Документы из архива внешней политики Росcийской Федерации о позиции африканских стран в отношении гражданской войны в Нигерии (1967–1970) и о миротворчестве ОАЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

30 мая 1967 г. от Нигерии попыталась отделиться ее юго-восточная часть («Республика Биафра»), что привело к гражданской войне, которая длилась с 6 июля 1967 г. по 15 января 1970 г. Армия Биафры была разгромлена и капитулировала. Международная реакция на нигерийский кризис оказалась уникальной, атипичной для эпохи холодной войны. Действия федерального правительства Нигерии по сохранению территориальной целостности поддержали СССР, Великобритания, социалистические страны Восточной Европы, арабские страны. США объявили о нейтралитете. На стороне Биафры гласно или негласно выступили Франция, Португалия, Южно-Африканская Республика, Китай, Израиль. Публикуются три документа. Документ № 1 показывает, что расклад геополитических интересов великих держав проецировался на Африканский континент. Большая часть африканских стран, в основном бывшие британские колонии, поддержали территориальное единство Нигерии. Немало стран стремилось занять равноудаленную позицию. Берег Слоновой Кости (ныне Кот-д’Ивуар), Габон, Замбия, Танзания официально признали независимость Биафры. Берег Слоновой Кости и Габон сохранили тесные связи с Францией и во внешней политике следовали в фарватере бывшей метрополии. Руководители Замбии и Танзании признали Биафру под влиянием Китая, утвердившегося в Африке в числе основных игроков. В документах № 2 и 3 представлена информация сотрудников посольства СССР в Эфиопии о попытках Организации африканского единства (ОАЕ) добиться мирного урегулирования нигерийского кризиса. ОАЕ удалось обеспечить поддержку подавляющим большинством африканских государств линии на сохранение территориальной целостности Нигерии. Посреднические усилия ОАЕ не увенчались достижением мира. Руководство Биафры не собиралось капитулировать, пока были возможности сопротивляться, а федералы – идти на сделку с сепаратистами. Мирные переговоры использовались обеими сторонами прежде всего в пропагандистских целях.

Полный текст

30 мая 1967 г. от Нигерии отделилась ее восточная часть, самопровозглашенная Республика Биафра. Это привело к гражданской войне, которая длилась c 6 июля 1967 г. по 15 января 1970 г. Армия Биафры была разгромлена и капитулировала. Гражданская война стала следствием исторически сложившихся противоречий между тремя основными народами Нигерии — хауса, йоруба и игбо. Большинство населения севера Нигерии составляют хауса, чья религия — ислам суннитского толка. Крупнейшая этническая группа запада и юго-запада — йоруба, преимущественно исповедует христианство. На юго-востоке в дельте реки Нигер преобладают игбо — христиане и анимисты. Британская колониальная политика, основанная на косвенном управлении с упором на регионализм, способствовала обособленности Северной и Южной Нигерии, нарастанию трений между этническими группами и политическими силами. Перед независимостью Нигерия представляла собой рыхлую федерацию, состоящую из трех областей (Северная, Восточная и Западная) и федеральной территории Лагос (столица). Восточная область занимала всего 8% территории Нигерии (76 тыс. кв. км), но была наиболее развитым в социально-экономическом отношении регионом, где сосредоточены четыре пятых запасов нефти, здесь существовала развитая транспортная инфраструктура, и находилось 90% квалифицированной рабочей силы1.

Независимость Нигерии была провозглашена 1 октября 1960 г. Первое правительство во главе с Абубакаром Балевой (хауса) оказалось неспособным укрепить единство страны и было свергнуто 15 января 1966 г. в результате военного переворота, организованного офицерами-игбо. 26 июля военнослужащие-северяне осуществили новый военный переворот, власть перешла к подполковнику Якубу Говону (р. 1934) (глава государства с 1 августа 1966 г. по 29 июля 1975 г.), христианину, ангас (одно из этнических меньшинств Северной Нигерии).

Подполковник Чуквуэмека Оджукву (1933–2011), губернатор Восточной Нигерии (1966–1967), впоследствии стал президентом самопровозглашенной Республики Биафра (1967–1970), отказался признавать Я. Говона главой военного федерального правительства. В области было создано региональное военное правительство, аналогичное центральному, сформирована армия, введен сбор налогов и пошлин без отчислений в федеральный бюджет. 27 мая 1967 г. Говон подписал указ, упразднивший деление Нигерии на четыре провинции. Вместо них было создано 12 штатов. 30 мая Оджукву «торжественно провозгласил, что территория и регион, известный как Восточная Нигерия, вместе с его континентальным шельфом и территориальными водами отныне являются суверенным независимым государством, называемым “Республика Биафра”»2. 6 июля 1967 г. федеральная армия вступила на территорию Биафры. Гражданская война длилась два с половиной года. 15 января 1970 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции Биафры.

Международная реакция на нигерийский кризис явила не блоковый, уникальный и атипичный для холодной войны расклад позиций. Руководствуясь геополитическими соображениями и национальными интересами, СССР поддержал действия федерального правительства Нигерии по сохранению ее территориальной целостности, в том числе и поставками оружия3. Помимо Советского Союза, правительство Говона в конфликте с сепаратистами поддержали Великобритания, социалистические страны Восточной Европы, арабские страны. США объявили о нейтралитете. На стороне Биафры гласно или негласно выступили Франция, Португалия, Южно-Африканская Республика, Китай, Израиль.

Документ № 1 показывает, что расклад геополитических интересов великих держав проецировался на Африканский континент. Большинство африканских стран, в основном бывшие британские колонии, поддержали территориальное единство Нигерии. Некоторые страны стремились занять равноудаленную позицию. От признания Биафры руководителей этих стран удерживало наличие собственных сепаратистских движений.

Берег Слоновой Кости (БСК), ныне Кот-д’Ивуар, Габон, Замбия, Танзания официально признали независимость Биафры. БСК и Габон сохранили тесные связи с Францией и во внешней политике следовали в фарватере бывшей метрополии. В документе приведены официальные заявления правительств стран, признавших Биафру, о мотивах этого шага. Ныне рассекреченные архивные материалы позволяют глубже проанализировать мотивы благоволения сепаратистам. Во время беседы c советским послом в Гане В.С. Сафрончуком посол БСК в Аккре Леон Амон заявил, что Федерация Нигерии — «искусственное и нежизнеспособное образование», поскольку «является наследием колониальной политики Англии, которая попыталась объединить в одно государство совершенно различные в этническом, социальном и экономическом отношении группы населения». Возникновение «на месте Нигерии двух или трех независимых государств не обязательно будет означать их ослабление». Биафра «по населению и экономическому потенциалу будет гораздо сильнее БСК и вообще будет одним из крупнейших государств Африки». Сейчас же «в результате войны и планомерного истребления ибо4 федеральными войсками племенная вражда и взаимная ненависть достигли такого накала, что примирение сторон невозможно и остается лишь один выход — создание на месте Нигерии нескольких независимых государств»5.

Озвученная Амоном позиция полностью совпадала с французской. Франция использовала территорию БСК и Габона для поставок оружия и боеприпасов в Биафру воздушным и морским путем. Габон и БСК наступательно действовали на международной арене, оказывали Биафре информационную поддержку, обвиняли федеральное правительство в геноциде игбо, требовали в том числе и от СССР прекратить поставки оружия режиму Говона6. Гражданская война в Нигерии стала ярким эпизодом геополитического противостояния англосаксов и Франции в Африке, которое в последнее время зримо проявилось в Буркина-Фасо, Мали, Нигере, Центрально-Африканской Республике.

Руководители Замбии и Танзании признали Биафру под влиянием Китая, утвердившегося в Африке в числе основных игроков7.

