Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

№ 7 (128) (2024)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ

СТРАТЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ДЖ. БАЙДЕНА В ОТНОШЕНИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СОЮЗНИКОВ ПО НАТО

АНТЮХОВА Е.А.

Аннотация

Отношения США с союзниками по НАТО – ключевой аспект американской внешней политики. Соединенные Штаты обладают совокупным потенциалом, который превышает возможности других крупных международных акторов, и способностью проецировать влияние практически во все регионы мира. На механизм формирования внешней политики Вашингтона заметно повлияли противоречия в деятельности администрации Д. Трампа, взгляды которого на ключевые внешнеполитические проблемы отличались от позиции большей части американского политического истеблишмента. Опасения союзников США относительно действенности американских гарантий безопасности отразились на взаимоотношениях внутри Организации Североатлантического договора, усилив настроения части европейских элит в пользу большей военно-политической автономии. Победа Дж. Байдена рассматривалась в рамках НАТО как возращение американской внешней политики к традиционному курсу, предполагающему консолидацию альянса на основе неолиберальных принципов и ценностей. Цель статьи – изучить ключевые аспекты формирования политики администрации Дж. Байдена в отношении европейских союзников по НАТО. Сделан вывод, что стратегия Вашингтона на данном направлении строится преимущественно на базисе неолиберальных идеологических ценностей. Вместе с тем она сохраняет определенные элементы преемственности по отношению к политике Д. Трампа, связанные со стремлением США перераспределить расходы внутри блока и переложить значительную часть финансового бремени на европейских членов НАТО.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):5-16
pages 5-16 views

ВЕНГРИЯ: ДВА ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА В СОВЕТЕ ЕС

ШИШЕЛИНА Л.Н.

Аннотация

В статье проведен анализ двух председательств Венгрии в Совете ЕС в 2011 и 2024 гг. Сделан вывод, что ряд приоритетов, обозначенных Венгрией ещё в первое председательство, за 13 лет, не получил должного решения. Это касается углубления связей с государствами Балкан, подключения к шенгенской зоне Болгарии и Румынии. Политика, проводимая Венгрией все эти годы в других статусах, продемонстрировала последовательность. В частности, зарекомен-довала себя Стратегия Дунайского региона; в ЕС вошла Хорватия. Опыт по решению кризисной ситуации в арабских странах помог Будапешту выработать чёткую и последовательную позицию по проблемам миграции и военных конфликтов. Несмотря на то что на второе председательство страны в ЕС наложились выборы в Европарламент и другие наднациональные органы, Венгрия начала своё председательство достаточно громко, заявив о своих миротворческих намерениях в рамках украинского кризиса. Среди приоритетов венгерского председательства оказались укрепление обороноспособности ЕС, повышение его конкурентоспособности, проблема нелегальной миграции, аграрная политика. Свою несогласованную с руководством ЕС поездку на Украину, в Россию, Китай и США В. Орбан объяснил намерением не отсиживаться в кресле председателя, а действовать в поиске решения самых острых проблем, которые тормозят развитие ЕС.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):17-29
pages 17-29 views

ДАНИЯ В ПРОЕКТАХ ПРОСТРАНСТВА СВОБОДЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОСУДИЯ И ОБОРОНЫ ЕС: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

БАБЫНИНА Л.О.

Аннотация

Европейский союз представляет собой сложную дифференцированную систему, в которой присутствуют постоянные и временные исключения. Наличие у государств-членов постоянных исключений, закрепленных в договорах, как правило, связано с евроскептическими взглядами значительной части общества. Однако, добившись исключений из общих правил и проектов Союза, такие государства в значительной теряют возможность влиять на принятие решений в будущем. В условиях углубления интеграции и роста наднационального законодательства издержки от наличия исключений возрастают. В статье рассмотрен случай Дании, ее попытки балансировать между имеющимися opt-out и желанием быть opt-in в сферах юстиции и внутренних дел и обороны. Сделан вывод, что для минимизации ущерба от неучастия в указанных проектах, датские политики используют прагматический подход, перенимая в различной степени и форме нормы и практики ЕС. В чувствительных для общественного мнения и национального суверенитета областях, например в сфере миграции, Дания проводит самостоятельную линию, присоединяясь только к тем проектам, которые лежат в русле ее политики.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):30-43
pages 30-43 views

«ПРОГРЕССИВНЫЙ РЕАЛИЗМ»: МЕЖДУ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ И ПЕРЕМЕНАМИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ БРИТАНИИ

ГОДОВАНЮК К.А.

