Психологическая образовательная программа для родителей детей с расстройствами аутистического спектра

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Информирование родителей детей с нарушениями развития является одним из важных принципов семейно-ориентированного подхода при организации комплексной помощи детям. Одной из задач детской патопсихологии является работа с семьей ребенка, включающая психологическое образование (просвещение) и психологическую поддержку родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития.

Цель – выстроить структуру и определить содержание психологической образовательной программы для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Психологическая образовательная программа для родителей, воспитывающих детей с РАС, направлена на восполнение у родителей недостающих знаний об особенностях заболевания и формах медикаментозной и психолого-педагогической помощи детям с РАС. Программа состоит из семи еженедельных встреч продолжительностью 1,5–2 часа по следующим темам: знакомство; понятие «аутизм» и расстройства аутистического спектра; современные подходы к лечению и реабилитации детей с РАС, роль семьи в лечебно-реабилитационном процессе; особенности формирования и развития психических функций у детей с РАС; особенности эмоционального и коммуникативного развития у детей с РАС; особенности организации обучения и коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС; подведение итогов, завершение работы группы.

Заключение. Разработка и проведение психологической образовательной программы для родителей должны рассматриваться как необходимое звено начального этапа оказания комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий ребенку с нарушением развития. Такие программы не требует значительных затрат и времени на обучение специалистов. Среди положительных эффектов психологического образования – изменение отношения родителей к болезни ребенка в направлении признания факта наличия у ребенка диагноза и повышение родительской приверженности в отношении рекомендаций мультидисциплинарной команды специалистов.

Полный текст

Введение

Информирование родителей детей с нарушениями развития о проблемах здоровья и возможной помощи является одним из важных принципов семейно-ориентированного подхода при организации комплексной помощи детям в образовательных и медицинских учреждениях [3, 17, 19]. При отсутствии достоверных знаний у родителей и других членов семьи может формироваться искаженное представление о самом заболевании у ребенка, его проявлениях и о возможностях терапии [14]. Восполнить дефицит информации у родителей, снабдить их полезными навыками совладания с трудными ситуациями, связанными с болезнью ребенка, а также повысить качество жизни семьи призвано психологическое образование, или просвещение, – psychoeducation, как его называют в англоязычной литературе [10, 20, 21].

Для отечественной медицинской и клинико-психологической практики психологическая образовательная работа с совершеннолетними пациентами и их родственниками является относительно новым и активно развивающимся видом психосоциальной реабилитации [20]. Одной из задач детской патопсихологии является работа с семьей ребенка, которая должна включать психологическую поддержку и просвещение (психологическое образование) родителей [4, 12]. Так, по мнению Е.Р. Баенской, психологическую работу с родителями детей с нарушениями психического развития, направленную на поддержку, информирование и обучение взаимодействию, должен проводить специалист (психиатр или психолог), который непосредственно работает с ребенком. Благодаря этому специалист может отслеживать малейшие изменения в состоянии ребенка и своевременно корректировать психологическую работу, а также давать рекомендации родителям [1].

В последние несколько десятилетий большое внимание уделяется проблемам детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), при этом в процессе организации специализированной помощи внимание обращается не только на ребенка, но и на всю семью в целом [2, 13]. Современный подход оказания помощи детям с РАС включает в себя не только медицинское сопровождение, индивидуальные и групповые формы психологической, дефектологической и логопедической коррекции, проводимой с ребенком, но и отдельную работу с семьей. При этом нередко основной акцент делается на информирование и обучение родителей более продуктивным способам взаимодействия с ребенком [16]. В Беларуси имеется опыт применения психологического образовательного подхода при оказании помощи семьям с детьми с РАС. По мнению авторов, данный комплекс содержит информационный блок, включающий изучение рекомендаций-памяток, содержащих общие рекомендации о способах взаимодействия с ребенком, имеющим диагноз «РАС». Данный комплекс содержит также консультативно-коррекционный блок с использованием диагностических методик и приемов индивидуального и группового консультирования [11]. В России при помощи некоммерческой организации Фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца» распространяется программа для родителей «Ранняя пташка» (англ. EarlyBird), «Тренинг родительских навыков. 9 шагов» (Caregiver Skills Training, CST), JASPER (Joint Attention, Symbolic Play, Engagement & Regulation) [15, 18]. Данные программы главным образом направлены на опосредованное участие родителей в коррекции ключевых дефицитов при РАС у детей, при этом остается без внимания просветительский компонент. Несмотря на то, что ряд зарубежных психологических программ представлен на русском языке, они не являются общедоступными и требуют обучения у сертифицированных специалистов [5].

