О глобальных вызовах продовольственной безопасности
- Авторы: Вотинова М.1, Бобков А.1
-
Учреждения:
- Пермский государственный национальный исследовательский университет
- Выпуск: № 2 (2023)
- Страницы: 26-44
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/0207-3676/article/view/126512
- DOI: https://doi.org/10.31857/S020736760024279-5
- ID: 126512
Полный текст
Аннотация
В условиях постоянного роста населения нашей планеты, усугубляется проблема его обеспечения средствами существования, в первую очередь – продовольствием, спрос на которое, по прогнозам, будет расти. Новые вызовы глобальной экономике несет напряженная эпидемиологическая обстановка, меры по купированию пандемии влияют на сбои в товаропроводящих цепочках. В связи с этим, назревает чрезвычайная продовольственная ситуация, которая может привести к сбоям в функционировании сельскохозяйственных систем с тяжелыми последствиями для сохранения оптимального уровня здоровья населения и для его обеспечения полноценным питанием. Особую актуальность приобретает стабильность получения необходимых объемов сельскохозяйственной продукции в нашей стране, в т.ч. и в одном из крупных промышленных регионов – Пермском крае. В исследовании рассматриваются рациональные и рекомендуемые нормы потребления продуктов питания, выявляются преимущества и недостатки деятельности отечественного агропромышленного комплекса, проводится анализ расчетных коэффициентов и факторов, определяющих уровень продовольственной безопасности. Предложенные мероприятия позволяют смягчить выявленные риски и дают дополнительные возможности для развития человеческого капитала.
Полный текст
В настоящее время наша планета переживает ускоренный рост численности населения. Начало глобального демографического взрыва было положено еще в 1950-х годах, и тенденция сохраняется вплоть до сегодняшнего дня (Рис.1). Этому способствует государственная политика, направленная на улучшение благосостояния и здоровья граждан. К одной из основных причин относятся успехи в медицине в послевоенный период и, как следствие, снижение смертности.
Рис. 1. Динамика численности населения с 1950 по 2022 гг.(млрд чел.). Источник:[1].
В 1945 г. американским демографом Фрэнком Ноутстейном был введен термин «второй демографический переход», чтобы обозначить ситуацию, которая возникает вследствие масштабного развития индивидуалистически ориентированной системы ценностей и изменения норм поведения, в том числе, демографического; для этой ситуации характерна отрицательная динамика численности населения и снижение рождаемости до уровня, который не может обеспечить воспроизводство населения. Последствиями данного «перехода» являются: дефицит трудовых ресурсов в развитых странах, структурный дисбаланс на рынке труда и возрастание стоимости его оплаты, что негативно влияет на экономический рост, поэтому развитые страны повсеместно прибегают к политике использования трудовых мигрантов (Рис. 2).
Рис. 2. Страны наибольшего притока трудовых мигрантов в 2021 г. (млн чел.). Источник: [2].
На 1 декабря 2021 года насчитывается 281 млн международных мигрантов, что составляет 3,6% населения мира. В докладе МОМ отмечается значительный рост числа граждан, поменявших место жительства с целью заработка: в 2020 году отмечалось на 128 миллионов мигрантов больше, чем в 1990 и в три раза больше, чем в 1970 году[2].
В настоящее время практически все экономически развитые страны прилагают постоянные усилия для восстановления естественного прироста населения.
Российским правительством в последние годы также принимаются меры по повышению рождаемости в рамках нацпроекта «Демография». На его финансирование с 2019 по 2024 год выделено 4,7 трлн руб. [3].
За последние годы правительство Российский Федерации предприняло ряд действенных мер, которые были направлены на повышение рождаемости, в частности, в течении 2021 года:
– ежемесячные пособия на детей (первого, второго и последующих) – 12 475,00 рублей;
– льготные условия по ипотеке для семей с детьми (ставка по программе – 6% годовых, где максимальная сумма кредита в Санкт-Петербурге и Москве составляет 12 миллионов рублей, других регионах – 6 миллионов рублей) [4];
– строительство детских садов для малолетних детей (до 3 лет). По состоянию на 2021 год на территории Российской Федерации было создано более 256 тыс. новых мест для детей младшей категории – ясельных групп.
Несмотря на это, в России, по самым пессимистичным прогнозам, через 15 лет произойдет снижение количества трудоспособного население страны с 82,7 млн до 75,4 млн что составит 52,73%. Реалистичный прогноз предполагает сокращение до 78,2 млн человек (54,68% населения).
