Влияние продолжительности военной службы на психоэмоциональное состояние военнослужащих

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Военная служба часто осуществляется в условиях повышенной опасности для жизни. При этом риск в профессиональной деятельности военнослужащих следует рассматривать одновременно в качестве специфической характеристики и одного из главных стрессфакторов при выполнении служебных задач. Успешность профессиональной военной деятельности, таким образом, не только подразумевает высокий уровень специальных знаний и умений, но и требует высокой нервно-психической устойчивости военнослужащего, что выводит на первый план психологические особенности личности. Формирование синдрома профессионального выгорания у военнослужащих приводит как к снижению эффективности служебной деятельности, так и увеличению числа ошибочных действий, приводящих к трагическим последствиям, что определяет актуальность и важность изучения данной проблематики.

Цель исследования. Определить влияние продолжительности военной службы на уровень профессионального выгорания военнослужащих.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 60 военнослужащих: мужчины в возрасте 19–30 лет, со стажем службы в вооруженных силах Российской Федерации от 1 года до 10 лет, служащие по контракту. С использованием методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко», MBI, методики психического выгорания А. Рукавишникова изучались уровни: психоэмоционального выгорания, профессиональной мотивации, психоэмоционального истощения, напряжения, резистенции у военнослужащих с различным стажем военной службы.

Результаты. В ходе выполнения исследования определено наличие статистически значимой (р ≤ 0,01) связи между стажем воинской службы и уровнем профессионального выгорания у военнослужащих. Признаки профессионального выгорания, выраженные в разной степени, выявлены в обеих исследованных группах (со стажем службы менее и более 5 лет). При этом у военнослужащих со стажем более 5 лет статистически значимо (р ≤ 0,01) более выраженными оказались: напряжение, резистенция, истощение, эмоциональное истощение. Также отмечается значимое (р ≤ 0,05) превышение показателей психоэмоционального истощения и эмоционального выгорания. Отмечаются заметные и высокие корреляционные связи между состоянием эмоционального истощения и личностным отдалением, психоэмоциональным истощением и снижением профессиональной мотивации в обеих исследованных группах.

Заключение. С опорой на структуру негативных изменений выявлены точки-мишени для психокоррекционного воздействия: признание профессиональных достижений, обучение практикам снятия эмоционального напряжения и повышение личностной вовлеченности. Разработана программа психокоррекционного воздействия, направленная на психологическую коррекцию выявленных негативных психологических состояний и состоящая из социально-психологического обучения, социально-психологического тренинга и обучения прикладной релаксации по методу Ларса-Горана Оста.

Полный текст

Введение

Военная служба часто осуществляется в условиях повышенной опасности для жизни и здоровья военнослужащих, что предполагает повышенные требования к состоянию их физического и психического здоровья [7]. Риск в профессиональной деятельности военнослужащих является одновременно специфической характеристикой и одним из главных стресс-факторов при выполнении служебных задач [9].

Успешность деятельности при этом не только определяется высоким уровнем специальных знаний и умений, но и предполагает определенные требования к нервно-психической устойчивости военнослужащего, быстрой концентрации его когнитивной сферы, а также к определенным личностным качествам бойца [3, 5, 8, 12].

Условия профессиональной деятельности, сопряженные с риском для жизни и здоровья, выводят на первый план психологические особенности личности, обусловливающие надежность несения службы с оружием [11].

Таким образом, характер деятельности военного специалиста требует не только необходимых профессиональных компетенций, но и достаточного уровня нервно-психической устойчивости, высокой мотивированности и определенных личностных качеств [13].

Развитие негативных психических состояний при этом влечет за собой как снижение эффективности и надежности служебной деятельности, так и увеличение числа ошибочных действий, которые могут приводить к тяжелым и даже трагическим последствиям [1, 6, 10, 16].

Изучение особенностей приспособляемости человека к хроническим стрессовым воздействиям особенно важно, поскольку они захватывают обычно большие регионы и значительные массы населения. По мнению ряда исследователей, хронические посттравматические стрессовые расстройства встречаются значительно чаще, чем острые, однако изучены они гораздо меньше [15].