По мнению Н.М. Иовчук, наименее разработанным компонентом работы с семьей страдающего ребенка являются образовательные программы, которые направлены на повышение медико-психолого-педагогической компетентности родителей [14].

Цель – выстроить структуру и определить содержание психологической образовательной программы для родителей, воспитывающих детей с РАС.

В отделе детской психиатрии ФГБНУ НЦПЗ проводится мультидисциплинарное изучение проблем РАС в детском возрасте [22]. В целях повышения эффективности диагностических и лечебно-реабилитационных мероприятий внимание специалистов обращается на родителей как на один из важнейших ресурсов при оказании помощи детям с нарушениями психического развития и психическими расстройствами.

На основе анализа литературы [9] и данных клинико-психологических исследований нами были выделены «мишени» психологической образовательной работы с родителями, воспитывающими детей с РАС [7]. Исследование осведомленности о болезни ребенка показало, что большинство родителей детей с РАС (53 %) оценили свои знания как недостаточно удовлетворительные. Четверть родителей вовсе сообщили об отсутствии объективных знаний о проблеме аутизма у детей, чуть меньшее число родителей (22 %) отметили, что они имеют достаточные знания о заболевании детей и не нуждаются в дополнительной информации. Большинство родителей, несмотря на свою осведомленность, нередко ложную, о РАС (информация из Интернета, СМИ и других источников), сообщают о потребности в получении дополнительных сведений о заболевании, методах и формах помощи ребенку. Данный факт свидетельствует об открытости родителей к получению информации и возможности построения доверительного продуктивного контакта в системе «специалист – родитель ребенка» [8].

Исследование структуры родительского отношения к болезни ребенка позволило установить преобладающий тип отношения, которым является гипонозогнозический (у 48,9 % родителей). При этом экстернальный тип отношения к болезни ребенка встречается в 25,1 %, а интернальный тип – в 11,1 % случаев. Тревожный тип как ведущий встречается в 13,9 % случаев, а тип отношения к болезни, направленный на ограничение активности ребенка, не встречается [6].

В исследовании особенностей родительского отношения было показано, что для большинства родителей не характерно эмоциональное отвержение: они принимают ребенка как полноценного члена семьи, стремятся удовлетворять все его потребности. Также родители не выдерживают психологическую дистанцию в детско-родительских отношениях, они «растворяются» в проблемах детей, отождествляют себя с ребенком, часто используют местоимение «мы». Обнаруживается заинтересованность родителей в решении проблем ребенка, им свойственно проявлять искренний интерес к его увлечениям и интересам, а также высоко оценивать его способности. При этом родители имеют недостаточный контроль над действиями ребенка, проявляют попустительское отношение к его поведению [6].

Анализ литературы и данных клинико-психологического исследования родителей, воспитывающих детей с РАС, позволил разработать психологическую образовательную программу для родителей. Условием эффективной реализации программы для родителей является взаимодействие специалистов, работающих с ребенком (детского психиатра, психолога, дефектолога). Программа может реализовываться в форме групповых тематических семинаров – семь еженедельных встреч продолжительностью 1,5–2 часа. Каждая встреча завершается обсуждением полученной информации с родителями. Дополнительно может организовываться работа в индивидуальном формате – консультирование по конкретным вопросам детско-родительских или супружеских отношений. Программу рекомендуется проводить, объединяя родителей в группы по 7–9 семей. Групповой формат работы позволяет охватить большое количество семей, кроме того, у родителей появляется возможность услышать истории других семей и обмениваться опытом.

Психологическая образовательная программа для родителей, воспитывающих детей с РАС

