Психофизиологические аспекты адаптации и стресс-реакции студентов-медиков в процессе работы на симуляторах
- Авторы: Короткова И.С.1, Исурина Г.Л.1, Грандилевская И.В.1, Горбунов И.А.1, Клейман Е.О.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: № 94 (2025)
- Страницы: 71-82
- Раздел: Психофизиология
- URL: https://ogarev-online.ru/0132-182X/article/view/353170
- DOI: https://doi.org/10.25016/2782-652X-2025-0-94-71-82
- ID: 353170
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Симуляционные технологии широко используются в медицинском образовании и практическом здравоохранении. Условия выполнения заданий на симуляторах приближено к реальным условиям работы специалистов медицинского профиля и сопровождается высокой рабочей нагрузкой и личными переживаниями, что может приводить адаптационным трудностям, отражающимся на психологических, физиологических и гуморальных показателях.
Цель исследования заключалась в оценке объективных физиологических показателей стресса у студентов медицинских специальностей в процессе оказания неотложной помощи на симуляторе, определении личностных невротических черт участников, используемых ими стратегий совладания и выявлении зависимости между этими показателями.
Методология. Выборку исследования составили 32 студента медицинских специальностей. Измерение уровня стресса в процессе адаптации к деятельности производилось [с помощью регистрации электрокардиограммы (с использованием нагрудного пульсометра Polar Н10)] в ситуации проведения сердечно-легочной реанимации на симуляторе; проводилась [оценка личностных невротических черт (опросник невротической личности KON-2006)].
Результаты и их анализ. Методом эксплораторного факторного анализа из ЭКГ были выделены 5 факторов, объясняющих 67 % дисперсии. Было выявлено значимое влияние ряда личностных черт и предпочитаемой стратегии совладания на процесс физиологической адаптации к стрессу, связанному с работой на симуляторе.
Заключение. Научно обоснованное психологическое сопровождение учебного процесса в условиях симуляционного центра должно учитывать предпочитаемые стратегии, используемые студентами для совладания со стрессом, и возможность их модификации с опорой на личностные качества обучающихся.
Об авторах
И. С. Короткова
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: i.s.korotkova@spbu.ru
канд. психол. наук, доц. каф. мед. психологии и психофизиологии 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9
Г. Л. Исурина
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: g.isurina@spbu.ru
канд. психол. наук доц., проф. каф. мед. психологии и психофизиологии 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9
И. В. Грандилевская
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: i.grandilevskaja@spbu.ru
канд. психол. наук, доц. каф. мед. психологии и психофизиологии 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9
И. А. Горбунов
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: i.a.gorbunov@spbu.ru
канд. психол. наук, ст. науч. сотр. каф. мед. психологии и психофизиологии 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9
Е. О. Клейман
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: elena.o.kleyman@spbu.ru
асcистент, каф. мед. психологии и психофизиологии 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9
Список литературы
- Vasserman L.I., Berebin M.A., Kosenkov N.I. O sistemnom podkhode v otsenke psikhicheskoi adaptatsii [On a systemic approach to assessing mental adaptation]. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii imeni V.M. Bekhtereva [V.M. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology]. 1994; (3): 16–25. (In Russ.)
- Isurina G.L., Grandilevskaya I.V., Trombchinski P.K. “Oprosnik KON-2006” – novyi metod issledovaniya nevroticheskikh chert lichnosti [“KON-2006 Questionnaire” – a new method for studying neurotic personality traits]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii [Medical Psychology in Russia]. 2017; 9(6): 7. (In Russ.)
- Kostromina S.N., Prokofyeva V.V., Gnedykh D.S., Koroleva M.E. Psikhofiziologicheskii monitoring ekzamenatsionnogo stressa u shkol’nikov [Psychophysiological monitoring of exam stress in schoolchildren]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological Research]. 2015; 8(43): 7. doi: 10.54359/ps.v8i43.520. (In Russ.)
- Moroz V.V. Rekomendatsii po provedeniu reanimatsionnykh meropriyatii Evropeiskogo soveta po reanimatsii (peresmotr 2015 g.) [Recommendations on resuscitation activities by the European Resuscitation Council (revision 2015)]. 3rd ed. Moscow: NIIR, NSR, 2016. 192 p. (In Russ.)
- Nekrasova M.M., Polevaya S.A., Parin S.B. [et al.]. Patent № 2531443 Rossiiskaya Federatsiya, MPK A61B 5/0402 (2006.01). Sposob opredeleniya stressa [Method for stress detection]: № 2013150016/14; appl. 11.11.2013; publ. 20.10.2014. 12 p. (In Russ.)
- Higuchi T. Relationship between the fractal dimension and the power law index for a time series: a numerical investigation. Physica D: Nonlinear Phenomena. 1990; 46(2): 254–264.
- Kim H.G., Cheon E.J., Bai D.S. [et al.]. Stress and heart rate variability: a meta-analysis and review of the literature. Psychiatry Investigation. 2018; 15(3): 235–245. doi: 10.30773/pi.2017.08.17.
- Peabody J., Ziesmann M.T., Gillman L.M. Comparing the stress response using heart rate variability during real and simulated crises: a pilot study. Advances in Health Sciences Education. 2024; 29(2): 465–475. doi: 10.1007/s10459-023-10246-7.
Дополнительные файлы