Военнослужащие при осуществлении воинской службы в условиях витальной угрозы подвержены перманентному воздействию комплекса негативных факторов, часто приводящих к снижению психоэмоциональной устойчивости, развитию тревожности, агрессивности, апатии, раздражительности. Проявления такого рода получили название синдрома профессионального выгорания.

Синдром профессионального выгорания является формой нарушения психологического здоровья, оказывающей негативное влияние на уровень надежности и безопасности профессиональной деятельности [14]. Психологическое выгорание можно также рассматривать как профессиональный спад, связанный с чувственным истощением, низкой результативностью и аморальной жесткостью [14].

Обнаружение симптоматики, относимой к синдрому профессионального выгорания у военнослужащих с сопоставимым стажем службы, говорит о необходимости специальной психологической работы с воинским контингентом и острой необходимости оказания незамедлительной психологической помощи всем нуждающимся.

Работа по профилактике стрессовых расстройств у военнослужащих способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья [2].

Цель исследования. Определить влияние продолжительности военной службы на уровень профессионального выгорания военнослужащих.

Материалы и методы

Исследование, направленное на изучение влияния факторов витальной угрозы на уровень эмоционального выгорания военнослужащих, было проведено в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова в период с 11.01.2024 по 29.03.2024.

В исследовании принимали участие 60 военнослужащих в возрасте 19–30 лет, со стажем службы в вооруженных силах Российской Федерации, проходившие службу по контракту, сенсомоторного профиля деятельности.

Участники исследования были разделены на две группы: группу 1, состоящую из военнослужащих, имеющих стаж военной службы от 1 года до 5 лет (30 человек), и группу 2, включающую в себя военнослужащих, прослуживших в Вооруженных Силах России более 5 лет (30 человек).

В исследовании применялись методики: «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко», MBI, психического выгорания А. Рукавишникова. С использованием указанных методик изучались уровни: психоэмоционального выгорания, профессиональной мотивации, психоэмоционального истощения, напряжения, резистенции у военнослужащих с различным стажем военной службы.

Результаты и их анализ

Анализ данных, полученных при использовании методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко» у военнослужащих со сроком службы 5 и менее лет и со сроком службы свыше 5 лет, позволяет определить значения показаний в группах 1 и 2 по шкалам оценки: «Напряжение», «Резистентность» и «Истощение» (возможны результаты от 0 до 90 баллов) (рис. 1).

 

Рис. 1. Результаты опроса по методике «Синдром эмоционального выгорания В.В. Бойко»

 

Определено наличие значимых различий между группами военнослужащих. Данные расчета статистической значимости различий двух выборок по t-критерию Стьюдента приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты сравнительного анализа данных методики «Синдром эмоционального выгорания В.В. Бойко» для двух групп испытуемых

Шкалы

Менее 5 лет

Более 5 лет

р

M

SD

M

SD

Напряжение

32,75

10,39

43,62

17,49

0,002 (≤ 0,01)

Резистенция

62,49

17,83

48,44

19,67

0,002 (≤ 0,01)

Истощение

35,3

8,69

44,47

14,42

0,002 (≤ 0,01)

 

У военнослужащих со сроком службы свыше 5 лет выявлены более высокие показатели уровня эмоционального выгорания, в сравнении с военнослужащими со сроком службы 5 и менее лет. Выявлен высокий уровень профессионального выгорания, структура которого представлена фазами «Напряжение» и «Истощение».

У военных с бóльшим стажем воинской службы статистически значимо выше уровень нервного напряжения. Кроме того, для более опытных военных свойственны выраженность истощения, падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы. Участники данной группы могут сталкиваться с эмоциональным дефицитом, отстраненностью, деперсонализацией, а также с отклонениями в соматической или психической сфере.

При этом в группе 1 (со стажем воинской службы до 5 лет) оказывается более ярко выражена резистенция – сопротивление развитию стрессовой реакции. Однако при этом демонстрируется неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: человек экономит эмоции, не проявляя их, происходит ограничение эмоционального включения в коммуникацию, выражающееся в равнодушии.

