Влияние продолжительности военной службы на психоэмоциональное состояние военнослужащих
- Авторы: Ветрова Т.В.1,2, Леонтьев О.В.1,3, Ионцев В.И.1, Яковлев Е.В.1,4,5, Трохманенко С.В.1
-
Учреждения:
- Институт прикладного психоанализа и психологии Университета при МПА ЕврАзЭС
- Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско
- Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России
- Медицинский центр «Адмиралтейские верфи»
- Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
- Выпуск: № 91 (2024)
- Страницы: 102-113
- Раздел: Медицинская психология
- URL: https://ogarev-online.ru/0132-182X/article/view/267162
- DOI: https://doi.org/10.25016/2782-652X-2024-0-91-102-113
- ID: 267162
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Военная служба часто осуществляется в условиях повышенной опасности для жизни. При этом риск в профессиональной деятельности военнослужащих следует рассматривать одновременно в качестве специфической характеристики и одного из главных стрессфакторов при выполнении служебных задач. Успешность профессиональной военной деятельности, таким образом, не только подразумевает высокий уровень специальных знаний и умений, но и требует высокой нервно-психической устойчивости военнослужащего, что выводит на первый план психологические особенности личности. Формирование синдрома профессионального выгорания у военнослужащих приводит как к снижению эффективности служебной деятельности, так и увеличению числа ошибочных действий, приводящих к трагическим последствиям, что определяет актуальность и важность изучения данной проблематики.
Цель исследования. Определить влияние продолжительности военной службы на уровень профессионального выгорания военнослужащих.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 60 военнослужащих: мужчины в возрасте 19–30 лет, со стажем службы в вооруженных силах Российской Федерации от 1 года до 10 лет, служащие по контракту. С использованием методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко», MBI, методики психического выгорания А. Рукавишникова изучались уровни: психоэмоционального выгорания, профессиональной мотивации, психоэмоционального истощения, напряжения, резистенции у военнослужащих с различным стажем военной службы.
Результаты. В ходе выполнения исследования определено наличие статистически значимой (р ≤ 0,01) связи между стажем воинской службы и уровнем профессионального выгорания у военнослужащих. Признаки профессионального выгорания, выраженные в разной степени, выявлены в обеих исследованных группах (со стажем службы менее и более 5 лет). При этом у военнослужащих со стажем более 5 лет статистически значимо (р ≤ 0,01) более выраженными оказались: напряжение, резистенция, истощение, эмоциональное истощение. Также отмечается значимое (р ≤ 0,05) превышение показателей психоэмоционального истощения и эмоционального выгорания. Отмечаются заметные и высокие корреляционные связи между состоянием эмоционального истощения и личностным отдалением, психоэмоциональным истощением и снижением профессиональной мотивации в обеих исследованных группах.
Заключение. С опорой на структуру негативных изменений выявлены точки-мишени для психокоррекционного воздействия: признание профессиональных достижений, обучение практикам снятия эмоционального напряжения и повышение личностной вовлеченности. Разработана программа психокоррекционного воздействия, направленная на психологическую коррекцию выявленных негативных психологических состояний и состоящая из социально-психологического обучения, социально-психологического тренинга и обучения прикладной релаксации по методу Ларса-Горана Оста.
Полный текст
Введение
Военная служба часто осуществляется в условиях повышенной опасности для жизни и здоровья военнослужащих, что предполагает повышенные требования к состоянию их физического и психического здоровья [7]. Риск в профессиональной деятельности военнослужащих является одновременно специфической характеристикой и одним из главных стресс-факторов при выполнении служебных задач [9].
Успешность деятельности при этом не только определяется высоким уровнем специальных знаний и умений, но и предполагает определенные требования к нервно-психической устойчивости военнослужащего, быстрой концентрации его когнитивной сферы, а также к определенным личностным качествам бойца [3, 5, 8, 12].
Условия профессиональной деятельности, сопряженные с риском для жизни и здоровья, выводят на первый план психологические особенности личности, обусловливающие надежность несения службы с оружием [11].