  1. Знакомство. Знакомство специалиста(ов) с родителями, а также знакомство родителей между собой. Специалист рассказывает про организацию встреч, тематический план, обсуждаются цели и задачи психообразовательной программы. Каждого участника группы просят рассказать о себе то, что он или она считают возможным. Родители могут обратиться с собственным запросом, который может быть включен в одну из тематических встреч. Первая встреча направлена на формирование положительной мотивации к активному участию в работе группы.
  2. Понятие «аутизм» и расстройства аутистического спектра. Историческая справка о проблеме изучения аутизма. Обсуждение понятий: нарушения психического развития, психический дизонтогенез, ранний детский аутизм, синдром Каннера, синдром Аспергера, атипичный аутизм, расстройства аутистического спектра (РАС). Современные представления о РАС в мультидисциплинарном аспекте. Сведения о роли биологических и психосоциальных факторов в развитии и коррекции аутистических расстройств у детей.
  3. Современные подходы к лечению и реабилитации детей с РАС. Роль семьи в лечебно­-реабилитационном процессе. Информация о подходах медикаментозной и немедикаментозной (психолого-педагогической) коррекции клинических и психологических проявлений у детей с РАС. Семья как важный ресурс психического развития и коррекционно-реабилитационных занятий с ребенком. Предоставление справочных сведений о психолого-педагогических коррекционных подходах, используемых в работе с детьми, имеющими диагноз «РАС»:
  • эмоционально-смысловой подход в психологической помощи ребенку с аутизмом и его семье (Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др.);
  • поведенческий подход (Ловаас И.);
  • концепция DIR и методика Floortime (Гринспен С.);
  • игровая терапия с детьми;
  • нейропсихологическая коррекция;
  • анималотерапия;
  • семейное консультирование и семейная психотерапия и др.
  1. Особенности формирования и развития психических функций у детей с РАС. Обсуждение особенностей формирования высших психических функций при нормативном и нарушенном развитии, в т.ч. при РАС. Приведение основных положений культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, раскрывающих особенности психического развития детей в норме и при нарушениях развития.
  2. Особенности эмоционального и коммуникативного развития детей с РАС. Обсуждение эмоционального развития и особенностей общения детей с РАС. На встрече обсуждаются различные стороны социализации семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, а также проблема социализации и адаптации ребенка с РАС в образовательных учреждениях. Данная встреча направлена на повышение эмоционального принятия и контакта с ребенком. Внимание родителей фокусируется на положительных характеристиках детей, подчеркиваются их достижения в процессе коррекционно-развивающих занятий. Проведение групповой работы с родителями в рамках эмоционально-образной психотерапии: «образ моего ребенка», «образ моего отношения к ребенку (как выражается моя любовь)» и т.п.
  3. Особенности организации обучения и коррекционно­-развивающих занятий для детей с РАС. Особенности организации обучения и коррекционно-развивающих мероприятий для детей с РАС. Формы и варианты программ обучения для детей с РАС. Родители делятся своим опытом. Приводятся возможные позитивные примеры лечебно-коррекционной работы. Предоставляется научная и популярная литература для родителей, а также информация об организациях, занимающихся оказанием помощи детям с нарушениями психического развития, в т.ч. с РАС. В конце занятия группе сообщается, что следующая встреча заключительная, – эта информация необходима для подготовки родителей к завершению работы программы.
  4. Подведение итогов, завершение работы группы. Подводятся итоги работы, обращается внимание на возможности применения полученной информации в будущем. Родителям предоставляется возможность дать обратную связь, поделиться чувствами и мыслями. На данной встрече родители должны увидеть не только то, что было или не было достигнуто, но и то, что для них реально доступно в области оказания помощи детям с РАС и всей семье в целом.

Заключение

Родители несовершеннолетнего пациента – непосредственные участники лечебно-реабилитационного процесса, они являются одним из важнейших ресурсов при оказании эффективной помощи ребенку. Информирование родителей о болезни, методах лечения, собственной роли в процессе лечения и реабилитации ребенка лежит в основе семейно-ориентированного подхода при организации комплексной помощи детям с нарушениями развития.

Приведенная психологическая образовательная программа направлена на восполнение у родителей недостающих знаний об особенностях заболевания и формах медикаментозной и психолого-педагогической помощи детям с РАС. Немаловажным является то, что родителям предоставляется информация, в т.ч. о формах образования и вариантах образовательных программ для детей с РАС в зависимости от уровня их интеллектуального развития.

Среди положительных эффектов психологического образования можно отметить изменение у родителей отношения к болезни ребенка в направлении признания факта наличия у ребенка диагноза и повышение родительской приверженности в отношении рекомендаций мультидисциплинарной команды специалистов.

Разработка и проведение психологической образовательной программы для родителей не требует значительных финансовых затрат и времени на обучение специалистов. Психологические образовательные программы для родителей должны рассматриваться как необходимое звено начального этапа оказания помощи ребенку с нарушением развития в виде комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий.