В начале воинской службы в условиях витальной угрозы защитные механизмы, помогающие справиться со стрессом, включаются активнее, при этом со временем уровень нервного напряжения и истощения растет, а резистентность снижается.

Сравнительный анализ с применением t-критерия Стьюдента подтвердил значимость (р ≤ 0,01) различий по всем параметрам методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

Анализ данных, полученных при использовании методики MBI у военнослужащих со сроком службы 5 и менее лет (группа 1) и со сроком службы свыше 5 лет (группа 2), позволяет определить значения показаний в группах 1 и 2 по шкалам оценки: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений» (рис. 2).

 

Рис. 2. Результаты опроса военнослужащих по методике MBI

 

Таблица 2. Результаты сравнительного анализа данных методики MBI для двух групп испытуемых

Шкалы

Менее 5 лет

Более 5 лет

р

M

SD

M

SD

Эмоциональное истощение

9,87

5,16

17,77

3,95

(≤ 0,01)

Деперсонализация

4,78

3,11

5,52

3,6

0,178

Редукция достижений

21,56

5,2

28,01

4,89

0,223

 

Все военнослужащие находятся на высоком уровне редукции личностных достижений, что может указывать на ощущение удовлетворенности и наличие достижений в профессиональной деятельности. При этом участники исследования группы 1 (срок службы 5 лет и менее), по сравнению с участниками из группы 2, имеют более высокий уровень эмоционального ресурса, более низкий уровень эмоционального истощения и деперсонализации.

Определено наличие значимых различий между группами военнослужащих. Данные расчета статистической значимости различий двух выборок по t-критерию Стьюдента приведены в таблице 3.

 

Таблица 3. Результаты сравнительного анализа данных методики психического выгорания А. Рукавишникова для двух групп испытуемых

Шкалы

Менее 5 лет

Более 5 лет

р

M

SD

M

SD

Психоэмоциональное истощение

29,18

15,78

34,3

13,19

0,043 (≤ 0,05)

Личностное отдаление

24,47

10,07

27,43

10,21

0,131

Снижение профессиональной мотивации

19,47

10,19

19,63

10,72

0,475

Выгорание

73,13

23,03

79,97

23,6

0,047 (≤ 0,05)

 

У участников исследования со стажем службы 5 и более лет (группа 2) статистически значимо (р ≤ 0,01) более выражено эмоциональное истощение, которое может проявляться в повышении психической истощаемости и выраженной аффективной лабильности, утрате интереса к коммуникации и неудовлетворенности собой и жизнью. Уровни деперсонализации и редукции достижений не продемонстрировали статистически значимых различий.

Анализ данных, полученных при использовании методики психического выгорания А. Рукавишникова у военнослужащих со сроком службы 5 и менее лет (группа 1) и со сроком службы свыше 5 лет (группа 2), демонстрирует значения показаний в группах 1 и 2 по четырем шкалам оценки: «Психоэмоциональное истощение», «Личностное отдаление», «Снижение профессиональной мотивации», «Выгорание» (рис. 3).

 

Рис. 3. Результаты опроса военнослужащих по методике психического выгорания А. Рукавишникова

 

Испытуемые группы 2 (со стажем более 5 лет) предъявляют более выраженное психоэмоциональное истощение, личностное отдаление и эмоциональное выгорание.

Данные расчета статистической значимости различий двух выборок по t-критерию Стьюдента приведены в таблице 3.

Военнослужащие со стажем более 5 лет (группа 2), по сравнению с военными со стажем менее 5 лет (группа 1), демонстрируют более выраженное статистически значимое (р ≤ 0,05) психоэмоциональное истощение, которое может выражаться в дефиците психологических ресурсов и проявляться в равнодушии к происходящему вокруг.

