Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

№ 5 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Политика

Подходы КНР к «перезагрузке» системы глобального экономического управления в контексте теории структурной власти

Рамич М.С.

Аннотация

Процесс глобализации, который способствовал поддержанию неолиберального мирового порядка, замедлился после Азиатского финансового кризиса в 1998 г. и мирового финансового кризиса 2008 г., когда существующая система глобального экономического управления оказалась не способна оказать поддержку развивающимся странам, что усилило тренд на регионализацию и локализацию. Китай, выступая в качестве «возвышающейся державы» в процессе «транзита власти», сфокусировал усилия на трансформации системы глобального управления, которая до настоящего времени обеспечивала лидерство США. Изначально успешно используя глобализацию для интеграции в мировую экономику, Китай изменил свое место в системе глобального управления и получил возможность создавать и поддерживать новые структуры глобального управления. Для продвижения своего видения миропорядка была выбрана стратегия расширения деятельности в традиционных международных институтах (ООН, ВБ, МВФ) и создания параллельных международных институтов (ОПОП, АБИИ). США в условиях экономического «возвышения» КНР выбрали стратегию «размежевания», чтобы ограничить китайские возможности в своей сфере влияния. С одной стороны, это привело к формированию торговых и техноэкономических блоков, но с другой — позиция Китая сохранила возможность участия в своих организациях для стран, являющихся ядром существующего экономического порядка (G7, G20, ОЭСР). Автор делает вывод, что в текущих реалиях Китай придерживается неконфликтного ассиметричного подхода к реформированию системы глобального управления в экономической сфере, который подразумевает глобальное распространение норм через ООН, G20 и БРИКС, и реглобализацию мировой торговли посредством интенсификации регионального сотрудничества со странами Азии, Африки и Латинской Америки в рамках ОПОП, форумов сотрудничества региональных организаций и КНР и интеграции развивающихся стран в параллельные финансовые институты.

Проблемы Дальнего Востока. 2024;(5):5-24
pages 5-24 views

Идеологический фактор управления интернетом в Китае: особенности и инструменты в условиях противостояния с США

Янькова А.Д., Тренин Д.В.

Аннотация

Интернет превратился в арену идеологической борьбы. Преимущества в ней получает тот, кто контролирует потоки данных и рынок мнений. В информационном пространстве непреодолимые раньше барьеры сравнительно легко обходятся, а число генераторов различных нарративов увеличивается в геометрической прогрессии. Стратегический успех, достигнутый на информационном поле, может иметь значение, сопоставимое с успехом политическим или военным. Примером служит противостояние между ключевыми игроками киберпространства — США и КНР. В основе их государственности лежит идеология: левый либерализм, трансгуманизм и американоцентричный глобализм, с одной стороны, новаторский марксизм и социализм с китайской спецификой — с другой. Несмотря на различия в фундаментальных ценностях, политических и социальных системах, и Вашингтон, и Пекин активно используют инструменты интернета для поиска поддержки, расширения возможностей управления и пропаганды. Победители в идеологической борьбе пока не ясны. Но определенную динамику можно зафиксировать. США вынуждены признать, что их вера в повсеместное распространение либеральной демократии и «технологический оптимизм» начала XXI в. не оправдались. Интернет не смог изменить Китай — Китай изменил интернет «под себя». Политико-идеологические условия КНР и усилия КПК сформировали уникальные параметры развития Сети. Партия сумела создать систему распределенного контроля над интернетом, пользователями и контентом, позволяющую руководству управлять ситуацией на «поле битвы». США и их союзники по борьбе с «автократами и авторитариями», в свою очередь, все больше скатываются к борьбе с инакомыслием в собственных странах, и в ходе этой борьбы Запад сам становится все более нетерпимым и авторитарным.

Проблемы Дальнего Востока. 2024;(5):25-38
pages 25-38 views

Цифровизация контрольной и надзорной деятельности участников финансового рынка в Китае

Долганова О.И., Козырев Д.А.

