Человек
Журнал «Человек» – научное издание, публикующее результаты изучения человека в социально-гуманитарных и естественных науках в тесной связи с осмыслением человека в философии, изначально стремящейся ответить на вопрос «Что есть человек?».
Журнал открыт различным интеллектуальным традициям и теоретическим платформам. Особенно приветствуются работы, развивающие комплексные исследования человека на стыке наук. Статьи журнала адресованы междисциплинарному читательскому сообществу.
Наряду с исследовательскими статьями журнал публикует аналитические обзоры дискуссий и научных конференций, полемические эссе, рецензии на книги.
Свидетельство о регистрации СМИ: № 018780 от 11.05.1999
Учредители
- Российская академия наук
- Институт философии РАН
Главный редактор
Афанасов Николай Борисович, д-р филос. наук, профессор
Периодичность /доступ
6 выпусков в год / подписка
Входит в
Белый список (2 уровень), перечень ВАК, РИНЦ, Scopus
Текущий выпуск
Том 36, № 5 (2025)
- Год: 2025
- Статей: 11
- URL: https://ogarev-online.ru/0236-2007/issue/view/24275
Философия человека
ЗНАЧЕНИЕ КОГНИТИВНОГО ОПЫТА НЕЗАПАДНЫХ БОЛЬШИХ КУЛЬТУР
Аннотация
Способность к связности — ключевая и стержневая априорная способность человеческого сознания. Когнитивный «механизм», практикуемый сознанием в осуществление этой способности, — полагание «что-и-какое». Не наблюдаемый напрямую, он уверенно прочитывается в своих проявлениях во всех звеньях эпистемной цепочки: язык, чувственное восприятие, мышление. Восприятие вещи (а не рассыпанного множества качеств), высказывание (речевая практика) и суждение (логическое мышление) возможны как полагание связности подлежащего и сказуемого, субъекта и предиката, «что» и «какое». Связность, как утверждал еще И. Кант, не может быть взята из предмета познания, она полагаема нашим сознанием. Значит, это — способность сознания, и только сознания, которая обеспечивает как связность самого сознания (то есть согласованность его разных функций), так и связность мира в целом и каждого отдельного объекта мира. Поскольку большая культура — продукт разворачивания сознания, эта же способность задает связность большой культуры и согласованность ее сегментов, чем разъясняется смысл замеченной О. Шпенглером «морфологии культуры». Способность к связности реализуется вариативно: множество данных мира («какое») собирается сознанием в объект благодаря полаганию «что», которое может полагаться как субстанция, а может полагаться как действие. В двух случаях задействованы разные интуиции. Как реализует себя вариативная способность податчика свинцом, показано на примеры вхождения математической формулы у = 2x (или, в общем виде, y = Nx). Даны примеры из области исламского и европейского искусства и продемонстрирован неустранимый контраст смыслополагания с обеих сторон, вызванный несоподданным способом податчика «что-и-какое». Значение когнитивного опыта не западных больших культур заключается в том, что его — опыт разворачивания вариатного податчика «что-и-какое», отличающихся от того, который лежит в основании европейской большой культуры. Исследование сознания, не принимающее во внимание полноту когнитивного опыта человечества, заранее обрекает себя на ограниченность своих результатов.
7-27
БИОМЕДИЦИНА И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация
Первые десятилетия XXI века характеризуются уникальной антропологической ситуацией. Современные науки о жизни существенно углубили понимание жизненных процессов и вплотную подошли к возможности трансформировать природу живых существ, включая человека. Реализующие данный потенциал новейшие биомедицинские технологии сегодня с нарастающей интенсивностью внедряются в практику. Это означает, что сложился и активно функционирует новый социальный институт биомедицины, воздействующей на организм человека уже за рамками низших медицинских критериев и нормативов. Однако при отсутствии адекватной регуляции подобная активность может стать реальной угрозой дальнейшему существованию человечества в его эволюционно сформировавшемся облике, о чем свидетельствует феномен транспутанизма. В то же время ни сам биомедицина, ни саниционирующая ее биоэтика, ни современная философия не обладают необходимым регулятивным потенциалом. На этом фоне чрезвычайно актуальным представляется исторический опыт медицины, сочетающий философский подход к человеку с конкретно-научным. Сквозь призыв подобной удвоенной теоретической отличия вырисовываются два альтернативных варианта дальнейшей эволюции культуры, природы и человека. Первый предполагает превращение биомедицины в орудие технологической редукции человека с последующим его переходом на линию сугубо технической эволюции. Второй предполагает целенаправленное сохранение биологического естества человека в процессе продолжающегося преобразования внешней среды. Полноценная концептуализация второго варианта в данный момент отсутствует, но его теоретический коррелят уже достигнет для систематической разработки. Последний обрисовается как антропологическое знание нового типа в духе «единой науки о человеке», предсказанной к Маркоем на рамках этапа его творчества. В свете подобной перспективы наиболее актуальной задачей современного философского и общетеоретического знания становится выработана четкая регулятивная нормативность, ориентированная на поддержание морфологической неизменности человека в контексте дальнейшего развертывания научно-технического прогресса.