Несмотря на некоторый рост личностного отдаления и снижения профессиональной мотивации, статистически значимой разницы между показателями группы 1 и группы 2 выявлено не было. Однако, поскольку психоэмоциональное истощение в сочетании с личностным отдалением приводит к общему выгоранию, интегральный уровень профессионального выгорания у испытуемых группы 2 со стажем военной службы более 5 лет статистически значимо (р ≤ 0,05) выше, чем у испытуемых группы 1.

Проведенный корреляционный анализ показателей психоэмоционального состояния военнослужащих группы 1 с помощью критерия Спирмена, позволяет определить наличие заметных и высоких корреляционных связей (по шкале Чеддока) между состоянием профессионального выгорания и показателями личностного отдаления, психоэмоционального истощения, снижения профессиональной мотивации и напряжения (рис. 4).

 

Рис. 4. Корреляционные связи выгорания, группа 1 (со стажем военной службы менее 5 лет)

 

Для военных, находящихся на службе меньше 5 лет, обесценивание и преуменьшение профессиональных достижений напрямую связано с выгоранием и снижением мотивации. Кроме того, снижение профессиональной мотивации статистически значимо связано с напряжением. Также на состояние выгорания оказывают значимое влияние психоэмоциональное истощение и личностное отдаление.

Заметные и высокие корреляционные связи (по шкале Чеддока) у военнослужащих группы 2 (со стажем более 5 лет) определены между состоянием эмоционального выгорания и показателями личностного отдаления, психоэмоционального истощения, снижения профессиональной мотивации (рис. 5).

 

Рис. 5. Корреляционные связи выгорания, группа 2 (со стажем службы более 5 лет)

 

В ходе корреляционного анализа параметров психодиагностических методик для группы военных, находящихся на службе более 5 лет, установлена значимая связь эмоционального выгорания с обесцениванием и преуменьшением профессиональных достижений, снижением мотивации, психоэмоциональным истощением и личностным отдалением. При этом с личностным отдалением и снижением профессиональной мотивации наблюдается более выраженная связь, по сравнению с показателями группы 1. Однако вместе с тем снижается теснота корреляционной связи между эмоциональным выгоранием и напряжением. Напряжение в группе 2 значимо коррелирует с уровнем резистенции и эмоционального истощения. Таким образом, психологическая коррекция выявленных состояний у участников исследования группы 2 должна быть направлена на признание профессиональных достижений, снижение психоэмоционального напряжения и повышение личностной вовлеченности.

В целях исследования связи продолжительности военной службы и состояния профессионального выгорания военнослужащих был проведен корреляционный анализ.

Коэффициент корреляции Спирмена rs = 0,57.

Критические значения для N = 60:

 

N

p

0,05

0,01

60

0,25

0,33

 

Выявлена статистически значимая (р ≤ 0,01) корреляция между сроком службы в условиях психоэмоционального напряжения и уровнем эмоционального выгорания военнослужащих.

Полученные в ходе исследования значения повышенного уровня эмоционального выгорания ставит практическую задачу разработки и применения программы психологического консультирования военнослужащих с признаками эмоционального выгорания.

Основными направлениями профилактики эмоционального выгорания среди военнослужащих являются: психологическая поддержка, направленная на обеспечение полноценного психического развития личности военнослужащих, а также психологическая коррекция, включающая активное воздействие на устранение симптомов и причин эмоционального выгорания.

Структура программы психологического консультирования для военнослужащих, проявляющих признаки эмоционального выгорания, включает социальнопсихологическое обучение и социальнопсихологический тренинг.

Социально-психологический тренинг представляет собой метод психологического и социального воздействия, реализуемого в рамках группового взаимодействия, с целью развития коммуникативных навыков, улучшения межличностных отношений и способности налаживать разнообразные формы взаимодействия между военнослужащими.

Сочетание методов активного социальнопсихологического обучения и социальнопсихологического тренинга позволяет усиливать их эффективность.

Основная программа рассчитанана 44 часа.

Дополнительно в программу включено обучение прикладной релаксации по методу Ларса-Горана Оста [17] на основе прогрессивной мышечной релаксации Э. Джейкобсона, что позволит военнослужащим научиться быстро распознавать первые признаки тревожности и применять мышечное расслабление на ранних стадиях ее возникновения, чтобы легче контролировать негативные эмоциональные проявления [4].