Аннотация

В статье проанализированы контуры внешнеполитического курса лейбористского правительства К. Стармера в условиях стратегических дилемм. На основе теории изменений в анализе внешней политики изучены попытки лейбористского Кабинета сформулировать идеологическую рамку. При этом стимулы внешней среды (фрагментация и появление новых глобальных центров силы), внутренние факторы (наследие брекзитеров, межпартийный консенсус по ключевым направлениям внешней политики, общественное мнение), а также прежние цели внешней политики оставляют лейбористам небольшое поле для маневра. Во внешнеполитическом планировании правительство, с одной стороны, отталкивается от практических наработок оппонентов-тори в духе неолиберализма, с другой – лавирует между реализмом и идеализмом предыдущих лейбористских правительств. Концептуальной основой Кабинета К. Стармера стал «прогрессивный реализм». Главная новелла подхода – попытки институционализировать диалог с Брюсселем, а также укрепить связи со странами глобального Юга на фоне отказа от риторики о «Глобальной Британии». НАТО-центризм как базовый параметр внешней политики остается неизменным и диктует логику отношений с основными центрами силы в треугольнике Вашингтон – Брюссель – Пекин, что соответствует подходу предыдущих консервативных правительств. В статье представлен анализ первых внешнеполитических шагов лейбористов на евроатлантическом и индо-тихоокеанском направлениях. Попытки Лондона построить имидж ответственного игрока, который дистанцируется от постколониальных практик, руководствуется правами человека и «моральным лидерством» фундаментально не меняют внешнеполитическую линию. Бескомпромиссная позиция по Украине на фоне зависимости от фактора США подтверждает противоречивый характер концепции лейбористов, которая может быть скорректирована с приходом новой администрации Белого дома.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):44-58
pages 44-58 views

ПАРТИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

«ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ» В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ НА ВЫБОРАХ В ЕВРОПАРЛАМЕНТ 2024: ФИНСКИЙ КАЗУС

ПЛЕВАКО Н.С.

Аннотация

Статья посвящена анализу политических процессов последних лет в ряде скандинавских стран. Автор показал, как вслед за подъемом праворадикального и националистического движения и ослаблением центристских сил активизировались партии на левом фланге. Главное внимание уделено левому сегменту политического спектра в Финляндии (и частично в Швеции). Проведен анализ результатов выборов в Европейский парламент, где консолидированные левые впервые после долгого перерыва достигли впечатляющих итогов. С привлечением разнообразных источников автор рассматривает экономические, социальные, политические, идеологические предпосылки наметившегося поворота влево в жизни Финляндии. Раскрыто, каким образом новый расклад политических сил в Финляндии породил ситуацию, когда правоцентристские партии все более поддаются давлению националистов, а основным фактором противостояния дальнейшему сдвигу вправо выступают левые. Кроме того, показано, что социально-политические противоречия в стране нарастают по мере обострения ситуации в экономике и интенсификации попыток властей «лечить» ее путем сокращения бюджетных ассигнований на социальные нужды. Прежняя блоковая система, допускавшая возможность тактического сотрудничества, перестала функционировать, а новая еще не создана. Автор фиксирует дальнейшую поляризацию политических сил, при которой ослабление позиций той части политически активного класса, которая тяготела к «центру», сопровождалось обретением дополнительных ресурсов сначала на правом, а затем и на левом флангах. В статье отмечается, что нарастающее размежевание по проблемам внутренней политики не находит отражения в дискуссиях по вопросам внешней политики, где пока доминирует консенсус.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):59-70
pages 59-70 views

ЕВРОПЕЙСКИЕ ВЫБОРЫ С НЕМЕЦКИМ АКЦЕНТОМ

ТИМОШЕНКОВА Е.П.