Аннотация

В последнее время Китайская Народная Республика занимает лидирующие позиции в мире в области развития цифровой экономики. Активное внедрение информационных технологий осуществляется как в бизнесе, так и в государственных структурах. Это позволяет создавать и развивать масштабные национальные системы сбора и обработки большого объема разноплановой информации о деятельности участников финансового рынка. Целью данной статьи является изучение специфики применения цифровых технологий китайскими властями для улучшения своей контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере. С помощью методов анализа, синтеза, интерпретации и обобщения информации и данных из научных статей, официальных интернет-ресурсов государственных органов власти, аналитических отчетов и публикаций в СМИ определены особенности цифровизации финансового мониторинга, аудита и надзора в Китае. Показаны основные участники внутреннего государственного финансового контроля и зоны их ответственности. Приведены ключевые концепции и проекты цифровизации аудиторских и надзорных функций: концепция «Интернет Плюс», проект «Золотой аудит», проект внедрения системы мониторинга финансовых рисков, раннего информирования и предупреждения об их возникновении, как органов контроля, так и подконтрольных объектов. Отмечены последние тенденции и области применения технологий на базе искусственного интеллекта и обработки больших данных, в том числе активное использование чат-ботов, методов машинного обучения и инструментов обработки естественного языка. Указаны действия, которые предпринимает Китай для снижения рисков и повышения эффективности деятельности участников финансового рынка, как организационного характера, так и в части нормативно-правового обеспечения.

Проблемы Дальнего Востока. 2024;(5):39-52
pages 39-52 views

Экономика

Проблемы и перспективы развития атомной энергетики Японии

Емельянова О.Н., Щербаков Д.А.

Аннотация

Катастрофа, случившаяся на АЭС Фукусима в 2011 г., временно изменила приоритеты Японии и усилила критику атомной энергетики. Однако поскольку отказ от нее в долгосрочной перспективе привел к серьезным вызовам для энергетической безопасности страны, становится очевидным, что, несмотря на страх японского общества перед возможными катастрофами на АЭС, правительство Японии медленно и аккуратно возвращает атомную энергетику в повестку развития энергетического потенциала Японии. Это стало особенно заметно как в действиях кабинета Ф. Кисиды, так и текущего состава правительства Японии, которое продолжило курс на поэтапное «возрождение» атомной энергетики. Даже по самому пессимистичному сценарию Всемирной ядерной ассоциации к 2040 г. планируется рост мировых мощностей атомных станций до 486 ГВт, что на 24 % больше по сравнению с 2023 г. По базовому и оптимистичному сценариям рост предполагается на 75 % и 138 % соответственно. Такие перспективы говорят о том, что эпоха атомной энергетики далеко не закончилась. 10 стран ЕС, включая Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию, Словению, Словакию, Финляндию, Францию, Хорватию и Чехию, выступили с предложением официально включить ядерную энергетику в перечень направлений для зеленых инвестиций, что, по их мнению, позволит отказаться от импортных поставок энергии. В феврале 2024 г. Совет государств-членов ЕС и Европейский парламент после длительных переговоров в Брюсселе о Законе по промышленности с нулевым уровнем выбросов (NZIA) договорились объявить ядерную энергетику стратегической технологией для декарбонизации ЕС. Как в этот тренд планируют встраиваться Япония? Чем вновь обусловлен ожидаемый сдвиг энергобаланса страны в пользу атомной энергетики? Как это соответствует задачам обеспечения их энергобезопасности? Как изменилась роль атомной энергетики в условиях энергетического перехода Японии? В данной статье авторы предприняли попытку ответить на эти вопросы.

Проблемы Дальнего Востока. 2024;(5):53-69
pages 53-69 views

Стратегические приоритеты, тенденции и перспективы участия Японии в экономической интеграции в АТР

Паксютов Г.Д.

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные вызовы, стоящие перед Японией с точки зрения участия в проектах региональной интеграции. Ввиду экономических и демографических вызовов, для Японии все более важным становится взаимодействие с динамично развивающимися азиатскими экономиками, способное отчасти компенсировать нехватку трудовых ресурсов и негативную динамику спроса на внутренних рынках. Япония участвует в обоих крупнейших интеграционных проектах региона — ВРЭП и ВПТТП, но цели ее участия в каждом из проектов несколько разнятся. Так, участие в ВРЭП, лидером которого является Китай, имеет сугубо экономическую мотивацию, в то время как ВПТТП (в целом характеризующееся заметно меньшим, чем у ВРЭП, удельным весом в мировой экономике и потенциалом экономическом роста) предоставляет Токио еще и площадку для продвижения своего политического видения в сотрудничестве с дружественными странами. Проблема выбора между экономическими и политическими мотивациями в японской национальной стратегии находит свое концептуальное отражение в необходимости балансировать между азиатскими и «универсальными» ценностями, при этом в эпоху правления премьер-министра Кисида в стратегических документах заметен явный крен в сторону позиционирования Японии как страны, придерживающейся «универсальных» ценностей. В то же время новая стратегия экономической безопасности предоставляет японскому правительству экстраординарные полномочия для противостояния странам, «не разделяющим универсальные ценности». Данная тенденция обусловливается комплексом факторов, включая внутриполитические: японские элиты мотивированы удерживать и наращивать свое влияние в ситуации, когда правящая Либерально-демократическая партия сталкивается с кризисом доверия среди избирателей.