×

Об авторах

Оксана Ивановна Богачева

Научный центр психического здоровья

Автор, ответственный за переписку.
Email: oksana-syster@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3471-8873

мл. науч. сотр., отдел детской психиатрии

Россия, Москва, Каширское шоссе, д. 34

Список литературы

  1. Баенская Е.Р. О психологической помощи родителям ребенка с аутизмом раннего возраста // Альманах Института коррекционной педагогики. 2022. № 48 (5). С. 26–40.
  2. Баенская Е.Р. Эмоционально-смысловой подход к коррекционной помощи ребенку раннего возраста с расстройством аутистического спектра и психологическому сопровождению его семьи // Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития: коллективная монография / отв. ред. М.В. Иванов. М.: Московский институт психоанализа, 2023. С. 135–143.
  3. Бебчук М.А. Командная работа с семьей – необходимое условие организации качественной помощи душевнобольному ребенку // Вестник психотерапии. 2017. № 61 (66). С. 22–31.
  4. Белопольская Н.Л. Предмет и задачи детской патопсихологии // Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. М.: Когито-Центр, 2010. С. 6–9.
  5. Боброва А.В., Довбня С.В., Морозова Т.Ю., Сотова Е.Н. Реализация программ поддержки родителей дошкольников с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20, № 1. С. 37–46. doi: 10.17759/autdd.2022200105
  6. Богачева О.И., Иванов М.В., Балакирева Е.Е. [и др.]. Структура родительского отношения к болезни ребенка с расстройством аутистического спектра // Вестник психотерапии. 2023. № 87. С. 49–59. doi: 10.25016/2782-652X-2023-0-87-49-59
  7. Богачева О.И., Иванов М.В., Марголина И.А. [и др.]. Оценка эффективности психологической образовательной программы для родителей детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник психотерапии. 2022. № 83. С. 19–28. doi: 10.25016/2782-652X-2022-0-83-19-28
  8. Богачева О.И., Иванов М.В., Симашкова Н.В. Осведомленность родителей о заболевании детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17, № 4. С. 3–11. DOI: 10.17759/ autdd.2019170401
  9. Богачева О.И., Иванов М.В., Симашкова Н.В. Психообразовательный подход: предпосылки, модели, работа с родителями детей // Психическое здоровье. 2021. № 11. С. 72–79. doi: 10.25557/2074-014X.2021.11.72-79
  10. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация психически больных // Российский психиатрический журнал. 2006. № 2. С. 61–64.
  11. Докукина Т.В., Сергеева Н.А., Григорьева И.В. [и др.]. Метод психообразования родителей детей, страдающих заболеваниями аутистического спектра. Минск, 2012. С. 16.
  12. Зверева Н.В., Казьмина О.Ю., Каримулина Е.Г. Практические задачи детской патопсихологии // Патопсихология детского и юношеского возраста: учеб. пособие для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт, 2019. С. 20–22.
  13. Иванов М.В., Марголина И.А., Калинина М.А. [и др.]. Аутистический спектр: от раннего детского аутизма до парааутизма // Психическое здоровье. 2023. Т. 18, № 7. С. 49–52. doi: 10.25557/2074-014X.2023.07.49-52
  14. Иовчук Н.М. Просветительская, лечебно-коррекционная и социореабилитационная работа с семьей психически больного ребенка (некоторые размышления о первоначальном опыте) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2002. № 2 (2). С. 41–46.
  15. Казари К. Современное состояние поведенческих вмешательств при аутизме и нарушениях развития // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 4. С. 68–76. doi: 10.17759/autdd.2016140409
  16. Костин И.А. Консультирование родителей детей с аутизмом // Детский аутизм: исследования и практика / под общ. ред. В.Н. Касаткина. М.: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, 2008. С. 333–344.
  17. Львова Д.П., Хальфин Р.А., Сырцова Л.Е. [и др.]. Развитие форм взаимодействия медицинских специалистов с пациентами // Российский психиатрический журнал. 2018. № 5. С. 10–18. doi: 10.24411/1560-957X-2018-1%25x
  18. Официальный сайт некоммерческой организации Фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца»). URL: https://nakedheart.ru/rannyaya-ptashka-spetsyalysty (дата обращения 19.01.2024).
  19. Разенкова Ю.А., Павлова А.В., Романовский Н.В. Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса // Дефектология. 2022. № 2. С. 53–65.
  20. Свиридов И.Г. Проблема психообразования при оказании психиатрической помощи // Психическое здоровье. 2012. № 4. С. 59–67.
  21. Свиридов И.Г. Проблемы семьи, осуществляющей уход за родственником с психическим расстройством // Психическое здоровье. 2022. № 2. С. 37–43.
  22. Симашкова Н.В. Мультидисциплинарные аспекты оказания помощи больным с расстройствами аутистического спектра в детском и подростковом возрасте // Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы: сб. мат. науч.-практ. конф. Москва, 30 октября 2017 года / под ред. Г.П. Костюка. М.: КДУ, 2018. С. 617–626.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».