Аннотация

В статье проанализированы итоги выборов в Европейский парламент и их последствия для внешней политики ЕС в отношении России и Украины. Автор рассматривает ЕС как один из глобальных центров силы в международной политике, от позиции которого зависит не только развитие украинского конфликта, но и будущий мировой порядок. С точки зрения российских интересов очень важно понимать, какие партийно-политические силы будут влиять на принятие решений в Евросоюзе в ближайшие пять лет. В работе дан анализ партийного расклада в Европарламенте 2024 г., роли правых партий, их позиций по украинскому вопросу. Автор рассматривает позицию председателя Еврокомиссии У. фон дер Ляйен и ее основные принципы в выборе союзников. Значительное внимание в статье уделено исследованию внешнеполитической стратегии ЕС, экспертной оценке будущих отношений с США, влиянию избрания Д. Трампа на распределение ролей внутри «коллективного Запада», дальнейшим шагам Германии.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):71-84
pages 71-84 views

ШАГАЯ НЕ В НОГУ: О СОВРЕМЕННОМ ЛЕВОМ ТРЕНДЕ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

РОЗЕНТАЛЬ Д.М.

Аннотация

В статье дан анализ левого тренда в общественном развитии Латинской Америки. В начале XXI в. он стал возможен благодаря стечению целого ряда политических, социальных и экономических обстоятельств. Современная «розовая волна» обусловлена неудовлетворенностью средних слоев существующей системой и традиционными элитами, неспособными решить основные проблемы общества. В работе выявляется отличительная черта социалистических движений, в том числе европейских, – стремление к равенству (это понятие трактуется расширительно и предполагает имущественный, гендерный и этнический аспекты). Объясняются причины воспроизводства левой политической культуры с учетом связей с европейскими левыми, а также проводится сравнение между прогрессистскими правительствами разных поколений. Определяются ключевые различия между ними, среди которых движущие силы, отношения к США и интеграционным процессами в регионе, идейные установки. Важной частью статьи является анализ политической ситуации в Чили, Перу, Колумбии и Бразилии. В каждом государстве прогрессистам не удалось установить контроль над законодательной властью, а проведение в жизнь решений требует договоренностей с оппозицией. Сделан вывод, что левая идеология, остается важным направлением общественной мысли, но не является доминирующей тенденцией среди латино-американцев. Кроме того, с высокой долей вероятности следующий электоральный цикл может привести к усилению позиций правых в регионе.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):85-99
pages 85-99 views

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

ИНФЛЯЦИЯ В ЕС: ФОРМА, ПРИЧИНЫ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

БАЖАН А.И.

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические вопросы природы инфляции, механизма и форм ее осуществления. Обоснована мысль, что любая инфляция независимо от того в какой стране и в какой период она реализуется всегда основана на росте стоимости издержек на производство и реализацию товаров. Этот рост может иметь разные причины: увеличение денежного спроса, импорт подорожавших товаров, монополистическое регулирование и др. В зависимости от этих причин следует выделять отдельные формы инфляции. Во второй части статьи проведен анализ причин современной инфляции в ЕС и мер ЕЦБ. Показано, что инфляция в региональном объединении является импортируемой, так как она обусловлена колоссальным ростом мировых цен на энергоносители в результате антироссийских санкций. В качестве доказательства приведены данные Евростата, которые показывают, что общая инфляция в зоне евро существенно возрастала вслед за ростом цен на энергию, а затем стала сокращаться по мере стабилизации цен на энергоносители. Представлены аргументы, что повышенная ключевая ставка ЕЦБ, действующая с осени 2022 г. по июнь 2024 г., не была главной причиной уменьшения инфляции в зоне евро. Сделан вывод, что антиинфляционные меры Европейского центрального банка были излишними и замедляли экономический рост в регионе.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):100-110
pages 100-110 views

ВМЕСТО ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ: О РАБОТЕ СОВЕТА ПО ТОРГОВЛЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ США И ЕС

КИСЛИЦЫН С.В., ЧУДИНОВА К.О., ГУЖЕВА А.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу деятельности американо-европейского Совета по торговле и технологиям, учрежденного в 2021 г. Выявлены предпосылки его создания, обусловленные стремлением сторон разрешить противоречия в трансатлантических отношениях, а также дальнейшим развитием стратегической конкуренции США и ЕС с КНР. Проведен анализ организационной структуры, основных направлений деятельности, а также некоторых результатов работы совета. Отмечено, что ввиду специфики противоречий партнеров предлагаемые рабочими группами совета решения имеют ограниченный характер. К ним относятся условия обмена цифровой информацией между США и ЕС, ее безопасного хранения, создание общего информационного пространства, режимов торговли и инвестирования. Не менее острая проблема связана с реализацией промышленных политик США и ЕС, направленных на поддержку национальных производств в высокотехнологичных отраслях и создающих риски новой «войны субсидий». В заключении дана оценка перспектив развития совета и его возможности повлиять на дальнейшее развитие трансатлантических отношений в сферах торговли и технологического сотрудничества в обстановке нарастающих глобальных трансформаций, конфронтации с Российской Федерацией и конкуренции с Китаем.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):111-123
pages 111-123 views

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТОРГОВЛИ ВЫБРОСАМИ В ГЕРМАНИИ: ФИНАНСОВЫЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

СИНИЦЫН М.В., ИЛЛЕРИЦКИЙ Н.И.