В то время, как в развитых странах численность не растет, и властями принимаются всевозможные меры стимулирования рождаемости, поскольку этого объективно требует развитие экономики, – в тех развивающихся странах, где рождаемость не ограничивается, наблюдается рост численности населения. Таким образом, в глобальном масштабе можно прогнозировать дальнейший стабильный демографический рост. Анализ показывает, что в результате государственной политики, направленной на увеличение рождаемости, численность жителей планеты будет расти, что усугубит проблему перенаселенности – вид демографического кризиса, характеризующийся избытком населения в отношении к спросу на рабочую силу и средствам существования, в том числе – продовольствия.
В России с целью предотвращения угрозы продовольственного кризиса были приняты соответствующие меры по обеспечению доступности продовольствия и необходимого уровня агропроизводства – в частности, Указ Президента от 21 января 2020 года № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Немаловажное значение придается обеспечению потребления в соответствии с физиологически обоснованными нормами питания (табл. 1).
Таблица 1. Рекомендуемые нормы потребления продуктов, соответствующих требованиям правильного питания
№ | Группировки по наименованию продуктов | кг/год/чел. |
1 | Хлебные изделия (хлеб, макаронные изделия, мука, крупы, бобовые), в том числе: | 96 |
Мука для выпечки кондитерских изделий и хлеба*: | 64 | |
Ржаная | 20 | |
Пшеничная, в том числе: | 44 | |
Мука пшеничная витаминизированная | 24 | |
Крупы, макаронные изделия, бобовые, в том числе: | 32 | |
Рис | 7 | |
Прочие крупы, в том числе: | 14 | |
Гречневая | 4 | |
Манная | 2 | |
Овсяная | 2 | |
Пшеничная | 2,5 | |
Прочие | 4 | |
Макаронные изделия | 6 | |
Бобовые (горох, фасоль, чечевица и др.) | 3 | |
2 | Картофель | 90 |
3 | Овощи и бахчевые, в том числе: | 140 |
Капуста белокочанная, краснокочанная цветная и др. | 40 | |
Помидоры | 10 | |
Огурцы | 10 | |
Морковь | 17 | |
Свекла | 18 | |
Лук | 10 | |
Прочие овощи (перец сладкий зелень, кабачки, баклажаны и др.) | 20 | |
Бахчевые (арбузы, тыква, дыни) | 15 | |
4 | Фрукты свежие: | 100 |
Виноград | 6 | |
Цитрусовые | 6 | |
Косточковые | 8 | |
Ягоды | 7 | |
Яблоки | 50 | |
Груши | 8 | |
Прочие фрукты | 5 | |
Сухофрукты в пересчете на свежие фрукты | 10 | |
5 | Сахар | 24 |
6 | Мясопродукты, в том числе: | 73 |
Говядина | 20 | |
Баранина | 3 | |
Свинина | 18 | |
Птица (цыплята, курица, индейка, утки и др.) | 31 | |
Мясо прочих животных (конина, оленина и др.) | 1 | |
7 | Морепродукты | 22 |
8 | Молоко и молокопродукты всего в пересчете на молоко, в том числе | 325 |
Молоко, кефир йогурт с жирностью 0,5-1,5% | 58 | |
Молоко, кефир, йогурт с жирностью 1,5-3,2% | 50 | |
Витаминизированные | 50 | |
Сметана, сливки с жирностью 10-15% | 3 | |
Масло животное | 2 | |
Творог с жирностью 0-9% | 10 | |
Творог с жирностью 9-18% | 9 | |
Сыр | 7 | |
9 | Яйца (штук) | 260 |
10 | Масло растительное | 12 |
11 | Соль поваренная всего: | 4** |
в том числе йодированная | 2,5 |
* не менее 30% муки сортов грубого помола. ** для домашнего использования. Источник: [5].
