink I.J.M. Magic Formula Tyre Model with Transient Properties // International Journal of Vehicle Mechanics and Mobility. 1997. Vol. 27, N sup001. doi: 10.1080/00423119708969658
- Besselink I.J.M., Schmeitz A.J.C., Pacejka H.B. An improved Magic Formula/Swift tyre model that can handle inflation pressure changes // International Journal of Vehicle Mechanics and Mobility. 2010. Vol. 48, N sup1:IAVSD Supplement. P. 337–352. doi: 10.1080/00423111003748088
- ВСХ Шеви-Нива. Мастер Мотор. [дата обращения: 17.05.2022] Режим доступа: http://www.mmotor.ru/cams/index.php?action=vsh
- Гуров М.Н., Московкин В.В. Формула топливного баланса автомобиля // Транспорт на альтернативном топливе. 2012. № 3(27). С. 58–61.
- Гуров М.Н., Московкин В.В., Егорушкин Е.А. Оценка эффективности применения различных мероприятий для снижения расхода топлива у АТС // Международная научно-техническая конференция «Информатика и технологии. Инновационные технологии в промышленности и информатике»(«МНТК ФТИ-2017»). Сборник научных трудов / под ред. М. Ф. Булатова. Москва, 2017. С. 189–192.
- Химченко А.В., Мищенко Н.И, Петров А.И, Мамонтов В.Р. Особенности моделирования стандартных дорожных испытаний для определения топливной экономичности автомобиля // Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса. Материалы VΙΙΙ международной научно-практической конференции «Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса» в рамках 8-го Международного научного форума Донецкой Народной Республики «Инновационные перспективы Донбасса: Инфра-структурное и социально-экономическое развитие», 25 мая 2022. Горловка, 2022. С. 73–77.
Дополнительные файлы