Аннотация

Цель статьи – анализ национальной системы торговли выбросами Германии (nEHS), запущенной в 2021 г. Германская система торговли выбросами направлена на декарбонизацию жилищно-коммунального и транспортного секторов. К 2025 г. плата за выбросы углерода в этих двух секторах достигнет 55 евро за тонну CO2-экв. Поступления от национальной системы торговли выбросами в 2023 г. составили почти 11 млрд евро, в 2021–2023 гг. – 24 млрд евро, что больше, чем от европейской торговой системы. Сделан вывод, что запуск nEHS преследует решение двух основных задач: увеличить фискальные доходы государства, которые будут направлены на поддержку политики декарбонизации в первую очередь в сектор новых возобновляемых источников энергии, и повлиять в долгосрочном периоде на изменение потребительского поведения домохозяйств, побудив последние сократить объемы энергопотребления. Введение платы приведет к снижению благосостояния низкодоходных групп населения особенно в сельской местности, но в среднесрочном периоде не окажет существенного влияния на потребление энергоресурсов и выбросы парниковых газов. Система используется для финансирования сектора НВИЭ, чтобы снизить зависимость электроэнергетики Германии от импортного природного газа. По примеру ФРГ Евросоюз собирается запустить в 2027 г. систему торговли выбросами, отдельную от существующей общеевропейской.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):124-133
pages 124-133 views

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ФИНЛЯНДИЯ В НАТО. ГЕНЕЗИС СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ЭВОЛЮЦИИ

МЕЖЕВИЧ Н.М., НОГАЕВ И.В.

Аннотация

Вступление Финляндии в НАТО определяет новую конфигурацию балтийско-скандинавской подсистемы региональной безопасности в Европе. В статье изучена эволюция позиции Хельсинки по вопросу вступления в альянс. Развитие российско-финских отношений рассмотрено в исторической перспективе. Попытка связать членство Финляндии в НАТО с началом специальной военной операции на Украине несостоятельна: Хельсинки готовился к вступлению в альянс в течение нескольких лет. Об этом свидетельствует военное сотрудничество Суоми с Североатлантическим блоком. Например, Финляндия имела статус партнера НАТО с расширенными возможностями. В статье отмечено, что Россия всегда была заинтересована в существовании независимой, процветающей и свободной Финляндии как фактора региональной стабильности. С точки зрения международного права членство Финляндской Республики в НАТО нарушает ряд международных договоров, заключенных с СССР/Россией, в частности Договор между РФ и Финляндией об основах отношений 1992 г., поскольку противоречит целям развития и укрепления добрососедских отношений и всестороннего сотрудничества. Вступление Финляндии в НАТО негативно влияет на благожелательное отношение к стране в России и дискредитирует позитивный образ финских граждан, который сформировался у россиян в предшествующие десятилетия.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):134-144
pages 134-144 views

УГРОЗА УЛЬТРАЛЕВОГО И АНАРХИСТСКОГО ТЕРРОРИЗМА В ЕС

БАЗАРКИНА Д.Ю.

Аннотация

Цель статьи – определить уровень угрозы ультралевого и анархист-ского терроризма в ЕС с особым вниманием к Италии и Греции – и выявить тен-денции ее дальнейшего развития. В статье использованы первичные и вторичные источники при рассмотрении угрозы ультралевого и анархистского терроризма в разных странах ЕС. Автор приходит к выводу о негибком подходе Европола к феноменам ультралевого и анархистского терроризма. Агентство буквально воспринимает риторику изучаемых террористических организаций, упуская из виду их поверхностное восприятие той идеологии, которой оправдываются теракты. Тем не менее эксперты Европола проявляют гораздо меньшую политизированность в своих заявлениях, нежели представители политических кругов. Ультралевые экстремисты в Италии крайне малочисленны. В начале 2000-х гг. они отказались от использования террористических методов. Анархистские экстремисты и террористы представляют в Италии гораздо большую угрозу. Роспуск «Революционной организации 17 ноября» резко сократил организованное ультралевое и анархистское насилие в Греции, однако не прекратил его полностью. В декабре 2008 г. в стране началась новая фаза «насильственного активизма» против государства и частной собственности. Появилось множество групп и организаций, совершающих крупные теракты. Подавляющее большинство организованных ультралевыми и анархистскими террористами терактов направлены против материальных ценностей, но выбор средств для атак указывает на их опасность для жизни и здоровья людей.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):145-157
pages 145-157 views