В настоящее время в Российской Федерации рациональные нормы потребления некоторых пищевых продуктов не выполняются. (табл.2)
Таблица 2. Рациональные нормы потребления продуктов, соответствующие требованиям здорового питания, и статистика объемов потребления продуктов в 2021 году
Виды продуктов | Норма потребления кг/год/чел. | Потребление | |
кг/год/чел | % от нормы | ||
Хлебная продукция (хлеб, макаронные изделия, крупы, мука, бобовые)* | 96 | 119 | 123 |
Картофель | 90 | 112 | 124 |
Овощи и бахчевые | 140 | 114 | 80,8 |
Фрукты | 100 | 64 | 64 |
Сахар | 24 | 40,5 | 167 |
Мясные продукты | 73 | 75 | 102 |
Морепродукты | 22 | 15 | 63,7 |
Молоко и молокопродукты | 325 | 245 | 75 |
Яйца (шт.) | 260 | 268 | 104 |
Растительное масло | 12 | 14 | 118 |
Поваренная соль ** | 4 | 12 | 300 |
Ягоды | 7 | 4 | 58 |
* не менее 30% муки сортов грубого помола. ** для домашнего использования. Источник: [5].
Исходя из этого, предлагается повсеместно развивать наименее затратные сельхозпроизводства: производство продуктов молочной группы и овощей, а также прибегнуть к импорту части фруктов и рыбной продукции. Рекомендуется предпринять дополнительные действия по организации здорового, полноценного питания, отвечающего требованиям безопасности, и предусмотреть меры, направленные на стимулирование расширенного выпуска сельскохозяйственной продукции производителями.
Особое внимание привлекает низкий показатель потребления продуктов молочной группы [таб. 2], несмотря на существующие в стране ресурсы и климатические условия, вполне благоприятные для эффективной деятельности в этом сегменте сельского хозяйства. В тоже время, необходимость интенсификации роста производства присутствует и в других сферах АПК (Рис. 3, Рис. 4).
Рис. 3. Динамика потребления пищевых продуктов на душу населения за период 2016-2021 гг. (кг). Источник: [6].
Рис. 4. Динамика производства пищевых продуктов за период 2016-2021 гг. (млрд тонн). Источник: [6].
На недостаточное производство сырого молока в России влияют следующие весомые причины:
– негативная динамика инвестиционной привлекательности молочного животноводства в стране. В Российской Федерации рентабельность изготовления сырого молока достаточно мала – за 2021 год она составила 3,8%, несмотря на высокий уровень процентных ставок по кредитам для сельскохозяйственных предприятий. Для сравнения: в 2021 году рентабельность мясного животноводства, в частности, свиноводства, составила 18%; птицеводства – 5% [7, 8];
– низкий уровень квалификации среди групп работников, занятых в производстве молока, отсюда – невысокий показатель производительности труда, что зачастую приводит к высокой доле неоправданных потерь (Рис. 5);
Рис. 5. Условно-чистая продукция на одного занятого в производстве молока за 2021 год (тыс. долл.). Источник: [9].
Для повышения уровня производительности труда и сокращения потерь предлагается пересмотреть систему образования и отдать предпочтение современным методам подготовки специалистов, а также увеличить количество приобретаемых практических навыков.
– высокая волатильность цены сырого молока в РФ, обусловленная спецификой производства и климатическими особенностями, что приводит к сезонному дефициту. На производство молокоемких товаров негативно влияет рост цен на рынке кормов для скота, высокая стоимость заемных средств, а также инфляционное давление иных ресурсных составляющих. Все это влечет за собой большую себестоимость производства молока в России. Чтобы снизить данную волатильность, особенно для нивелирования фактора сезонности, предлагается закупать более дешевое сырое молоко в соседних, дружественных странах, в частности, в Белоруссии и увеличивать его запасы для минимизации роста цен.
– нестабильная позиция по стоимости и качеству в конкуренции молокоемких товаров – в частности, сыра и масла. Из-за высокой себестоимости изготовления отечественной молочной продукции, российские товары теряют свою конкурентоспособность, уступая место товарам зарубежных производителей – например, Беларуси и Литвы. Для повышения конкурентоспособности данного вида продукции необходимо продолжать политику контрсанкций, в т.ч. – запрет на ввоз молочной группы из Европейского Союза, что повысит конкурентоспособность российских предприятий [10];
– недостаточное количество теоретического и статистического материала, предназначенного для качественного оценивания и понимания ситуации в данной отрасли, или низкий уровень информационного обеспечения в сельском хозяйстве. Для его повышения предлагается увеличить количество достоверных источников информации в сфере производства молока на площадках интернет-среды.
По сравнению с другими отраслями, срок окупаемости в молочной отрасли длительный, он составляет 30 месяцев. В то же время окупаемость растениеводства равна 9 месяцам, а некоторых видов животноводства, в частности, мясного – 6-18 месяцев. Так как в отрасли наблюдаются невысокая операционная эффективность производства, появляется необходимость в больших объемах начального финансирования и увеличивается длительность инвестиционного цикла.