В документах № 2 и 3 содержится информация сотрудников посольства СССР в Эфиопии о посреднических усилиях Организации африканского единства (ОАЕ) по урегулированию нигерийского кризиса. Возможности ОАЕ ограничивались дипломатическим инструментарием, поскольку решения организации не были обязательными для стран-участниц, она не располагала ни эффективным механизмом для их имплементации, ни собственными вооруженными силами, которые можно было бы использовать для разъединения враждующих сторон. Созданный в сентябре 1967 г. Консультативный комитет ОАЕ по Нигерии занимался организацией переговоров между представителями Биафры и федерального правительства. Нигерийский вопрос рассматривался на трех саммитах ОАЕ — в Киншасе (сентябрь 1967 г.), в Аддис-Абебе (август 1968 г., сентябрь 1969 г.). ОАЕ удалось обеспечить поддержку подавляющим большинством африканских государств линии на сохранение территориальной целостности Нигерии. Посреднические усилия ОАЕ не увенчались достижением мира. Руководство Биафры не собиралось капитулировать, пока были возможности сопротивляться, а федералы — торговаться с сепаратистами. Мирные переговоры использовались обеими сторонами прежде всего в пропагандистских целях.

В документах опущены не относящиеся к теме публикации частности, пропуски обозначены отточием.

 

Документ № 1

Секретно. Экз. № 1

Штамп: «МИД СССР 2-й Африканский отдел. Секретно. Вх. 1085 “25” 7 1968 г.»

ПОЗИЦИЯ АФРИКАНСКИХ СТРАН В ОТНОШЕНИИ НИГЕРИЙСКОГО КРИЗИСА

(Справка)

 

ГАНА. После провозглашения Восточной области Нигерии так называемой республикой Биафра и начала военных действий между федеральными войсками и войсками восточнонигерийских сепаратистов военные руководители Ганы, используя имеющиеся у них связи с федеральным военным правительством и руководителями отколовшейся Биафры, предпринимали некоторые попытки играть посредническую роль и были заняты поисками компромиссного решения нигерийского кризиса, приемлемого для восточнонигерийских сепаратистов. Однако эти попытки успеха не имели и привели к заметному охлаждению отношений между Ганой и Нигерией.

Примерно с конца 1967 года ганское правительство заметно снизило свою активность в нигерийском вопросе и прекратило попытки посредничества между воюющими сторонами. С ноября 1967 года ганские официальные лица перестали выступать с публичными заявлениями о событиях в Нигерии и отношении к ним правительства Ганы. Изменение тактической линии правящих кругов Ганы в отношении нигерийских событий, по-видимому, объясняется прежде всего тем, что США начали менять свое отношение к федеральному правительству Нигерии8.

21 марта 1968 года в Гане находилась с визитом группа американских офицеров во главе с генералом Гуднастером9. По некоторым сведениям, Гуднастер при встрече с главой ганского военного правительства генералом Анкрой10 пытался склонить его уговорить главу нигерийского военного правительства Я. Говона пойти на улучшение отношений с США. Анкра якобы после больших колебаний обещал повлиять на Говона в этом отношении.

Ганская печать продолжает освещать события в Нигерии в неблагоприятном для нигерийского федерального военного правительства свете. Эти события преподносятся как гражданская война чуть ли не равных сторон, преуменьшаются военные успехи федерального военного правительства, утверждается наличие геноцида в отношении народности ибо и др. Ганские газеты приписывают Советскому Союзу тайные расчеты использовать укрепление советско-нигерийских отношений в целях распространения своего влияния через Нигерию во всей Западной Африке.

КАМЕРУН. Правительство Камеруна официально придерживается точки зрения о необходимости сохранения единства Нигерии. Вместе с тем в связи с затянувшимися военными действиями в Нигерии в официальных кругах Камеруна все больше начинает высказываться мнение о мирном урегулировании нигерийского кризиса, хотя в силу неуступчивости воюющих сторон в Нигерии в Камеруне не представляют, на какой основе можно было бы добиться мирного решения нигерийского конфликта.

Среди камерунцев, в том числе и в государственном аппарате, симпатизирующих по этническим и религиозным мотивам выходцам из народности ибо, высказываются суждения, что глава военного федерального правительства Я. Говон мог бы пойти на большие уступки для достижения мирного решения нигерийского кризиса, если бы Англия и Советский Союз, на которых он якобы прежде всего опирается в своих действиях, оказали бы на него соответствующее влияние.

Сообщая о событиях в Нигерии, камерунская пресса начинает все более высказываться за мирное урегулирование нигерийского конфликта, акцентируя внимание как на отрицательных последствиях продолжающегося военного конфликта для самой Нигерии, так и на неблагоприятном влиянии конфликта для всей Африки.

Официальное признание Танзанией, БСК, Габоном и Замбией Биафры обострило интерес в Камеруне к нигерийскому кризису.

По данным совпосольства в Камеруне, ряд камерунских министров высказывается за пересмотр позиции Камеруна и признание Биафры.

ЭФИОПИЯ. Правительство Эфиопии стоит на позиции необходимости сохранения Нигерии в качестве единого государства. Оно считает, что такая позиция Эфиопии в нигерийском вопросе соответствует общей линии ее политики в Африке, направленной на укрепление африканского единства. Император Эфиопии11 является главой консультативной миссии Организации Африканского Единства по Нигерии, созданной на сессии ОАЕ в сентябре 1967 г. в Конго (Киншаса)12.

Признание Биафры Танзанией, по словам министра иностранных дел Эфиопии Катема Ифру в беседе с совпослом в Аддис-Абебе, оказалось неожиданным для правительства Эфиопии. С одной стороны, Эфиопия выступает за единство Нигерии, с другой стороны, император Эфиопии является главой Консультативной миссии ОАЕ по примирению в Нигерии, Эфиопии будет затруднительно поддерживать федеральное правительство в условиях, когда оно, вопреки мнению африканских стран, усиливает военные действия.

ДАГОМЕЯ13. В беседе с совпослом министр иностранных дел Бенда Синзоган14 сказал, что дагомейское правительство рассматривает нигерийские события как результат политики балканизации Африки, проводимой бывшими колониальными державами. Будущее Африки, подчеркнул министр, в объединении, и поэтому дагомейское правительство осуждает действия Оджукву, направленные на выделение Восточной Нигерии в самостоятельное государство Биафра. Дагомейское правительство поддерживает усилия генерала Говона, его политику сохранения единства африканского гиганта и выступает за урегулирование нигерийского кризиса путем переговоров между федеральным военным правительством и Оджукву. Но поскольку в настоящее время нет перспектив для их успешного проведения, то, по его мнению, существует только военный путь разрешения этой проблемы.

ЕГИПЕТ. Египет продолжает поддерживать военное федеральное правительство Говона и выступает против сепаратистских действий полковника Оджукву. По имеющимся сведениям, в своей позиции по нигерийскому вопросу египтяне исходят из того, что выделение Восточной области Нигерии в отдельное государство значительно ослабило бы страну в целом и что этот факт может создать нежелательный прецедент для других стран африканского континента. Египтяне, по мере возможности, пропагандируют эту линию среди других африканских стран, чтобы склонить их к поддержке правительства Говона.

Египетская печать за последнее время мало помещает каких-либо комментариев о событиях в Нигерии, время от времени публикуя краткие сообщения информационных агентств о военных действиях в Нигерии.

ГВИНЕЯ. В нигерийском кризисе Гвинея поддерживает военное федеральное правительство Нигерии, исходя из необходимости сохранения единства страны и избежания раскола на базе этнических противоречий. Гвинейцы считают, что правительство Говона по вопросу о единстве Нигерии занимает правильную позицию, хотя сам Говон и не является прогрессивным деятелем.