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

ПИВОВАРЕНКО А.А.

Аннотация

В последние два года наблюдается нарастание присутствия Турции в Юго-Восточной Европе в сферах оружейного экспорта, военно-дипломатических и военно-технических связей. Активное выстраивание двусторонних связей Анкарой балансируется некоторым ослаблением турецкого присутствия по линии стабилизационных миссий в Боснии и Косово. Турецкая Республика развивает новые многосторонние форматы, о чем свидетельствует возникновение противоминной коалиции в составе Турции, Болгарии и Румынии в январе 2024 г. Сделан вывод, что Анкара заинтересована в стабилизации отношений с европейскими акторами с целью подключения Турции к общим военно-техническим форматам. Кроме того, взаимодействие со странами Европы необходимо для завершения модернизации турецкой армии. Действия Турецкой Республики выступают практическим выражением концепций турецкой стратегической автономии и хеджирования рисков, которые в последние годы активно обсуждаются на теоретическом и концептуальном уровнях.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):158-169
pages 158-169 views

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

ВАЖНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ РОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ КОНТАКТОВ С ГЛОБАЛЬНЫМ ЮГОМ

КУЗНЕЦОВ А.В.

Аннотация

В последние годы происходит ускоренный разворот России на Восток и глобальный Юг. Прежде всего обращают на себя внимание изменившиеся внешнеполитические приоритеты страны и сдвиги в географии ее внешней торговли. Однако наблюдается и интенсификация российских научных связей с рядом развивающихся государств. Вместе с тем есть немало сложностей с развитием научных контактов со странами глобального Юга, причем существенным вопросом является выработка правильной стратегии минимизации существующих языковых барьеров. В статье отмечена растущая, однако до сих пор ограниченная роль английского языка в научной деятельности. Показано, что государства с многочисленным населением и развитой сферой НИОКР сами не предпринимают нужных усилий для сохранения значимой роли национального языка в научной деятельности, что особенно для современной России. В то же время языки бывших европейских метрополий ‒ не только английский, но и французский, испанский и португальский играют значимую роль в научной жизни многих государств глобального Юга. В этой связи для успешного позиционирования российских исследовательских организаций и их достижений требуется сочетание ставки на использование основных европейских языков в научных контактах с партнерами на глобальном Юге с постепенным расширением числа российских специалистов со знанием восточных языков. Отдельной задачей, позволяющей находить новые решения в цифровую эпоху, является продвижение за рубежом русскоязычного сегмента публикаций. Среди прочего это направление применения «мягкой силы» можно осуществлять с помощью подготовки тематических англоязычных библиографий.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):170-181
pages 170-181 views

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

ФАКТОРЫ ЭРОЗИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЕВРОСОЮЗА

ЛУНКИН Р.Н.