Проблемы Дальнего Востока. 2024;(5):70-83
pages 70-83 views

Внешняя торговля Монголии в условиях глобальных шоков

Макаров А.В., Макарова Е.В.

Аннотация

Монголия очень сильно зависит от торговли с двумя соседними странами и поэтому серьезно пострадала от пограничных ограничений со стороны Китая в период пандемии COVID-19 и санкций западных стран против России, введенных после начала специальной военной операции на Украине. Закрытие в 2020 г. границы с Китаем, который выступает основным рынком сбыта, стало причиной резкого падения объемов монгольского экспорта. В совокупности с внутренними ограничениями экономической активности это привело к самому глубокому спаду монгольской экономики за последние четверть века. Помимо этого, зависимость Монголии от экспорта минерального сырья в Китай усугубилась зависимостью от импорта нефтепродуктов из России. Резкий рост цен на нефтепродукты и проблемы с их поставками в 2022 г. оказали крайне негативное воздействие на экспорт и социально-экономическую ситуацию в Монголии. Завершение Китаем политики Zero-COVID позволило Монголии в 2023 г. превысить допандемийные объемы экспорта полезных ископаемых. Строительство новых железнодорожных переходов позволит нарастить объемы экспорта в Китай и другие страны. Реализация Монголией мер по развитию собственной нефтепереработки уже в ближайшие годы приведет ее к избавлению зависимости от российских нефтепродуктов. В связи с последним следует ожидать обвальное падение взаимной торговли. Поэтому разработка долгосрочной политики двухстороннего экономического сотрудничества является крайне актуальной. В качестве важнейшей инициативы, которая позволит обеспечить хотя бы минимальные объемы российско-монгольской торговли и сохранить добрососедские отношения, предлагается заключение соглашения о свободной торговле.

Проблемы Дальнего Востока. 2024;(5):84-96
pages 84-96 views

Внутренняя Монголия: стратегическое позиционирование северной периферии Китая

Намжилова В.О.

Аннотация

В статье приводится обзор современного положения северной периферии Китая — Автономного района Внутренняя Монголия, включая его экономическую динамику, демографические параметры и актуальную повестку развития. Новым является рассмотрение подхода «стратегического позиционирования», когда обозначается миссия региона в тесной связи с национальными интересами. Автор раскрывает суть «пяти великих задач», возложенных председателем Си Цзиньпином на АРВМ, а именно создание «двух щитов», «двух баз» и «одного плацдарма». Первая задача — создание «экологического щита на севере страны» — подчеркивает уникальную роль АРВМ в национальной системе охраны окружающей среды. Вторая задача — обеспечение щита безопасности и стабильности — исходит из важности поддержания национального единства и спокойствия на северных рубежах. Третья задача — создание национальной базы энергетических и стратегически важных ресурсов — связана с передовыми практиками получения и поставок электроэнергии, а также с глубокой переработкой редкоземельных металлов. Четвертая задача направлена на создание базы производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения продовольственной безопасности Китая. Пятой задачей обозначено превращение АРВМ в «плацдарм выхода на Север», что подразумевает стимулирование тесного взаимодействия с северными соседями. Понимание внутренних процессов, происходящих в сопредельном с российскими регионами АРВМ, чрезвычайно важно для выстраивания международных связей. Особенно стоит обратить внимание на задачу открытости на севере, которая приобретает новый импульс с активизацией российского «поворота на Восток». Встречное движение этих стратегий вкупе с монгольской «Политикой нового возрождения» создают благоприятные условия для становления экономического коридора Китай — Монголия — Россия.