ТАНЗАНИЯ. После провозглашения Восточной области Нигерии т. н. республикой Биафра правительство Танзании постепенно становилось на сторону Биафры. Танзанийская печать выступала с резкими нападками на нигерийское федеральное военное правительство, обвиняя его в намерении физически истребить народность ибо. Указывалось, что реакционный федеральный север Нигерии пытается задушить прогрессивную Восточную область. Танзанийская печать выступала с критикой тех стран, которые продавали оружие военному федеральному правительству Нигерии.

Представитель Биафры в Дар-эс-Саламе Остин Уку поддерживал тесные контакты с правительством Танзании и использовал танзанийскую печать для пропаганды в интересах восточнонигерийских сепаратистов. В Дар-эс-Салам несколько раз приезжали представители Биафры, которые были приняты членами танзанийского правительства, в то время как представитель военного федерального правительства Энахоро15, осенью 1967 года приехавший в Дар-эс-Салам для разъяснения событий в Нигерии, был встречен танзанийцами холодно и не добился какого-либо успеха.

13 апреля с. г. Танзания признала Биафру в качестве суверенного государства. В Танзании считают, что война в Нигерии приобрела характер геноцида в отношении народности ибо. По мнению совпосольства в Дар-эс-Саламе, признание Танзанией Биафры следует рассматривать как способ нажима на военное федеральное правительство Нигерии для того, чтобы склонить его к мирному урегулированию конфликта с Биафрой на основе признания права ибо на известное самоопределение.

<…>

ЗАМБИЯ. После признания Биафры Танзанией в местных политических кругах стали высказывать уверенность, что Замбия последует этому примеру. Правительственная пресса, комментируя признание Танзанией Биафры, подчеркивала, что теперь ОАЕ должна разъяснить федеральному правительству Нигерии, что решить вопрос о существовании Биафры военными средствами невозможно и что необходимо начать политические переговоры.

Президент Каунде16, выступая 21 апреля с. г. на заседании исполнительного совета ЮНИП17, заявил, что Лагос должен понимать, что Нигерия не может оставаться прежней. Каунда заявил также, что решению нигерийского кризиса мешают условия, которые выдвинуты еще до того, как заинтересованные стороны могли бы встретиться и найти пути и средства для прекращения разногласий.

20 мая с. г. Замбия признала Биафру как независимое и суверенное государство.

УГАНДА. Официальные лица Уганды воздерживаются от каких-либо высказываний по нигерийскому вопросу. Из неофициальных источников известно, что угандийцев огорчил не столько сам факт признания Танзанией, Габоном, Берегом Слоновой Кости и Замбией Биафры, сколько то, что это было сделано без консультации с ОАЕ. По сведениям совпосольства в Кампале, известно, что, хотя правительство Уганды сочувственно относится к Биафре, оно не может выступить в поддержку Биафры, так как это противоречило бы внутренней политике угандийского правительства, проводимой им в отношении бывшего королевства Буганда, добивавшегося отделения от Уганды.

С открытым одобрением признания Биафры Танзанией, БСК, Габоном и Замбией в Уганде выступили лидеры демократической18 партии.

МАЛИ. 22 апреля с. г., находясь проездом на совещании глав западноафриканских стран в Монровии, президент Мали Модибо Кейта19 заявил в Уагадугу (Верхняя Вольта)20, что отделение Биафры совершенно не заслуживает того, чтобы его поддерживать, так как это было бы очень опасным прецедентом для политического единства каждой страны. «Позиция Мали в этом вопросе, — сказал президент, — ясна, ибо сейчас, когда мы говорим об африканском единстве, об объединении африканских народов, нам представляется непоследовательным поощрять отделения на племенной основе».

КОНГО (БРАЗЗАВИЛЬ). По сообщению совпосольства, сочувствие президента республики Конго (Браззавиль) и конголезской общественности находится на стороне Биафры.

Имеют место суждения, что Советский Союз поддерживает реакционный режим Я. Говона. Конголезская печать периодически публикует (главным образом Бюллетень конголезской информации) сообщения из иностранных источников, отражающие указанную позицию, существующую в Конго.

Президент Массамба-Деба21 18 апреля с. г. в беседе с совпослом сказал, что сложившаяся ситуация в Нигерии имеет две стороны — общеполитическую и гуманную. С общеполитической точки зрения раскол Нигерии нельзя оправдать. Но с другой, гуманной стороны, нельзя оправдывать геноцид, который имеет место по отношению к биафрийцам. Вряд ли следует допускать, что за спиной Оджукву стоят империалистические державы. Но если допустить это, то можно ли отрицать, что и за спиной Говона также стоят империалистические страны.

Массамба-Деба дал понять, что перед Республикой Конго вопрос о признании Биафры не стоит.

МАРОККО. Исполняющий обязанности министра иностранных дел Д. Слаук в беседе с совпослом в апреле с. г. официально заявил, что марокканское правительство осуждает сепаратистские действия в африканских странах и не намерено признавать Биафру.

Эта точка зрения совпадает и с позицией марокканских общественно-политических кругов, проводящих аналогию между Биафрой и Мавританией, которую марокканцы продолжают считать «отторгнутой» провинцией Марокко.

АЛЖИР. Алжирские правительственные круги отрицательно встретили признание Танзанией, Габоном и др. Биафры. Алжирская печать охарактеризовала это как «прецедент, имеющий далеко идущие последствия», и высказывала опасения, что этому примеру могут последовать другие африканские страны.

В алжирской печати было опубликовано следующее заявление, выражающее точку зрения алжирского правительства в отношении нигерийского кризиса: «Мы полагаем, что раскольнические действия Биафры не заслуживают поддержки, так как это был бы очень серьезный прецедент, угрожающий политическому единству каждого африканского государства. В то время, когда мы говорим об африканском единстве, об объединении африканских народов, представляется непоследовательным поощрять раскол на племенной основе».

ТОГО. В начале апреля с. г. Того посетила нигерийская делегация, возглавляемая комиссаром по труду федерального военного правительства Окуну22. Делегация была принята президентом и министром иностранных дел. Руководитель нигерийской делегации сообщил представителям печати, что делегация ставит своей задачей информировать тоголезское правительство об успехах федерального правительства в войне с мятежниками Биафры, так как «Того всегда морально поддерживало Нигерию в этом конфликте».

Делегации, по сообщению совпосольства в Ломе, был оказан сдержанный прием. Обратило на себя внимание, что в сообщении о приезде нигерийской делегации подчеркивалась краткость ее пребывания и говорилось лишь о встрече с президентом и министром иностранных дел.

По сообщению совпосольства, тоголезцы очень осторожно подходят к оценке событий в Нигерии. Министр иностранных дел Унледе23 в беседе с совпослом о положении в Нигерии ограничился лишь общими словами о «внешнем давлении» на эту страну, вызванном «крайним интересом иностранных государств к несметным богатствам Нигерии» и т. п.

Тоголезцы указывают на отрицательное влияние войны в Нигерии в деле укрепления африканского единства. В тоголезской печати иногда высказываются пожелания в общей форме о прекращении военных действий, а также публикуются сообщения о бомбардировках Биафры с сочувствием к ее населению.

27 мая с. г. в Того выезжал глава федерального военного правительства Я. Говон. По заявлению Говона, целью его визита в Того было разъяснение позиции федерального правительства по нигерийскому кризису в связи с совещанием франкоязычных стран, основным вопросом повестки дня которого намечался вопрос об их отношении к нигерийскому кризису.

БУРУНДИ. 25 апреля с. г. министр иностранных дел Бурунди Нтавуришра24 заявил в Дар-эс-Саламе во время своего непродолжительного визита в Танзанию, что многим странам придется признать Биафру в качестве независимого государства, если не изменится положение, сложившееся в ходе гражданской войны, которая продолжается в Нигерии уже девять месяцев. Министр также заявил, что президент Ньерере25 изложил ему причины, заставившие Танзанию признать Биафру. «Теперь я понимаю позицию Танзании, — сказал он. — Вопрос о гражданской войне в Нигерии не носит политического характера и его следует рассматривать с позиций гуманности». Нтавуришра отказался ответить на вопрос о том, признает ли его страна Биафру.