Таким образом, характер деятельности военного специалиста требует не только необходимых профессиональных компетенций, но и достаточного уровня нервно-психической устойчивости, высокой мотивированности и определенных личностных качеств [13].
Развитие негативных психических состояний при этом влечет за собой как снижение эффективности и надежности служебной деятельности, так и увеличение числа ошибочных действий, которые могут приводить к тяжелым и даже трагическим последствиям [1, 6, 10, 16].
Изучение особенностей приспособляемости человека к хроническим стрессовым воздействиям особенно важно, поскольку они захватывают обычно большие регионы и значительные массы населения. По мнению ряда исследователей, хронические посттравматические стрессовые расстройства встречаются значительно чаще, чем острые, однако изучены они гораздо меньше [15].
Военнослужащие при осуществлении воинской службы в условиях витальной угрозы подвержены перманентному воздействию комплекса негативных факторов, часто приводящих к снижению психоэмоциональной устойчивости, развитию тревожности, агрессивности, апатии, раздражительности. Проявления такого рода получили название синдрома профессионального выгорания.
Синдром профессионального выгорания является формой нарушения психологического здоровья, оказывающей негативное влияние на уровень надежности и безопасности профессиональной деятельности [14]. Психологическое выгорание можно также рассматривать как профессиональный спад, связанный с чувственным истощением, низкой результативностью и аморальной жесткостью [14].
Обнаружение симптоматики, относимой к синдрому профессионального выгорания у военнослужащих с сопоставимым стажем службы, говорит о необходимости специальной психологической работы с воинским контингентом и острой необходимости оказания незамедлительной психологической помощи всем нуждающимся.
Работа по профилактике стрессовых расстройств у военнослужащих способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья [2].
Цель исследования. Определить влияние продолжительности военной службы на уровень профессионального выгорания военнослужащих.
Материалы и методы
Исследование, направленное на изучение влияния факторов витальной угрозы на уровень эмоционального выгорания военнослужащих, было проведено в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова в период с 11.01.2024 по 29.03.2024.
В исследовании принимали участие 60 военнослужащих в возрасте 19–30 лет, со стажем службы в вооруженных силах Российской Федерации, проходившие службу по контракту, сенсомоторного профиля деятельности.
Участники исследования были разделены на две группы: группу 1, состоящую из военнослужащих, имеющих стаж военной службы от 1 года до 5 лет (30 человек), и группу 2, включающую в себя военнослужащих, прослуживших в Вооруженных Силах России более 5 лет (30 человек).
В исследовании применялись методики: «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко», MBI, психического выгорания А. Рукавишникова. С использованием указанных методик изучались уровни: психоэмоционального выгорания, профессиональной мотивации, психоэмоционального истощения, напряжения, резистенции у военнослужащих с различным стажем военной службы.
Результаты и их анализ
Анализ данных, полученных при использовании методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко» у военнослужащих со сроком службы 5 и менее лет и со сроком службы свыше 5 лет, позволяет определить значения показаний в группах 1 и 2 по шкалам оценки: «Напряжение», «Резистентность» и «Истощение» (возможны результаты от 0 до 90 баллов) (рис. 1).
Рис. 1. Результаты опроса по методике «Синдром эмоционального выгорания В.В. Бойко»
Определено наличие значимых различий между группами военнослужащих. Данные расчета статистической значимости различий двух выборок по t-критерию Стьюдента приведены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты сравнительного анализа данных методики «Синдром эмоционального выгорания В.В. Бойко» для двух групп испытуемых
Шкалы | Менее 5 лет | Более 5 лет | р | ||
M | SD | M | SD | ||
Напряжение | 32,75 | 10,39 | 43,62 | 17,49 | 0,002 (≤ 0,01) |
Резистенция | 62,49 | 17,83 | 48,44 | 19,67 | 0,002 (≤ 0,01) |
Истощение | 35,3 | 8,69 | 44,47 | 14,42 | 0,002 (≤ 0,01) |
У военнослужащих со сроком службы свыше 5 лет выявлены более высокие показатели уровня эмоционального выгорания, в сравнении с военнослужащими со сроком службы 5 и менее лет. Выявлен высокий уровень профессионального выгорания, структура которого представлена фазами «Напряжение» и «Истощение».
