Психологическая образовательная программа для родителей детей с расстройствами аутистического спектра
- Авторы: Богачева О.И.1
-
Учреждения:
- Научный центр психического здоровья
- Выпуск: № 90 (2024)
- Страницы: 103-110
- Раздел: Дискуссионный клуб
- URL: https://ogarev-online.ru/0132-182X/article/view/261504
- DOI: https://doi.org/10.25016/2782-652X-2024-0-90-103-110
- ID: 261504
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Информирование родителей детей с нарушениями развития является одним из важных принципов семейно-ориентированного подхода при организации комплексной помощи детям. Одной из задач детской патопсихологии является работа с семьей ребенка, включающая психологическое образование (просвещение) и психологическую поддержку родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития.
Цель – выстроить структуру и определить содержание психологической образовательной программы для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Психологическая образовательная программа для родителей, воспитывающих детей с РАС, направлена на восполнение у родителей недостающих знаний об особенностях заболевания и формах медикаментозной и психолого-педагогической помощи детям с РАС. Программа состоит из семи еженедельных встреч продолжительностью 1,5–2 часа по следующим темам: знакомство; понятие «аутизм» и расстройства аутистического спектра; современные подходы к лечению и реабилитации детей с РАС, роль семьи в лечебно-реабилитационном процессе; особенности формирования и развития психических функций у детей с РАС; особенности эмоционального и коммуникативного развития у детей с РАС; особенности организации обучения и коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС; подведение итогов, завершение работы группы.
Заключение. Разработка и проведение психологической образовательной программы для родителей должны рассматриваться как необходимое звено начального этапа оказания комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий ребенку с нарушением развития. Такие программы не требует значительных затрат и времени на обучение специалистов. Среди положительных эффектов психологического образования – изменение отношения родителей к болезни ребенка в направлении признания факта наличия у ребенка диагноза и повышение родительской приверженности в отношении рекомендаций мультидисциплинарной команды специалистов.
Полный текст
Введение
Информирование родителей детей с нарушениями развития о проблемах здоровья и возможной помощи является одним из важных принципов семейно-ориентированного подхода при организации комплексной помощи детям в образовательных и медицинских учреждениях [3, 17, 19]. При отсутствии достоверных знаний у родителей и других членов семьи может формироваться искаженное представление о самом заболевании у ребенка, его проявлениях и о возможностях терапии [14]. Восполнить дефицит информации у родителей, снабдить их полезными навыками совладания с трудными ситуациями, связанными с болезнью ребенка, а также повысить качество жизни семьи призвано психологическое образование, или просвещение, – psychoeducation, как его называют в англоязычной литературе [10, 20, 21].
Для отечественной медицинской и клинико-психологической практики психологическая образовательная работа с совершеннолетними пациентами и их родственниками является относительно новым и активно развивающимся видом психосоциальной реабилитации [20]. Одной из задач детской патопсихологии является работа с семьей ребенка, которая должна включать психологическую поддержку и просвещение (психологическое образование) родителей [4, 12]. Так, по мнению Е.Р. Баенской, психологическую работу с родителями детей с нарушениями психического развития, направленную на поддержку, информирование и обучение взаимодействию, должен проводить специалист (психиатр или психолог), который непосредственно работает с ребенком. Благодаря этому специалист может отслеживать малейшие изменения в состоянии ребенка и своевременно корректировать психологическую работу, а также давать рекомендации родителям [1].
В последние несколько десятилетий большое внимание уделяется проблемам детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), при этом в процессе организации специализированной помощи внимание обращается не только на ребенка, но и на всю семью в целом [2, 13]. Современный подход оказания помощи детям с РАС включает в себя не только медицинское сопровождение, индивидуальные и групповые формы психологической, дефектологической и логопедической коррекции, проводимой с ребенком, но и отдельную работу с семьей. При этом нередко основной акцент делается на информирование и обучение родителей более продуктивным способам взаимодействия с ребенком [16]. В Беларуси имеется опыт применения психологического образовательного подхода при оказании помощи семьям с детьми с РАС. По мнению авторов, данный комплекс содержит информационный блок, включающий изучение рекомендаций-памяток, содержащих общие рекомендации о способах взаимодействия с ребенком, имеющим диагноз «РАС». Данный комплекс содержит также консультативно-коррекционный блок с использованием диагностических методик и приемов индивидуального и группового консультирования [11]. В России при помощи некоммерческой организации Фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца» распространяется программа для родителей «Ранняя пташка» (англ. EarlyBird), «Тренинг родительских навыков. 9 шагов» (Caregiver Skills Training, CST), JASPER (Joint Attention, Symbolic Play, Engagement & Regulation) [15, 18]. Данные программы главным образом направлены на опосредованное участие родителей в коррекции ключевых дефицитов при РАС у детей, при этом остается без внимания просветительский компонент. Несмотря на то, что ряд зарубежных психологических программ представлен на русском языке, они не являются общедоступными и требуют обучения у сертифицированных специалистов [5].