28-49
Научные исследования
ГЕНЕТИКА И МОРАЛЬ
Аннотация
Рассматриваются моральные проблемы развития генетики. В истории генетики ДНК занимает особое место как «строительный блок жизни» с тех пор, как ее структура была впервые опубликована (1953). Помимо того, что ДНК делает человека человеком, широкое распространение получило мнение, что она также делает каждого уникальной личностью. Когда рождается новый человек, именно ДНК связывает его со своими предками. Обсуждаются способы, которыми синтетическая ДНК ставит под сомнение понимание генетического родства, идентичности, конфиденциальности и контроля. В частности, разработка синтетической ДНК дает возможность переоценить значение, которое человек придает генам. Потенциал для частичной или полной инженерии человеческого генома открывает совершенно новые пути генетического воспроизводства. Эта технология знаменует собой начало новой эры развития генетики, нарушая традиционные представления о передаче части собственного генома своему потомству. Такие революционные технологии, как CRISPR, часто заставляют общество пересматривать альтернативные образы воображаемого будущего, побуждая человека решать, к каким из них стоит стремиться, а от каких следует отказаться. Трансгуманистические утопии не достигают этих целей, потому что будущее, которое они намереваются осуществить с помощью технологий редактирования генов, отрицает реальность человеческой уязвимости, а также утверждает разрушительный нарратив о том, что улучшенное будущее зависит от устранения биоразнообразия и инвалидности. В идеале утопическое мышление должно опираться на опытные знания, полученные членами различных социальных групп, чтобы представить, какие условия могут составить лучшее будущее для разнообразных членов общества.
50-64
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СЕГОДНЯ: ИСТОЧНИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕРСОНАЛИЗМА
Аннотация
Статья посвящена исследованию генезиса, проблем и перспектив развития современной философской антропологии. Первая часть статьи изучает сложное положение философской антропологии, связанное с распространением в европейской философии концепции «смерти человека» М. Фуко, антиантропологическими линиями в трансцендентальной философии Э. Гуссерля, фундаментальной онтологией М. Хайдеггера и структуралистской философией языка. На большом материале автор анализирует причины недостаточно продуктивной и эффективной рецепции и слабого развития философско-антропологического проекта в целом и конкретно Макса Шелера начиная с середины прошлого века. Автор считает, что необходимо актуализировать и проблематизировать философскую антропологию, исследовать ее границы, условия и возможности осуществления, способы обоснования и понимания, то есть плодотворно применить метод кантовского критицизма. Поэтому так важны и даже необходимы современные исследования методологических принципов философской антропологии, примеры которых во второй половине XX века дают О. Больнов и А. П. Римме. Именно на этом пути можно осуществить фундаментальный философско-антропологический синтез, который может выступить локомотивом для развития всей современной философии и в первую очередь самой философской антропологии. Во второй части автор представляет возможность источника и принципы такого синтеза, определяемого фундаментально понятым понятием личности. Это, во-первых, опыт персоналистической философии XX века, включая философию личности М. Шелеву, во-вторых, неоплатоническое понимание личности, и, в-третьих, визуальное эстетическое понимание человеческого образа, по отношению к с переосмысленным поздней философии М. Фуко. Подчеркивается, что будущее философской антропологии связано с созданием персоналистической онтологии и эстетики человеческого образа, актуализацией традиционных православных принципов понимания человека и максимально активным и плодотворным откликом на самые насущные проблемы современности.