Проблемы Дальнего Востока. 2024;(5):97-108
pages 97-108 views

Российский Дальний Восток

Производительность труда в регионах Востока России и Северо-Востока КНР

Глазырина И.П., Забелина И.А., Фалейчик Л.М.

Аннотация

На основе данных Росстата, Национального бюро статистики Китая и Центрального Банка РФ выполнен анализ динамики и пространственной дифференциации производительности труда в регионах России и Китая. Установлено, что в большинстве российских регионов производительность труда в целом по экономике в 2022 г. была ниже общероссийского значения показателя. В группе субъектов с высокими значениями показателя преобладают территории с сырьевой направленностью хозяйственных систем. Выявлено, что за 2017–2022 гг. только в семи российских регионах, расположенных преимущественно в европейской части страны, наблюдалось снижение объема добавленной стоимости в расчете на одного занятого. Все дальневосточные территории характеризовались положительной динамикой показателя. Особое внимание уделено межстрановому сопоставлению и анализу уровня производительности труда в сопредельных российских и китайских регионах, вовлеченных в процессы трансграничного взаимодействия. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что в 2017 г. производительность труда в китайской экономике была ниже, чем в российской. Однако в 2022 г. Китай, где этот показатель в 2017–2022 гг. рос быстрыми темпами, превзошел Россию по производству валовой добавленной стоимости в расчете на одного занятого в экономике. Установлено, что в 2022 г. производительность труда в сопредельных регионах КНР была существенно выше, чем в большинстве регионов Востока РФ. Показано, что в России и Китае, а также большинстве анализируемых регионов производительность труда в промышленном секторе выше, чем по экономике в целом.

Проблемы Дальнего Востока. 2024;(5):109-126
pages 109-126 views

Государство и общество

История вакцинации в Китае: современный этап

Герасимова Т.Г.

Аннотация

История вакцинации в Китае, как и в целом история китайского здравоохранения, относится к числу малоизученных тем в отечественной историографии. Статья посвящена современному этапу развития китайского здравоохранения и его достижениям в области профилактики болезней, предотвращаемых с помощью вакцинации. В ХХI в. борьба с эпидемиями инфекционных болезней потребовала от китайских властей и общества консолидации усилий и огромной политической воли при проведении широкомасштабной программы иммунизации населения. С началом века в ходе реализации Национальной программы иммунизации в КНР центральное правительство переработало существующее законодательство, приняло новые законы, создало субсидируемый фонд «Новая сельская кооперативная медицинская схема», сформировало Национальный консультативный комитет по иммунизации, в задачи которого входит всесторонний сбор и оценка научных данных. Китай стал одной из первых стран, вступивших в Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации. Осуществленный автором анализ статистических данных наглядно демонстрирует, что развитие профилактической иммунизации в Китае в итоге не только улучшило общее состояние здоровья китайских граждан, но и способствовало прогрессу общественного здравоохранения во всем мире. Отмечается, что высокий уровень разработки и масштабы производства собственных вакцин непосредственным образом влияют на готовность системы здравоохранения реагировать на чрезвычайные ситуации. КНР приложила немалые усилия, чтобы с помощью своих вакцин укрепить влияние в различных регионах земного шара. Китаю удается эффективно развивать свою Национальную программу иммунизации населения, многократно повысив скорость и качество разработки вакцин, а также меры контроля производимых вакцин как на законодательном, так и на технологическом уровне, особенно в связи с пандемией COVID-19.

Проблемы Дальнего Востока. 2024;(5):127-141
pages 127-141 views

Реализация национальной политики в Синьцзян-Уйгурском автономном районе при председателе КНР Си Цзиньпине (2012–2024 гг.)

Буяров Д.В.

Аннотация

Национальный вопрос традиционно является актуальной проблемой для Китая как многонационального государства, включающего в том числе национальные автономные районы. Национальная политика центрального правительства является одним из важнейших направлений развития и сохранения целостности КНР. В статье представлен анализ политики председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина в отношении Синьцзян-Уйгурского автономного района в период с 2012 по 2024 г. После прихода к власти Си Цзиньпин провозгласил курс осуществления «китайской мечты», направленный на возрождение китайской нации. В рамках реализации этой концепции претерпела изменения и национальная политика коммунистической партии в Синьцзяне. Усилия центрального и регионального правительств сконцентрировались не только на экономическом развитии автономного района, но и на этническом сплочении и стабилизации обстановки в регионе. Синьцзян-Уйгурский автономный район имеет большое значение для КНР с точки зрения ресурсной базы, внешней торговли, геополитического положения, и в то же время это регион с высокой степенью экстремистской угрозы. С целью стабилизации ситуации в автономном районе китайское правительство осуществило комплекс мер по развитию законодательной базы, укреплению национальной идеологии, пресечению проявлений религиозного экстремизма, борьбе с радикально настроенными представителями национальных меньшинств. Китайское правительство исходит из того, что без жестких мер по подавлению национализма этнических меньшинств неизбежно усилятся сепаратизм и центробежные тенденции. В целом курс Си Цзиньпина в Синьцзяне оказался успешным, многие из ранее поставленных задач были решены, а национальная политика получила дальнейшее позитивное развитие.