По мнению Н.М. Иовчук, наименее разработанным компонентом работы с семьей страдающего ребенка являются образовательные программы, которые направлены на повышение медико-психолого-педагогической компетентности родителей [14].
Цель – выстроить структуру и определить содержание психологической образовательной программы для родителей, воспитывающих детей с РАС.
В отделе детской психиатрии ФГБНУ НЦПЗ проводится мультидисциплинарное изучение проблем РАС в детском возрасте [22]. В целях повышения эффективности диагностических и лечебно-реабилитационных мероприятий внимание специалистов обращается на родителей как на один из важнейших ресурсов при оказании помощи детям с нарушениями психического развития и психическими расстройствами.
На основе анализа литературы [9] и данных клинико-психологических исследований нами были выделены «мишени» психологической образовательной работы с родителями, воспитывающими детей с РАС [7]. Исследование осведомленности о болезни ребенка показало, что большинство родителей детей с РАС (53 %) оценили свои знания как недостаточно удовлетворительные. Четверть родителей вовсе сообщили об отсутствии объективных знаний о проблеме аутизма у детей, чуть меньшее число родителей (22 %) отметили, что они имеют достаточные знания о заболевании детей и не нуждаются в дополнительной информации. Большинство родителей, несмотря на свою осведомленность, нередко ложную, о РАС (информация из Интернета, СМИ и других источников), сообщают о потребности в получении дополнительных сведений о заболевании, методах и формах помощи ребенку. Данный факт свидетельствует об открытости родителей к получению информации и возможности построения доверительного продуктивного контакта в системе «специалист – родитель ребенка» [8].
Исследование структуры родительского отношения к болезни ребенка позволило установить преобладающий тип отношения, которым является гипонозогнозический (у 48,9 % родителей). При этом экстернальный тип отношения к болезни ребенка встречается в 25,1 %, а интернальный тип – в 11,1 % случаев. Тревожный тип как ведущий встречается в 13,9 % случаев, а тип отношения к болезни, направленный на ограничение активности ребенка, не встречается [6].
В исследовании особенностей родительского отношения было показано, что для большинства родителей не характерно эмоциональное отвержение: они принимают ребенка как полноценного члена семьи, стремятся удовлетворять все его потребности. Также родители не выдерживают психологическую дистанцию в детско-родительских отношениях, они «растворяются» в проблемах детей, отождествляют себя с ребенком, часто используют местоимение «мы». Обнаруживается заинтересованность родителей в решении проблем ребенка, им свойственно проявлять искренний интерес к его увлечениям и интересам, а также высоко оценивать его способности. При этом родители имеют недостаточный контроль над действиями ребенка, проявляют попустительское отношение к его поведению [6].
Анализ литературы и данных клинико-психологического исследования родителей, воспитывающих детей с РАС, позволил разработать психологическую образовательную программу для родителей. Условием эффективной реализации программы для родителей является взаимодействие специалистов, работающих с ребенком (детского психиатра, психолога, дефектолога). Программа может реализовываться в форме групповых тематических семинаров – семь еженедельных встреч продолжительностью 1,5–2 часа. Каждая встреча завершается обсуждением полученной информации с родителями. Дополнительно может организовываться работа в индивидуальном формате – консультирование по конкретным вопросам детско-родительских или супружеских отношений. Программу рекомендуется проводить, объединяя родителей в группы по 7–9 семей. Групповой формат работы позволяет охватить большое количество семей, кроме того, у родителей появляется возможность услышать истории других семей и обмениваться опытом.
Психологическая образовательная программа для родителей, воспитывающих детей с РАС
- Знакомство. Знакомство специалиста(ов) с родителями, а также знакомство родителей между собой. Специалист рассказывает про организацию встреч, тематический план, обсуждаются цели и задачи психообразовательной программы. Каждого участника группы просят рассказать о себе то, что он или она считают возможным. Родители могут обратиться с собственным запросом, который может быть включен в одну из тематических встреч. Первая встреча направлена на формирование положительной мотивации к активному участию в работе группы.