Длительность дополнительной программы составляет 8–10 недель. Она осуществляется в 5 этапов. Занятия проходят 2 раза в день, продолжительность каждой тренировки, в зависимости от полученных навыков, составляет от 15–20 минут до 1 часа.

Разработанные меры психокоррекции будут способствовать улучшению субъективного качества жизни, что является одним из показателей психологического благополучия военнослужащих.

Заключение

На современном историческом этапе военнослужащие подвергаются психологическим нагрузкам, зачастую приводящим к развитию стрессовой реакции, что, в свою очередь, способствует росту числа случаев эмоционального выгорания среди воинского состава. Состояние профессионального выгорания оказывает серьезное негативное влияние на боеготовность и психологическое благополучие военнослужащих.

В ходе проведенного исследования подтверждается прямая статистически значимая (р ≤ 0,01) связь между стажем воинской службы в военных подразделениях и уровнем профессионального выгорания у военнослужащих.

Признаки профессионального выгорания разной степени выраженности выявлены в обеих исследованных группах. При этом у военнослужащих со стажем более 5 лет статистически значимо (р ≤ 0,01) более выражены: напряжение, резистенция, истощение, эмоциональное истощение. Также отмечается значимое (р ≤ 0,05) превышение показателей психоэмоционального истощения и эмоционального выгорания.

Отмечаются заметные и высокие корреляционные связи между состоянием эмоционального истощения и личностным отдалением, психоэмоциональным истощением и снижением профессиональной мотивации в обеих исследованных группах.

С опорой на структуру выявленных негативных изменений психоэмоционального состояния военнослужащих были выявлены точки-мишени для психокоррекционного воздействия: признание профессиональных достижений, обучение практикам снятия эмоционального напряжения и повышение личностной вовлеченности.

Разработана программа психокоррекционного воздействия, направленная на психологическую коррекцию выявленных негативных психологических состояний и состоящая из социально-психологического обучения, социально-психологического тренинга и обучения прикладной релаксации по методу Ларса-Горана Оста.

Основными компонентами программы являются активное социально-психологическое обучение. Она включает 10 занятийсеминаров по 2 часа каждое, а также социально-психологический тренинг общей продолжительностью 24 часа (каждая сессия длится 6 часов). Длительность дополнительной программы составляет 8–10 недель. Она осуществляется в 5 этапов. Занятия проходят 2 раза в день, продолжительность каждой тренировки, в зависимости от полученных навыков, составляет от 15–20 минут до 1 часа. В результате реализации разработанной программы планируется достичь уменьшения уровня нервно-психического напряжения, психоэмоционального истощения, личного удаления и общего индекса психического выгорания.

×

Об авторах

Татьяна Вячеславовна Ветрова

Институт прикладного психоанализа и психологии Университета при МПА ЕврАзЭС; Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско

Автор, ответственный за переписку.
Email: doretat@rambler.ru

канд. психол. наук, доц. каф. психофизиологии

Россия, Санкт-Петербург; Санкт-Петербург

Олег Валентинович Леонтьев

Институт прикладного психоанализа и психологии Университета при МПА ЕврАзЭС; Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России

Email: lov63@inbox.ru

д-р мед. наук проф., директор; зав. каф. терапии и интегративной медицины

Россия, Санкт-Петербург; Санкт-Петербург

Вячеслав Игоревич Ионцев

Институт прикладного психоанализа и психологии Университета при МПА ЕврАзЭС

Email: ion-vyacheslav@yandex.ru

канд. мед. наук, доц. каф. психофизиологии

Россия, Санкт-Петербург

Евгений Васильевич Яковлев

Институт прикладного психоанализа и психологии Университета при МПА ЕврАзЭС; Медицинский центр «Адмиралтейские верфи»; Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: vmeda-ev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8435-7562

канд. мед. наук, зав. каф. психофизиологии; доц., зав. амбулаторно-поликлиническим отделением № 2, врач-невролог; доц. каф. мед. реабилитации и спортивной медицины