У военных с бóльшим стажем воинской службы статистически значимо выше уровень нервного напряжения. Кроме того, для более опытных военных свойственны выраженность истощения, падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы. Участники данной группы могут сталкиваться с эмоциональным дефицитом, отстраненностью, деперсонализацией, а также с отклонениями в соматической или психической сфере.
При этом в группе 1 (со стажем воинской службы до 5 лет) оказывается более ярко выражена резистенция – сопротивление развитию стрессовой реакции. Однако при этом демонстрируется неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: человек экономит эмоции, не проявляя их, происходит ограничение эмоционального включения в коммуникацию, выражающееся в равнодушии.
В начале воинской службы в условиях витальной угрозы защитные механизмы, помогающие справиться со стрессом, включаются активнее, при этом со временем уровень нервного напряжения и истощения растет, а резистентность снижается.
Сравнительный анализ с применением t-критерия Стьюдента подтвердил значимость (р ≤ 0,01) различий по всем параметрам методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Анализ данных, полученных при использовании методики MBI у военнослужащих со сроком службы 5 и менее лет (группа 1) и со сроком службы свыше 5 лет (группа 2), позволяет определить значения показаний в группах 1 и 2 по шкалам оценки: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений» (рис. 2).
Рис. 2. Результаты опроса военнослужащих по методике MBI
Таблица 2. Результаты сравнительного анализа данных методики MBI для двух групп испытуемых
Шкалы | Менее 5 лет | Более 5 лет | р | ||
M | SD | M | SD | ||
Эмоциональное истощение | 9,87 | 5,16 | 17,77 | 3,95 | (≤ 0,01) |
Деперсонализация | 4,78 | 3,11 | 5,52 | 3,6 | 0,178 |
Редукция достижений | 21,56 | 5,2 | 28,01 | 4,89 | 0,223 |
Все военнослужащие находятся на высоком уровне редукции личностных достижений, что может указывать на ощущение удовлетворенности и наличие достижений в профессиональной деятельности. При этом участники исследования группы 1 (срок службы 5 лет и менее), по сравнению с участниками из группы 2, имеют более высокий уровень эмоционального ресурса, более низкий уровень эмоционального истощения и деперсонализации.
Определено наличие значимых различий между группами военнослужащих. Данные расчета статистической значимости различий двух выборок по t-критерию Стьюдента приведены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты сравнительного анализа данных методики психического выгорания А. Рукавишникова для двух групп испытуемых
Шкалы | Менее 5 лет | Более 5 лет | р | ||
M | SD | M | SD | ||
Психоэмоциональное истощение | 29,18 | 15,78 | 34,3 | 13,19 | 0,043 (≤ 0,05) |
Личностное отдаление | 24,47 | 10,07 | 27,43 | 10,21 | 0,131 |
Снижение профессиональной мотивации | 19,47 | 10,19 | 19,63 | 10,72 | 0,475 |
Выгорание | 73,13 | 23,03 | 79,97 | 23,6 | 0,047 (≤ 0,05) |
У участников исследования со стажем службы 5 и более лет (группа 2) статистически значимо (р ≤ 0,01) более выражено эмоциональное истощение, которое может проявляться в повышении психической истощаемости и выраженной аффективной лабильности, утрате интереса к коммуникации и неудовлетворенности собой и жизнью. Уровни деперсонализации и редукции достижений не продемонстрировали статистически значимых различий.
Анализ данных, полученных при использовании методики психического выгорания А. Рукавишникова у военнослужащих со сроком службы 5 и менее лет (группа 1) и со сроком службы свыше 5 лет (группа 2), демонстрирует значения показаний в группах 1 и 2 по четырем шкалам оценки: «Психоэмоциональное истощение», «Личностное отдаление», «Снижение профессиональной мотивации», «Выгорание» (рис. 3).