- Понятие «аутизм» и расстройства аутистического спектра. Историческая справка о проблеме изучения аутизма. Обсуждение понятий: нарушения психического развития, психический дизонтогенез, ранний детский аутизм, синдром Каннера, синдром Аспергера, атипичный аутизм, расстройства аутистического спектра (РАС). Современные представления о РАС в мультидисциплинарном аспекте. Сведения о роли биологических и психосоциальных факторов в развитии и коррекции аутистических расстройств у детей.
- Современные подходы к лечению и реабилитации детей с РАС. Роль семьи в лечебно-реабилитационном процессе. Информация о подходах медикаментозной и немедикаментозной (психолого-педагогической) коррекции клинических и психологических проявлений у детей с РАС. Семья как важный ресурс психического развития и коррекционно-реабилитационных занятий с ребенком. Предоставление справочных сведений о психолого-педагогических коррекционных подходах, используемых в работе с детьми, имеющими диагноз «РАС»:
- эмоционально-смысловой подход в психологической помощи ребенку с аутизмом и его семье (Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др.);
- поведенческий подход (Ловаас И.);
- концепция DIR и методика Floortime (Гринспен С.);
- игровая терапия с детьми;
- нейропсихологическая коррекция;
- анималотерапия;
- семейное консультирование и семейная психотерапия и др.
- Особенности формирования и развития психических функций у детей с РАС. Обсуждение особенностей формирования высших психических функций при нормативном и нарушенном развитии, в т.ч. при РАС. Приведение основных положений культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, раскрывающих особенности психического развития детей в норме и при нарушениях развития.
- Особенности эмоционального и коммуникативного развития детей с РАС. Обсуждение эмоционального развития и особенностей общения детей с РАС. На встрече обсуждаются различные стороны социализации семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, а также проблема социализации и адаптации ребенка с РАС в образовательных учреждениях. Данная встреча направлена на повышение эмоционального принятия и контакта с ребенком. Внимание родителей фокусируется на положительных характеристиках детей, подчеркиваются их достижения в процессе коррекционно-развивающих занятий. Проведение групповой работы с родителями в рамках эмоционально-образной психотерапии: «образ моего ребенка», «образ моего отношения к ребенку (как выражается моя любовь)» и т.п.
- Особенности организации обучения и коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС. Особенности организации обучения и коррекционно-развивающих мероприятий для детей с РАС. Формы и варианты программ обучения для детей с РАС. Родители делятся своим опытом. Приводятся возможные позитивные примеры лечебно-коррекционной работы. Предоставляется научная и популярная литература для родителей, а также информация об организациях, занимающихся оказанием помощи детям с нарушениями психического развития, в т.ч. с РАС. В конце занятия группе сообщается, что следующая встреча заключительная, – эта информация необходима для подготовки родителей к завершению работы программы.
- Подведение итогов, завершение работы группы. Подводятся итоги работы, обращается внимание на возможности применения полученной информации в будущем. Родителям предоставляется возможность дать обратную связь, поделиться чувствами и мыслями. На данной встрече родители должны увидеть не только то, что было или не было достигнуто, но и то, что для них реально доступно в области оказания помощи детям с РАС и всей семье в целом.
Заключение
Родители несовершеннолетнего пациента – непосредственные участники лечебно-реабилитационного процесса, они являются одним из важнейших ресурсов при оказании эффективной помощи ребенку. Информирование родителей о болезни, методах лечения, собственной роли в процессе лечения и реабилитации ребенка лежит в основе семейно-ориентированного подхода при организации комплексной помощи детям с нарушениями развития.
Приведенная психологическая образовательная программа направлена на восполнение у родителей недостающих знаний об особенностях заболевания и формах медикаментозной и психолого-педагогической помощи детям с РАС. Немаловажным является то, что родителям предоставляется информация, в т.ч. о формах образования и вариантах образовательных программ для детей с РАС в зависимости от уровня их интеллектуального развития.
Среди положительных эффектов психологического образования можно отметить изменение у родителей отношения к болезни ребенка в направлении признания факта наличия у ребенка диагноза и повышение родительской приверженности в отношении рекомендаций мультидисциплинарной команды специалистов.
Разработка и проведение психологической образовательной программы для родителей не требует значительных финансовых затрат и времени на обучение специалистов. Психологические образовательные программы для родителей должны рассматриваться как необходимое звено начального этапа оказания помощи ребенку с нарушением развития в виде комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий.
Об авторах
Оксана Ивановна Богачева
Научный центр психического здоровья
Автор, ответственный за переписку.
Email: oksana-syster@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3471-8873
мл. науч. сотр., отдел детской психиатрии
Россия, Москва, Каширское шоссе, д. 34Список литературы
- Баенская Е.Р. О психологической помощи родителям ребенка с аутизмом раннего возраста // Альманах Института коррекционной педагогики. 2022. № 48 (5). С. 26–40.