65-82
Социальные практики
ВОСПРИЯТИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ КРАСНОДАРА)
Аннотация
Городская среда рассматривается как символическое поле, неотъемлемой частью которого являются личностные смыслы, чувства, эмоции человека, взаимодействующего с объектами и артефактами окружающего пространства в контексте своих жизненных практик. Актуальность исследования состоит в возможности выявить гендерную специфику связи человека со средой проживания, определить, какие факторы формируют субъективное благополучие и психологический комфорт мужчин и женщин в городской среде. Цель исследования — выявление гендерных особенностей идентичности с городом и восприятия городской среды на процессе жителей города Краснодара. Методологически основанные исследования является концепция гендерной ментальности. В исследовании приняли участие 354 респондента, постоянно проживающих в Краснодаре (131 мужчина, 223 женщины). Методы для исследования идентичности с городом использовалась школа Droselis & Vignoles в адаптации авторов: в качестве инструмента исследования особенностей мужских и женских нарративов идентичности с городом была использована методика Б.В. Кайгородова в авторской модификации; для исследования визуального образа города были использованы ассоциативный эксперимент и прототипический анализ П. Вержеса, позволяющий выявить структуру социального представления. Как показали результаты исследования, у мужчин Краснодара значимо выше показатели по шансе «Саморазвивания в городской среде». Было выяснено, что связь человека с городской средой имеет гендерную специфику: мужчины воспринимают эту среду как пространство конкуренции, а женщины — как пространство освоения и обустройства. Для женщин особую значимость имеют такие факторы городской среды, как зоны отдыха, пешеходные зоны, места для прогулок и занятий стоячей, чистоты и безопасность городских угроз.
83-98
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СИНТЕЗ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА»: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В НАУКЕ
Аннотация
Статья посвящена влиянию систем искусственного интеллекта (ИИ) на преобразование исследовательской деятельности и формирование нового типа взаимодействия между человеком и машиной — управляемого исследовательского синтеза. Основное внимание уделяется выявлению трудностей и рисков, возникающих при внедрении систем ИИ в исследовательские проекты, а также положительным эффектам их использования. Авторы предлагают рассматривать исследовательский синтез как оптимальный способ взаимодействия, при котором ведущая роль принадлежит человеку, сохраняющему способность формировать и удерживать цели исследования, а также нести ответственность за полученные результаты. Обсуждаются понятия субъективной реальности и феноменального опыта, подчеркивается невозможность их замены и исследователей программно-вычислительных средств. Важным направлением дальнейших исследований становится разработка эффективных и безопасных практик взаимодействия с ИИ, направленных на оптимизацию познавательной деятельности человека и расширение его возможностей в исследовании сложного и многогранного мира.
99-120
Символы. Ценности. Идеалы
ПОНЯТИЕ КАРМЫ В МАДХЬЯМАКЕ
Аннотация
Понятие кармы в буддийской махаянской школе мадхьямака понимается как осмысленное только на уровне относительной истины, на уровне же истины абсолютной оно пусто, ибо зависит от понятия действующего субъекта (kartr), а то — от понятия кармы. Именно такой логический круг в определениях и делает все понятия, согласно мадхьямаке, пустыми — не имеющими референта в реальности. Истинная реальность (bhūta-tathatā) неописуема, и познать ее может лишь тот, кто обрел просветление (bodih). Суть просветления и состоит в познании истинной реальности. Однако понятие кармы не является в мадхьямаке совершенно бессмысленным. Оно имеет смысл на первом этапе пути к просветлению — на пути шраваков и пратьекабудд (то есть хинаянском пути), так как именно представление о карме, о последствиях своих поступков в этой жизни и претерпевании их плодов в будущем и побуждает человека, страдающего в сансаре, стремиться к освобождению из нее. Только на втором этапе — на пути бодхисаттв (то есть на пути махаяны, на который невозможно ступить, не пройдя полностью первый этап и не обретя плод архата) человек постепенно постигает пустоту понятия кармы, равно как и любых других понятий. Понятие кармы в соответствии с учением мадхьямаки следует рассматривать как чисто инструментальное: его цель — не обозначить какую-то реалию, а изменить сознание человека так, чтобы в нем возникло желание ступить на путь к просветлению и достаточное упорство в следовании этому пути. Но даже в начале пути бодрогатая закон кармы по-прежнему действует на человека, и только на более высоких его стадиях человек постепенно освобождается от действий. Когда законы собрался мировому без опоры — состояние, выходящее за рамки различия нирваны и сапсары.