На сегодняшний день государства с развитым агропромышленным комплексом поддерживают высокий уровень экспорта продуктов питания. К крупнейшим странам-экспортерам продовольствия в мире относятся (Рис. 6):
Рис. 6. Основные экспортеры продуктов питания в мире на сентябрь 2021 года. Источник: [11].
Однако, несмотря на мощную сельскохозяйственную базу, даже страны-экспортеры не могут обойтись без импорта продовольствия. В их числе также есть страны с высоким уровнем развития экономики (Рис. 7). Ни одно государство в мире, в силу климатических и экономических особенностей, не в состоянии обеспечить граждан полным набором продовольствия, который бы отвечал физиологически обоснованным нормам питания.
Рис. 7. Основные импортеры продуктов питания в мире на сентябрь 2021 года. Источник: [11].
На основе расчетных коэффициентов выделяются следующие основные составляющие и интегральный уровень продовольственной безопасности России: высокий (1), допустимый (2), низкий (3), недопустимый (4) (табл. 3).
Таблица 3. Расчетные коэффициенты за период 2016-2021 гг.
Расчетные показатели | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. |
Коэффициент самообеспечения | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Коэффициент покрытия | 0,75 | 0,77 | 0,82 | 0,84 | 0,8 | 0,82 |
Уровень физической доступности | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
Коэффициент бедности | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
Коэффициент дохода | 0,09 | 0,3 | 0,4 | 0,1 | 0,7 | 0,7 |
Коэффициент Джини | 0,41 | 0,41 | 0,44 | 0,42 | 0,4 | 0,44 |
Уровень экономической доступности | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
Уровень достаточности продовольствия (коэффициент калорийности) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
(2450) | (2230) | (2250) | (2580) | (2390) | (2420) | |
Уровень качества продовольствия (коэффициент качества) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
(-0,8) | (-0,6) | (-0,7) | (-0,7) | (-0,4) | (-0,3) | |
Интегральный показатель уровня продовольственной безопасности | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
Источник: [12].
Таким образом, уровень продовольственной безопасности России был допустимым в 2016 г. и 2019 г., низким в 2017-2018 и 2021 гг. (одна из причин – нестабильность нефтяных рынков, что привело к колебаниям налоговых поступлений в бюджет от экспорта углеводорода, а также курса национальной валюты, и повлияло на сферу сельскохозяйственного импортозамещения) и кризисным в 2020 г. На уровень продовольственной безопасности в 2020 г. повлияли меры по купированию пандемия COVID-19.
Кризис, вызванный пандемией COVID-19, поставил под угрозу не только продовольственную безопасность и все продовольственные системы, но и сам доступ людей к продуктам, что отрицательно сказалось на питании миллионов жителей планеты, значительная часть которых уже испытывала проблемы в данной области.
Можно наблюдать серьезные сбои в товаропроводящих цепочках продовольствия в результате введения странами карантинного режима вследствие глобального кризиса в области здравоохранения и серьезного спада мировой экономики (Рис.8).
Рис. 8. Динамика глобального ВВП с 2016 по 2021 гг. (млрд. долл. США). Источник: [13].
Кроме того, учитывая высокую степень неопределенности в отношении вируса и его эволюции, в будущем могут возникнуть такие угрозы для продовольственной безопасности и питания, как снижение производительности сельскохозяйственного сектора и объемов производства продовольствия, степень которого будет зависеть от серьезности и продолжительности пандемии и мер по ее сдерживанию.
Распространение вируса COVID-19 сформировало тенденции, приводящие к росту масштабов нищеты и угрозам продовольственной безопасности (Рис. 9).
Рис. 9. Связанные с COVID-19 тенденции, представляющие угрозу для продовольственной безопасности и питания. Источник: Аналитическая записка ГЭВУ – Комитет по всемирной продовольственной безопасности, группа экспертов высокого уровня по вопросам продовольственной безопасности и питания. [Электронный ресурс] URL: https://www.fao.org/3/ng808ru/ng808ru.pdf
Таким образом, назревает крупнейшая продовольственная чрезвычайная ситуация. Возможно, в перспективе человечество столкнется с перебоями в функционировании продовольственных систем, что повлечет тяжелые последствия для обеспечения полноценного питания и сохранения оптимального уровня здоровья населения.