БЕРЕГ СЛОНОВОЙ КОСТИ. Правительство Берега Слоновой [Кости] 14 мая с. г. признало Республику Биафра как независимое и суверенное государство. 16 мая с. г. президент БСК Уфуи Буаньи26 через совпосла в Абиджане обратился с просьбой к Советскому правительству прекратить военные поставки Нигерии. 12 июня с. г. агентство печати БСК подвергло резкой критике опубликованную 10 июня с. г. в «Известиях» статью «Нигерийский узел»27, обвиняя газету в том, что она «пытается ввести в заблуждение советскую общественность, умалчивая о том, что Москва входит в число держав, помогающих Лагосу».

Агентство потребовало, чтобы Советский Союз и другие страны прекратили поставки оружия и людей военному федеральному правительству Нигерии.

Агентство также заявило, что «независимость Биафры — это свершившийся факт в умах и сердцах народа Биафры. Ни вооруженные силы Лагоса, ни советские антиимпериалистические лозунги не могут его зачеркнуть».

ТУНИС. В начале июня с. г. в Тунисе находилась делегация военного федерального правительства Нигерии, в задачу которой входила информация тунисского правительства о положении в Нигерии и просить28 его о более активной поддержке усилий военного федерального правительства, направленных на сохранение единства страны. Делегация имела беседы с тунисскими руководящими деятелями и была принята президентом Бургибой29.

По имеющимся данным, тунисцы, заявляя о своей поддержке федерального правительства, вместе с тем настойчиво советовали нигерийцам, чтобы они как можно быстрее нашли то или иное решение вопроса о Биафре, ибо их позиции в противном случае будут ухудшаться и сложится такое положение, когда большинство африканских стран, в том числе и Тунис, будут вынуждены признать Биафру.

ГАБОН. Правительство Габона 8 мая с. г. признало Биафру как независимое и суверенное государство.

Составил [подпись] (Г. Гребцов)30

 

АВП РФ. Ф. 0579. Оп. 12. П. 16. Д. 10. Л. 123–133.

Подлинник. Машинопись. Подпись — автограф.

Документ № 2

Посольство СССР в Эфиопии

Секретно. Экз. № 2

27 августа 1968 г.

Исх. № 394

О ХОДЕ МИРНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ В АДДИС-АБЕБЕ ПО НИГЕРИИ

(Информация)

 

5 августа 1968 г. под председательством императора Эфиопии Хайле Селассие I в Аддис-Абебе открылись мирные переговоры делегаций федерального правительства Нигерии и Восточной провинции по урегулированию нигерийской проблемы. Делегацию федерального правительства возглавил комиссар по вопросам информации и труда Антони Энахоро. Делегация Восточной провинции (так наз. «Республика Биафра») возглавлялась руководителем этой провинции подполковником Оджукву.

Следует отметить, что в состав обеих делегаций вошли видные политические, государственные и общественные деятели Нигерии. Помимо А. Энахоро, члена правительства и вождя одного из племен на севере страны, в составе федеральной делегации были представлены два других члена правительства — комиссар общественных работ и жилищного строительства Ф. Окунну и постоянный секретарь по экономическим делам А. Аида. В делегацию Восточной провинции, кроме Оджукву, входили профессор, доктор наук Э. Нжоку, три комиссара «правительства Биафры», начальник генерального штаба армии Биафры П. Эффионг31, профессор Ибаданского университета доктор наук П. Окигба, а также 10 советников, являющихся видными деятелями Восточной провинции.

Переговорам в Аддис-Абебе предшествовали сессия Консультативного Комитета ОАЕ по Нигерии и предварительные переговоры двух сторон в Ниамее (Нигер) в июле 1968 г. Сессия Консультативного Комитета ОАЕ под председательством императора Хайле Селассие приняла резолюцию, требующую от обеих сторон возобновить мирные переговоры с целью достижения окончательного решения кризиса в стране и для того, чтобы «сохранить территориальную целостность Нигерии и гарантировать безопасность всех ее жителей». <…>

По инициативе императора Хайле Селассие Консультативный Комитет ОАЕ в Ниамее поручил ему быть посредником на переговорах в Аддис-Абебе и добиться примирения сторон в нигерийском кризисе. Император рассчитывал, что, перенеся переговоры в свою столицу, он при положительном исходе этих переговоров сможет сыграть роль «миротворца» в самом крупном и длительном конфликте в Африке. Стремление императора разрешить нигерийский кризис «в личном порядке» и добиться тем самым укрепления своего престижа в Африке и во всем мире объясняется не только его амбициями, но и необходимостью выступить на предстоящей Ассамблее глав африканских государств в Алжире с отчетом о деятельности Консультативного Комитета ОАЕ по Нигерии, председателем которого он является.

Однако обстановка перед переговорами в Аддис-Абебе значительно усложнилась по сравнению с положением, имевшим место во время совещаний в Ниамее. Если в Ниамее под давлением 6 глав государств — членов Консультативного Комитета враждующие стороны в принципе согласились на урегулирование ряда спорных вопросов, в том числе и вопроса об оказании помощи гражданскому населению районов, охваченных военными действиями, то непосредственно перед началом переговоров в Аддис-Абебе в позиции федерального правительства наметилась тенденция покончить с конфликтом военным путем и тем самым выступить в Аддис-Абебе с «позиции силы». За несколько дней до переговоров в Аддис-Абебе правительство Говона предприняло крупное военное наступление на позиции Биафры, однако ему не удалось добиться значительных военных успехов. Это наступление способствовало увеличению гражданских жертв войны и концентрации беженцев в Восточной провинции. Все это еще более обострило обстановку в Нигерии и привело к ожесточению враждующих сторон, что не могло не отразиться на переговорах в Аддис-Абебе.

На открытии переговоров император Эфиопии выступил с речью, в которой особо подчеркнул ответственность обеих сторон за обеспечение мира не только в Нигерии, но и на всем африканском континенте. Он призвал участников переговоров воздерживаться от полемики и пропаганды, проявлять дух сотрудничества и братства. Император отметил большую роль, которую сыграл в урегулировании нигерийского кризиса Консультативный Комитет ОАЕ по Нигерии и выразил благодарность членам этого Комитета за оказанное ему доверие быть посредником в продолжении переговоров.

Выступивший вслед за императором глава делегации федерального правительства Энахоро в довольно спокойной форме выразил готовность своего правительства обсудить принятые в Ниамее вопросы повестки дня переговоров. Он заявил, что целью нынешних переговоров является, как это было оговорено в Ниамее, достижение мира в Нигерии, сохранение территориальной целостности Нигерии и гарантия безопасности всего ее населения.

Однако тон переговорам и остроту в прениях задал глава делегации Восточной провинции Оджукву, который произнес более чем двухчасовую речь. В этом выступлении не содержалось никаких намеков на уступчивость руководителей сепаратистского движения Биафры и прозвучало с еще большей категоричностью требование об отделении Восточной провинции от Нигерии и образовании самостоятельного государства. Он, в частности, заявил, что только отдельное от Нигерии политическое существование Восточной провинции может обеспечить мир, безопасность и прогресс народа Биафры. По его словам, военное поражение Биафры не заставит ее прекратить борьбу, которая будет продолжаться партизанскими методами. Оджукву дал свою интерпретацию истории нигерийского конфликта, начиная с 1966 года, исказив действительное положение вещей в Нигерии.

Следует отметить, что в своей речи Оджукву сделал ряд выпадов против Советского Союза. Одним из наиболее антисоветских высказываний является его заявление о том, что «Россия полностью вовлекла себя в эту войну на нигерийской стороне в обмен на обещание получить военные базы, политический и экономический плацдарм в Африке».