Проблемы Дальнего Востока. 2024;(5):142-155
pages 142-155 views

История

Коммерческое агентство Уссурийской железной дороги в Шанхае и создание прямого железнодорожно-водного сообщения между Шанхаем и Маньчжурией (1923–1926 гг.)

Ичжи С.

Аннотация

Статья посвящена истории коммерческого агентства Уссурийской железной дороги в Шанхае и его роли в создании прямого железнодорожно-водного сообщения между Шанхаем и Маньчжурией. После окончания Гражданской войны и занятия красными Владивостока в конце 1922 г. советская власть начала восстанавливать экономику и торговлю на Дальнем Востоке. В противовес Японии планировалось создание «восточного направления» прямого сообщения между Шанхаем и Маньчжурией. В «восточном направлении» пересадочным пунктом между Шанхаем и Маньчжурией должен был стать Владивосток. Товары, прибывшие водным путем из Шанхая во Владивосток, планировалось посредством Уссурийской железной дороги довезти до границы с Китаем и далее по Китайско-Восточной железной дороге доставить до Харбина. Уссурийская железная дорога была главным инициатором создания «восточного направления». Для полноценной работы в конце 1923–1924 гг. было создано сначала отделение, а потом и Коммерческое агентство Уссурийской железной дороги в Шанхае. Однако план создания прямого железнодорожно-водного сообщения между Шанхаем и Маньчжурией через Владивосток не был полностью реализован, поскольку не был решен вопрос о выдаче прямых транспортных документов. Главной причиной провала «восточного направления» стал межведомственный конфликт. Присущий представителям руководства обеих сторон – Шанхая (Шанхайское коммерческое агентство Уссурийской железной дороги и Доброфлот) и Москвы (Наркомпуть и Наркомвнешторг) – «ведомственный патриотизм» за три года так и не позволил ни на одном из уровней решить вопрос, от которого напрямую зависела реализация советских торговых интересов в Шанхае.

Проблемы Дальнего Востока. 2024;(5):156-170
pages 156-170 views

Молодежная политика и патриотическое воспитание в период Юсин (1972–1979 гг.)

Старшинов А.С.

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей южнокорейского патриотического дискурса и молодежной политики 1970-х гг., рассматриваемых автором через призму доминирующей идеологии системы Юсин — «всеобщей гармонии» (чхонхва). Завершение формирования системы школьного образования позволило стандартизировать учебные материалы, в которых подчеркивался приоритет нации над индивидом, способствовало распространению патриотических практик и ценностей военной защиты Родины. Государственная молодежная политика была нацелена на формирование нового образа молодежи, который позволил бы нивелировать классовые и статусные различия внутри данной возрастной группы. Кроме того, через распространение разных форм сыновней почтительности власти планировали нейтрализовать связанные с молодежью конфликты, обострившиеся в южнокорейском обществе в 1970-е гг., — поколенческие, социально-экономические и политические. Практическим воплощением ценностей «всеобщей гармонии» стало Движение за новую деревню, которое было спаяно с системой образования и распространялось на всю страну. Обладая обширной инфраструктурой по пропаганде «духовного» образования и «практического» патриотизма, оно монополизировало и волонтерскую деятельность. В «образовании Сэмаыль» идеология периода Юсин подчеркивала дискурс равенства и эгалитаризма и предлагала молодежи несколько ролевых моделей: лояльные властям обучающиеся, волонтеры и молодежные лидеры, участвующие в модернизации страны.

Проблемы Дальнего Востока. 2024;(5):171-186
pages 171-186 views

Рецензии

pages 187-190 views

Научная жизнь

pages 191-195 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».