Для перехода на более надежные продовольственные системы, которые будут гармонировать с окружающей средой и позволят обеспечить правильный рацион, а также расширят возможности для повышения качества человеческого капитала, необходимо реализовать следующие мероприятия:
- развивать отечественное производство наименее затратоёмкой продукции: молочных продуктов и овощей;
- стимулировать расширенный выпуск сельскохозяйственной продукции отечественными производителями;
- пересмотреть систему образования и отдать предпочтение современным, технологичным методам подготовки специалистов, а также увеличить количество приобретенных практических навыков, для повышения уровня производительности труда и сокращения немотивированных потерь;
- закупать сырое молоко в соседних, дружественных странах, в частности, в Белоруссии и увеличивать запасы для минимизации роста цен, и в целом, для снижения их волатильности;
- продолжать политику контрсанкций для повышения конкурентоспособности российских агропромышленных предприятий;
- увеличить количество достоверных, статистических источников информации в сельскохозяйственной сфере на площадках интернет-среды, для полного понимания ситуации, происходящей в отрасли.
В Российской Федерации одним из важных промышленных регионов является Пермский край. Ввиду большой значимости данного региона для экономики страны и необходимости его стабильного развития, наиболее актуальным является вопрос обеспечения высокого уровня продовольственной безопасности, которая основывается на снабжении граждан основными видами продуктов питания местного производства, формирования необходимых запасов и оптимальных объемов импорта продовольствия. Дополнительную надежность придает наличие крупных предприятий пищевой промышленности: АО «Пермский мясокомбинат», ОАО «Пермский мукомольный завод», ОАО «Пермский пивоваренный завод», ООО «Производственное объединение «Первый хлеб»», АО «Пермалко», кондитерская фабрика «Пермская».
На декабрь 2021 года на территории края зарегистрировано: 300 сельскохозяйственных организаций; 1,5 тыс. крестьянских хозяйств и ИП; 304 тыс. личных подсобных хозяйств [15]. Поскольку стадия развития агропромышленного комплекса определяется уровнем насыщения продовольственного рынка продуктами питания, то можно констатировать, что эта сфера в регионе достаточно развита.
Пермский край неплохо обеспечен основными видами сельскохозяйственной продукции – в среднем, на 90,8%. По молоку показатель коэффициента самообеспечения составляет 78%, по мясу – 56%, овощам – 87%. На 2021 год край полностью удовлетворяет потребность населения по такому продукту, как яйцо – 199%, следовательно, по этому виду продовольствия следует расширять объемы экспорта.
За последние годы агропромышленный комплекс Пермского края показывает позитивную динамику. С 2016 года объем произведенной сельскохозяйственной продукции вырос на 10% и на 2021 год составляет около 46 млрд рублей.
Более 65% краевого ВВП сельского хозяйства приходится на животноводство, ведущим направлением которого считается молочное скотоводство. Так как данное направление является низкорентабельным, с длинным инвестиционным циклом, следовательно, необходимо уделять больше внимания развитию мясного животноводства с более высокой рентабельностью и более коротким инвестиционным циклом. Это направление является наиболее привлекательным и позволит привлечь в Пермский край дополнительные инвестиционные ресурсы.
Одним из основных направлений государственной поддержки в Пермском крае является развитие кормовой базы; кроме того, по сравнению с растениеводством, животноводство меньше зависит от погодных условий, поэтому на данной территории следует развивать преимущественно мясное животноводство.
В 2021 году было произведено 547,9 тыс. тонн молока, что на 6,5% выше показателя 2016 года, который продемонстрировали хозяйства всех категорий (Рис. 11).
Рис. 11. Производство молока в Пермском крае (тыс. тонн). Источник: [14].
В 2022 году ожидается увеличение произведенных объемов молока до 531,4 тыс. тонн, что на 11,6% выше уровня 2016 года.
Около 35% валовой продукции сельского хозяйства дает растениеводство. Эта отрасль направлена, в основном, на обеспечение кормовой базы для животноводства. Более 65% посевных площадей в регионе используется для выращивания кормов. Оставшихся 35% посевных площадей явно недостаточно для остальных культур (Рис. 12,13,14).
Рис. 12. Объем посевных площадей в хозяйствах всех категорий в 2021 году (в %). Источник: [16].
Рис. 13. Валовой сбор кормовых культур, картофеля, овощей (тыс. тонн). Источник: [16].