Непримиримый тон речи Оджукву, его резкие нападки на федеральное правительство Нигерии и его руководителей (Говона, например, он назвал Гитлером и объявил его ответственным за геноцид и убийство ста тысяч жителей Биафры) оказали решающее влияние на дальнейший ход переговоров. К тому же в его речи не содержалось каких-либо конкретных предложений по мирному урегулированию конфликта.

На другой день после открытия переговоров глава нигерийской делегации Энахоро внезапно провел пресс-конференцию, во время которой он заявил, что его делегация отказывается от продолжения переговоров до тех пор, пока с обеих сторон в составе делегаций не будут представлены только нигерийцы. При этом Энахоро сослался на участие в составе делегации Биафры иностранцев, в частности представителей Габона. (Действительно на открытии переговоров в составе делегации Биафры присутствовали два габонца, один из них — капитан габонской армии, и танзаниец.) Заявив, что это является попыткой Оджукву осуществить свой план по интернационализации нигерийского конфликта, Энахоро сказал, что он доведет до сведения императора решение своей делегации об отказе от участия в переговорах до удовлетворения указанного требования его делегации.

После вмешательства императора требование Энахоро было удовлетворено и переговоры возобновились 7 августа. Накануне Оджукву выехал на родину, оставив главой своей делегации д-ра Эни Нжоку. На заседании 7 августа выступил глава делегации федерального правительства Энахоро, который ответил вкратце на выпады Оджукву и представил детально разработанные предложения по урегулированию нигерийского кризиса. План федерального правительства предусматривал следующие девять пунктов условий окончательного разрешения проблемы:

  1. Заявление об отказе от отделения.
  2. Разоружение мятежных войск.
  3. Учреждение полицейских сил в охваченных мятежом районах.
  4. Обеспечение безопасности племени ибо.
  5. Международные силы наблюдателей.
  6. Администрация Восточно-Центрального Штата (Восточная провинция).
  7. Амнистия.
  8. Устройство беженцев ибо.
  9. Конституционная конференция.

Кроме того, в качестве самостоятельных пунктов предложений федерального правительства являлись: прекращение военных действий и оказание помощи гражданскому населению.

Энахоро в своей речи дал подробное толкование каждому пункту выдвинутой им программы. Для того чтобы облегчить противоположной стороне заявление об отказе от отделения, Энахоро предложил сделать его в форме совместной декларации следующего содержания: «Обе стороны договорились сохранять единство и территориальную целостность федеративной Республики Нигерия во внешних границах, установленных 1 октября 1963 года, и обеспечивать во все времена безопасность жизни и собственности всего ее населения».

Как следует из разъяснений Энахоро, за этой декларацией и прекращением военных действий должно последовать разоружение мятежных войск, положение о котором будет разработано на совместной конференции представителей командования обеих сторон с предоставлением определенных гарантий мятежникам. По словам Энахоро, для сохранения порядка в районах, находящихся в настоящее время в руках мятежников, будет учреждена полиция, состоящая в основном из представителей племени ибо.

В целях наблюдения за прекращением военных действий и сохранения безопасности жителей Восточной провинции Энахоро предложил учредить международные силы наблюдателей в составе Эфиопии, Индии и Канады. При этом он заявил, что функции, состав, командование, численность, финансирование, сроки пребывания этих сил будут предметом дальнейших переговоров.

Согласно предложениям Энахоро, для управления Восточно-Центральным Штатом должен быть назначен военный губернатор, а при нем Исполнительный совет, состоящий из гражданских лиц. Губернатор и члены Совета могут быть назначены из племени ибо в равной пропорции из лиц лояльных федерации и сторонников нынешнего режима Восточной провинции.

По заявлению Энахоро, вышеизложенные условия прекращения военных действий и разрешения проблемы в целом являются переходными: они будут действовать до принятия новой конституции Нигерии, которая должна быть разработана на соответствующей конференции.

На возобновившихся 9 августа переговорах глава делегации Восточной провинции Нжоку выступил с ответным заявлением, в котором вновь повторил аргументы Оджукву относительно развития событий в Нигерии. Подробно остановившись на предложениях федерального правительства, Нжоку отвергнул по существу все пункты программы Энахоро.

В качестве предложений Биафры по урегулированию конфликта Нжоку выдвинул следующие 9 пунктов.

  1. Сохранение отколовшейся Восточной провинции в качестве суверенного и независимого государства Биафра.
  2. Немедленное прекращение военных действий на земле, на море и в воздухе.
  3. Немедленное снятие экономической блокады, установленной федеральным правительством над морскими и речными портами, аэродромами и наземными коммуникациями Биафры.
  4. Вывод войск за предвоенные границы и обеспечение беженцам свободы возвращения на родину.
  5. Установление наблюдения над прекращением военных действий со стороны международных сил в составе представителей 10 африканских государств: Эфиопии, Либерии, Ганы, Нигера, Камеруна, Конго (Киншаса), Танзании, Габона, Берега Слоновой Кости и Замбии (т. е. стран — участниц Консультативного Комитета ОАЕ по Нигерии и четырех стран, признавших Биафру).
  6. Организация экономического сотрудничества и создание общих служб между Нигерией и Биафрой.
  7. Проведение плебисцита в спорных районах и за пределами Биафры с целью выявления воли народа о присоединении к Биафре.
  8. Разделение платежей по налогам и долгам бывшей федерации между Нигерией и Биафрой.
  9. Немедленное достижение договоренности о доставке продовольствия и других предметов первой необходимости по воздуху, морю и земле для гражданских жертв войны.

Следует отметить, что во всех официальных встречах обеих делегаций в переговорах принимали участие с эфиопской стороны не только лично император Хайле Селассие, но и премьер-министр Аклилу Абтевольд32, министр иностранных дел Кетема Ифру33, министр двора Кидане Вольд, вновь назначенный посол Эфиопии в США Минассие Хайле и др., а также Генеральный секретарь ОАЕ Диалло Телли34. Помимо официальных встреч обеих делегаций за одним столом при участии императора со своей свитой и Диалло Телли с несколькими своими помощниками, императором и Диалло Телли систематически, а иногда два-три раза в день, проводились беседы с каждой из делегаций в частном порядке.

После неоднократных встреч императора с каждой из делегаций в отдельности, а также консультаций генерального секретаря ОАЕ Диалло Телли с отдельными делегациями стало ясно, что сблизить в какой-то мере позиции сторон до такой степени, чтобы возникла реальная платформа для конструктивного обсуждения, не удалось. Это отчетливо показало следующее официальное заседание делегаций под председательством императора 12 августа. На этом заседании с большой полемической речью выступил глава делегации федерального правительства Энахоро, в которой подробно осветил всю историю возникновения сепаратистского движения Биафры, разъяснил причины борьбы нигерийского народа за единство страны и ответил на выпады Оджукву. Детально разобрав все предложения делегации Биафры, Энахоро заявил, что они являются неприемлемыми в связи с тем, что вытекают из принципа отделения Восточной провинции от Нигерии.

Как заявил Энахоро, единственным пунктом предложений Биафры, который заслуживает рассмотрения, является призыв о немедленном достижении договоренности относительно доставки помощи бедствующему гражданскому населению.

Этот пункт совпадает с третьим вопросом повестки дня переговоров, и поэтому Энахоро предложил приступить к обсуждению этого третьего вопроса повестки дня, прекратив переговоры по первому основному пункту повестки дня в связи с отсутствием какого-либо сближения позиции Биафры с предложениями федерального правительства.

Однако в ходе дальнейших переговоров и сепаратных встреч императора и Диалло Телли с обеими делегациями выяснилось, что и по этому последнему пункту повестки дня нет единства взглядов между сторонами. Энахоро заявил, что его правительство разрешит полеты иностранных самолетов с продовольствием и медикаментами для жертв войны в Восточной провинции только при условии их досмотра соответствующими властями Нигерии, с чем, в свою очередь, не соглашается делегация Биафры. Все усилия императора добиться согласованного решения хотя бы по этому вопросу не привели к положительным результатам. На следующий день, 13 августа, глава делегации федерального правительства Энахоро вылетел в Лагос для консультаций со своим правительством.

