Scientific and technological revolution and the new role of philosophy
- Авторлар: Frolov I.T.
- Шығарылым: Том 35, № 6 (2024)
- Беттер: 44-47
- Бөлім: The philosophy of the himan being
- URL: https://ogarev-online.ru/0236-2007/article/view/273185
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0236200724060034
- ID: 273185
Толық мәтін
Толық мәтін
Современный этап научно-технической революции выдвигает перед философией целый ряд фундаментальных проблем, и я хотел бы остановиться на некоторых из них, как они представляются мне, в частности, в свете той работы, которую проводит в последние годы журнал «Вопросы философии». Главная из этих проблем — осмысление новой роли философского знания в условиях все более возрастающей и органичной связи философии с политикой КПСС, с практикой коммунистического строительства и воспитания нового человека, с потребностями идеологической борьбы, с развитием всего комплекса общественных, естественных и технических наук.
Философия решает эту задачу присущими ей методами, не подменяя свой анализ чисто политическими, экономическими и т.п. исследованиями. И она делает это, развивая свое собственное содержание как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления, обогащаясь новыми идеями и подходами, соответствующими современному уровню практики и познания. Однако это условие чисто философского подхода к реальности не всегда может соблюдаться нами, и мы сталкиваемся порой с необходимостью обращения к языку и методам других наук, чтобы по крайней мере внешне и за пределами философии не утратить живой связи с этой реальностью, так как еще и сегодня «сова Минервы вылетает лишь в сумерки»: философы еще медленно, с большим запозданием реагируют на актуальные, животрепещущие проблемы, которыми живет современное общество и современный человек.
Это положение остро чувствуем и мы в журнале «Вопросы философии» при организации циклов статей по актуальным социально-философским проблемам современности — таким, как диалектика социальных процессов, проблемы научно-технической революции в связи с социальным прогрессом и развитием человека, экологические проблемы современности, вопросы образования и воспитания, социальные противоречия капитализма и идейная борьба и т.п. Положение это, я подчеркиваю, означает, однако, не только известное отставание философских исследований от практики; оно является также и отражением порой не до конца осознаваемой нами изменившейся роли философии в системе наук. Философия и философы все больше берут на себя некоторые, так сказать, интегративные функции, иногда попросту — функции инициаторов, организующих на почве своей науки — как это мы пытаемся делать в журнале – взаимодействие и встречи представителей разных наук для обсуждения актуальных проблем современности, являющихся комплексными по самому существу своему.
Это не значит, конечно, что собственная проблематика философии как науки отодвигается тем самым на второй план. Но дело в том, что комплексный характер многих наиболее фундаментальных и животрепещущих проблем современности требует кооперации усилий представителей науки и практики. И во многих случаях именно философия оказывается тем центром, вокруг которого возможно эффективное объединение научных сил, живое обсуждение комплексных проблем. Представители разных наук стремятся именно на базе философии и с инициативным участием философов вести такое обсуждение, что, несомненно, ко многому обязывает нас, философов.
Поэтому мы в журнале «Вопросы философии» стремимся всемерно способствовать этой тяге ученых к совместным встречам и обсуждению, организуя, в частности, дискуссии за Круглым столом, в которых принимают участие, наряду с философами и социологами, наши крупнейшие ученые – физики, химики, биологи, математики, географы, экономисты, юристы, медики, физиологи, психологи, демографы, педагоги, а также писатели, практические работники, в том числе партийные и комсомольские, организаторы производства. В особенности ярко это проявилось в ходе обсуждения такой темы, как «Человек и среда его обитания».
XXIV съезд КПСС указал в своей резолюции на необходимость всемерного укрепления взаимодействия ученых, работающих в области естественных, технических и общественных наук. Мы видим в этом указании партии дальнейшее развитие ленинской идеи о союзе философии и естествознания, и мы считаем, что именно философы должны и в нынешних условиях взять инициативу и стать застрельщиками в организации более всеобъемлющего союза, который должен сплотить на базе диалектико-материалистического мировоззрения и методологии ученых — представителей естественных, технических и общественных наук.
Организованное Академией общественных наук при ЦК КПСС и Научным советом по философским вопросам естествознания при Президиуме АН СССР совместно с нашим журналом заседание за Круглым столом показывает обоснованность и своевременность этой инициативы, которая должна получить, разумеется, дальнейшее развитие.
Эта новая, инициативная, если так можно выразиться, роль философии и философов связана с некоторыми фундаментальными сдвигами в самом основании современной науки, с известными изменениями стратегии научного поиска. Одной из очевидных особенностей современной науки является резкое усложнение решаемых в ее пределах проблем, причем это усложнение постоянно увеличивается, сопровождаясь, с одной стороны, бурным ростом разного рода «субдисциплин», а с другой — рождением многочисленных «метанаук», все более явственно обнаруживающимися процессами междисциплинарного синтеза, движением к «единой науке», о которой говорил еще К. Маркс. Пожалуй, нет такой области науки, которая не была бы затронута сегодня этими процессами, поскольку они составляют внутреннее содержание современной научно-технической революции, ее, так сказать, интимную основу, ускользающую порой от внимания неспециалистов.
Самое главное заключается здесь, однако, в том, что сегодня существенно изменился сам принцип образования новых наук, а также нового развития старых, традиционных. Все более явственно обнаруживается тенденция к объединению многих научных дисциплин и их методов. Комплексный, системный подход становится главной методологической основой рождения новых наук. Это можно проследить на ряде примеров. Но, пожалуй, самым ярким из них является ситуация, которая сложилась сегодня в исследовании проблем человека, его развития в условиях строительства нового общества и на новом этапе современной научно-технической революции. Человек во все большей степени становится не только творцом, субъектом научно-технической революции, но и ее объектом, вокруг которого происходит сейчас сосредоточение основных научных сил. Человек как объект научного исследования оказывается центром пересечения многих наук – общественных, естественных и технических. И он вызывает к жизни новые науки, как правило, комплексные, синтетические по природе своей — такие, например, как эргономика, экология человека и другие.
Роль диалектико-материалистической философии в формировании этих наук и их развитии трудно переоценить. Возрастание этой роли связано также с более общими процессами теоретизации наук, усилением внутри них значения методологии, а следовательно, диалектики, являющейся философской основой научной методологии. Мы наблюдаем сложные процессы своеобразной социологизации естествознания, возрастания роли и значения социально-философской и этической проблематики научного познания. Это одна из характерных особенностей развития современной науки как особого социального института и вместе с тем как непосредственной производительной силы, получающей адекватное своей сущности воплощение лишь в обществе, организованном на социалистических и коммунистических началах.
Развивать диалектико-материалистическую методологию как основу современной науки, вести непримиримую борьбу с ее противниками, стимулировать стремление ученых-естествоиспытателей и представителей других наук шире и глубже обсуждать социально-философскую и этическую проблематику — в этом мы видим реальную задачу и перспективу философской деятельности в новых условиях.
Әдебиет тізімі
Ескертпе
* Вопросы философии. 1973. № 9. С. 58–60. Выступление И.Т. Фролова на «круглом столе» на тему «Взаимодействие естественных и общественных наук на современном этапе», проведенном 25 апреля 1973 года редакцией журнала «Вопросы философии», Научным советом по философским вопросам естествознания при Президиуме АН СССР и Академией общественных наук при ЦК КПСС.