Рис. 14. Посевные площади в Пермском крае (тыс. га). Источник: [16].
За счет экстенсивных факторов темпы роста посевных площадей выше темпов роста валового сбора, поэтому особое внимание необходимо уделить интенсификации развития сельского хозяйства. Государством было разработано три приоритетных направления в поддержку агропромышленного комплекса Пермского края:
- Стабильные и предсказуемые правила государственной поддержки – установление на 3-х летний период фиксированных ставок на 1 кг молока, на содержание 1 головы скота и на 1 га посевных площадей;
- Создание благоприятных условий для повышения уровня инвестиционной привлекательности отрасли и финансовой стабильности предприятий агропромышленного комплекса;
- Стимулирование модернизации и усовершенствование материально-технической, технологической базы сельскохозяйственного производства.
На поддержку сельхозпроизводителей Пермского края в течение 6 лет было выделено 20,18 млрд рублей (Рис.15).
Рис. 15. Государственная помощь сельхозпроизводителям Пермского края, млрд. рублей. Источник: [17].
Кроме того, в Пермском крае с 2019 по 2024 год осуществляется проект министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Цифровое сельское хозяйство».
Главная задача проекта – цифровая трансформация сельского хозяйства при поддержке продвижения современных передовых технологий и платформенных решений для обеспечения технологического подъема в агропромышленном комплексе и увеличение производительности труда в два раза на цифровизованных сельскохозяйственных предприятиях к 2024 году.
Ресурсы для реализации программы: средства Госпрограммы агропромышленного комплекса; бюджеты субъектов страны; средства НП ЦЭ РФ.
Проекты цифрового государственного управления, реализуемые в Пермском крае: «Эффективный гектар», «Умные контракты», «Агроэкспорт от поля до порта».
Риски продовольственной безопасности Пермского края: недостаточное самообеспечение мясом, мясными и молочными продуктами.
Точками роста продовольственной безопасности Пермского края считаются производство зерновых, зернобобовых культур на кормовые цели, картофеля, яиц.
На декабрь 2021 года уровень продовольственной безопасности края составил 90,9%, в России – 93,9%. Пермский край располагается на 17 месте по уровню продовольственной безопасности среди регионов страны (для сравнения: по уровню промышленной безопасности Пермский край занимает 6 место), следовательно, необходимо повышать степень продовольственной безопасности Пермского края, исходя из выявленных резервов.
Как видно из вышеизложенного, проблема продовольственной безопасности, в целом, имеет глобальный характер по причине ограниченности ресурсов и роста населения. Общими рекомендациями для ее решения являются следующие:
– применение современного научного потенциала;
– использование резервных площадей для аграрного освоения;
– реализация природоохранных мероприятий, например, утилизация отходов животноводства.
В российских условиях, в частности, для Пермского края, для обеспечения продовольственной безопасности предлагаются также следующие меры:
– закупка сырого молока в соседних, дружественных странах, в частности, в Белоруссии, что поможет увеличить запасы и снизить волатильность цен;
– увеличение количества достоверных статистических источников информации по сельскохозяйственному производству на площадках интернет-среды, для лучшего понимания и отслеживания ситуации в данной отрасли;
– продолжение политики контрсанкций для повышения конкурентоспособности российских предприятий;
– усовершенствование системы образования, с предпочтением современных методов подготовки специалистов, особенно в части знакомства с современными технологиями и расширения практических навыков, для повышения уровня производительности труда;
Для улучшения продовольственной защищенности в Пермском крае рекомендуются следующие мероприятия по минимизации рисков и максимизации факторов роста:
- Разработать нормативы контроля качества в молочном животноводстве: норматив качества процесса разведения скота (нормы проектирования ферм крупного рогатого скота фермерских хозяйств, специализирующихся на производстве молока; наладить технологический процесс выращивания и откорма молодняка крупного рогатого скота);
- Расширить и модернизировать существующие мощности по переработке сырого молока;
Также рекомендуется субсидировать сельхозпроизводителей для приобретения ими современных охладительных установок, в которых сырьё будет охлаждается до температуры 4°С (при данном показателе прекращается развитие всех микроорганизмов). Это положительно скажется на качестве и безопасности сырья, которое будет отвечать всем санитарно-гигиеническим нормам. Значительно снизится риск ухудшения качества сырья во время транспортировки к месту дальнейшей обработки.