По данным, полученным в кругах ОАЕ, Энахоро выехал в Лагос в связи с завершением своей миссии, которая заключалась в том, чтобы довести до сведения всей Африки позицию федерального правительства и доказать несостоятельность предложений Биафры и непримиримый характер позиции ее лидеров. Федеральное правительство, как считают в кругах ОАЕ, показало, что оно уважает мнение африканских лидеров, согласившись на продолжение переговоров с Биафрой в Аддис-Абебе, но одновременно оно проявило и надлежащую твердость, отвергнув поползновение Биафры получить признание со стороны ОАЕ своих сепаратистских действий.

В связи с отъездом Энахоро и непримиримостью сторон обстановка на переговорах еще более усложнилась. Было принято решение очередные заседания делегаций проводить при закрытых дверях, с обеспечением более строгих мер секретности в юбилейном дворце императора, перенеся их из Дома Африки. Император, пытаясь сблизить позиции сторон по вопросу о доставке продовольствия и медикаментов для населения, охваченного военными действиями, произвел очередной нажим на делегации, буквально требуя, чтобы они немедленно согласились и приняли единое решение о путях и способах доставки помощи населению в Восточную провинцию. По имеющимся данным, император заявил на переговорах, что все мировое общественное мнение желает решения данного вопроса, и призвал делегации проявить гуманизм по отношению к гражданскому населению страны. Император сослался при этом на направленные ему послания от видных государственных деятелей различных стран, в которых содержится призыв оказать помощь голодающему и умирающему населению Нигерии и положить конец кровопролитной войне.

Официальное заседание 15 августа было самым длительным и тяжелым в течение всех переговоров. Делегация Восточной провинции не отступила от своей позиции, требуя снятия блокады и свободного доступа в Восточную провинцию всех видов транспорта, предназначенных для помощи населению. Делегация федерального правительства, возглавляемая после отъезда Энахоро комиссаром общественных работ и жилищного строительства Феми Окунну, вновь подтвердила свою позицию по вопросу о доставке помощи: самолеты Международного Красного Креста могут доставлять предметы помощи в аэропорты Нигерии, откуда они после проверки федеральными властями на грузовиках по специально созданным коридорам будут направляться в районы назначения.

<…>

В связи с тем, что в течение пяти официальных заседаний обеих делегаций под председательством императора и более десятка сепаратных встреч императора с каждой делегацией в частном порядке не было достигнуто какого-либо прогресса в переговорах, император принял решение созвать сессию Консультативного Комитета ОАЕ по Нигерии в Аддис-Абебе. 16 августа было официально объявлено, что император пригласил всех глав шести государств — членов Комитета прибыть срочно в Аддис-Абебу на сессию Комитета. Посольству стало известно, что он передал это приглашение через послов этих шести стран еще во вторник, 13 августа, попросив глав государств прибыть в Аддис-Абебу 17 августа с тем, чтобы в понедельник, 19 августа, официально открыть сессию Комитета. Одновременно император обратился к главам враждующих сторон Говону и Оджукву с просьбой принять личное участие в работе сессии Консультативного Комитета.

Однако, согласно полученной посольством информации, ряд глав государств — членов Комитета, в том числе президенты Мобуту35 и Табмэн36, генерал Анкра, а также Говон довели до сведения своих послов, что они вряд ли смогут прибыть в Аддис-Абебу в назначенное императором время. В связи с этим намеченная на 19 августа сессия Консультативного Комитета ОАЕ по Нигерии не состоялась. До сих пор никто из глав [государств] Комитета шести в Аддис-Абебу не прибыл, и вопрос о созыве сессии Комитета в Аддис-Абебе отпал.

Судя по всему, главы государств Комитета 6-ти по Нигерии, понимая очевидную неудачу переговоров в Аддис-Абебе, посчитали для себя наиболее целесообразным уклониться от непосредственного участия в этих переговорах. Как здесь полагают, лидеры остальных участников Консультативного Комитета не хотят брать на себя ответственность за фактический провал мирных переговоров в Аддис-Абебе. Они прекрасно отдают себе отчет, что в данный момент вся тяжесть нигерийского кризиса и ответственность за его разрешение лежит на плечах императора Эфиопии как инициаторе и организаторе мирных переговоров в Аддис-Абебе.

В этой обстановке эфиопское правительство и лично император продолжали настойчивые усилия по достижению согласованного решения по одному единственному вопросу о доставке помощи населению, по которому имеется пока надежда на положительный результат. Император почти ежедневно после прерванных 15 августа официальных заседаний делегаций проводил частные встречи то с одной, то с другой делегацией.

Эфиопская правительственная печать регулярно передавала сообщения об этих встречах, подчеркивая, что переговоры в Аддис-Абебе не закончены и в ближайшее время возобновятся. Делегации обеих сторон, в свою очередь, избегали каких-либо заявлений или действий, которые могли бы создать впечатление, что именно они намерены прекратить переговоры. Так, например, когда два члена нигерийской делегации покинули Аддис-Абебу, и в иностранной печати появились сообщения о фактическом окончании переговоров, нынешний руководитель нигерийской делегации Окунну сделал официальное заявление о том, что отъезд кого-либо из делегатов из Аддис-Абебы не означает прекращение переговоров. В местной печати были опубликованы сообщения о том, что два ведущих делегата федерального правительства, в том числе постоянный секретарь по экономическим делам правительства Аида, вернулись 21 августа в Аддис-Абебу после консультаций со своим правительством, а делегация Восточной провинции была укреплена в связи с прибытием в тот же день главнокомандующего армией Биафры генерал-майора Эффионга.

Обращает на себя внимание активная деятельность открытого в Аддис-Абебе с разрешения эфиопских властей пресс-центра делегации Биафры. Через этот пресс-центр, разместившийся в самой крупной гостинице города, делегация Биафры распространяет брошюры, плакаты и другие материалы, в которых защищается дело Биафры и делаются нападки на страны, поддерживающие федеральное правительство. В частности, в карикатурной форме распространяемые там плакаты показывают, как Англия, США и СССР совместно помогают Нигерии в борьбе против Биафры. В этом пресс-центре выставлены также фотографии, показывающие «расправу» федеральных войск с племенем ибо. Сотрудники пресс-центра проводят беседы с эфиопскими и иностранными корреспондентами и другими посетителями, раздают свою литературу и материалы. Ежедневно там демонстрируются документальные фильмы об ужасах войны и «зверствах» федеральных войск.

В журналистских кругах Аддис-Абебы высказывалось мнение, что делегация Биафры попытается закрепиться в Аддис-Абебе, сохранив на длительное время свой пресс-центр в виде представительства национально-освободительного движения Биафры. Характерно в этой связи, что из беседы с начальником службы информации Императорского дворца стало известно, что имеется указание «сверху» не препятствовать делегации Биафры в ее пропагандистской деятельности во время переговоров в Аддис-Абебе. Что касается деятельности пресс-центра Биафры после официального окончания переговоров, то, по заявлению вышеупомянутого начальника службы информации, эта деятельность вряд ли будет продолжаться длительное время. В местных информированных кругах полагают, что эфиопское правительство вряд ли пойдет на оказание поддержки в деятельности указанного пресс-центра, так же как и в поддержке вообще дела Биафры. Прежде всего, это создало бы прецедент для сформирования подобных же центров или представительств эфиопских сепаратистов за границей, например в Нигерии. Кроме того, такая поддержка Биафры означала бы отход эфиопского правительства от занимаемой им позиции поддержки единства и территориальной целостности Нигерии.