Россия, Санкт-Петербург; Санкт-Петербург; Санкт-Петербург

Сергей Владимирович Трохманенко

Институт прикладного психоанализа и психологии Университета при МПА ЕврАзЭС

Email: t3188136@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-7218-1682

канд. воен. наук, доц. каф. соц. психологии и конфликтологии

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Баканов А.С. Некоторые аспекты учета «человеческого фактора» при проектировании системы поддержки принятия управленческих решений. // Вестник ГУУ. 2008. № 7 (45). С. 26–28.
  2. Барышева Е.И. Cтрессоустойчивость военнослужащих, находящихся в условиях локального вооруженного конфликта // Пензенский психологический вестник 2020. № 1 (14). C. 50–63.
  3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2019. 512 с.
  4. Ветрова Т.В., Яковлев Е.В., Леонтьев О.В., Гневышев Е.Н. Использование метода прикладной релаксации в коррекции психологического состояния лиц, испытывающих воздействие неблагоприятных акустических факторов труда // Современные медико-психологические проблемы адаптации к экстремальным условиям, Санкт-Петербург, 26–27 декабря 2022 года. СПб.: АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС», 2022. С. 9–12.
  5. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Институт психологии РАН, 2003. 422 с.
  6. Евенко С.Л. Психология отклоняющегося поведения у военнослужащих вооруженных сил РФ: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2009. 46 c.
  7. Зеленова М.Е. Активность в структуре факторов преодоления негативных последствий военной травмы у ветеранов боевых действий в Афганистане // Мат. итоговой науч. конф. Ин-та психологии РАН. 1–2 февраля 2006 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.И. Артемьева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 84–94.
  8. Зеленова М.Е. Проблема профессионального здоровья летчиков и ее экспериментальное изучение // Сборник научных трудов S World. 2012. Т. 12, № 1. С. 81–85.
  9. Златина А.А. Роль психологического благополучия в Вооруженных Силах Российской Федерации // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2019. № 2. С. 15–16.
  10. Караяни А.Г. Психология боевого стресса и стресс-менеджмента. М.: Юрайт. 2024. 145 с.
  11. Кокурин А.В., Петров В.Е. Личностные особенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обусловливающие психологическую готовность к несению службы с оружием // Проблемы профессиональной направленности личности. 2018. № 9 (142). С. 119–127.
  12. Медведев В.И., Алдашева А.А. Усталость как психическое состояние // Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности. М., 2008. С. 85–112.
  13. Сиваш О.Н. Эмоциональное выгорание военных летчиков разных категорий // Психологические исследования. Вып. 6 / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 119–133.
  14. Удовик С.В. Молокоедов А.В., Слободчиков И.М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. Екатеринбург: Левъ. 2018. 252 с.
  15. Яковлев Е.В., Ветрова Т.В., Гневышев Е.Н. [и др.]. Стресс. Медико-психологические основы: уч. пособие. СПб.: Стратегия будущего, 2023. 162 с.
  16. Freedy J.R., Hobfoll S.E. Stress Inoculation for Reduction of Burnout: A Conservation of Resources Approach // Anxiety. Stress and Coping. 1994. Vol. 6. Рр. 311–325.
  17. Öst L.-G. Applied Relaxation: Description of a Coping Technique and Review of Controlled Studies // Behaviour Research and Therapy. 1987. Vol. 25(5). Pp. 397–409.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Результаты опроса по методике «Синдром эмоционального выгорания В.В. Бойко»

Скачать (13KB)
3. Рис. 2. Результаты опроса военнослужащих по методике MBI

Скачать (14KB)
4. Рис. 3. Результаты опроса военнослужащих по методике психического выгорания А. Рукавишникова

Скачать (17KB)
5. Рис. 4. Корреляционные связи выгорания, группа 1 (со стажем военной службы менее 5 лет)

Скачать (17KB)
6. Рис. 5. Корреляционные связи выгорания, группа 2 (со стажем службы более 5 лет)

Скачать (19KB)


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».