Аннотация

В статье рассмотрены факторы эрозии социальной модели Евросоюза и причины неэффективности социальной политики объединения. Сегодня ЕС стоит на пороге принятия новых решений, связанных с социальными приоритетами. Проведен анализ инициатив Еврокомиссии и новых предложений в социальной сфере с точки зрения устойчивости и развития социальной модели Евросоюза. Исследование основано на концепции социально-экономических моделей в Европе и критического анализа социально-политических подходов к оценке социальных усилий ЕС. Выявлены следующие общеевропейские факторы эрозии социальной модели Евросоюза: атомизация социальной стратегии, мультипликационный эффект различных кризисов, украинский кризис. Уделено внимание приоритетам социальной политики новой Комиссии под руководством У. фон дер Ляйен и их влиянию на формирование общего подхода государств-членов к социальной политике. Отдельно рассмотрены страновые факторы: размывание превалирующих качеств национальных и региональных моделей в результате интеграционных процессов, разрыв между характеристиками моделей и реальным благополучием граждан, транснациональные социальные вызовы. Выделены две основные тенденции в социальной политике Евросоюза и государств-членов: развитие прекарности как характеристики современных форм труда и образа жизни и изменение роли и сущности семьи, что приводит к развитию детской социальной политики. Сделан вывод о несоответствии приоритетов социальной политики Евросоюза с реальными возможностями объединения, что в итоге приводит к разочарованию граждан. Кризисные явления и ориентация на зеленый и цифровой переход приведут к сочетанию призывов к жесткой экономии для развития конкурентоспособности с поддержкой наиболее уязвимых групп и сфер, где активно применяются цифровые и зеленые технологии. Поскольку социальная политика во многом определяет образ ЕС как среди граждан государств-членов, так и среди внешних акторов, эрозия социальной модели может привести к тому, что он перестанет восприниматься как пространство, на котором обеспечиваются высокие социальные стандарты и благополучие жителей.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):182-195
pages 182-195 views

ИНТЕГРАЦИЯ ГРАЖДАН ТРЕТЬИХ СТРАН В ЭЛЕКТОРАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ

КРАМАРЕНКО А.С.

Аннотация

В статье проведен анализ включения долгосрочных резидентов – граждан третьих стран (third-country nationals) в электоральную систему европейских государств сквозь призму политики интеграции иммигрантов. До недавнего времени участие в избирательном процессе являлось устойчивым атрибутом гражданской принадлежности и не распространялось на иностранцев, а единственным вариантом их включения в политическое сообщество оставалась натурализация. Ситуация начала меняться во второй половине XX в., когда ряд европейских стран расширили возможности институционального участия сначала на резидентов – граждан государств в пределах ЕС, а затем и на граждан третьих стран. При этом в европейском политическом дискурсе проблема наделения последних избирательными правами продолжает оставаться дискуссионной и политизированной, что обусловлено социальными страхами, связанными с культурной и религиозной принадлежностью иммигрантов. Цель исследования – оценить степень электоральной инклюзивности европейских государств в отношении постоянно проживающих в ЕС граждан третьих стран. Для достижения указанной цели сформулирован теоретико-методологический аппарат, который базируется на теориях интеграции иммигрантов и политического участия, концепциях постнационализма, постмиграции и гражданства, а также работах, посвященных электоральному участию иностранцев и их инклюзии в избирательные системы обществ-реципиентов. Рассмотрены нормативно-правовые и институциональные условия доступа граждан третьих стран к избирательным системам государств ЕС и выявлены типы электоральной инклюзивности. Сделан вывод, что одновременно с расширением возможностей электорального участия граждан третьих стран европейские государства устанавливают дополнительные механизмы имплицитного исключения, которые в условиях ксенофобии, дискриминации, недостаточного владения языком отрицательно влияют на электоральную активность.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):196-207
pages 196-207 views

ТРАНСФОРМАЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ИРЛАНДИЯ

ОХОШИН О.В.

Аннотация

В 2023 г. в Дублине произошли массовые антииммигрантские беспорядки на фоне роста количества просителей убежища. Эти события показали, что правительство Республики Ирландия постепенно утрачивает контроль над ситуацией и не способно в полной мере обеспечить расселение и эффективную интеграцию мигрантов в принимающее общество. Ирландия планировала сохранить конкурентоспособность своей национальной экономики за счет привлечения высококвалифицированных рабочих из новых государств‒членов ЕС. Соответственно было пересмотрено миграционное законодательство, которое смягчило правила въезда в страну. Однако в 2010-х гг. миграционный тренд изменился – в Ирландии резко возросла доля граждан третьих стран, которые наполнили рынок дешевой рабочей силы. Одновременно усиливался приток беженцев после «Арабской весны» и переселенцев с начала специальной военной операции на Украине. Миграционные волны оказывали дополнительное давление на государ-ственный бюджет, общественные службы, городскую инфраструктуру и социальную стабильность. В 2024 г. Республика Ирландия присоединилась к пакту ЕС по миграции. В статье на основе системного и проблемно-хронологического методов проанализирована трансформация государственной миграционной политики в ее тесной взаимосвязи с Великобританией и ЕС, а также с динамикой миграционных трендов в Республике Ирландия в XXI веке.
Современная Европа. 2024;(7 (128)):208-219
pages 208-219 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».