- А ускоренном порядке внедрять системы автоматизированного управления в сельхозпроизводстве; автоматизировать и роботизировать ряд рутинных процессов (доения, подготовки кормов и кормления; чистки загонов). В целях качественного контроля и управления множественными процедурами производства продукции, предлагается популяризировать их использование и организовать за счет бюджета специальные обучающие курсов для работы с информационными системами.
- Контролировать эффективное распределение денежных средств в рамках действующей программы государственной поддержки «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края», а именно: перераспределять средства программы в более эффективные направления из недостаточно эффективных, где рост финансирования не приводит к росту результативности; вкладывать ресурсы в новые технологии и наукоемкие мероприятия (вывести сорта семян, устойчивых к полеганию, вымерзанию, выпреванию, вымоканию);
- Расширять объемы экспорта по такому виду продовольствия, как яйцо, поскольку Пермский край полностью обеспечивает потребность местного населения в данном продукте;
- Уделять больше внимания мясному животноводству, так как его рентабельность выше, а инвестиционный цикл короче, чем в молочном производстве. Данное направление является более привлекательным и позволит привлечь дополнительные инвестиции в Пермский край.
Реализация предложенных мероприятий позволит Российской Федерации и, в частности, Пермскому краю снизить риск наступления продовольственного кризиса за счет интенсификации производства сельскохозяйственной продукции; добиться физической и экономической доступности продуктов питания для всех слоев населения в соответствии с физиологически обоснованными нормами потребления и, следовательно, расширить возможности для повышения качества человеческого капитала; сохранить объем экспорта сельхозпродукции, что особенно важно в связи с ростом мировых цен на продовольствие.
Об авторах
Мария Вотинова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Email: socpol@mail.ru
Россия, Пермь
Александр Бобков
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: socpol@mail.ru
Россия, Пермь
Список литературы
- Население земли-счетчик населения мира. [Электронный ресурс] URL: https://countrymeters.info/ru/World
- Международная миграция. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/data/2022/02/25/1752487370/Human_Capital_NCMU_Digest_7_International_Migration_and_Covid-19_2022.pdf
- Национальный проект «Демография». [Электронный ресурс] URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography
- Аналитический портал. Семейная ипотека. [Электронный ресурс] URL: https://realty.rbc.ru/news/60d066709a79474c9ddb3f7d
- Комитет торгово-промышленной палаты РФ по развитию АПК. [Электронный ресурс] URL: https://org.tpprf.ru/committee/komagro/
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/
- Аналитический источник. Рентабельность птицеводства 2021 год. [Электронный ресурс] URL: https://meatinfo.ru/news/rentabelnost-ptitsevodcheskih-predpriyatiy-v-rossii-snizilas-do-5-415357
- Аналитический источник. Рентабельность свиноводства 2021 год. [Электронный ресурс] URL: https://www.agroxxi.ru/analiz-rynka-selskohozjaistvennyh-tovarov/draiverom-otrasli-rossiiskogo-svinovodstva-stanet-yeksport.html
- Аналитический портал. Трудовая миграция. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd/files/imr2020_10_key_messages_ru_1.pdf
- Таможенные документы. Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 № 1653 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 и от 31 июля 2015 г. N 774". [Электронный ресурс] URL: https://www.alta.ru/tamdoc/21ps1653/
- Все товары. Экспорт и импорт. [Электронный ресурс] URL: https://trendeconomy.ru/data/commodity_h2/TOTAL
- Аналитический источник. [Электронный ресурс] URL: http://www.finmarket.ru/news/5479436
- Аналитический источник. Весь мир-валовый внутренний продукт. [Электронный ресурс] URL: https://knoema.ru/atlas/%d0%92%d0%b5%d1%81%d1%8c-%d0%bc%d0%b8%d1%80/%d0%92%d0%92%d0%9f?mode=amp
- Федеральная служба государственной статистики. Пермский край в цифрах 2021. [Электронный ресурс] URL: https://permstat.gks.ru/storage/mediabank.pdf
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. [Электронный ресурс] URL: https://permstat.gks.ru/folder/130692
- Федеральная служба государственной статистики Пермского края. [Электронный ресурс] URL: https://permstat.gks.ru/storage/mediabank/fiRy2D96/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9%20%D0%B2%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%85%202021.pdf
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Пермский край. [Электронный ресурс] URL: https://gp.specagro.ru/region/4689/2/31/12/2020