Рис. 3. Результаты опроса военнослужащих по методике психического выгорания А. Рукавишникова
Испытуемые группы 2 (со стажем более 5 лет) предъявляют более выраженное психоэмоциональное истощение, личностное отдаление и эмоциональное выгорание.
Данные расчета статистической значимости различий двух выборок по t-критерию Стьюдента приведены в таблице 3.
Военнослужащие со стажем более 5 лет (группа 2), по сравнению с военными со стажем менее 5 лет (группа 1), демонстрируют более выраженное статистически значимое (р ≤ 0,05) психоэмоциональное истощение, которое может выражаться в дефиците психологических ресурсов и проявляться в равнодушии к происходящему вокруг.
Несмотря на некоторый рост личностного отдаления и снижения профессиональной мотивации, статистически значимой разницы между показателями группы 1 и группы 2 выявлено не было. Однако, поскольку психоэмоциональное истощение в сочетании с личностным отдалением приводит к общему выгоранию, интегральный уровень профессионального выгорания у испытуемых группы 2 со стажем военной службы более 5 лет статистически значимо (р ≤ 0,05) выше, чем у испытуемых группы 1.
Проведенный корреляционный анализ показателей психоэмоционального состояния военнослужащих группы 1 с помощью критерия Спирмена, позволяет определить наличие заметных и высоких корреляционных связей (по шкале Чеддока) между состоянием профессионального выгорания и показателями личностного отдаления, психоэмоционального истощения, снижения профессиональной мотивации и напряжения (рис. 4).
Рис. 4. Корреляционные связи выгорания, группа 1 (со стажем военной службы менее 5 лет)
Для военных, находящихся на службе меньше 5 лет, обесценивание и преуменьшение профессиональных достижений напрямую связано с выгоранием и снижением мотивации. Кроме того, снижение профессиональной мотивации статистически значимо связано с напряжением. Также на состояние выгорания оказывают значимое влияние психоэмоциональное истощение и личностное отдаление.
Заметные и высокие корреляционные связи (по шкале Чеддока) у военнослужащих группы 2 (со стажем более 5 лет) определены между состоянием эмоционального выгорания и показателями личностного отдаления, психоэмоционального истощения, снижения профессиональной мотивации (рис. 5).
Рис. 5. Корреляционные связи выгорания, группа 2 (со стажем службы более 5 лет)
В ходе корреляционного анализа параметров психодиагностических методик для группы военных, находящихся на службе более 5 лет, установлена значимая связь эмоционального выгорания с обесцениванием и преуменьшением профессиональных достижений, снижением мотивации, психоэмоциональным истощением и личностным отдалением. При этом с личностным отдалением и снижением профессиональной мотивации наблюдается более выраженная связь, по сравнению с показателями группы 1. Однако вместе с тем снижается теснота корреляционной связи между эмоциональным выгоранием и напряжением. Напряжение в группе 2 значимо коррелирует с уровнем резистенции и эмоционального истощения. Таким образом, психологическая коррекция выявленных состояний у участников исследования группы 2 должна быть направлена на признание профессиональных достижений, снижение психоэмоционального напряжения и повышение личностной вовлеченности.
В целях исследования связи продолжительности военной службы и состояния профессионального выгорания военнослужащих был проведен корреляционный анализ.
Коэффициент корреляции Спирмена rs = 0,57.
Критические значения для N = 60:
N | p | |
0,05 | 0,01 | |
60 | 0,25 | 0,33 |
Выявлена статистически значимая (р ≤ 0,01) корреляция между сроком службы в условиях психоэмоционального напряжения и уровнем эмоционального выгорания военнослужащих.
Полученные в ходе исследования значения повышенного уровня эмоционального выгорания ставит практическую задачу разработки и применения программы психологического консультирования военнослужащих с признаками эмоционального выгорания.
Основными направлениями профилактики эмоционального выгорания среди военнослужащих являются: психологическая поддержка, направленная на обеспечение полноценного психического развития личности военнослужащих, а также психологическая коррекция, включающая активное воздействие на устранение симптомов и причин эмоционального выгорания.
Структура программы психологического консультирования для военнослужащих, проявляющих признаки эмоционального выгорания, включает социальнопсихологическое обучение и социальнопсихологический тренинг.
