Имитационная модель автомобиля в среде Simulink для определения расхода топлива в ездовых циклах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В работе показана актуальность задачи определения объективных значений расходов топлива в эксплуатации на основе расчетных методов. Одним из таких методов является имитационное моделирование. Современное развитие компьютерной техники существенно упрощает реализацию системных имитационных моделей, например, в программном продукте Simulink компании Mathworks. При создании модели необходимо выдержать баланс обобщения и детализации, так как излишняя детализация ведет к необоснованно глубокому рассмотрению отдельных элементов системы и к существенному увеличению времени моделирования.

Цель исследования — поиск рациональной структуры модели системы «водитель — автомобиль — окружающая среда», позволяющей обеспечить возможность испытания автомобиля в ездовых циклах или при других сценариях движения.

Материалы и методы. В работе использовалась среда имитационного моделирования Matlab Simulink. На основе анализа конструкции автомобиля и возможностей отдельных инструментов Simulink синтезировалась схема для исследования расхода топлива на примере легкового автомобиля. Полученная модель была отлажена для устойчивого движения автомобиля в различных ездовых циклах с помощью графического анализа.

Результаты. Полученные результаты показывают, что созданная системная имитационная модель работоспособна. Системы управления обеспечивают движение автомобиля согласно режимам смешанного ездового цикла с соблюдением требуемых допусков. Имеется возможность регистрации расходов топлива и других интересующих результатов моделирования.

Заключение. Модель показала относительную простоту настройки и возможность быстрой модернизации для перехода к другим моделям автомобилей. Требуется минимальное количество данных об автомобиле для приведения модели к работоспособному состоянию. Отдельные неизвестные параметры предполагается уточнять с помощью методов идентификации.

Об авторах

Аркадий Васильевич Химченко

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I

Автор, ответственный за переписку.
Email: himch.arkady@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9340-4252
SPIN-код: 4568-1757

доцент, канд. техн. наук, доцент кафедры сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей

Россия, Воронеж

Николай Иванович Мищенко

Донецкий национальный технический университет»

Email: mim2802@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0390-1563
SPIN-код: 6604-8459

профессор, д-р техн. наук, заведующий кафедрой автомобильного транспорта

Россия, Горловка

Валерий Васильевич Быков

Донецкий национальный технический университет»

Email: bykov_v_@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4362-0053
SPIN-код: 8378-0977

доцент, канд. техн. наук, декан автомобильно-дорожного факультета

Россия, Горловка

Список литературы

  1. Андрианов А.Е., Максимов В.А., Поживилов Н.В. Анализ методов автоматизированного учета расхода моторного топлива на городских автобусах ГУП «Мосгортранс» // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта. Сборник научных трудов, посвященный 85-летию кафедры ЭАТиС МАДИ, по материалам 79-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ. Москва, С. 20–26.
  2. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 14.07.2015). О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». [дата обращения: 08.04.2023] Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/file/393913
  3. Болоев П.А., Петров Н.В., Скрыбыкин Ф.А. Разработка методики нормирования маршрутного расхода топлива автобуса ЛИАЗ-5256.57 в эксплуатации // Тракторы и сельхозмашины. 2021. Т. 88, №6. C. 90–98. doi: 10.17816/0321-4443-2021-6-90-98
  4. Борисов Г.В., Лелиовский К.Я., Пачурин Г.В. К вопросу о нормировании расхода жидких топлив на автомобильном транспорте // Фундаментальные исследования. 2015. № 3. С. 28–35.
  5. Маняшин С.А. Моделирование расхода топлива автомобилями на базе ездового цикла в низкотемпературных условиях эксплуатации : дис. ... канд. техн. наук. Оренбург, 2013.
  6. Огороднов С.М., Зезюлин Д.В., Макаров В.С., и др. Разработка расчетно-экспериментальной методики оценки расхода топлива при движении автомобиля по заданному маршруту // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. [дата обращения: 08.04.2023] Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14280
  7. Суматохин Д.Г. Повышение эффективности разработки индивидуальных маршрутных норм расхода топлива для городских автобусов : дисc. ... канд. техн. наук. Москва, 2012.
  8. Химченко А.В., Мищенко Н.И. Составление ездового цикла автомобиля путем аппроксимации отфильтрованных экспериментальных данных с помощью нейронных сетей // Вести Автомобильно-дорожного института. 2018. 4(27). C. 3–13.
  9. Дрючин Д.А., Булатов С.В., Загидуллин Р.Р. Методика корректировки нормативной периодичности технического обслуживания автотранспортных средств на основе данных о фактическом расходе топлива // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022. № 1. С. 93–101. doi: 10.25198/2077-7175-2022-1-93
  10. Pacejka H.В., Вesselink I.J.M. Magic Formula Tyre Model with Transient Properties // International Journal of Vehicle Mechanics and Mobility. 1997. Vol. 27, N sup001. doi: 10.1080/00423119708969658
  11. Besselink I.J.M., Schmeitz A.J.C., Pacejka H.B. An improved Magic Formula/Swift tyre model that can handle inflation pressure changes // International Journal of Vehicle Mechanics and Mobility. 2010. Vol. 48, N sup1:IAVSD Supplement. P. 337–352. doi: 10.1080/00423111003748088
  12. ВСХ Шеви-Нива. Мастер Мотор. [дата обращения: 17.05.2022] Режим доступа: http://www.mmotor.ru/cams/index.php?action=vsh
  13. Гуров М.Н., Московкин В.В. Формула топливного баланса автомобиля // Транспорт на альтернативном топливе. 2012. № 3(27). С. 58–61.
  14. Гуров М.Н., Московкин В.В., Егорушкин Е.А. Оценка эффективности применения различных мероприятий для снижения расхода топлива у АТС // Международная научно-техническая конференция «Информатика и технологии. Инновационные технологии в промышленности и информатике»(«МНТК ФТИ-2017»). Сборник научных трудов / под ред. М. Ф. Булатова. Москва, 2017. С. 189–192.
  15. Химченко А.В., Мищенко Н.И, Петров А.И, Мамонтов В.Р. Особенности моделирования стандартных дорожных испытаний для определения топливной экономичности автомобиля // Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса. Материалы VΙΙΙ международной научно-практической конференции «Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса» в рамках 8-го Международного научного форума Донецкой Народной Республики «Инновационные перспективы Донбасса: Инфра-структурное и социально-экономическое развитие», 25 мая 2022. Горловка, 2022. С. 73–77.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Модель системы для испытания автомобиля в ездовых циклах.

Скачать (136KB)
3. Рис. 2. Имитационная модель автомобиля Chevrolet Niva.

Скачать (215KB)
4. Рис. 3. Подсистема определения расходов топлива в процессе имитации.

Скачать (122KB)
5. Рис. 4. Модели определения суммарного и среднего путевого (a) и мгновенного путевого (b) расходов топлива в процессе имитации.

Скачать (171KB)
6. Рис. 5. Модель коробки переключения передач Chevrolet Niva.

Скачать (203KB)
7. Рис. 6. Скорость автомобиля во время испытания в цикле NEDC.

Скачать (218KB)
8. Рис. 7. Зависимость частоты вращения коленчатого вала двигателя ВАЗ 2123 в цикле NEDC при испытаниях Chevrolet Niva.

Скачать (97KB)
9. Рис. 8. Зависимость мгновенного путевого расхода топлива на участках цикла NEDC при испытаниях автомобиля.

Скачать (154KB)

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».