«Денег нет, но вы держитесь»: новые устойчивые сочетания, связанные с понятием «деньги», в русском языке конца ХХ — первой четверти ХХI вв.

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена фразеологическим неологизмам русского языка, репрезентирующим понятие «деньги». В рамках «широкого» понимания объекта фразеологии исследуются устойчивые словесные комплексы, обнаруживающие формально-семантическое единство в русском языке конца ХХ — первой четверти ХХI вв. Базой сбора материала послужили словари неологизмов, современной разговорной речи, фразеологических неологизмов, интернет-источники. Собранный материал был организован как идеографическая рубрика с тематическими блоками внутри нее. В этой группе вычленяются традиционные рубрики, пополняющиеся новыми единицами (блоки «зарабатывать деньги», «причинять денежный ущерб», «сложное экономическое положение»), и новые тематические объединения, отражающие меняющуюся реальность (блоки «легальность получения денежных средств», «инфляция», «распределение (государственных) средств», «финансовые мошенничества»). Идеографическую группу «деньги» пополняет идиоматика (денег не печатаю(-ет)), фразеологические сочетания (бегство капитала), составные наименования (детские деньги), перифразы (бакинские рубли), фразеологические выражения (Денег нет, но вы держитесь). Фиксируются исконно русские единицы, заимствования-кальки и условно авторские выражения. С точки зрения структуры возникают единицы, соответствующие словосочетаниям, предложениям, предложно-падежным сочетаниям. Выделяется большое количество разговорных и профессионально-терминологических оборотов. Устойчивые сочетания, репрезентирующие понятие «деньги» в современном русском языке, обнаруживают низкую степень устойчивости и сложность выведения начальной формы. Представляется, что эта структурная неустойчивость объяснима не только неологическим статусом единиц, но и такой особенностью современной фразеологии, как бóльшая значимость образа по сравнению с компонентным составом фразеологизма. В статье на примере сочетаний, возникающих в русском языке на основе образа печатания денег, и некоторых других демонстрируется, что внутренний образ фразеологизма выступает объединяющим для целого ряда оборотов и оказывается более значимым, чем структура фразеологической единицы. В целом фразеосемантическое поле «деньги» в современном русском языке претерпевает и количественные, и качественные изменения, но неизменно остается продуктивным и национально специфичным.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Елена Владимировна Генералова

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: elena-generalova@yandex.ru
Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Аспекты теории фразеологии. М.: Знак, 2008. 656 с.
  2. Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Принципы семантического описания фразеологии // Вопросы языкознания. 2009. № 6. C. 21–34.
  3. Баско Н. В. Фразеологические неологизмы в русском языке: семантика, этимология, функционирование // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3–1 (81). С. 64–66.
  4. Буцева Т. Н. (ред.). Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов ХХ века: Т. 1: А–К / Сост. Т. Н. Буцева, Е. А. Левашов, Ю. Ф. Денисенко, Н. Г. Стулова, Н. А. Козулина, С. Л. Гонобоблева. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. 815 с.
  5. Буцева Т. Н. (ред.). Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов ХХ века: Т. 2: Клиент-банк — Паркетный / Сост. Т. Н. Буцева, Е. А. Левашов, Ю. Ф. Денисенко, Н. Г. Стулова, Н. А. Козулина, С. Л. Гонобоблева. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. 1391 с.
  6. Горбачевич К. С. (ред.). Большой академический словарь русского языка. Т. 5 «Деньги – Жюри». М.–СПб.: Наука, 2006. 694 c.
  7. Доброва М. Словарь новых фразем и коллокаций русского языка. Оломоуц: Университет им. Ф. Палацкого, 2022. 400 c.
  8. Добровольский Д. О. Образная составляющая в семантике идиом // Вопросы языкознания. 1996. № 1. С. 71–93.
  9. Исаева Л. А., Майоренко И. А. Национально-культурные особенности концепта «деньги» (на материале русской, английской и французской фразеологии) // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2005. № 1. С. 53–59.
  10. Козловская Н. В., Павлова А. С. (ред.). Новое в русской лексике. Словарные материалы — 2021 / Сост. Е. С. Громенко, Н. В. Козловская, Н. А. Козулина, А. Ю. Кожевников, С. Д. Левина, А. С. Павлова, М. Н. Приемышева, Ю. С. Ридецкая. СПб.: ИЛИ РАН, 2022. 318 с.
  11. Корниенко К. А. Сложности понимания понятия «электронные деньги» в профессиональной и непрофессиональной коммуникации // Слово и текст: психолингвистический подход. 2022. № 21. С. 67–73.
  12. Котелова Н. З., Алаторцева С. И., Буцева Т. Н. (ред.). Новое в русской лексике. Словарные материалы — 1986 / Сост. В. Н. Плотицын, М. Н. Судоплатова, Н. З. Котелова, Ю. Ф. Денисенко и др. СПб.: Дм. Буланин, 1996. 382 с.
  13. Краснобаева-Черная Ж. В. Опыт осмысления ценностной картины мира во фразеологии: структурная организация (на материале русского, украинского, английского и немецкого языков) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 54. С. 98–116.
  14. Крысин Л. П. Толковый словарь русской разговорной речи. Вып. 1. А–И. М.: Языки славянской культуры, 2014. 776 c.
  15. Левина С. Д. (ред.). Новое в русской лексике. Словарные материалы — 2016 / Сост. Н. В. Козловская, С. Д. Левина, Е. С. Громенко. СПб.: ИЛИ РАН, 2018. 122 с.
  16. Мокиенко В. М. Новая русская фразеология. Opole: Uniwersytet Opolski – Instytut Filologii Polskiej, 2003. 168 с.
  17. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 10.02.2024).
  18. Новиков А. Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики). М.: Русский язык, 2004. 332 с.
  19. Палеева Е. В. Концепт «деньги» в сознании носителей русского языка // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 3–1 (15). С. 121–126.
  20. Соловьев Н. В. (ред.). Новое в русской лексике. Словарные материалы — 1989 / Сост. М. Н. Судоплатова, В. Н. Плотицын, Н. В. Соловьев и др. СПб.: Дм. Буланин, 2001. 372 с.
  21. Спирчагова Т. А. Современный электронный дискурс: проблемы этики речевого поведения // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения: материалы 56-го межд. форума (13–14 апреля 2017 г.) / Отв. ред. В. В. Васильева. Т. 2. СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2017. С. 60–61.
  22. Хайруллина Р. Х. Фразеологический образ: ментальная природа и языковое выражение // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 27. Филологические науки. С. 6129–6132.
  23. Химик В. В. Толковый словарь русской разговорно-обиходной речи. Т. 1. А–Н. СПб.: Златоуст, 2017. 528 с.
  24. Stěpanova L., Dobrova M. Словарь русских неологизмов. Slovník ruských neologismů. Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci, 2018. 472 с.
  25. Tomášková E. Условия закрепления фразеологических неологизмов политического медиадискурса // Новая русистика. 2018. Vol. 11. Iss. 1. P. 15–25.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».