Социально-психологический тренинг представляет собой метод психологического и социального воздействия, реализуемого в рамках группового взаимодействия, с целью развития коммуникативных навыков, улучшения межличностных отношений и способности налаживать разнообразные формы взаимодействия между военнослужащими.
Сочетание методов активного социальнопсихологического обучения и социальнопсихологического тренинга позволяет усиливать их эффективность.
Основная программа рассчитанана 44 часа.
Дополнительно в программу включено обучение прикладной релаксации по методу Ларса-Горана Оста [17] на основе прогрессивной мышечной релаксации Э. Джейкобсона, что позволит военнослужащим научиться быстро распознавать первые признаки тревожности и применять мышечное расслабление на ранних стадиях ее возникновения, чтобы легче контролировать негативные эмоциональные проявления [4].
Длительность дополнительной программы составляет 8–10 недель. Она осуществляется в 5 этапов. Занятия проходят 2 раза в день, продолжительность каждой тренировки, в зависимости от полученных навыков, составляет от 15–20 минут до 1 часа.
Разработанные меры психокоррекции будут способствовать улучшению субъективного качества жизни, что является одним из показателей психологического благополучия военнослужащих.
Заключение
На современном историческом этапе военнослужащие подвергаются психологическим нагрузкам, зачастую приводящим к развитию стрессовой реакции, что, в свою очередь, способствует росту числа случаев эмоционального выгорания среди воинского состава. Состояние профессионального выгорания оказывает серьезное негативное влияние на боеготовность и психологическое благополучие военнослужащих.
В ходе проведенного исследования подтверждается прямая статистически значимая (р ≤ 0,01) связь между стажем воинской службы в военных подразделениях и уровнем профессионального выгорания у военнослужащих.
Признаки профессионального выгорания разной степени выраженности выявлены в обеих исследованных группах. При этом у военнослужащих со стажем более 5 лет статистически значимо (р ≤ 0,01) более выражены: напряжение, резистенция, истощение, эмоциональное истощение. Также отмечается значимое (р ≤ 0,05) превышение показателей психоэмоционального истощения и эмоционального выгорания.
Отмечаются заметные и высокие корреляционные связи между состоянием эмоционального истощения и личностным отдалением, психоэмоциональным истощением и снижением профессиональной мотивации в обеих исследованных группах.
С опорой на структуру выявленных негативных изменений психоэмоционального состояния военнослужащих были выявлены точки-мишени для психокоррекционного воздействия: признание профессиональных достижений, обучение практикам снятия эмоционального напряжения и повышение личностной вовлеченности.
Разработана программа психокоррекционного воздействия, направленная на психологическую коррекцию выявленных негативных психологических состояний и состоящая из социально-психологического обучения, социально-психологического тренинга и обучения прикладной релаксации по методу Ларса-Горана Оста.
Основными компонентами программы являются активное социально-психологическое обучение. Она включает 10 занятийсеминаров по 2 часа каждое, а также социально-психологический тренинг общей продолжительностью 24 часа (каждая сессия длится 6 часов). Длительность дополнительной программы составляет 8–10 недель. Она осуществляется в 5 этапов. Занятия проходят 2 раза в день, продолжительность каждой тренировки, в зависимости от полученных навыков, составляет от 15–20 минут до 1 часа. В результате реализации разработанной программы планируется достичь уменьшения уровня нервно-психического напряжения, психоэмоционального истощения, личного удаления и общего индекса психического выгорания.
Об авторах
Татьяна Вячеславовна Ветрова
Институт прикладного психоанализа и психологии Университета при МПА ЕврАзЭС; Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско
Автор, ответственный за переписку.