- Баенская Е.Р. Эмоционально-смысловой подход к коррекционной помощи ребенку раннего возраста с расстройством аутистического спектра и психологическому сопровождению его семьи // Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития: коллективная монография / отв. ред. М.В. Иванов. М.: Московский институт психоанализа, 2023. С. 135–143.
- Бебчук М.А. Командная работа с семьей – необходимое условие организации качественной помощи душевнобольному ребенку // Вестник психотерапии. 2017. № 61 (66). С. 22–31.
- Белопольская Н.Л. Предмет и задачи детской патопсихологии // Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. М.: Когито-Центр, 2010. С. 6–9.
- Боброва А.В., Довбня С.В., Морозова Т.Ю., Сотова Е.Н. Реализация программ поддержки родителей дошкольников с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20, № 1. С. 37–46. doi: 10.17759/autdd.2022200105
- Богачева О.И., Иванов М.В., Балакирева Е.Е. [и др.]. Структура родительского отношения к болезни ребенка с расстройством аутистического спектра // Вестник психотерапии. 2023. № 87. С. 49–59. doi: 10.25016/2782-652X-2023-0-87-49-59
- Богачева О.И., Иванов М.В., Марголина И.А. [и др.]. Оценка эффективности психологической образовательной программы для родителей детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник психотерапии. 2022. № 83. С. 19–28. doi: 10.25016/2782-652X-2022-0-83-19-28
- Богачева О.И., Иванов М.В., Симашкова Н.В. Осведомленность родителей о заболевании детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17, № 4. С. 3–11. DOI: 10.17759/ autdd.2019170401
- Богачева О.И., Иванов М.В., Симашкова Н.В. Психообразовательный подход: предпосылки, модели, работа с родителями детей // Психическое здоровье. 2021. № 11. С. 72–79. doi: 10.25557/2074-014X.2021.11.72-79
- Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация психически больных // Российский психиатрический журнал. 2006. № 2. С. 61–64.
- Докукина Т.В., Сергеева Н.А., Григорьева И.В. [и др.]. Метод психообразования родителей детей, страдающих заболеваниями аутистического спектра. Минск, 2012. С. 16.
- Зверева Н.В., Казьмина О.Ю., Каримулина Е.Г. Практические задачи детской патопсихологии // Патопсихология детского и юношеского возраста: учеб. пособие для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт, 2019. С. 20–22.
- Иванов М.В., Марголина И.А., Калинина М.А. [и др.]. Аутистический спектр: от раннего детского аутизма до парааутизма // Психическое здоровье. 2023. Т. 18, № 7. С. 49–52. doi: 10.25557/2074-014X.2023.07.49-52
- Иовчук Н.М. Просветительская, лечебно-коррекционная и социореабилитационная работа с семьей психически больного ребенка (некоторые размышления о первоначальном опыте) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2002. № 2 (2). С. 41–46.
- Казари К. Современное состояние поведенческих вмешательств при аутизме и нарушениях развития // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 4. С. 68–76. doi: 10.17759/autdd.2016140409
- Костин И.А. Консультирование родителей детей с аутизмом // Детский аутизм: исследования и практика / под общ. ред. В.Н. Касаткина. М.: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, 2008. С. 333–344.
- Львова Д.П., Хальфин Р.А., Сырцова Л.Е. [и др.]. Развитие форм взаимодействия медицинских специалистов с пациентами // Российский психиатрический журнал. 2018. № 5. С. 10–18. doi: 10.24411/1560-957X-2018-1%25x
- Официальный сайт некоммерческой организации Фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца»). URL: https://nakedheart.ru/rannyaya-ptashka-spetsyalysty (дата обращения 19.01.2024).
- Разенкова Ю.А., Павлова А.В., Романовский Н.В. Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса // Дефектология. 2022. № 2. С. 53–65.
- Свиридов И.Г. Проблема психообразования при оказании психиатрической помощи // Психическое здоровье. 2012. № 4. С. 59–67.
- Свиридов И.Г. Проблемы семьи, осуществляющей уход за родственником с психическим расстройством // Психическое здоровье. 2022. № 2. С. 37–43.
- Симашкова Н.В. Мультидисциплинарные аспекты оказания помощи больным с расстройствами аутистического спектра в детском и подростковом возрасте // Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы: сб. мат. науч.-практ. конф. Москва, 30 октября 2017 года / под ред. Г.П. Костюка. М.: КДУ, 2018. С. 617–626.
Дополнительные файлы
