Pathopsychological Methods in the System of Professional Training of Clinical Psychologists

封面

如何引用文章

全文:

详细

The article addresses the pressing issue of integrating contemporary scientific advances into the training of clinical psychologists, alongside a re-evaluation of traditional pathopsychological methods in light of recent research findings.

Relevance. The authors highlight the urgent need for a profound reform of professional psychological education in order to align it with the principles of evidence-based medicine and cutting-edge international standards.

Intention. To substantiate the need to revise educational programs for clinical psychologists, to critically evaluate modern pathopsychological methods and to present alternative approaches.

Methodology: The paper provides a detailed critical analysis of the theoretical foundations and diagnostic tools of classical pathopsychology, revealing their conceptual and empirical misalignment with contemporary scientific models of mental pathology.

Results and Discussion. The authors conclude that a radical revision of both the content and teaching methods used in the education of clinical psychologists is required. This revision should be guided by principles of evidence-based practice, interdisciplinarity, and a focus on practically meaningful outcomes—namely, the provision of effective psychological care for individuals with mental disorders.

Conclusion. The article emphasizes the need to shift toward a biopsychosocial paradigm, which conceptualizes mental pathology as a complex, multi-level phenomenon necessitating comprehensive assessment of the full range of etiological and pathogenetic factors.

作者简介

V. Sidnyaev

Moscow University "Synergy", medical faculty

编辑信件的主要联系方式.
Email: vitaliysidnyaev@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-5327-7794
clinical psychologist, student of the medical faculty 27, Partizanskaya Str., Moscow, 121351

P. Fedorenko

Healthy Thinking System LLC

Email: pavelfdrk@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-7600-6404
psychologist, General Director 16, Office 1013, Levo-Bulachnaya Str., Kazan, Republic of Tatarstan, 420111

M. Kuznetsova

Moscow University "Synergy", medical faculty

Email: Aelaya@hotmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8243-5902
PhD. Med. Sci., Associate Prof. of the Department of Biomedical Disciplines 27, Partizanskaya Str., Moscow, 121351

参考

  1. Актуальные проблемы клинической психологии и практика их решения: материалы всеросс. науч. конф., 23-24 ноября 2023 г. М.: Кредо, 2023. 307 с.
  2. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Междисциплинарные связи и педагогические технологии в образовательном процессе медицинского вуза // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 5А. С. 576-587. doi: 10.34670/AR.2023.50.87.060.
  3. Арсюхин Н.А. Опыт применения шкал Бека и Спилбергера у амбулаторных пациентов невролога // Евразийский научный журнал. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-primeneniya-shkal-beka-ispilbergera-u-ambulatornyh-patsientov-nevrologa (дата обращения: 07.08.2024).
  4. Буслаева Е.Н., Щербакова О.О. Развитие идей культурно-исторической теории Л. С. Выготского как основа для исследования психической патологии // Проблемы педагогики. 2018. № 7(39). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-idey-kulturno-istoricheskoy-teorii-l-s-vygotskogo-kak-osnova-dlya-issledovaniyapsihicheskoy-patologii (дата обращения: 07.08.2024).
  5. Горчакова С.А. Методологические основания философской психопатологии К. Ясперса // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4(36). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-filosofskoy-psihopatologii-k-yaspersa (дата обращения: 07.08.2024).
  6. Ениколопов С.Н., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Иванова П. О. Оценка текстов, написанных больными эндогенными психическими заболеваниями // Психиатрия. 2019. Т. 81, № 1. С. 56-64.
  7. Золотова Н.В., Мазилов В.А., Базиков М.В. Научное наследие Б. В. Зейгарник в отечественной медицинской (клинической) психологии // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nauchnoe-nasledie-b-v-zeygarnik-v-otechestvennoy-meditsinskoy-klinicheskoy-psihologii (дата обращения: 07.08.2024).
  8. Лукьянченко Л.С., Костихина Н.М. Тематический апперцептивный тест как средство выявления индивидуальных особенностей студентов // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. № 2(34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tematicheskiy-appertseptivnyy-test-kak-sredstvovyyavleniya-individualnyh-osobennostey-studentov (дата обращения: 07.08.2024).
  9. Малкова Е.Е. Клинико-психологическая практика в структуре профессиональной подготовки клинического психолога // Научно-методический электронный журнал "Концепт": [Электронный ресурс]. 2015. Т. 27. С. 6-10. URL: http://e-koncept.ru/2015/65502.htm. (дата обращения: 18.06.2024).
  10. Нашкенова А.М., Аблезжан Д.К., Сабитова А.С., Умарбек А.М. Клинико-психопатологический анализ главного героя фильма "Игры разума" (как дидактическая инновация при проведении занятий по психиатрии в период онлайн-обучения во время пандемии COVID-19) // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihopatologicheskiyanaliz-glavnogo-geroya-filma-igry-razuma-kak-didakticheskaya-innovatsiya-pri-provedenii-zanyatiy-po (дата обращения: 07.08.2024).
  11. Пашковский В.Э., Софронов А.Г., Добровольская А.Е. [и др.]. Модели взаимосвязи различных факторов биопсихосоциальной модели при шизофрении (госпитальный контингент) // Журнал "Практическая медицина". 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-vzaimosvyazi-razlichnyh-faktorovbiopsihosotsialnoy-modeli-pri-shizofrenii-gospitalnyy-kontingent (дата обращения: 07.08.2024).
  12. Пятницкий Н.Ю. Акцессорные симптомы шизофрении: концепция E. Bleuler // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017. Т. 117, № 11. С. 114-121.
  13. Пятницкий Н.Ю. Статика и динамика психопатий в концепции Э. Крепелина // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021. Т. 121, № 7. С. 104-113.
  14. Распопин Е.В., Макарова А.А. Проблемы обучения студентов-психологов психологическому консультированию и способы их решения // Научные исследования: [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://scipress. ru/pedagogy/articles/problemy-obucheniya-studentov-psikhologov-psikhologicheskomu-konsultirovaniyu-isposoby-ikh-resheniya.html (дата обращения: 28.06.2024).
  15. Тихонова Т.А. Факторы, влияющие на качество изучения дисциплины "Функциональная анатомия центральной нервной системы" студентами - клиническими психологами // Международный журнал экспериментального образования. 2023. № 2. С. 43-47. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12127 (дата обращения: 03.07.2024).
  16. Турчина М.А. Когнитивные функции при депрессивных расстройствах // Скиф. 2018. № 11(27). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-funktsii-pri-depressivnyh-rasstroystvah (дата обращения: 07.08.2024).
  17. Шутова О.И., Тимофеев А.В., Деларю Н.В. Этические проблемы обучения студентов - клинических психологов // Современные вызовы для медицинского образования и их решения: Сборник трудов по материалам Всероссийской учебно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Н.Ф. Крутько и Году педагога и наставника: В 2 т. Т. 2. Курск, 2023. С. 348-350. URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_50429704_13042886.pdf (дата обращения: 07.08.2024).
  18. Яковлева Н.В. К проблеме внедрения интерактивных образовательных технологий в подготовку клинических психологов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. Спецвыпуск, ч. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-vnedreniya-interaktivnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-vpodgotovku-klinicheskih-psihologov (дата обращения: 15.06.2024).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML


Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».