Первая стадия мирных переговоров в Аддис-Абебе показала непримиримость сторон на переговорах и отсутствие каких-либо реальных возможностей по политическому урегулированию конфликта, поскольку обе стороны исходят из прямо противоположных позиций. Представители Биафры пока еще не отказались и вряд ли откажутся от своего главного требования — добиться сохранения политической независимости, т. е. закрепления отделения от Нигерии. Федеральное правительство Нигерии не намерено, в свою очередь, идти на какие-либо уступки в этом принципиальном вопросе и будет продолжать свои усилия по разрешению нигерийской проблемы военным путем, т. е. путем подавления остатков сопротивления руководителей Биафры и их сторонников. В этих условиях в настоящее время вызывает большое затруднение и решение другого важного вопроса в нигерийском кризисе — прекращение военных действий. Остаются надежды на урегулирование в конечном счете только вопроса о доставке населению районов, охваченных военными действиями, помощи продовольствием, медикаментами и одеждой. Именно на разрешение этого последнего вопроса направлены сейчас все усилия императора и эфиопского правительства.

Для императора представляется чрезвычайно важным добиться хотя бы минимального, но положительного исхода в мирных переговорах в Аддис-Абебе. Таким положительным результатом могло явиться урегулирование вопроса о доставке помощи гражданскому населению Нигерии. Очевидно, что императору на заключительной стадии переговоров в какой-то степени и удалось урегулировать этот вопрос.

Как следует из официального сообщения по местному радио, 24 августа возобновились официальные встречи двух делегаций на переговорах в Аддис-Абебе под председательством императора. 25 августа в местных газетах было опубликовано заявление Диалло Телли для представителей печати, в котором указывается, что утром 24 августа «обе стороны достигли важного соглашения по вопросу о срочной доставке помощи гражданскому населению охваченных войной районов путем принятия некоторых новых предложений его императорского величества, касающихся одновременного использования наземного и воздушного коридоров». Обе стороны, говорится далее в этом заявлении, вновь встретились в тот же день вечером для обсуждения деталей быстрого претворения в жизнь достигнутого утром соглашения. Переговоры были продолжены в понедельник, 26 августа.

По имеющимся данным, обстановка вокруг возобновившихся переговоров складывалась следующим образом. Длительные ежедневные переговоры императора с обеими делегациями в отдельности, предшествовавшие официальной встрече делегаций 24 августа, свидетельствовали о том, что император с помощью Диалло Телли практически оказывал повседневный нажим на делегацию Биафры с целью склонить ее на принятие компромиссного решения о доставке помощи бедствующему гражданскому населению Нигерии. В связи с тем, что это компромиссное решение означало бы уступку со стороны делегации Биафры, была достигнута договоренность с тем, чтобы «спасти ее лицо», сделать вышеупомянутое соглашение двух делегаций секретным.

В то же время для того, чтобы придать видимость успеха переговоров, было решено обнародовать сообщение о данном соглашении. С этой целью Диалло Телли было поручено выступить на пресс-конференции с вышеуказанным заявлением, опубликованным 25 августа. Как здесь полагают, это было сделано с учетом того, что у императора и других организаторов переговоров нет уверенности в том, что обе стороны, и в первую очередь руководители Биафры, пойдут на выполнение этого соглашения, о деталях которого еще продолжаются переговоры. <…>

Хотя официально переговоры еще не закончились, надо полагать, что единственным их результатом может явиться только вышеуказанное секретное соглашение, о выполнении которого нет еще полной договоренности.

Советник Посольства СССР в Эфиопии [подпись] (С. Кирсанов)

 

АВП РФ. Ф. 0579. Оп. 12. П. 16. Д. 10. Л. 95–108.

Подлинник. Машинопись. Подпись — автограф.

Документ № 3

Посольство СССР в Эфиопии

Секретно. Экз. № 2

8 октября 1968 г.

Исх. № 427

О ХОДЕ МИРНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ В АДДИС-АБЕБЕ ПО НИГЕРИИ

(Информация в дополнение к Нашему № 394/с от 27 августа 1968 г.)

 

В понедельник, 26 августа с. г., в течение 6 часов, как следует из официального сообщения, состоялись две встречи императора с обеими делегациями отдельно.

Основным вопросом, обсуждавшимся во время этих встреч, был вопрос, связанный с транспортировками гражданских поставок помощи населению районов, охваченных военными действиями. Переговоры по этому вопросу продолжались до 3 сентября с. г., т. е. до принятия нигерийским правительством компромиссных предложений императора, выдвинутых им 28 августа. Компромиссные предложения императора сводились к следующему.

  1. Предлагалось создание двух (наземного и воздушного) коридоров, по которым гражданские поставки помощи будут направляться в Восточную провинцию под контролем и наблюдением международной группы наблюдателей (шесть членов Консультативного Комитета ОАЕ по Нигерии и Международного Красного Креста).
  2. Указывались населенные пункты, через которые будет отгружаться помощь для последующей транспортировки по наземному и воздушному коридорам.
  3. Излагались условия, при которых указанные выше коридоры могли бы нормально функционировать.
  4. Перечислялись основные задачи международной группы наблюдателей. При обсуждении этих компромиссных предложений выявилось нежелание как представителей Восточной провинции, так и федеральных нигерийских властей пойти на создание наземного коридора. Это нежелание обосновывалось обеими сторонами трудностями создания такого наземного коридора и неприемлемостью его по военным причинам.

3 сентября с. г. глава нигерийского правительства Говон согласился с предложением Хайле Селассие об авиатранспортировке гражданской помощи с Фернандо-По на аэродром Ули, удерживаемый войсками Восточной провинции. Другая сторона на переговорах также выразила в принципе согласие направлять помощь с Фернандо-По, но не согласилась с аэродромом Ули, как конечным пунктом назначения (ранее они предлагали Утуру).

Обе стороны приняли предложение Хайле Селассие об осуществлении всех авиатранспортировок помощи под наблюдением Международного Красного Креста.

9 сентября с. г., в связи с завершением нигерийских переговоров в Аддис-Абебе, перед делегациями обеих сторон выступил император как глава Консультативного Комитета ОАЕ по Нигерии. Хайле Селассие выразил удовлетворение результатами переговоров, хотя и признал, что конфликт в Нигерии не прекращен, и что к его обсуждению вернется ассамблея глав государств и правительств ОАЕ в Алжире с 13 по 16 сентября 1968 года.

Давая общую оценку состоявшимся в Аддис-Абебе переговорам по Нигерии, следует отметить прежде всего то, что обе делегации, приступая к переговорам, не имели в своих позициях ничего общего, что могло бы явиться основой для достижения какого-либо соглашения. Еще в период переговоров федеральные нигерийские представители в беседах с сотрудниками посольства подчеркивали, что они не пойдут ни на какие уступки представителям другой стороны, а будут решать эту проблему военным путем. Свидетельством этому может служить то, что именно в период переговоров в Аддис-Абебе нигерийские федеральные войска предприняли расширенные боевые действия против войск Биафры с тем, чтобы вынудить другую сторону пойти на значительные уступки во время переговоров.

В результате непримиримости двух сторон и нежелания найти общую основу для достижения соглашения между двумя сторонами даже в таких вопросах, как пути и средства осуществления поставок помощи жертвам гражданской войны в Нигерии, а также ввиду того, что приближалось время начала работы ассамблеи ОАЕ, Хайле Селассие завершил 9 сентября с. г. свою безрезультативную миссию посредника на переговорах, передав эту проблему на обсуждение всеафриканского форума в Алжире.

 

1 II Африканский отдел МИД СССР «К вопросу о “Республике Биафра”. (Справка)». 31 июля 1968 г. // Россия и Африка. Документы и материалы. 1961 — начало 1970-х / под ред. А.С. Балезина, А.В. Воеводского, А.Б. Давидсона, С.В. Мазова. М., 2021. С. 508.