121-141
Времена. Нравы. Характеры
«ПЫТАЯСЬ ПРОСНУТЬСЯ»: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СНАХ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСМЫСЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В статье рассматривается возможность применения представлений о снах для исследования современной популярной культуры и интернета. Анализируется работа «Пытаясь проснуться» современного российского художника П. Пепперштейна, созданная в соавторстве с нейросетью ruGPT-3, а также исследование «Критическая теория интернета» теоретика медиа, основателя амстердамского Института сетевых культур Г. Ловинка. Интернет зачастую описывается как тотализирующий свое присутствие сон, морок, туман. Сегодня он становится конститутивным элементом существования человека. И по этой причине закономерными кажутся и констатируемыми трансформации человеческой идентичности: каждый из нас, погруженный в мир технологий, пребывает в нем, как в странном дубликате реального мира, своего рода сне. Особый акцент автор делает на воззрениях Г. Ловинка: в упомянутой работе теоретик представляет виртуальный мир как пространство тотального сна, из которого невозможно вынырнуть. Сон и явь в нем странным образом сливаются, образуя единое полотно. Автор статьи демонстрирует трансформацию человеческой идентичности в условиях интенсивного развития медиа- и интернет-технологий, связанную с тем, что технология как таковой становится своего рода мета-антропологией, перепрограммирующей само существо человека таким образом, что он становится немыслим вне погруженности в виртуальное пространство. Предметом исследования является сон как возможная метафора для осмысления интернет-культуры. Методология исследования основана на анализе применения представлений о снах и изучению виртуального пространства. Основная цель исследования — описать интернет-культуру как пространство тотализирующего свое присутствие морока, из которого человек оказывается не в силах выразиться, а также описать трансформацию человеческой идентичности в связи с этим.
142-159
От cogito к Воображаемому: лакановская критика картезианского субъекта в контексте кожевского неогегельянства
Аннотация
В статье предлагается новый подход к исследованию влияния гегелевских сюжетов на формирование лакановского психоанализа: через реконструкцию философии повлиявшего на Лакана Александра Кожева, которую мы предлагаем интерпретировать как проект радикального переосмысления картезианской модели субъекта. Анализируется рукопись Кожева 1936 года, написанная в период его сотрудничества с Лаканом, а также другие тексты, в которых ключевой акцент сделан на критике Декарта. На основе этого анализа реконструируется аргументация Кожева, позволяющая не только переосмыслить мнимую непосредственность cogito как опыт опосредованного гегелевского самосознания, но и подвергнуть критике дальнейшие, «поспешные» выводы Декарта: Кожев проводит онтологическое различие между субъектом и эго, а также доказывает принципиальную эпистемологическую непрозрачность субъекта для самосознания. Обосновывается, что лакановская критика cogito эквивалентна кожевской в ее ключевых положениях и играет значимую роль в формировании регистра Воображаемого. В силу выявленного соответствия выдвигается тезис о том, что преемственность Лакана по отношению к Кожеву не формальная, а содержательная: она не сводится к перенятой квази-гегелевской лексике, а предполагает имплицитное заимствование концептуального аппарата кожевской теории субъекта. Это позволяет рассматривать лакановский психоанализ как проект, развивающийся на основе кожевской версии неогегельянства. Благодаря этому работа вносит вклад в уточнение происхождения философских принципов лакановской теории и предлагает более строгую историко-философскую перспективу для анализа места лакановского проекта в традиции французского неогегельянства.
160–176
«Детям моим»: понимание символов природы в эпистолярном нарративе П.А. Флоренского
Аннотация
Скорость, с которой меняются мир вокруг человека и его собственное мировосприятие, в настоящее время все более и более возрастает. Это утверждение в полной мере относится и к процессам, затрагивающим феномен науки. Меняются методы, меняется материал, меняется сам ученый. Эти происходящие в науке изменения влекут за собой необходимость переосмысления исследовательских подходов к эпистолярному нарративу как одному из важнейших источников наших знаний о проблемах современной науки. Исследования эпистолярного нарратива в научно-философском контексте являются одним из важнейших культурно-исторических оснований осмысления личностной идентификации и самоидентификации ученых и философов в истории. Особую значимость научно-философский эпистолярий приобретает в осмыслении современных междисциплинарных проблем, где переплетаются естествознание, социально-гуманитарные науки и духовный опыт. В такого рода исследованиях требуется соотносить весьма специальную естественнонаучную проблематику с общегуманитарной рефлексией современности. В статье мы сосредоточим внимание на познавательном опыте П.А. Флоренского. Обращение к его эпистолярному нарративу позволяет нам по-новому взглянуть на актуальные тематические пласты экофилософской проблематики, осмыслить современные познавательные стратегии экофилософии сквозь призму исторического опыта самоидентификации, то есть проследить изменения, происходящие в самосознании автора нарратива, в его отношении к Природе и к формам постижения мира на профессиональном и экзистенциальном уровнях.
177-184
Обзоры и рецензии
Удерживая вместе разделенное: между антропоконсерватизмом и встречей с не-человеческим
185-191