Email: doretat@rambler.ru
канд. психол. наук, доц. каф. психофизиологии
Россия, Санкт-Петербург; Санкт-ПетербургОлег Валентинович Леонтьев
Институт прикладного психоанализа и психологии Университета при МПА ЕврАзЭС; Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России
Email: lov63@inbox.ru
д-р мед. наук проф., директор; зав. каф. терапии и интегративной медицины
Россия, Санкт-Петербург; Санкт-ПетербургВячеслав Игоревич Ионцев
Институт прикладного психоанализа и психологии Университета при МПА ЕврАзЭС
Email: ion-vyacheslav@yandex.ru
канд. мед. наук, доц. каф. психофизиологии
Россия, Санкт-ПетербургЕвгений Васильевич Яковлев
Институт прикладного психоанализа и психологии Университета при МПА ЕврАзЭС; Медицинский центр «Адмиралтейские верфи»; Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Email: vmeda-ev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8435-7562
канд. мед. наук, зав. каф. психофизиологии; доц., зав. амбулаторно-поликлиническим отделением № 2, врач-невролог; доц. каф. мед. реабилитации и спортивной медицины
Россия, Санкт-Петербург; Санкт-Петербург; Санкт-ПетербургСергей Владимирович Трохманенко
Институт прикладного психоанализа и психологии Университета при МПА ЕврАзЭС
Email: t3188136@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-7218-1682
канд. воен. наук, доц. каф. соц. психологии и конфликтологии
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Баканов А.С. Некоторые аспекты учета «человеческого фактора» при проектировании системы поддержки принятия управленческих решений. // Вестник ГУУ. 2008. № 7 (45). С. 26–28.
- Барышева Е.И. Cтрессоустойчивость военнослужащих, находящихся в условиях локального вооруженного конфликта // Пензенский психологический вестник 2020. № 1 (14). C. 50–63.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2019. 512 с.
- Ветрова Т.В., Яковлев Е.В., Леонтьев О.В., Гневышев Е.Н. Использование метода прикладной релаксации в коррекции психологического состояния лиц, испытывающих воздействие неблагоприятных акустических факторов труда // Современные медико-психологические проблемы адаптации к экстремальным условиям, Санкт-Петербург, 26–27 декабря 2022 года. СПб.: АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС», 2022. С. 9–12.
- Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Институт психологии РАН, 2003. 422 с.
- Евенко С.Л. Психология отклоняющегося поведения у военнослужащих вооруженных сил РФ: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2009. 46 c.
- Зеленова М.Е. Активность в структуре факторов преодоления негативных последствий военной травмы у ветеранов боевых действий в Афганистане // Мат. итоговой науч. конф. Ин-та психологии РАН. 1–2 февраля 2006 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.И. Артемьева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 84–94.
- Зеленова М.Е. Проблема профессионального здоровья летчиков и ее экспериментальное изучение // Сборник научных трудов S World. 2012. Т. 12, № 1. С. 81–85.
- Златина А.А. Роль психологического благополучия в Вооруженных Силах Российской Федерации // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2019. № 2. С. 15–16.
- Караяни А.Г. Психология боевого стресса и стресс-менеджмента. М.: Юрайт. 2024. 145 с.
- Кокурин А.В., Петров В.Е. Личностные особенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обусловливающие психологическую готовность к несению службы с оружием // Проблемы профессиональной направленности личности. 2018. № 9 (142). С. 119–127.
- Медведев В.И., Алдашева А.А. Усталость как психическое состояние // Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности. М., 2008. С. 85–112.
- Сиваш О.Н. Эмоциональное выгорание военных летчиков разных категорий // Психологические исследования. Вып. 6 / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 119–133.
- Удовик С.В. Молокоедов А.В., Слободчиков И.М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. Екатеринбург: Левъ. 2018. 252 с.
- Яковлев Е.В., Ветрова Т.В., Гневышев Е.Н. [и др.]. Стресс. Медико-психологические основы: уч. пособие. СПб.: Стратегия будущего, 2023. 162 с.
- Freedy J.R., Hobfoll S.E. Stress Inoculation for Reduction of Burnout: A Conservation of Resources Approach // Anxiety. Stress and Coping. 1994. Vol. 6. Рр. 311–325.
- Öst L.-G. Applied Relaxation: Description of a Coping Technique and Review of Controlled Studies // Behaviour Research and Therapy. 1987. Vol. 25(5). Pp. 397–409.
Дополнительные файлы