2 Kirk-Greene A.H.M. Crisis and conflict in Nigeria: A documentary sourcebook 1966–1969. Vol. I. Oxford, 1971. P. 452.

3 Мазов С.В. Военная помощь СССР федеральному правительству во время гражданской войны в Нигерии (1967–1970) // Новая и новейшая история. 2023. № 4. С. 167–188. DOI: 10.31857/S013038640027032–3

4 В 1960–1970-е годы употребляли это название, сейчас используется название «игбо».

5 Из дневника Сафрончука В.С. «Запись беседы с послом Берега Слоновой Кости в Гане Леоном Амоном». 24 июня 1968 г. // Архив внешней политики Российской Федерации (далее — АВП РФ). Ф. 573. Оп. 12. П. 18. Д. 1. Л. 98–99.

6 Griffin Ch. France and the Nigerian Civil War, 1967–1970 // Postcolonial Conflict and the Question of Genocide: The Nigeria-Biafra War, 1967–1970 / eds A.D. Moses, L. Heerten. New York, 2017. P. 156–176.

7 Jorre J. de St. The Brothers’ War. Biafra and Nigeria. Boston, 1972. P. 184–185.

8 Сотрудник советского посольства в Нигерии охарактеризовал этот поворот следующим образом: «Правительство США …проводило курс на ослабление Нигерии, имея в виду, что ослабленная Нигерия не сможет противостоять натиску американского империализма, что поведет к усилению влияния и позиций США в экономике страны и с помощью этого заставит федеральное военное правительство Говона пойти на переговоры с Оджукву и решить внутриполитический кризис мирным путем на условиях, приемлемых для Оджукву, а следовательно, и правительства США. Однако в последнее время в связи с крупными победами федеральных войск над войсками раскольников Оджукву и принятием ряда других мер по обеспечению победы над сепаратистами, американцы (как и англичане) вынуждены были изменить свою политику, заявляя о полной поддержке федерального военного правительства Нигерии в его усилиях ликвидировать этот кризис и сохранить Нигерию единой и территориально целостной». (Советник посольства СССР в Нигерии Р. Мельников «Позиция США в нигерийском кризисе. (Справка)». 30 августа 1968 г. // АВП РФ. Ф. 0579. Оп. 12. П. 16. Д. 10. Л. 146).

9 Так в тексте. Гудпастер, Эндрю (1915–2005) — генерал армии США, заместитель командующего Командования военной помощи США Вьетнаму (1968–1969), Верховный главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе и главнокомандующий Европейским командованием Соединенных Штатов (1969–1974).

10 Анкра, Джозеф (1915–1992), генерал-майор, командующий армией Ганы (1961–1965), уволен за нелояльность президенту Кваме Нкруме. Руководитель военного переворота, приведшего к свержению Нкрумы 24 февраля 1966 г. Глава Национального совета освобождения (1966–1969), ушел в отставку после коррупционного скандала.

11 Хайле, Селассие I (1892–1975) — император Эфиопии (1930–1974).

12 В состав миссии ОАЕ по Нигерии (позднее переименована в Консультативный комитет ОАЕ по Нигерии) вошли главы шести стран: Председатель Национального совета освобождения Ганы Дж. Анкра, Президент Демократической Республики Конго Ж. Мобуту, Президент Камеруна Х. Ахиджо, Президент Либерии У. Табмен, Президент Нигера А. Диори, Император Эфиопии Хайле Селассие I. Миссии поручалось посетить «главу Федерального правительства Нигерии, чтобы заверить его в стремлении участников саммита сохранить территориальную целостность, единство и мир в Нигерии». (Organization of African Unity. Resolutions and declarations adopted by the Fourth ordinary session of the Assembly of heads of state and government held in Kinshasa, Congo, from 11 to 14 September 1967. AHG. Res. 51 (IV). Resolution // URL: https://au.int/sites/default/files/decisions/9516-assembly_en_11_14_september_1967_assembly_heads_state_government_fourth_ordinary_session.pdf (дата обращения: 15.06.2021).

13 Ныне Бенин.

14 Так в тексте. Синзоган, Бенуа (р. 1930) — министр иностранных дел (1967–1968) Дагомеи.

15 Энахоро, Энтони (1923–2010) — министр информации и труда в правительстве Я. Говона (1967–1974).

16 Так в тексте. Каунда, Кеннет (1924–2021) — президент Замбии (1964–1991).

17 Объединенная партия национальной независимости, основана в 1959 г., правящая партия Замбии (1964–1991).

18 Так в тексте. Демократической партии.

19 Кейта, Модибо (1915–1977) — президент Мали (1960–1968).

20 Ныне Буркина-Фасо.

21 Массамба-Деба, Альфонс (1921–1977), президент (1963–1968) Республики Конго (Браззавиль).

22 Так в тексте. Окунну, Феми (р. 1933), министр общественных работ и жилищного строительства в правительстве Я. Говона (1967–1974).

23 Унледе, Йоахим (1925–?) — министр иностранных дел Того (1967–1976).

24 Так в тексте. Нтавуришира, Лазаре (1931–2015) — министр иностранных дел Бурунди (1967–1969).

25 Ньерере, Джулиус Камбараге (1922–1999) — президент Танганьики/Танзании (1961–1985).

26 Так в тексте. Уфуэ-Буаньи, Феликс (1905–1993) — президент Берега Слоновой Кости/Кот-д’Ивуара (1960–1993).

27 Пиляцкин Б. Нигерийский узел // Известия. 10.VI.1968.

28 Так в тексте.

29 Бургиба, Хабиб (1903–2000) — президент Туниса (1957–1987).

30 Сотрудник II Африканского отдела МИД СССР.

31 Так в тексте. Эффионг, Филип (1925–2003) — начальник генерального штаба армии Биафры (1967–1970), президент самопровозглашенной Республики Биафра (8 января 1970 г. — 12 января 1970 г.).

32 Аклилу, Хабте-Уолд (1912–1974) — премьер-министр Эфиопии (1961–1974).

33 Кетема, Ифру (1929–1994) — министр иностранных дел Эфиопии (1961–1972).

34 Диалло, Телли (1925–1977) — гвинейский дипломат и политик, один из основателей ОАЕ, первый генеральный секретарь организации (1964–1972).

35 Мобуту, Жозеф-Дезире (1930–1997) — президент Демократической Республики Конго/Заира (1965–1997).

36 Так в тексте. Табмен, Уильям (1895–1971) — президент Либерии (1944–1971).

×

Об авторах

С. В. Мазов

Центр африканских исследований Института всеобщей истории РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.mazov@mail.ru
Scopus Author ID: 38661607200
ResearcherId: 0000-0001-6502-751X

главный научный сотрудник

Россия, Москва

Список литературы

  1. Мазов С.В. Военная помощь СССР федеральному правительству во время гражданской войны в Нигерии (1967–1970) // Новая и новейшая история. 2023. № 4. С. 167–188. doi: 10.31857/S013038640027032–3
  2. Пиляцкин Б. Нигерийский узел // Известия. 10.VI.1968.
  3. Россия и Африка. Документы и материалы. 1961 — начало 1970-х / под ред. А.С. Балезина, А.В. Воеводского, А.Б. Давидсона, С.В. Мазова. М., 2021.
  4. Griffin Ch. France and the Nigerian Civil War, 1967–1970 // Postcolonial Conflict and the Question of Genocide: The Nigeria-Biafra War, 1967–1970 / eds A.D. Moses, L. Heerten. New York, 2017. P. 156–176.
  5. Jorre J. de St. The Brothers’ War. Biafra and Nigeria. Boston, 1972.
  6. Kirk-Greene A.H.M. Crisis and conflict in Nigeria: A documentary sourcebook 1966–1969. Vol. I–II. Oxford, 1971.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».